Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
Участников: 3
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В толковых словарях указывается, что технология – это набор и последовательность технических операций, выполняемых в определенных производственных процессах. Во второй половине XX века в дидактике появляется термин «педагогическая технология», под которым мы подразумеваем систему средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся.
В зависимости от основной идеи в разные годы в отечественной педагогике и психологии разрабатывались различные технологии обучения, в том числе, ориентированные на формирование системного подхода на средства, приемы и методы обучения; на формирование системных знаний у учащихся; на развитие мыслительной и творческой деятельности школьников; на воспитание социально адаптированной активной личности обучаемого; на внедрении принципов педагогики сотрудничества в процесс обучения и т.д.
Любая педагогическая технология должна строиться на основе научного анализа учебно-воспитательного процесса; базироваться на определенной методологии и иметь строго обусловленные параметры приложения; комплексно решать образовательные и воспитательные задачи школы; обеспечивать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
К основным критериям, позволяющим оценить ту или иную педагогическую технологию, можно отнести такие факторы, как: научность и концептуальность, системность и целостность, целенаправленность и прогнозируемость, эффективность и воспроизводимость (запишите краткие определения понятий).
Научность –
Концептуальность –
Системность –
Целостность –
Целенаправленность –
Прогнозируемость –
Эффективность –
Воспроизводимость –
В педагогической литературе (Г.К. Селевко, 1998, 2005) предложена подробная классификация педагогических технологий по самым различным признакам, которая по признанию автора все же не является исчерпывающей, в связи со сложностью и многообразием педагогических технологий.
Педагогическим технологиям обычно присваиваются названия, которые должны отражать основополагающие цели и направления их применения. В описательной части указываются научно-методические, методологические и концептуальные основы, области наиболее успешного применения и ограничения в применении данной технологии, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы учебно-воспитательного процесса, результаты апробации и применения на практике и т.д.
2. ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Традиционная классно-урочная технология обучения.
Практически единственной формой обучения сегодня является классно-урочная система. Содержание и построение учебных дисциплин соответствуют возрасту и уровню развития обучаемых, а также другим основным принципом дидактики (научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков, связи изучаемого материала с жизнью, использование межпредметных связей и др.).
Личностно-ориентированные педагогические технологии.
В основе различных вариантов этой группы технологий лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого, для которой обеспечивается максимальная возможность самореализации и усвоения новых знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальностью ученика и его образовательными запросами. К личностно-ориентированным педагогическим технологиям относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, педагогическая система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как учебной дисциплины, формирующей человека) и др. В определенной степени к личностно-ориентированным гуманистическим педагогическим технологиям можно отнести Вольдорфскую педагогическую систему, согласно которой каждый ребенок – существо духовное, имеет на Земле определенную божественную миссию. Задача школы – в процессе свободного воспитания дать учащимся не столько знания, сколько сформировать целостную ответственную за свои действия личность, обладающую способностью к самореализации, самосовершенствованию и самоопределению.
Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых.
В основе технологий данного типа используются приемы, средства и методы обучения, способствующие формированию интереса, высокой степени мотивации, осознанного подхода учащихся к обучению. В качестве конечного результата достигается значительное повышение активности деятельности учащихся, а также уровня их знаний, умений и навыков. Примерами таких технологий могут служить игровые педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология интенсификации обучения на основе моделей учебного материала в виде опорных схем (по В.Ф. Шаталову) и др.
Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса.
К данной группе педагогических технологий можно отнести методическую систему перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии уровневой дифференциации обучения по различным параметрам (по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню учебных достижений, по уровню физического развития и здоровью и т.д. вплоть до технологии индивидуального обучения детей). Технологии программированного обучения предполагают сочетание последовательного изучения отдельных блоков учебного материала с непосредственным и постоянным контролем его усвоения учащимися. В качестве форм программированного обучения можно использовать учебники-тренажеры или компьютерные обучающие программы.
Технологии развивающего обучения.
В основе различных моделей технологий развивающего обучения лежит идея: главная цель обучения – не определенный объем знаний, а развитие всех основных качеств личности. При этом решающая роль в развитии ребенка должна принадлежать обучению. В учебно-воспитательном процессе ученик является полноправным субъектом деятельности. В результате обучения, кроме приобретения знаний, умений и навыков, в первую очередь формируются и совершенствуются способы умственных действий, самоуправляющие механизмы, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические качества личности.
Технология укрупнения дидактических единиц.
Эффективность изучения новых знаний крупными блоками позволяет учащимся воспринимать учебный материал более осознанно и целостно; устанавливать взаимосвязи как внутри изучаемого предмета, так и межпредметные связи; более результативно проводить закрепление и обобщение знаний; чаще и более объективно проводить контроль и учет знаний учащихся.
Технологии поэтапного формирования умственных действий. Обучение проводится в виде последовательных этапов. Вначале предполагается предвари-тельное ознакомление с умственным действием, дается первое представление об этом действии. Во-вторых, учащиеся выполняют указанное действие в соответствии с заданием или инструкцией. В-третьих, учащиеся учатся проговаривать вслух те или иные умственные (мыслительные) действия (этап внешней речи). В-четвертых, учащиеся проговаривают те или иные умственные действия про себя с различной долей обобщения (этап внутренней речи). Окончательным этапом обучения по данной технологии является достижение автоматизированного действия, те есть без инструкции, без внешнего или внутреннего проговаривания.
Технология модульного (блочного) обучения.
Данная технология предполагает предварительное деление изучаемого материала на систему отдельных модулей. Каждый модуль (блок) представляет собой логически выделенный в учебном предмете раздел, имеющий определенную целостность и законченность. После изучения каждого модуля учащиеся аттестуются в форме дифференцированного зачета (на отметку).
Интеграционные технологии в обучении.
В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности изучение нескольких ранее самостоятельных школьных дисциплин в рамках одного предмета. Примером такой интеграции является школьный курс «Естествознание», объединяющий знания по биологии, химии и физике и позволяющий, по мнению авторов технологии, более цельно, глубоко и достоверно сформировать в сознании учащихся единую естественнонаучную картину мира.
Технологии концентрированного обучения.
Под концентрированным обучением понимают такую форму и методы его организации, когда учащиеся за меньшее учебное время усваивают больший объем учебного материала. К технологиям концентрированного обучения можно отнести модель суггестивного (от слова «суггестика» - внушение, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание учащихся посредством определенных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций) «погружения»; модель временного «погружения», предполагающая длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, чередуя уроки этого предмета с уроками образно-эмоциональной сферы.
