Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
Страница 1 из 1
Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
Дедова Александра Ивановна
Место работы: МОУ "Чаганская СОШ"
Должность: учитель химии, биологии
По теме « Путешествие в страну невыученной химии
или
Еще один способ помочь черепахе».
Цели:
1. познакомить учащихся с основными положениями современной теории катализа;
2. развивать творческие способности, ассоциативное мышление;
3. совершенствовать навыки подготовки и проведения демонстрационного эксперимента;
4. закрепить и обобщить имеющиеся знания;
5. развитие научного мышления учащихся в процессе сравнения процессов, составления различных классификаций, применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях;
6. развитие мотивации изучения предмета при объяснении значения катализа и роли катализаторов и ингибиторов в природных процессах и практической деятельности человека;
7. вырабатывать стремление к коллективизму.
Методы: беседа, выполнение заданий творческого характера, демонстрационный эксперимент, игровые элементы.
Подготовительная работа: ответить на следующие вопросы:
1. Чем определяется скорость химической реакции?
2. Каким образом можно изменить скорость реакции?
3. Что можно сделать для увеличения скорости
реакции?
4. Все ли реакции нужно ускорять?
5. Какие химические реакции вы бы замедлили?
Оборудование и реактивы: пробирки, перекись водорода 30%-
ная, активированный уголь, химический стакан, нитка, сырые и вареные морковь и картофель.
План у рока:
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный...
Я путешествие хочу вам предложить,
Чтоб было интересней химию учить.
Сказительница: Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли, вас сказочкой? Так слушайте.
В некотором царстве, в недалеком государстве, в районе Камызякском, в области Астраханской, в селе Чаган жил да был, ни о чем не тужил добрый молодец Василий. И учился он в учреждении образовательном, в школе средней, в 7 классе. Учился так себе - ни шатко ни валко, а через пень - колоду. Но особенно он не дружил с химией.
Василий: А чего с ней дружить? Колбы, пробирки, формулы...
А еще учительница наша, ну ничего не понимает. Привязалась
ко мне: учи, говорит, химию, учи, а то будешь невеждой.
Сказительница: Слушала, слушала свет Ивановна,
учительница этого добра молодца, и решила она отправить
Василия вместе с ребятами в Страну невыученной химии.
Александра Ивановна палочкой взмахнула
« До свиданья» не сказала
Время вспять вдруг повернула,
Ваську в ту страну услала.
( играет загадочная музыка).
Василии: Ой, что это со мной? Мамочка, где я?
(Появляются яблоня и речка).
Яблоня: Кто ты, добрый молодец?
Речка: Откуда ты прибыл, чужестранец?
Василий: Я ученик 7 класса Чаганской школы.
Яблоня: Дело пытаешь или от дела лытаешь?
Василий: Никого я не пытаю и никуда я не летаю. Я домой
хочу.
Речка: Не плачь. Справишься с заданиями, попадешь домой.
Яблоня: Сам с заданиями не справишься, ребята тебе помогут.
Василий: Ну ладно, давайте ваши задания.
Речка: А нужно тебе поставить мостик через речку, то есть
уравнения реакций составить.
2H2 + O2 = 2H2O 2Al + 3I2 = 2AlI3 2KClO3 = 2KCl + 3O2
Cu2CH2O5 = 2CuO + CO2 + H2O 2H2O2 = 2H2O + O2
Яблоня: Тяжело мне. Помоги собрать урожай. В одну корзину собери яблоки с реакциями соединения, в другую - яблоки с реакциями разложения. Если справишься, то дома окажешься.
2H2O2 = 2H2O + O2 2KClO3 = 2KCl + 3O2 2Al + 3I2 = 2AlI3
2Na + S = Na2S Cu2CH2O5 = 2CuO + CO2 + H2O Fe + S = FeS
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Сказочница: Александра Ивановна палочкой взмахнула
Время вспять вдруг повернула.
Ну вот, сказка и закончилась. Тема нашего прошлого урока: Как черепахе обогнать гепарда? Мы говорили о скорости протекания химической реакции и факторах, влияющих на изменение скорости. Давайте вспомним, от чего зависит скорость реакции.
( Ответы помещены на обратной стороне доски).
• Природа реагирующих веществ « пример
взаимодействия натрия и цинка с водой»;
• Концентрация реагирующих веществ « цинк быстрее
реагирует с концентрированной соляной кислотой, чем
с разбавленной»;
• От температуры « реакция разложения малахита идет
при нагревании»',
• Агрегатное состояние реагентов « железо
взаимодействует с раствором медного купороса, с
сухим не реагирует».
Сделаем вывод: важно уметь управлять скоростью химических реакций. Чаще всего для проведения технологического процесса требуется ускорить реакцию, но иногда необходимо наоборот - замедлить. Поэтому запишите тему нашего урока: Еще один способ помочь черепахе. Наша цель: познакомиться с положительным и отрицательным катализом.
