И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 8)
Золотые купола химии :: Химический софт :: Всё об едином государственном экзамене :: Репетиторы по химии-подготовка к ЕГЭ
Страница 1 из 1
И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 8)
Пособие-репетитор по химии
ЗАНЯТИЕ 8
10-й класс (первый год обучения)
Продолжение.
Растворы
План
1. Определение понятия «растворы».
2. Классификация растворов (по агрегатному состоянию, размерам частиц, природе растворителя, содержанию растворенного вещества).
3. Сущность процесса растворения.
4. Растворимость различных веществ. Зависимость растворимости от внешних факторов.
5. Способы выражения концентрации растворов (массовая доля, объемная доля, молярная концентрация и др.).
6. Значение растворов.
7. Понятие о коллоидах.
Растворы – это гомогенные системы, состоящие из двух или более компонентов и продуктов их взаимодействия. Один из этих компонентов является растворителем, остальные – растворенными веществами.
По агрегатному состоянию можно выделить твердые, жидкие и газообразные растворы. Среди них наиболее распространены жидкие растворы, которые в свою очередь могут быть трех видов: твердое в жидкости (раствор сахара в воде), жидкость в жидкости (раствор серной кислоты в воде) и газ в жидкости (раствор кислорода в воде).
По размерам частиц растворенного вещества растворы подразделяют на истинные (размер частиц
< 1•10–9 м) и коллоидные (размер частиц от 1•10–9 до 1•10–7 м). Отдельно выделяют суспензии, в которых размер частиц растворенного вещества > 1•10–7 м.
В зависимости от природы растворителя выделяют водные растворы (растворитель – вода) и неводные растворы (растворители – бензин, эфир, бензол, толуол и т.д.).
По количеству растворенного вещества растворы подразделяют на ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные. В ненасыщенном растворе при данных условиях может раствориться еще какое-то количество вещества; в насыщенном растворе содержится ровно столько вещества, сколько его может раствориться при данных условиях; пересыщенный раствор (в нем содержание растворенного вещества выше растворимости) готовят путем охлаждения насыщенного раствора. Пересыщенные растворы неустойчивы, при их хранении избыток растворенного вещества выпадает в осадок, и раствор становится насыщенным.
Растворение – сложный физико-химический процесс. Физическая его часть – это разрушение структуры растворяемого вещества и распределение его частиц между молекулами растворителя. Химическая сторона процесса растворения – взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества. В результате этого взаимодействия образуются сольваты – продукты переменного состава.
Частный случай сольватов – гидраты (если растворителем является вода). Процесс образования сольватов называется сольватацией, процесс образования гидратов – гидратацией.
Гидраты некоторых веществ можно выделить в кристаллическом виде при выпаривании растворов. Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называют кристаллогидратами: СuSО4•5H2О (медный купорос), FeSО4•7Н2О (железный купорос), Nа2SO4•10H2О (глауберова соль), Nа2CO3•10H2О (кристаллическая сода).
Впервые идею о химическом характере процесса растворения высказал Д.И.Менделеев в разработанной им химической (гидратной) теории растворов (1887). Доказательством физико-химического характера процесса растворения являются тепловые эффекты при растворении (выделение или поглощение теплоты). Тепловой эффект растворения равен сумме тепловых эффектов физического и химического процессов. Физический процесс протекает с поглощением теплоты, химический – с выделением. Если в результате сольватации выделяется больше теплоты, чем ее поглощается при разрушении структуры вещества, то растворение – экзотермический процесс (растворение NаОН, АgNО3, Н2SО4). Если при сольватации выделяется меньше теплоты, чем ее поглощается при разрушении структуры вещества, то растворение – эндотермический процесс (растворение NаNО3, КCl, NН4Сl).
Растворимость – величина, показывающая, сколько граммов вещества может раствориться в 100 г растворителя при данных условиях (или в 1000 мл растворителя). По растворимости в воде все вещества делятся на хорошо растворимые (более 10 г вещества на 1 л воды), малорастворимые (от 0,01 г до 10 г вещества на 1 л воды) и практически нерастворимые (менее 0,01 г вещества на 1 л воды). Растворимость веществ зависит от природы растворителя, природы растворенного вещества, температуры и давления (для газов). Растворимость большинства твердых веществ при повышении температуры увеличивается. Растворимость газов при повышении температуры уменьшается, а при повышении давления увеличивается.
Зная растворимость вещества при данных условиях, легко рассчитать его массовую долю в растворе, и наоборот.