В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс новых информационных и коммуникативных средств, появился термин компьютерные технологии в обучении учащихся. Этот термин сегодня отражает, прежде всего, не целостную научно разработанную методологию применения системы средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, но только применение информационных и коммуникативных средств в школе. Можно считать, что «компьютерные технологии» являются в школе одним из средств реализации той или иной педагогической технологии, применяемой в каждом конкретном случае.
3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
Общие понятия о средствах обучения и их классификация. Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и обучающимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.
Средства обучения химии в широком смысле понятия можно разделить условно на несколько групп:
- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;
- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;
- школьный химический кабинет, обеспечивающий возможность эффективного использования всех соответствующих приемов и методов обучения предмету;
- специальные дидактические средства обучения химии.
Литература, применяемая в учебно-воспитательном процессе только лишь учителем, должна быть, прежде всего, научно достоверной и содержать сведения, доступные пониманию учащихся. Информация, содержащаяся в этих источниках должна всемерно использоваться учителем в качестве не только образовательного фактора, но также решать воспитательные и развивающие задачи.
Учебная и научно-популярная литература для учащихся должна полностью отвечать всем дидактическим и психологическим требованиям и принципам.
Помещения химического кабинета должны соответствовать строительным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим требованиям, иметь специальные научно оборудованные рабочие места для учеников и учителя, обеспечивающие безопасность работы по химии. Химический кабинет должен быть оснащен учебным оборудованием, позволяющим обеспечивать возможность выполнения требований учебных программ по химии и внеклассной работы.
К специальным средствам обучения химии относят:
- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);
- приборы, химическая посуда и лабораторные принадлежности;
- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;
- средства обучения на печатной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);
- аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченными соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);
- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченными соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).
Список этих средств обучения химии, а также потребность для каждого типа школ и школьных параллелей устанавливаются «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Указанные в Перечне пособия и оборудование определяются содержанием предмета в соответствии с требованиями Образовательного стандарта по химии.
Аудиовизуальные средства обучения химии и методика их применения. Химия – наука экспериментальная, поэтому важнейшими и основными средствами обучения в школе должны быть натуральные объекты и реальные химические процессы. Лишь в случаях невозможности их использования в школе (не позволяют Правила техники безопасности; в регионе изучаемые объекты, например, завод по производству серной кислоты, отсутствуют; процессы протекают крайне длительно; сверхвысокая стоимость реактивов и оборудования и др.), учитель может применить другие средства обучения. Однако ни самые красочные кинофрагменты химических явлений, ни виртуальный эксперимент на компьютере не будут равнозначны в учебном процессе по дидактическому эффекту с простейшей химической реакцией, осуществленной учащимся своими руками в обычной пробирке. Методика организации и проведения учебного химического эксперимента рассмотрена нами ранее.
При отборе моделей, таблиц, схем, графиков и других аналогичных пособий в качестве средства обучения, следует всегда отдавать предпочтение тем, которые лучше всего отражают реальные явления и могут иллюстрировать их в динамике, то есть, – динамические таблицы, схемы, модели.
К аудиовизуальным средствам обучения относятся диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы. Для их использования необходима соответствующая аппаратура, возможности которой в определенной степени определяют критерии отбора этих средств в преподавании химии.
Обычные звукозаписи применяются учителями на уроках химии не часто, однако некоторые приемы в использовании магнитофонов и диктофонов все же можно рекомендовать:
- воспроизведение аудиозаписи новейшей информации по предмету, выступления специалистов и ученых;
- запись объяснения нового материала для повторного прослушивания отстающим ученикам или пропустившим занятия;
- аудиозапись проведения химического диктанта или запись текста с последующим его анализом учащимися;
- запись устных ответов учащихся с последующим их прослушиванием и оценкой правильности речи, полноты и логики ответа;
- озвучивание видеоматериалов, изготовленных самими учителями или учениками.
Фонд учебных диапозитивов и диафильмов по химии в свое время был доведен до значительного объема, начиная от первоначальных химических понятий вплоть до биографий выдающихся ученых. Передовые учителя разрабатывали технику самостоятельного изготовления этих пособий. Применение диапозитивов и диафильмов по химии в учебном процессе и на сегодняшний день не потеряло своего дидактического потенциала. Диапозитивы можно с успехом применять как иллюстрации, схемы, таблицы в сочетании со словесными методами и химическим экспериментом. Тематические диафильмы позволяют последовательно проследить основные понятия изучаемого материала, использовать их при закреплении, повторении или обобщении изученного раздела программы. Однако, существенным недостатком технических средств для демонстрирования диапозитивов и диафильмов (диаскопы, фильмоскопы и др.) является необходимость затемнения классной комнаты.
Эпидиаскопы, или эпипроекторы позволяют проецировать на экране непрозрачные тексты или изображения небольшого размера, что можно использовать в процессе обучения для демонстрирования текстов и различных изображений, и для их копирования в увеличенном виде.
Этого недостатка лишены кодоскопы (графопроекторы), позволяющие проецировать кодослайды (транспаранты) в условиях незатемненного помещения. Размеры кодослайдов (25х25 см) позволяют делать на них записи непосредственно ручкой или фломастером. При отсутствии специальных прозрачных пленок для кодоскопа, можно использовать отработанные рентгеновские пленки или обычный полиэтилен. Транспаранты выпускают различных типов, дающих возможность увидеть изображение в цвете, накладывать одну картинку на другую. Слайды, подготовленные учителем заранее, могут содержать тему и план урока; рисунок, решение задачи, таблицу, текст контрольной работы по вариантам и т.д.
Эффективным приемом в организации контроля знаний учащихся, развития их речи является домашнее задание по изготовлению слайдов, на которых необходимо нанести уравнения химических реакций, решение задачи, рисунок или схема и т.д. В настоящее время широкое распространение получили кодослайды отпечатанные на принтерах через компьютеры. Многие учителя, овладев техникой нанесения записей на пленку при включенном кодоскопе, применяют его непосредственно при объяснении нового материала или при проведении других этапов урока вместо (или вместе) классной доски. С помощью кодоскопа можно демонстрировать ход химических опытов, например, реакцию натрия с водой в чашке Петри.
Большими дидактическими возможностями обладают видеоматериалы (кинофильмы, видеофильмы и видеофрагменты, видеозаписи, компьютерные /цифровые/ записи и т.д.). При подготовке к уроку необходимо заранее отобрать необходимые фрагменты видеоматериалов (с учетом времени их показа), определить последовательность их включения в ход урока. Видеозапись позволяет показать процесс, изучаемый на уроке, в динамике, делая акцент на те моменты, которые важны для восприятия учащимися.
