Воробьёва Н.Ф. Урок-сказка по химии "Углерод"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 9 класс
Страница 1 из 1
Воробьёва Н.Ф. Урок-сказка по химии "Углерод"
Н.Ф.ВОРОБЬЕВА,учитель химии
Нижне-Нарыкарской
национальной школы
(д. Нижние-Нарыкары,
Ханты-Мансийский авт. округ)
УГЛЕРОД
Урок-сказка по химии 10 класс
Цели. Повторить и обобщить знания об углероде, о свойствах этого неметалла, строении простого вещества, его кристаллических решетках, сущности аллотропии, сформулировать первичные понятия органической химии на примере углеводородов.
Оборудование и реактивы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карта «Полезные ископаемые», приборы для восстановления оксида меди(II) углем и для получения газов, пробирки; мрамор, соляная кислота, оксид меди(II), уголь, известковая вода, лакмус.
Эпиграф урока. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» (М.В.Ломоносов).
План урока
Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе химических элементов, строение атома углерода.
Углерод: аллотропия, адсорбция, химические свойства.
Соединения углерода, свойства, применение.
Органическая химия – химия углерода.
Теория химического строения органических веществ.
Явление изомерии.
Предельные углеводороды.
Химические термины. Углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, углеводороды, общая формула углеводородов СnН2n+2, гомологи, гомологическая разность (–СН2–), метан СН4, изомеры.
ХОД УРОКА
Учитель. В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, т.к. находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, говорил он большей частью стихами:
«Я здесь, коллега,
Альфа и омега.
В тиглях от жара
Синий угар.
Я из отвара делаю пар.
В жидкости плотной
Плавлю кристалл.
Запах кислотный
К пальцам пристал.
Я трансформатор
И фармацевт,
В химии я –
Гениальный поэт…
Я – Углерод
И неспроста
Свет превращаю
В зелень листа.
Нефть я и газы
В недрах прессую,
Углем по извести
Землю рисую…»
Начнем наше знакомство с графом Углеродом с определения его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения атома. (Самостоятельная работа учащихся по карточкам – три ученика работают у доски.)
Граф Углерод был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его «до белого каления», Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства. (Назвать аллотропные видоизменения углерода с их краткой характеристикой, повторить материал о нахождении углерода в природе.)
Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды, а с друзьями-металлами – карбиды.
Написать уравнения реакций в тетради:
С + 2Н2 = CH4,
2С + Ca = CaC2,
4Al + 3C = Al4C3.
Благодаря восстановительным свойствам в реакции с кислородом было у Углерода два сына: Угарный Газ (Угарик) и Углекислый Газ (Углекислик).
Дети росли, а отец радовался, глядя на них. Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с температурой кипения –191,5 °С. Он, как и Углерод, был восстановителем, восстанавливал металлы из их оксидов (рис.):
СО + СuO = Сu + СО2.
В кислороде газ СО горел голубоватым пламенем:
2СО + О2 = 2СО2 + Q.
Было у Угарного Газа свойство, которое очень огорчало отца. Какое это свойство?
(Ответ. Угарный газ прочно соединяется с гемоглобином крови. При этом кровь уже не может переносить кислород, такое свойство смертельно опасно. Угарный газ ядовит.)
Углекислый Газ был, как и брат, бесцветным, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было много друзей (основания и основные оксиды), с которыми он образовывал соли:
СО2 + 2NаОН = Nа2СО3 + Н2О,
СО2 + NаОН = NаНСО3,
СО2 + СаО = СаСО3.
Только Известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по ее помутнению все сразу узнавали о появлении Углекислого Газа (см. рис.):
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О.
(Демонстрируется получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.
Восстановление меди из оксида меди(II)
угарным газом
Углекислый газ помогал тушить пожары, был незаменим в производстве сахара, соды, стекла и многих других веществ. Углекислый Газ умел превращаться в «сухой лед», чем очень гордился.
Однажды старый граф Углерод и его дети поехали на бал в Водное царство. Их встретила принцесса Вода. Она была так прекрасна в своем ослепительно-голубом наряде, что Углекислый Газ сразу влюбился в нее и весь вечер танцевал только с принцессой. Углекислый Газ покорил сердце красавицы Воды. Вскоре Вода и Углекислый Газ поженились, и у них родился ребенок:
СО2 + Н2О = Н2СО3.
(Через воду пропускают углекислый газ и получают кислоту, которую обнаруживают индикатором.)
Дитя было бесцветное и слабое. Но, когда ребенка окропили раствором фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась дочь. Ей дали красивое имя – Кислота. От отца она унаследовала фамилию – Угольная. Угольная Кислота была непоседой, баловницей; когда она сердилась, то шипела и пускала пузыри:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вопросы по органической химии
• Что называют органической химией?
• Сколько соединений (веществ) известно в органической химии?
• Кем и когда была открыта теория химического строения органических соединений?
• Что такое изомерия?
• Какие вещества называют углеводородами?
• Какие углеводороды называют предельными?
Учитель. Государство короля Углерода имеет четыре княжества. К ним относятся:
1) теория химического строения А.М.Бутлерова; 2) изомерия; 3) гомологи; 4) углеводороды.
Ученики работают по группам, повторяя основные понятия урока. От каждой группы по одному ученику отвечают у доски.
Учитель. В завершение урока-сказки – стихотворение:
«От трудов и от забот
Отдыхает Углерод.
Не тревожьте сладкий сон.
Почивать изволит он.
Не шумите у ворот:
Спит Великий Углерод».