Пример 1. Растворимость KNO3 при 30 °С составляет 450 г в 100 г воды. Отсюда массовая доля равна:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
твором. Примерами коллоидных растворов являются желе, кисель, пена, туман.
Тест по теме «Растворы»
1. Смесь хлорида бария и карбоната натрия обработали раствором гидросульфата натрия. Образовались осадок X и газ Y. Сумма молярных масс для X и Y равна (в г/моль):
а) 44; б) 277; в) 233; г) 197.
2. Молярность 2 л раствора, содержащего 4 г гидроксида натрия, равна (в моль/л):
а) 1; б) 2; в) 0,1; г) 0,05.
3. В колбе емкостью 200 мл находится раствор хлорида натрия, концентрация которого составляет 0,1 моль/л. Если из колбы отлить 50 мл, то концентрация оставшегося раствора составит (в моль/л):
а) 0,2; б) 0,1; в) 0,075; г) 0,025.
4. В 120 мл ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 1,2 г/мл) 15%-го раствора вещества растворили еще 12 г этого же вещества. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе составляет (в %):
а) 28; б) 23,3; в) 21,5; г) 19,8.
5. Слили два раствора одного и того же вещества: 160 г 15%-го и 140 г 12%-го. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе составляет (в %):
а) 29,1; б) 25,5; в) 13,6; г) 11,2.
6. Для получения 15%-го раствора нужно в 365 г 5%-го раствора соляной кислоты растворить следующий объем (н.у.) хлороводорода (в л):
а) 32,46; б) 26,35; в) 15,83; г) 10,15.
7. В 240 мл воды растворили 69 г натрия. После окончания реакции массовая доля продукта в растворе составляет (в %):
а) 50,9; б) 38,8; в) 39,2; г) 28,7.
8. Смешали 730 г 30%-го раствора соляной кислоты и 400 г 20%-го раствора едкого натра. Массовые доли кислоты и соли в полученном растворе будут равны соответственно (в %):
а) 12,92 и 10,35; б)14,32 и 11,45;
в) 13,76 и 10,97; г) 11,23 и 9,85.
9. Для получения 8%-го раствора в 820 г 5%-го раствора сернистой кислоты нужно растворить следующий объем (н.у.) сернистого газа (в л):
а) 7,17; б) 12,42; в) 15,12; г) 20,36.
10. Истинный раствор не может состоять из:
а) одного компонента; б) двух компонентов;
в) трех компонентов; г) четырех компонентов.
Ключ к тесту
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задачи на основные способы выражения концентраций раствора
(массовая доля, объемная доля, молярная концентрация)
Массовая доля
1. Имеется смесь, содержащая серную и азотную кислоты. Определить массовую долю каждой кислоты, если на нейтрализацию 10 г этого раствора расходуется 12,5 мл 19%-го раствора гидроксида калия ( = 1,18 г/мл), а при добавлении к 10 г такого же раствора избытка хлорида бария образуется 2,33 г осадка.
Ответ. 9,8% HNO3 и 18,9% H2SO4.
2. К 50 г 5%-го раствора хлорида бария добавили 50 г 5%-го раствора серной кислоты. Определить массовые доли соединений, содержащихся в конечном растворе, и число молекул воды в нем.
Ответ. 0,9% HСl и 1,36% BaSO4; 3,18•1024.
3. Колбу наполняют сухим аммиаком (101,3 кПа, 17 °С). Затем колбу опускают в воду при тех же условиях, и вода по мере растворения аммиака полностью заполняет колбу. Определить массовую долю гидроксида аммония в полученном растворе (плотность воды при данных условиях принять
1 г/мл).
Ответ. 0,147%.
4. Определить массовую долю ортофосфорной кислоты в растворе, полученном при растворении 35,5 г фосфорного ангидрида в 150 мл 85%-го раствора фосфорной кислоты ( = 1,7 г/мл).
Ответ. 91,5%.
5. Определить массовую долю сульфата меди(II) в растворе, полученном при растворении 50 г медного купороса в 450 мл воды.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
6. Какую массу натрия надо растворить в 500 мл воды для получения 20%-го раствора щелочи?
Ответ. 64,6 г.
7. Какой объем аммиака (н.у.) надо растворить в 200 г 10%-го раствора гидроксида аммония, чтобы получить 15%-й раствор нашатырного спирта?
Ответ. 6,9 л.
8. К 250 мл раствора едкого кали, содержащего 10% (по массе) гидроксида калия и имеющего плотность 1,08 г/мл, добавили 5,85 г калия. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Ответ. 12,84% KOH.
Молярная концентрация
1. Для полного осаждения свинца в виде хлорида из раствора, содержащего 33,1 г нитрата свинца, потребовалось 50 мл соляной кислоты. Определить молярную концентрацию раствора соляной кислоты.