Видеоматериалы можно разделить по их содержанию на несколько направлений. Во-первых, это специальные фильмы, содержание которых соответствует учебной программе (строение атома, свойства элементов отдельных групп периодической системы, химический эксперимент, биографии ученых и т.д.). Во-вторых, видеозаписи, сделанные на основе научно-популярных телевизионных передач. В-третьих, видеозаписи, выполненные учителем или учениками: объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента, ответы учащихся, ход выполнения практических и лабораторных работ, ход экскурсии на химические предприятия, химические вечера и другие внеклассные мероприятия по химии, выступления специалистов или бывших учеников школы и т.д. Особое место в преподавании может занять видеосъёмка кинокамерой с одновременным воспроизведением изображения на экране телевизора, что позволяет показать процессы, проходящие даже с микроколичествами веществ, демонстрировать работу отдельных (показательных) учащихся и т.д.
Дидактические принципы построения и применения аудио- и видеосредств обучения. Требования к методике применения аудиовизуальных средств обучения по химии вытекают из общедидактических принципов в сочетании с задачами и спецификой курса химии средней школы. Аудио- и видеоматериалы должны нести не только информационную нагрузку (служить простой иллюстрацией к изучаемому вопросу), но и обладать развивающим и воспитывающим потенциалом, который учитель обязан использовать в полной мере. Необходимо учитывать, что применение аудиовизуальных средств обучения на уроках «заставляет» включать учащихся непроизвольное внимание и запоминание. Для организации произвольного внимания учитель должен предварительно перед использованием этих средств обучения поставить ясную цель, активизировать учащихся на восприятие нужного материала, указать его последовательность и важнейшие моменты и объяснить необходимость его усвоения.
Аудиовизуальные средства обучения можно с успехом применять на всех этапах учебно-воспитательного процесса, как на уроках, так и во внеклассной работе. При объяснении нового материала важно точно определить параметры фрагмента, а после просмотра проверить полноту и правильность восприятия с помощью вопросов и упражнений. Аналогично используют аудиовизуальные средства при закреплении и обобщении темы. Для организации контроля знаний учащихся больше подходят диапозитивы, видеокадры, глядя на которые учащиеся дают соответствующее объяснение или «озвучивают» их содержание. Возможен прием анализа учеником видеофрагмента на предмет содержания в нем неточностей или ошибок, или проведение определенного комментария. Доступность современных технических средств позволяет внедрять в учебный процесс самостоятельные творческие работы (проекты) учащихся по созданию аудиовизуальных материалов, видеофильмов, презентаций и т.д.
Применяя в учебном процессе аудиовизуальные средства обучения, учителю необходимо твердо придерживаться правила, что работа с этими средствами является частным методическим приемом, который необходимо постоянно сочетать с другими приемами и средствами, прежде всего, с применением натуральных объектов и явлений.
Изучите приведенный ниже конспект урока с применением визуальных средств обучения и сделайте его анализ.
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов».
(Минченков Е.Е. и др. ХИМИЯ – 8 класс)
Цель урока: Изучить с учащимися строение электронной оболочки атома. Закрепить понятия «периодический закон» и «периодическая система». Сформировать у учащихся знания о строение электронной оболочки атома.
Задачи:
а) Образовательные: сформировать у учащихся знания о строении атома, выявить межпредметные связи с курсом физики.
б) Развивающие: развить у учащихся умение говорить по плану, высказывать суждения, развить внимательность и наблюдательность, умение работать с компьютерными учебными программами.
в) Воспитывающие: воспитать интерес к предмету химии, уважение к истории химии, аккуратность и научное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: наглядное пособие «Состояние электронов в атоме», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, компьютерная программа «Таблица химических элементов и их свойства», классная доска, муль¬тимедиа-проектор, персональный компьютер.
План урока.
I. Организационный момент (1-2 минуты).
II. Ход урока (20-25 минут).
1) Историческая справка.
2) Атом – сложная структура.
3) Электронная оболочка атома.
4) Строение атомов элементов № 1—20
III. Выводы
IV. Закрепление. (5-7 минуты).
V. Домашнее задание. (1-2 минуты).
I. Организационный момент (1-2 минуты).
Приветствие. Отметка отсутствующих. Активизация класса на усвоение новой темы.
II. Ход урока (20–25 минут).
Учитель громко проговаривает и записывает тему урока на доске «Строение электронной оболочки атомов». Далее по ходу объяснения записывает на доске вопросы плана изучения новой темы.
1) Историческая справка.
Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого атом означает «неделимый». (Слайд №1 Демокрит).
В начале XX века была принята планетарная модель строения атома, предложенная Резерфордом, согласно которой вокруг очень малого по размерам положительно заряженного ядра движутся электроны, подобно планетам вокруг Солнца. (Слайд №2. Модель Резерфорда).
Ирландский физик Стони на основании опытов пришел к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах химических элементов. В 1891 году Стони предложил эти частицы называть электронами, что по-гречески значит «янтарь».
Современные представления о строении атомов сводятся к следующему.
Учитель записывает на доске второй пункт плана.
2) Атом – сложная структура.
Периодический закон Д. И. Менделеева и высказанные на его основе гипотезы явились стимулом к выяснению строения атома.
Было установлено, что атом частица электронейтральная – т.е. частица не имеющая заряда.
В 1911 году английский ученый Э. Резерфорд доказал на опыте, что в центре атома имеется положительно заряженное ядро. Дальнейшие исследования показали, что положительный заряд ядра атома численно равен порядковому номеру элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Так как атом электронейтрален, то, следовательно, число электронов движущихся вокруг ядра атома, должно быть равно заряду ядра.
Таким образом, число положительных зарядов ядра каждого атома, а также число вращающихся в поле ядра электронов равны порядковому номеру элемента.
В настоящее время в ядре атома открыто большое число элементарных частиц.
Учитель: Вспомните из курса физики, какие частицы находятся в ядре атома?
Важнейшими из них являются протоны (символ р) и нейтроны (символ n). Элементарные частицы характеризуются определенным зарядом. Протон обладает зарядом +1, а заряд нейтрона равен нулю. В 1932 году Д.Д. Иваненко и Е.Н. Гапон создали протонно–нейтронную теорию строения ядра. Согласно этой теории ядра всех атомов состоят из Z протонов и (A–Z) нейтронов, где Z – порядковый номер элемента, а A – массовое число.