Нижне-Нарыкарской
национальной школы
(д. Нижние-Нарыкары,
Ханты-Мансийский авт. округ)
УГЛЕРОД
Урок-сказка по химии 10 класс
Цели. Повторить и обобщить знания об углероде, о свойствах этого неметалла, строении простого вещества, его кристаллических решетках, сущности аллотропии, сформулировать первичные понятия органической химии на примере углеводородов.
Оборудование и реактивы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карта «Полезные ископаемые», приборы для восстановления оксида меди(II) углем и для получения газов, пробирки; мрамор, соляная кислота, оксид меди(II), уголь, известковая вода, лакмус.
Эпиграф урока. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» (М.В.Ломоносов).
План урока
Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе химических элементов, строение атома углерода.
Углерод: аллотропия, адсорбция, химические свойства.
Соединения углерода, свойства, применение.
Органическая химия – химия углерода.
Теория химического строения органических веществ.
Явление изомерии.
Предельные углеводороды.
Химические термины. Углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, углеводороды, общая формула углеводородов СnН2n+2, гомологи, гомологическая разность (–СН2–), метан СН4, изомеры.
ХОД УРОКА
Учитель. В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, т.к. находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, говорил он большей частью стихами:
«Я здесь, коллега,
Альфа и омега.
В тиглях от жара
Синий угар.
Я из отвара делаю пар.
В жидкости плотной
Плавлю кристалл.
Запах кислотный
К пальцам пристал.
Я трансформатор
И фармацевт,
В химии я –
Гениальный поэт…
Я – Углерод
И неспроста
Свет превращаю
В зелень листа.
Нефть я и газы
В недрах прессую,
Углем по извести
Землю рисую…»
Начнем наше знакомство с графом Углеродом с определения его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения атома. (Самостоятельная работа учащихся по карточкам – три ученика работают у доски.)
Граф Углерод был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его «до белого каления», Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства. (Назвать аллотропные видоизменения углерода с их краткой характеристикой, повторить материал о нахождении углерода в природе.)
Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды, а с друзьями-металлами – карбиды.
Написать уравнения реакций в тетради:
С + 2Н2 = CH4,
2С + Ca = CaC2,
4Al + 3C = Al4C3.
Благодаря восстановительным свойствам в реакции с кислородом было у Углерода два сына: Угарный Газ (Угарик) и Углекислый Газ (Углекислик).
Дети росли, а отец радовался, глядя на них. Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с температурой кипения –191,5 °С. Он, как и Углерод, был восстановителем, восстанавливал металлы из их оксидов (рис.):
СО + СuO = Сu + СО2.
В кислороде газ СО горел голубоватым пламенем:
2СО + О2 = 2СО2 + Q.
Было у Угарного Газа свойство, которое очень огорчало отца. Какое это свойство?
(Ответ. Угарный газ прочно соединяется с гемоглобином крови. При этом кровь уже не может переносить кислород, такое свойство смертельно опасно. Угарный газ ядовит.)
Углекислый Газ был, как и брат, бесцветным, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было много друзей (основания и основные оксиды), с которыми он образовывал соли:
СО2 + 2NаОН = Nа2СО3 + Н2О,
СО2 + NаОН = NаНСО3,
СО2 + СаО = СаСО3.
Только Известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по ее помутнению все сразу узнавали о появлении Углекислого Газа (см. рис.):
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О.
(Демонстрируется получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.
Восстановление меди из оксида меди(II)
угарным газом
Углекислый газ помогал тушить пожары, был незаменим в производстве сахара, соды, стекла и многих других веществ. Углекислый Газ умел превращаться в «сухой лед», чем очень гордился.
Однажды старый граф Углерод и его дети поехали на бал в Водное царство. Их встретила принцесса Вода. Она была так прекрасна в своем ослепительно-голубом наряде, что Углекислый Газ сразу влюбился в нее и весь вечер танцевал только с принцессой. Углекислый Газ покорил сердце красавицы Воды. Вскоре Вода и Углекислый Газ поженились, и у них родился ребенок:
СО2 + Н2О = Н2СО3.
(Через воду пропускают углекислый газ и получают кислоту, которую обнаруживают индикатором.)
Дитя было бесцветное и слабое. Но, когда ребенка окропили раствором фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась дочь. Ей дали красивое имя – Кислота. От отца она унаследовала фамилию – Угольная. Угольная Кислота была непоседой, баловницей; когда она сердилась, то шипела и пускала пузыри:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вопросы по органической химии
• Что называют органической химией?
• Сколько соединений (веществ) известно в органической химии?
• Кем и когда была открыта теория химического строения органических соединений?
• Что такое изомерия?
• Какие вещества называют углеводородами?
• Какие углеводороды называют предельными?
Учитель. Государство короля Углерода имеет четыре княжества. К ним относятся:
1) теория химического строения А.М.Бутлерова; 2) изомерия; 3) гомологи; 4) углеводороды.
Ученики работают по группам, повторяя основные понятия урока. От каждой группы по одному ученику отвечают у доски.
Учитель. В завершение урока-сказки – стихотворение:
«От трудов и от забот
Отдыхает Углерод.
Не тревожьте сладкий сон.
Почивать изволит он.
Не шумите у ворот:
Спит Великий Углерод».
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» Урок-сказка "Углерод"
» Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
» Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
» Урок-сказка "Кислород"
» Занимательный урок - химическая сказка "Колобок"
» Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
» Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
» Урок-сказка "Кислород"
» Занимательный урок - химическая сказка "Колобок"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42