Ответ. 4 моль/л.
2. Плотность 26%-го раствора гидроксида калия составляет 1,24 г/мл. Определить молярную концентрацию раствора гидроксида калия.
Ответ. 5,76 моль/л.
3. Раствор гидроксида натрия объемом 8,25 л с молярной концентрацией 0,2 моль/л выпаривали до тех пор, пока плотность раствора не составила 1,1 г/см3, при этом массовая доля щелочи составила 15%. Каков объем полученного раствора?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4. Какой объем шестимолярного раствора соляной кислоты нужно взять для приготовления 25 мл 2,5M раствора соляной кислоты?
Ответ. 10,4 мл.
5. Чему равна молярная концентрация концентрированной серной кислоты, имеющей плотность
1,84 г/мл?
Ответ. 18,77 моль/л.
Другие способы выражения концентрации растворов
1. Для определения концентрации раствора нитрата калия 200 мл этого раствора упарили, полученный остаток высушили и прокалили до постоянной массы. При прокаливании выделилось 0,224 л газа (н.у.). Определить нормальность исходного раствора соли.
Ответ. 0,1н.
2. Имеется смесь карбоната и гидрокарбоната натрия. На нейтрализацию 20 мл раствора этой смеси пошло 5 мл однонормального раствора гидроксида натрия. После упаривания полученного раствора и высушивания остатка на воздухе до постоянной массы получено 2,86 г кристаллической соды. Найти состав исходной смеси.
Ответ. 44,2% NaHCO3 и 55,8% Na2CO3.
3. Определить титр раствора гидроксида калия, если известно, что при нейтрализации этой щелочи к 10 мл ее раствора было добавлено 15 мл 1н. раствора серной кислоты. Однако кислота оказалась в избытке, и для ее нейтрализации пришлось добавить 1 мл 0,1М раствора гидроксида натрия.
Ответ. 0,08344 г/мл.
4. Определить титр 0,1н. раствора нитрата алюминия.
Ответ. 0,0071 г/мл.
ЗАНЯТИЕ 8
10-й класс (первый год обучения)
Продолжение.
Растворы
План
1. Определение понятия «растворы».
2. Классификация растворов (по агрегатному состоянию, размерам частиц, природе растворителя, содержанию растворенного вещества).
3. Сущность процесса растворения.
4. Растворимость различных веществ. Зависимость растворимости от внешних факторов.
5. Способы выражения концентрации растворов (массовая доля, объемная доля, молярная концентрация и др.).
6. Значение растворов.
7. Понятие о коллоидах.
Растворы – это гомогенные системы, состоящие из двух или более компонентов и продуктов их взаимодействия. Один из этих компонентов является растворителем, остальные – растворенными веществами.
По агрегатному состоянию можно выделить твердые, жидкие и газообразные растворы. Среди них наиболее распространены жидкие растворы, которые в свою очередь могут быть трех видов: твердое в жидкости (раствор сахара в воде), жидкость в жидкости (раствор серной кислоты в воде) и газ в жидкости (раствор кислорода в воде).
По размерам частиц растворенного вещества растворы подразделяют на истинные (размер частиц
< 1•10–9 м) и коллоидные (размер частиц от 1•10–9 до 1•10–7 м). Отдельно выделяют суспензии, в которых размер частиц растворенного вещества > 1•10–7 м.
В зависимости от природы растворителя выделяют водные растворы (растворитель – вода) и неводные растворы (растворители – бензин, эфир, бензол, толуол и т.д.).
По количеству растворенного вещества растворы подразделяют на ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные. В ненасыщенном растворе при данных условиях может раствориться еще какое-то количество вещества; в насыщенном растворе содержится ровно столько вещества, сколько его может раствориться при данных условиях; пересыщенный раствор (в нем содержание растворенного вещества выше растворимости) готовят путем охлаждения насыщенного раствора. Пересыщенные растворы неустойчивы, при их хранении избыток растворенного вещества выпадает в осадок, и раствор становится насыщенным.
Растворение – сложный физико-химический процесс. Физическая его часть – это разрушение структуры растворяемого вещества и распределение его частиц между молекулами растворителя. Химическая сторона процесса растворения – взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества. В результате этого взаимодействия образуются сольваты – продукты переменного состава.
Частный случай сольватов – гидраты (если растворителем является вода). Процесс образования сольватов называется сольватацией, процесс образования гидратов – гидратацией.