Массовое A число указывает суммарное число Z протонов и N нейтронов в ядре атома (A = Z + N).
Итак, вы узнали, что атом – частица со сложной структурой. В центре его находится положительно заряженное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра атома движутся электроны. (Слайд №3. Атом сложная структура).
3) Электронная оболочка атома.
Электроны, двигаясь вокруг ядра атома, образуют в совокупности его электронную оболочку. Число электронов в электронной оболочке атома равно заряду его ядра (числу протонов в ядре атома), и определяется порядковым или атомным номером элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. Электроны располагаются на разном удалении от ядра атома, группируясь в электронные слои. Чем ближе к ядру расположены электроны, тем прочнее они связаны с ядром. Каждый электронный слой состоит из электронов с близкими значениями энергии; поэтому электронные слои еще называют энергетическими уровнями. Число энергетических уровней равно номеру периода в котором находится химический элемент.
Ядро атома водорода имеет заряд +1. В атоме только один электрон и, естественно только один электронный слой. Строение атома водорода можно отразить различными схемами (Слайд №4). Строение атомов учащиеся зарисовывают в тетради.
Слайд №4. Схемы строения атома водорода.
Эти записи содержат одинаковые сведения: химический знак элемента, заряд ядра его атома число энергетических уровней и число электронов на каждом из них.
Чтобы установить связь между строением атома химического элемента и его свойствами, рассмотрим еще несколько химических элементов.
Посмотрите на экран мультимедиа проектора и по компьютерной программе “Таблица химических элементов и их свойства”, скажите мне, какой химический элемент находится сразу за водородом?
Следующий за водородом гелий — инертный элемент. Он не образует соединений с другими элементами, а значит, валентности не проявляет.
Посмотрите на схему (Слайд №5) и попробуйте описать данный элемент?
Ядро атома гелия имеет заряд +2; вокруг него движутся 2 электрона, образуя один электронный уровень.
Атомы гелия не образуют соединений с атомами других химических элементов, это говорит о большой устойчивости его электронной оболочки.
Внешние электронные оболочки атомов гелия и других инертных газов называют завершенными.
Вы познакомились со строением и свойствами водорода и гелия — элементов первого периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Слайд №5. Схемы строения атома гелия.
Следующий элемент, который мы рассмотрим — литий.
В атоме лития 3 электрона. Два из них находятся на первом, ближнем к ядру электронном слое, а третий образует второй, внешний электронный слой (Слайд 6).
Слайд №6. Схемы строения атома лития.
Значит, в атоме лития, химического элемента второго периода, появился второй электронный слой. Находящийся на нем электрон слабее связан с ядром, чем два других. В соединениях атомы лития имеют постоянную валентность равную 1.
Слайд №7. Схемы строения атома фтора.
Найдите в периодической системе химический знак лития, от лития до неона Ne закономерно возрастает заряд ядер атомов. Постепенно заполняется электронами второй слой. С ростом числа электронов на втором слое металлические свойства элементов постепенно ослабевают и сменяются неметаллическими.
Фтор — самый активный неметалл, в его атоме два электронных слоя, содержащих соответственно 2 и 7 электронов (Слайд 7).
За фтором следует неон Ne (Слайд . По свойствам эти элементы резко отличаются. Неон инертен так же, как и гелий, не образует соединений. Второй электронный слой содержащий восемь электронов, является завершенным. Это значит, что электроны образовали устойчивую систему, придавая атому инертность (неспособность образовывать химические соединения).
Слайд 8. Схемы строения атома неона.
Следующий химический элемент, атомы которого будут отличаться от атомов неона дополнительным протоном в ядре и электроном, имеет три электронных слоя. Этот элемент резко отличается по свойствам от неона, он активный метал, и, как и литий, проявляет в соединениях валентность равную 1.
Как вы думаете, какой это элемент?
Натрий — щелочной металл, более активный, чем литий. Единственный электрон его внешнего электронного слоя расположен дальше от ядра, чем внешний электрон в атоме лития, а потому еще слабее связан с ядром (Слайд 9).
Слайд 9. Схемы строения атома натрия.
Посмотрите от натрия Na до аргона Ar (Слайд 10) увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне, металлические свойства от натрия к алюминию ослабевают, а неметаллические усиливаются от кремния к фосфору и сере.
Слайд 10. Схемы строения атома аргона.
Учитель вместе с учениками делают выводы по пройденной теме и повторяют материал.
III. Выводы.
1) Свойства химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра, изменяются периодически потому, что повторяется сходное строение внешнего электронного слоя атомов элементов.
2) Плавное изменение свойств химических элементов в пределах одного периода можно объяснить постепенным увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне.
3) Завершение внешнего электронного слоя атома приводит к резкому скачку в свойствах при переходе от галогена к инертному элементу; появление нового внешнего электронного слоя — причина резкого скачка в свойствах при переходе от инертного элемента к щелочному металлу.
4) Свойства химических элементов, принадлежащих к одному семейству, сходны потому, что на внешнем электронном слое их атомов одинаковое число электронов.
IV. Закрепление (5-7 минуты).
1) Как называется модель атома, предложенная Резерфордом, и почему?
2) Подумайте, какой заряд может иметь атом?
3) Скажите, какие элементарные частицы находятся в ядре атома?
4) Как расположены электроны в электронной оболочке атома?
5) Каким образом связан номер периода с числом электронных слоев в атоме?
6) Используя компьютерную программу «Таблица химических элементов и их свойства» и наглядное пособие «Состояние электронов в атоме», составьте схемы строения атомов а) азота; б) серы. Сравните строение электронных оболочек атомов азота и серы, отметьте различия. Как это связано со свойствами элементов?
V. Домашнее задание (1-2 минуты).
Прочитать §28 на странице 145. Опираясь на компьютерную программу «Таблица химических элементов и их свойства» и наглядное пособие «Состояние электронов в атоме», письменно в рабочей тетради выполнить задания 1-5 на странице 151.
(Учебник ХИМИЯ – 8, под редакцией Е.Е. Минченкова)
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]>
или
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В толковых словарях указывается, что технология – это набор и последовательность технических операций, выполняемых в определенных производственных процессах. Во второй половине XX века в дидактике появляется термин «педагогическая технология», под которым мы подразумеваем систему средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся.
В зависимости от основной идеи в разные годы в отечественной педагогике и психологии разрабатывались различные технологии обучения, в том числе, ориентированные на формирование системного подхода на средства, приемы и методы обучения; на формирование системных знаний у учащихся; на развитие мыслительной и творческой деятельности школьников; на воспитание социально адаптированной активной личности обучаемого; на внедрении принципов педагогики сотрудничества в процесс обучения и т.д.
Любая педагогическая технология должна строиться на основе научного анализа учебно-воспитательного процесса; базироваться на определенной методологии и иметь строго обусловленные параметры приложения; комплексно решать образовательные и воспитательные задачи школы; обеспечивать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
К основным критериям, позволяющим оценить ту или иную педагогическую технологию, можно отнести такие факторы, как: научность и концептуальность, системность и целостность, целенаправленность и прогнозируемость, эффективность и воспроизводимость (запишите краткие определения понятий).
Научность –
Концептуальность –
Системность –
Целостность –
Целенаправленность –
Прогнозируемость –
Эффективность –
Воспроизводимость –
В педагогической литературе (Г.К. Селевко, 1998, 2005) предложена подробная классификация педагогических технологий по самым различным признакам, которая по признанию автора все же не является исчерпывающей, в связи со сложностью и многообразием педагогических технологий.
Педагогическим технологиям обычно присваиваются названия, которые должны отражать основополагающие цели и направления их применения. В описательной части указываются научно-методические, методологические и концептуальные основы, области наиболее успешного применения и ограничения в применении данной технологии, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы учебно-воспитательного процесса, результаты апробации и применения на практике и т.д.
2. ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Традиционная классно-урочная технология обучения.
Практически единственной формой обучения сегодня является классно-урочная система. Содержание и построение учебных дисциплин соответствуют возрасту и уровню развития обучаемых, а также другим основным принципом дидактики (научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков, связи изучаемого материала с жизнью, использование межпредметных связей и др.).
Личностно-ориентированные педагогические технологии.
В основе различных вариантов этой группы технологий лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого, для которой обеспечивается максимальная возможность самореализации и усвоения новых знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальностью ученика и его образовательными запросами. К личностно-ориентированным педагогическим технологиям относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, педагогическая система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как учебной дисциплины, формирующей человека) и др. В определенной степени к личностно-ориентированным гуманистическим педагогическим технологиям можно отнести Вольдорфскую педагогическую систему, согласно которой каждый ребенок – существо духовное, имеет на Земле определенную божественную миссию. Задача школы – в процессе свободного воспитания дать учащимся не столько знания, сколько сформировать целостную ответственную за свои действия личность, обладающую способностью к самореализации, самосовершенствованию и самоопределению.
Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых.
В основе технологий данного типа используются приемы, средства и методы обучения, способствующие формированию интереса, высокой степени мотивации, осознанного подхода учащихся к обучению. В качестве конечного результата достигается значительное повышение активности деятельности учащихся, а также уровня их знаний, умений и навыков. Примерами таких технологий могут служить игровые педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология интенсификации обучения на основе моделей учебного материала в виде опорных схем (по В.Ф. Шаталову) и др.
Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса.
К данной группе педагогических технологий можно отнести методическую систему перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии уровневой дифференциации обучения по различным параметрам (по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню учебных достижений, по уровню физического развития и здоровью и т.д. вплоть до технологии индивидуального обучения детей). Технологии программированного обучения предполагают сочетание последовательного изучения отдельных блоков учебного материала с непосредственным и постоянным контролем его усвоения учащимися. В качестве форм программированного обучения можно использовать учебники-тренажеры или компьютерные обучающие программы.
Технологии развивающего обучения.
В основе различных моделей технологий развивающего обучения лежит идея: главная цель обучения – не определенный объем знаний, а развитие всех основных качеств личности. При этом решающая роль в развитии ребенка должна принадлежать обучению. В учебно-воспитательном процессе ученик является полноправным субъектом деятельности. В результате обучения, кроме приобретения знаний, умений и навыков, в первую очередь формируются и совершенствуются способы умственных действий, самоуправляющие механизмы, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические качества личности.
Технология укрупнения дидактических единиц.
Эффективность изучения новых знаний крупными блоками позволяет учащимся воспринимать учебный материал более осознанно и целостно; устанавливать взаимосвязи как внутри изучаемого предмета, так и межпредметные связи; более результативно проводить закрепление и обобщение знаний; чаще и более объективно проводить контроль и учет знаний учащихся.
Технологии поэтапного формирования умственных действий. Обучение проводится в виде последовательных этапов. Вначале предполагается предвари-тельное ознакомление с умственным действием, дается первое представление об этом действии. Во-вторых, учащиеся выполняют указанное действие в соответствии с заданием или инструкцией. В-третьих, учащиеся учатся проговаривать вслух те или иные умственные (мыслительные) действия (этап внешней речи). В-четвертых, учащиеся проговаривают те или иные умственные действия про себя с различной долей обобщения (этап внутренней речи). Окончательным этапом обучения по данной технологии является достижение автоматизированного действия, те есть без инструкции, без внешнего или внутреннего проговаривания.
Технология модульного (блочного) обучения.
Данная технология предполагает предварительное деление изучаемого материала на систему отдельных модулей. Каждый модуль (блок) представляет собой логически выделенный в учебном предмете раздел, имеющий определенную целостность и законченность. После изучения каждого модуля учащиеся аттестуются в форме дифференцированного зачета (на отметку).
Интеграционные технологии в обучении.
В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности изучение нескольких ранее самостоятельных школьных дисциплин в рамках одного предмета. Примером такой интеграции является школьный курс «Естествознание», объединяющий знания по биологии, химии и физике и позволяющий, по мнению авторов технологии, более цельно, глубоко и достоверно сформировать в сознании учащихся единую естественнонаучную картину мира.
Технологии концентрированного обучения.
Под концентрированным обучением понимают такую форму и методы его организации, когда учащиеся за меньшее учебное время усваивают больший объем учебного материала. К технологиям концентрированного обучения можно отнести модель суггестивного (от слова «суггестика» - внушение, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание учащихся посредством определенных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций) «погружения»; модель временного «погружения», предполагающая длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, чередуя уроки этого предмета с уроками образно-эмоциональной сферы.
В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс новых информационных и коммуникативных средств, появился термин компьютерные технологии в обучении учащихся. Этот термин сегодня отражает, прежде всего, не целостную научно разработанную методологию применения системы средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, но только применение информационных и коммуникативных средств в школе. Можно считать, что «компьютерные технологии» являются в школе одним из средств реализации той или иной педагогической технологии, применяемой в каждом конкретном случае.
3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
Общие понятия о средствах обучения и их классификация. Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и обучающимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.