Гидраты некоторых веществ можно выделить в кристаллическом виде при выпаривании растворов. Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называют кристаллогидратами: СuSО4•5H2О (медный купорос), FeSО4•7Н2О (железный купорос), Nа2SO4•10H2О (глауберова соль), Nа2CO3•10H2О (кристаллическая сода).
Впервые идею о химическом характере процесса растворения высказал Д.И.Менделеев в разработанной им химической (гидратной) теории растворов (1887). Доказательством физико-химического характера процесса растворения являются тепловые эффекты при растворении (выделение или поглощение теплоты). Тепловой эффект растворения равен сумме тепловых эффектов физического и химического процессов. Физический процесс протекает с поглощением теплоты, химический – с выделением. Если в результате сольватации выделяется больше теплоты, чем ее поглощается при разрушении структуры вещества, то растворение – экзотермический процесс (растворение NаОН, АgNО3, Н2SО4). Если при сольватации выделяется меньше теплоты, чем ее поглощается при разрушении структуры вещества, то растворение – эндотермический процесс (растворение NаNО3, КCl, NН4Сl).
Растворимость – величина, показывающая, сколько граммов вещества может раствориться в 100 г растворителя при данных условиях (или в 1000 мл растворителя). По растворимости в воде все вещества делятся на хорошо растворимые (более 10 г вещества на 1 л воды), малорастворимые (от 0,01 г до 10 г вещества на 1 л воды) и практически нерастворимые (менее 0,01 г вещества на 1 л воды). Растворимость веществ зависит от природы растворителя, природы растворенного вещества, температуры и давления (для газов). Растворимость большинства твердых веществ при повышении температуры увеличивается. Растворимость газов при повышении температуры уменьшается, а при повышении давления увеличивается.
Зная растворимость вещества при данных условиях, легко рассчитать его массовую долю в растворе, и наоборот.
Пример 1. Растворимость KNO3 при 30 °С составляет 450 г в 100 г воды. Отсюда массовая доля равна:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
твором. Примерами коллоидных растворов являются желе, кисель, пена, туман.
Тест по теме «Растворы»
1. Смесь хлорида бария и карбоната натрия обработали раствором гидросульфата натрия. Образовались осадок X и газ Y. Сумма молярных масс для X и Y равна (в г/моль):
а) 44; б) 277; в) 233; г) 197.
2. Молярность 2 л раствора, содержащего 4 г гидроксида натрия, равна (в моль/л):
а) 1; б) 2; в) 0,1; г) 0,05.
3. В колбе емкостью 200 мл находится раствор хлорида натрия, концентрация которого составляет 0,1 моль/л. Если из колбы отлить 50 мл, то концентрация оставшегося раствора составит (в моль/л):
а) 0,2; б) 0,1; в) 0,075; г) 0,025.
4. В 120 мл ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 1,2 г/мл) 15%-го раствора вещества растворили еще 12 г этого же вещества. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе составляет (в %):
а) 28; б) 23,3; в) 21,5; г) 19,8.
5. Слили два раствора одного и того же вещества: 160 г 15%-го и 140 г 12%-го. Массовая доля вещества во вновь полученном растворе составляет (в %):
а) 29,1; б) 25,5; в) 13,6; г) 11,2.
6. Для получения 15%-го раствора нужно в 365 г 5%-го раствора соляной кислоты растворить следующий объем (н.у.) хлороводорода (в л):
а) 32,46; б) 26,35; в) 15,83; г) 10,15.
7. В 240 мл воды растворили 69 г натрия. После окончания реакции массовая доля продукта в растворе составляет (в %):
а) 50,9; б) 38,8; в) 39,2; г) 28,7.
8. Смешали 730 г 30%-го раствора соляной кислоты и 400 г 20%-го раствора едкого натра. Массовые доли кислоты и соли в полученном растворе будут равны соответственно (в %):
а) 12,92 и 10,35; б)14,32 и 11,45;
в) 13,76 и 10,97; г) 11,23 и 9,85.
9. Для получения 8%-го раствора в 820 г 5%-го раствора сернистой кислоты нужно растворить следующий объем (н.у.) сернистого газа (в л):
а) 7,17; б) 12,42; в) 15,12; г) 20,36.
10. Истинный раствор не может состоять из:
а) одного компонента; б) двух компонентов;
в) трех компонентов; г) четырех компонентов.
Ключ к тесту
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задачи на основные способы выражения концентраций раствора
(массовая доля, объемная доля, молярная концентрация)
Массовая доля
1. Имеется смесь, содержащая серную и азотную кислоты. Определить массовую долю каждой кислоты, если на нейтрализацию 10 г этого раствора расходуется 12,5 мл 19%-го раствора гидроксида калия ( = 1,18 г/мл), а при добавлении к 10 г такого же раствора избытка хлорида бария образуется 2,33 г осадка.