Средства обучения химии в широком смысле понятия можно разделить условно на несколько групп:
- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;
- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;
- школьный химический кабинет, обеспечивающий возможность эффективного использования всех соответствующих приемов и методов обучения предмету;
- специальные дидактические средства обучения химии.
Литература, применяемая в учебно-воспитательном процессе только лишь учителем, должна быть, прежде всего, научно достоверной и содержать сведения, доступные пониманию учащихся. Информация, содержащаяся в этих источниках должна всемерно использоваться учителем в качестве не только образовательного фактора, но также решать воспитательные и развивающие задачи.
Учебная и научно-популярная литература для учащихся должна полностью отвечать всем дидактическим и психологическим требованиям и принципам.
Помещения химического кабинета должны соответствовать строительным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим требованиям, иметь специальные научно оборудованные рабочие места для учеников и учителя, обеспечивающие безопасность работы по химии. Химический кабинет должен быть оснащен учебным оборудованием, позволяющим обеспечивать возможность выполнения требований учебных программ по химии и внеклассной работы.
К специальным средствам обучения химии относят:
- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);
- приборы, химическая посуда и лабораторные принадлежности;
- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;
- средства обучения на печатной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);
- аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченными соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);
- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченными соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).
Список этих средств обучения химии, а также потребность для каждого типа школ и школьных параллелей устанавливаются «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Указанные в Перечне пособия и оборудование определяются содержанием предмета в соответствии с требованиями Образовательного стандарта по химии.
Аудиовизуальные средства обучения химии и методика их применения. Химия – наука экспериментальная, поэтому важнейшими и основными средствами обучения в школе должны быть натуральные объекты и реальные химические процессы. Лишь в случаях невозможности их использования в школе (не позволяют Правила техники безопасности; в регионе изучаемые объекты, например, завод по производству серной кислоты, отсутствуют; процессы протекают крайне длительно; сверхвысокая стоимость реактивов и оборудования и др.), учитель может применить другие средства обучения. Однако ни самые красочные кинофрагменты химических явлений, ни виртуальный эксперимент на компьютере не будут равнозначны в учебном процессе по дидактическому эффекту с простейшей химической реакцией, осуществленной учащимся своими руками в обычной пробирке. Методика организации и проведения учебного химического эксперимента рассмотрена нами ранее.
При отборе моделей, таблиц, схем, графиков и других аналогичных пособий в качестве средства обучения, следует всегда отдавать предпочтение тем, которые лучше всего отражают реальные явления и могут иллюстрировать их в динамике, то есть, – динамические таблицы, схемы, модели.
К аудиовизуальным средствам обучения относятся диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы. Для их использования необходима соответствующая аппаратура, возможности которой в определенной степени определяют критерии отбора этих средств в преподавании химии.
Обычные звукозаписи применяются учителями на уроках химии не часто, однако некоторые приемы в использовании магнитофонов и диктофонов все же можно рекомендовать:
- воспроизведение аудиозаписи новейшей информации по предмету, выступления специалистов и ученых;
- запись объяснения нового материала для повторного прослушивания отстающим ученикам или пропустившим занятия;
- аудиозапись проведения химического диктанта или запись текста с последующим его анализом учащимися;
- запись устных ответов учащихся с последующим их прослушиванием и оценкой правильности речи, полноты и логики ответа;
- озвучивание видеоматериалов, изготовленных самими учителями или учениками.
Фонд учебных диапозитивов и диафильмов по химии в свое время был доведен до значительного объема, начиная от первоначальных химических понятий вплоть до биографий выдающихся ученых. Передовые учителя разрабатывали технику самостоятельного изготовления этих пособий. Применение диапозитивов и диафильмов по химии в учебном процессе и на сегодняшний день не потеряло своего дидактического потенциала. Диапозитивы можно с успехом применять как иллюстрации, схемы, таблицы в сочетании со словесными методами и химическим экспериментом. Тематические диафильмы позволяют последовательно проследить основные понятия изучаемого материала, использовать их при закреплении, повторении или обобщении изученного раздела программы. Однако, существенным недостатком технических средств для демонстрирования диапозитивов и диафильмов (диаскопы, фильмоскопы и др.) является необходимость затемнения классной комнаты.
Эпидиаскопы, или эпипроекторы позволяют проецировать на экране непрозрачные тексты или изображения небольшого размера, что можно использовать в процессе обучения для демонстрирования текстов и различных изображений, и для их копирования в увеличенном виде.
Этого недостатка лишены кодоскопы (графопроекторы), позволяющие проецировать кодослайды (транспаранты) в условиях незатемненного помещения. Размеры кодослайдов (25х25 см) позволяют делать на них записи непосредственно ручкой или фломастером. При отсутствии специальных прозрачных пленок для кодоскопа, можно использовать отработанные рентгеновские пленки или обычный полиэтилен. Транспаранты выпускают различных типов, дающих возможность увидеть изображение в цвете, накладывать одну картинку на другую. Слайды, подготовленные учителем заранее, могут содержать тему и план урока; рисунок, решение задачи, таблицу, текст контрольной работы по вариантам и т.д.
Эффективным приемом в организации контроля знаний учащихся, развития их речи является домашнее задание по изготовлению слайдов, на которых необходимо нанести уравнения химических реакций, решение задачи, рисунок или схема и т.д. В настоящее время широкое распространение получили кодослайды отпечатанные на принтерах через компьютеры. Многие учителя, овладев техникой нанесения записей на пленку при включенном кодоскопе, применяют его непосредственно при объяснении нового материала или при проведении других этапов урока вместо (или вместе) классной доски. С помощью кодоскопа можно демонстрировать ход химических опытов, например, реакцию натрия с водой в чашке Петри.
Большими дидактическими возможностями обладают видеоматериалы (кинофильмы, видеофильмы и видеофрагменты, видеозаписи, компьютерные /цифровые/ записи и т.д.). При подготовке к уроку необходимо заранее отобрать необходимые фрагменты видеоматериалов (с учетом времени их показа), определить последовательность их включения в ход урока. Видеозапись позволяет показать процесс, изучаемый на уроке, в динамике, делая акцент на те моменты, которые важны для восприятия учащимися.
Видеоматериалы можно разделить по их содержанию на несколько направлений. Во-первых, это специальные фильмы, содержание которых соответствует учебной программе (строение атома, свойства элементов отдельных групп периодической системы, химический эксперимент, биографии ученых и т.д.). Во-вторых, видеозаписи, сделанные на основе научно-популярных телевизионных передач. В-третьих, видеозаписи, выполненные учителем или учениками: объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента, ответы учащихся, ход выполнения практических и лабораторных работ, ход экскурсии на химические предприятия, химические вечера и другие внеклассные мероприятия по химии, выступления специалистов или бывших учеников школы и т.д. Особое место в преподавании может занять видеосъёмка кинокамерой с одновременным воспроизведением изображения на экране телевизора, что позволяет показать процессы, проходящие даже с микроколичествами веществ, демонстрировать работу отдельных (показательных) учащихся и т.д.
Дидактические принципы построения и применения аудио- и видеосредств обучения. Требования к методике применения аудиовизуальных средств обучения по химии вытекают из общедидактических принципов в сочетании с задачами и спецификой курса химии средней школы. Аудио- и видеоматериалы должны нести не только информационную нагрузку (служить простой иллюстрацией к изучаемому вопросу), но и обладать развивающим и воспитывающим потенциалом, который учитель обязан использовать в полной мере. Необходимо учитывать, что применение аудиовизуальных средств обучения на уроках «заставляет» включать учащихся непроизвольное внимание и запоминание. Для организации произвольного внимания учитель должен предварительно перед использованием этих средств обучения поставить ясную цель, активизировать учащихся на восприятие нужного материала, указать его последовательность и важнейшие моменты и объяснить необходимость его усвоения.
Аудиовизуальные средства обучения можно с успехом применять на всех этапах учебно-воспитательного процесса, как на уроках, так и во внеклассной работе. При объяснении нового материала важно точно определить параметры фрагмента, а после просмотра проверить полноту и правильность восприятия с помощью вопросов и упражнений. Аналогично используют аудиовизуальные средства при закреплении и обобщении темы. Для организации контроля знаний учащихся больше подходят диапозитивы, видеокадры, глядя на которые учащиеся дают соответствующее объяснение или «озвучивают» их содержание. Возможен прием анализа учеником видеофрагмента на предмет содержания в нем неточностей или ошибок, или проведение определенного комментария. Доступность современных технических средств позволяет внедрять в учебный процесс самостоятельные творческие работы (проекты) учащихся по созданию аудиовизуальных материалов, видеофильмов, презентаций и т.д.
Применяя в учебном процессе аудиовизуальные средства обучения, учителю необходимо твердо придерживаться правила, что работа с этими средствами является частным методическим приемом, который необходимо постоянно сочетать с другими приемами и средствами, прежде всего, с применением натуральных объектов и явлений.
Изучите приведенный ниже конспект урока с применением визуальных средств обучения и сделайте его анализ.
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов».
(Минченков Е.Е. и др. ХИМИЯ – 8 класс)
Цель урока: Изучить с учащимися строение электронной оболочки атома. Закрепить понятия «периодический закон» и «периодическая система». Сформировать у учащихся знания о строение электронной оболочки атома.
Задачи:
а) Образовательные: сформировать у учащихся знания о строении атома, выявить межпредметные связи с курсом физики.
б) Развивающие: развить у учащихся умение говорить по плану, высказывать суждения, развить внимательность и наблюдательность, умение работать с компьютерными учебными программами.
в) Воспитывающие: воспитать интерес к предмету химии, уважение к истории химии, аккуратность и научное мировоззрение.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: наглядное пособие «Состояние электронов в атоме», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, компьютерная программа «Таблица химических элементов и их свойства», классная доска, муль¬тимедиа-проектор, персональный компьютер.
План урока.
I. Организационный момент (1-2 минуты).
II. Ход урока (20-25 минут).
1) Историческая справка.
2) Атом – сложная структура.
3) Электронная оболочка атома.
4) Строение атомов элементов № 1—20
III. Выводы
IV. Закрепление. (5-7 минуты).
V. Домашнее задание. (1-2 минуты).
I. Организационный момент (1-2 минуты).
Приветствие. Отметка отсутствующих. Активизация класса на усвоение новой темы.
II. Ход урока (20–25 минут).
Учитель громко проговаривает и записывает тему урока на доске «Строение электронной оболочки атомов». Далее по ходу объяснения записывает на доске вопросы плана изучения новой темы.
1) Историческая справка.
Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого атом означает «неделимый». (Слайд №1 Демокрит).
В начале XX века была принята планетарная модель строения атома, предложенная Резерфордом, согласно которой вокруг очень малого по размерам положительно заряженного ядра движутся электроны, подобно планетам вокруг Солнца. (Слайд №2. Модель Резерфорда).
Ирландский физик Стони на основании опытов пришел к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах химических элементов. В 1891 году Стони предложил эти частицы называть электронами, что по-гречески значит «янтарь».
Современные представления о строении атомов сводятся к следующему.
Учитель записывает на доске второй пункт плана.
2) Атом – сложная структура.
Периодический закон Д. И. Менделеева и высказанные на его основе гипотезы явились стимулом к выяснению строения атома.
Было установлено, что атом частица электронейтральная – т.е. частица не имеющая заряда.
В 1911 году английский ученый Э. Резерфорд доказал на опыте, что в центре атома имеется положительно заряженное ядро. Дальнейшие исследования показали, что положительный заряд ядра атома численно равен порядковому номеру элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Так как атом электронейтрален, то, следовательно, число электронов движущихся вокруг ядра атома, должно быть равно заряду ядра.
Таким образом, число положительных зарядов ядра каждого атома, а также число вращающихся в поле ядра электронов равны порядковому номеру элемента.
В настоящее время в ядре атома открыто большое число элементарных частиц.
Учитель: Вспомните из курса физики, какие частицы находятся в ядре атома?
Важнейшими из них являются протоны (символ р) и нейтроны (символ n). Элементарные частицы характеризуются определенным зарядом. Протон обладает зарядом +1, а заряд нейтрона равен нулю. В 1932 году Д.Д. Иваненко и Е.Н. Гапон создали протонно–нейтронную теорию строения ядра. Согласно этой теории ядра всех атомов состоят из Z протонов и (A–Z) нейтронов, где Z – порядковый номер элемента, а A – массовое число.
Массовое A число указывает суммарное число Z протонов и N нейтронов в ядре атома (A = Z + N).
Итак, вы узнали, что атом – частица со сложной структурой. В центре его находится положительно заряженное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра атома движутся электроны. (Слайд №3. Атом сложная структура).
3) Электронная оболочка атома.