Ответ. 9,8% HNO3 и 18,9% H2SO4.
2. К 50 г 5%-го раствора хлорида бария добавили 50 г 5%-го раствора серной кислоты. Определить массовые доли соединений, содержащихся в конечном растворе, и число молекул воды в нем.
Ответ. 0,9% HСl и 1,36% BaSO4; 3,18•1024.
3. Колбу наполняют сухим аммиаком (101,3 кПа, 17 °С). Затем колбу опускают в воду при тех же условиях, и вода по мере растворения аммиака полностью заполняет колбу. Определить массовую долю гидроксида аммония в полученном растворе (плотность воды при данных условиях принять
1 г/мл).
Ответ. 0,147%.
4. Определить массовую долю ортофосфорной кислоты в растворе, полученном при растворении 35,5 г фосфорного ангидрида в 150 мл 85%-го раствора фосфорной кислоты ( = 1,7 г/мл).
Ответ. 91,5%.
5. Определить массовую долю сульфата меди(II) в растворе, полученном при растворении 50 г медного купороса в 450 мл воды.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
6. Какую массу натрия надо растворить в 500 мл воды для получения 20%-го раствора щелочи?
Ответ. 64,6 г.
7. Какой объем аммиака (н.у.) надо растворить в 200 г 10%-го раствора гидроксида аммония, чтобы получить 15%-й раствор нашатырного спирта?
Ответ. 6,9 л.
8. К 250 мл раствора едкого кали, содержащего 10% (по массе) гидроксида калия и имеющего плотность 1,08 г/мл, добавили 5,85 г калия. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Ответ. 12,84% KOH.
Молярная концентрация
1. Для полного осаждения свинца в виде хлорида из раствора, содержащего 33,1 г нитрата свинца, потребовалось 50 мл соляной кислоты. Определить молярную концентрацию раствора соляной кислоты.
Ответ. 4 моль/л.
2. Плотность 26%-го раствора гидроксида калия составляет 1,24 г/мл. Определить молярную концентрацию раствора гидроксида калия.
Ответ. 5,76 моль/л.
3. Раствор гидроксида натрия объемом 8,25 л с молярной концентрацией 0,2 моль/л выпаривали до тех пор, пока плотность раствора не составила 1,1 г/см3, при этом массовая доля щелочи составила 15%. Каков объем полученного раствора?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4. Какой объем шестимолярного раствора соляной кислоты нужно взять для приготовления 25 мл 2,5M раствора соляной кислоты?
Ответ. 10,4 мл.
5. Чему равна молярная концентрация концентрированной серной кислоты, имеющей плотность
1,84 г/мл?
Ответ. 18,77 моль/л.
Другие способы выражения концентрации растворов
1. Для определения концентрации раствора нитрата калия 200 мл этого раствора упарили, полученный остаток высушили и прокалили до постоянной массы. При прокаливании выделилось 0,224 л газа (н.у.). Определить нормальность исходного раствора соли.
Ответ. 0,1н.
2. Имеется смесь карбоната и гидрокарбоната натрия. На нейтрализацию 20 мл раствора этой смеси пошло 5 мл однонормального раствора гидроксида натрия. После упаривания полученного раствора и высушивания остатка на воздухе до постоянной массы получено 2,86 г кристаллической соды. Найти состав исходной смеси.
Ответ. 44,2% NaHCO3 и 55,8% Na2CO3.
3. Определить титр раствора гидроксида калия, если известно, что при нейтрализации этой щелочи к 10 мл ее раствора было добавлено 15 мл 1н. раствора серной кислоты. Однако кислота оказалась в избытке, и для ее нейтрализации пришлось добавить 1 мл 0,1М раствора гидроксида натрия.
Ответ. 0,08344 г/мл.
4. Определить титр 0,1н. раствора нитрата алюминия.
Ответ. 0,0071 г/мл.
robert- Ветеран
- Сообщения : 470
Дата регистрации : 2009-12-02
Место жительства : С.С.С.Р
Возраст : 43
Похожие темы
» И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 4)
» » » И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 6)
» » И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 5)
» » » И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 7)
» И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 9)
» » » И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 6)
» » И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 5)
» » » И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 7)
» И.В.ТРИГУБЧАК Пособие-репетитор по химии(часть 9)
Золотые купола химии :: Химический софт :: Всё об едином государственном экзамене :: Репетиторы по химии-подготовка к ЕГЭ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42