Электроны, двигаясь вокруг ядра атома, образуют в совокупности его электронную оболочку. Число электронов в электронной оболочке атома равно заряду его ядра (числу протонов в ядре атома), и определяется порядковым или атомным номером элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. Электроны располагаются на разном удалении от ядра атома, группируясь в электронные слои. Чем ближе к ядру расположены электроны, тем прочнее они связаны с ядром. Каждый электронный слой состоит из электронов с близкими значениями энергии; поэтому электронные слои еще называют энергетическими уровнями. Число энергетических уровней равно номеру периода в котором находится химический элемент.
Ядро атома водорода имеет заряд +1. В атоме только один электрон и, естественно только один электронный слой. Строение атома водорода можно отразить различными схемами (Слайд №4). Строение атомов учащиеся зарисовывают в тетради.
Слайд №4. Схемы строения атома водорода.
Эти записи содержат одинаковые сведения: химический знак элемента, заряд ядра его атома число энергетических уровней и число электронов на каждом из них.
Чтобы установить связь между строением атома химического элемента и его свойствами, рассмотрим еще несколько химических элементов.
Посмотрите на экран мультимедиа проектора и по компьютерной программе “Таблица химических элементов и их свойства”, скажите мне, какой химический элемент находится сразу за водородом?
Следующий за водородом гелий — инертный элемент. Он не образует соединений с другими элементами, а значит, валентности не проявляет.
Посмотрите на схему (Слайд №5) и попробуйте описать данный элемент?
Ядро атома гелия имеет заряд +2; вокруг него движутся 2 электрона, образуя один электронный уровень.
Атомы гелия не образуют соединений с атомами других химических элементов, это говорит о большой устойчивости его электронной оболочки.
Внешние электронные оболочки атомов гелия и других инертных газов называют завершенными.
Вы познакомились со строением и свойствами водорода и гелия — элементов первого периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Слайд №5. Схемы строения атома гелия.
Следующий элемент, который мы рассмотрим — литий.
В атоме лития 3 электрона. Два из них находятся на первом, ближнем к ядру электронном слое, а третий образует второй, внешний электронный слой (Слайд 6).
Слайд №6. Схемы строения атома лития.
Значит, в атоме лития, химического элемента второго периода, появился второй электронный слой. Находящийся на нем электрон слабее связан с ядром, чем два других. В соединениях атомы лития имеют постоянную валентность равную 1.
Слайд №7. Схемы строения атома фтора.
Найдите в периодической системе химический знак лития, от лития до неона Ne закономерно возрастает заряд ядер атомов. Постепенно заполняется электронами второй слой. С ростом числа электронов на втором слое металлические свойства элементов постепенно ослабевают и сменяются неметаллическими.
Фтор — самый активный неметалл, в его атоме два электронных слоя, содержащих соответственно 2 и 7 электронов (Слайд 7).
За фтором следует неон Ne (Слайд . По свойствам эти элементы резко отличаются. Неон инертен так же, как и гелий, не образует соединений. Второй электронный слой содержащий восемь электронов, является завершенным. Это значит, что электроны образовали устойчивую систему, придавая атому инертность (неспособность образовывать химические соединения).
Слайд 8. Схемы строения атома неона.
Следующий химический элемент, атомы которого будут отличаться от атомов неона дополнительным протоном в ядре и электроном, имеет три электронных слоя. Этот элемент резко отличается по свойствам от неона, он активный метал, и, как и литий, проявляет в соединениях валентность равную 1.
Как вы думаете, какой это элемент?
Натрий — щелочной металл, более активный, чем литий. Единственный электрон его внешнего электронного слоя расположен дальше от ядра, чем внешний электрон в атоме лития, а потому еще слабее связан с ядром (Слайд 9).
Слайд 9. Схемы строения атома натрия.
Посмотрите от натрия Na до аргона Ar (Слайд 10) увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне, металлические свойства от натрия к алюминию ослабевают, а неметаллические усиливаются от кремния к фосфору и сере.
Слайд 10. Схемы строения атома аргона.
Учитель вместе с учениками делают выводы по пройденной теме и повторяют материал.
III. Выводы.
1) Свойства химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра, изменяются периодически потому, что повторяется сходное строение внешнего электронного слоя атомов элементов.
2) Плавное изменение свойств химических элементов в пределах одного периода можно объяснить постепенным увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне.
3) Завершение внешнего электронного слоя атома приводит к резкому скачку в свойствах при переходе от галогена к инертному элементу; появление нового внешнего электронного слоя — причина резкого скачка в свойствах при переходе от инертного элемента к щелочному металлу.
4) Свойства химических элементов, принадлежащих к одному семейству, сходны потому, что на внешнем электронном слое их атомов одинаковое число электронов.
IV. Закрепление (5-7 минуты).
1) Как называется модель атома, предложенная Резерфордом, и почему?
2) Подумайте, какой заряд может иметь атом?
3) Скажите, какие элементарные частицы находятся в ядре атома?
4) Как расположены электроны в электронной оболочке атома?
5) Каким образом связан номер периода с числом электронных слоев в атоме?
6) Используя компьютерную программу «Таблица химических элементов и их свойства» и наглядное пособие «Состояние электронов в атоме», составьте схемы строения атомов а) азота; б) серы. Сравните строение электронных оболочек атомов азота и серы, отметьте различия. Как это связано со свойствами элементов?
V. Домашнее задание (1-2 минуты).
Прочитать §28 на странице 145. Опираясь на компьютерную программу «Таблица химических элементов и их свойства» и наглядное пособие «Состояние электронов в атоме», письменно в рабочей тетради выполнить задания 1-5 на странице 151.
(Учебник ХИМИЯ – 8, под редакцией Е.Е. Минченкова)
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]>
или
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Re: Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
ссылка не рабочая.
camomile- Пользователь
- Сообщения : 17
Дата регистрации : 2012-01-22
Место жительства : украина
Возраст : 64
Re: Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
Уважаемый,camomile.
ССылка обновлена,можно скачивать
ССылка обновлена,можно скачивать
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие
» Чернобельская Г.М.Методика обучения химии в средней школе
» Кузнецова Л.М.Основы новой технологии обучения химии(часть 1)
» Кузнецова Л.М.Основы новой технологии обучения химии(часть 2)
» Управление современной школой. Комплект №3. "Технологии, методики и сценарии обучения"
» Чернобельская Г.М.Методика обучения химии в средней школе
» Кузнецова Л.М.Основы новой технологии обучения химии(часть 1)
» Кузнецова Л.М.Основы новой технологии обучения химии(часть 2)
» Управление современной школой. Комплект №3. "Технологии, методики и сценарии обучения"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42