На уроках мы уже упоминали имя Я.Берцелиуса - гениального шведского ученого, родившегося более 200 лет назад. Это он ввел в обращение химические знаки, которыми мы пользуемся до сих пор, а также написал пятитомный учебник химии, которым восхищались его современники. Так вот, от внимания Берцелиуса не ускользнули научные факты о своеобразном поведении некоторых металлов, особенно такого благородного металла, как платина, в отдельных химических реакциях между органическими веществами. В присутствии платины многие реакции значительно ускорялись. Некоторые из них без платины просто невозможно было провести. Особенно заинтересовало Берцелиуса то, что количество платины к концу реакции оставалось неизменным. Это было странно: ведь вещество « бескорыстно» способствовало ускорению реакции. Постепенно накапливались факты, свидетельствовавшие о таком же поведении других металлов, и не только металлов. Опубликованные факты Берцелиус сопоставил с действием ферментов на поглощаемую пишу в организме животных и человека и, проведя между ними аналогию, установил несомненное сходство. Тем не менее, внутренние механизмы этого оставались необъясненными, их природу не могли разгадать. И в 1836 году Берцелиус процесс, протекающий при участии веществ, обладающих каталитической силой, назвал катализом. Слово « катализ» в переводе с греческого означает « разрушение», то есть с помощью катализа происходит как бы разрушение длинного пути, который предстояло пройти веществам, вступившим в реакцию. С этого момента катализ стал предметом пристального внимания ученых, серьезных научных дискуссий. Как и все новое и талантливое, идеи Берцелиуса о катализе нашли среди ученых как ярых противников, так и горячих сторонников.Его противником был один из крупных и авторитетных ученых Ю.Либих, который считал, «... вся идея о каталитической силе фальшива...».
А вот немецкий химик В.Оствальд посвятил исследованию катализа значительную часть своей жизни и сумел наметить путь исследования этого замечательного явления. Вот яркий пример того, как не надо отвергать то новое, что в данный момент нельзя объяснить, потому что для этого не хватает знаний. Надо стараться эти знания приобрести. Итак, вещества, ускоряющие
химическую реакцию и сами остающиеся к концу реакции в таком же количестве, что и до ее начала, назвали катализаторами. Их оказалось очень много. Платина применяется химиками в наиболее ответственных случаях, являясь катализатором дорогим, но часто просто незаменимым. Например, с помощью платинового катализатора американским и японским автомобилестроителям удалось добиться почти полного сгорания топлива в двигателях, что, в свою очередь, резко уменьшило содержание вредных примесей в выхлопных газах и сделало чище атмосферу таких больших городов, как Токио или Нью-Йорк. Химические реакции, протекающие в присутствии катализатора, называются каталитическими.
ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ КАТАЛИТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Демонстрационный опыт: в химический стакан нальем 30%-ный водный раствор пероксида водорода и опустим в жидкость привязанный на ниточке активированный уголь. Тлеющая лучинка, опущенная в стакан в момент выделения кислорода, вспыхивает и загорается над поверхностью жидкости. Но стоит вынуть активированный уголь из стакана, как разложение пероксида водорода прекращается.
Лабораторная работа: Вероятно, вы не раз дезинфицировали царапины перекисью водорода и видели, что в склянках она похожа на обычную воду. Однако стоит ей попасть на ссадину, как она вспенивается, разлагаясь с выделением кислорода: Это происходит от того что белок крови действует на перекись как катализатор, ускоряя ее разложение. В нашем организме, в желудочно-кишечном тракте имеется множество катализаторов.
Биологические катализаторы белковой природы называются ферментами. Ферменты ускоряют жизненно важные химические реакции в клетках организмов. Действие некоторых из них вы можете наблюдать на опыте. Опустим поочередно в пробирку с пероксидом водорода по кусочку сырой моркови и картофеля. Мы видим выделение кислорода.
Это работает фермент каталаза, который содержится почти во всех растительных и животных клетках. Однако, если в раствор пероксида водорода опускать по кусочку вареной моркови и картофеля, то выделения кислорода не происходит: каталаза при варке разрушилась.
Теперь вам должно быть понятно, почему в инструкциях по применению стиральных порошков, содержащих ферменты-энзимы, рекомендуется строго придерживаться указанного интервала температур.
Если хотят подчеркнуть, что в реакции участвует катализатор, то над знаком «равно» пишут слово - катализатор или указывают, какой конкретно катализатор используется.
В современных промышленных производствах красителей, моющих веществ, лекарственных препаратов используются катализаторы. Без особых биологических катализаторов-ферментов - не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Катализаторы - вещества из разряда необходимых веществ, хотя порой мы об этом мало задумываемся.
Важно также знать, что помимо катализаторов, которые увеличивают скорости химических реакций, есть вещества, которые, наоборот, их уменьшают. Они называются ингибиторами (с греческого языка - сдерживать). Значение ингибиторов также велико. Например, процессы коррозии, гниения, брожения - скорость всех этих процессов больше, чем нам бы хотелось, и люди постоянно работают над проблемой ее уменьшения.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: СЦЕНКА.
Василий: Не хочу делать уроки по химии. Лучше я поиграю.
( Входит папа мальчика, садится рядом с газетой. Мальчику ничего не остается делать, как начать учить уроки.)
Время как быстро пролетело. И уроки выучил, и еще поиграть время осталось.
Учитель: Вася, что произошло?
Василий: ничего особенного, просто мой папа выступил в роли ... катализатора.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ НАШЕГО УРОКА:
1. Одним из факторов, влияющих на скорость протекания химических реакций, является наличие катализатора. Катализатор - это вещество, изменяющее скорость химической реакции, но само при этом не расходующееся.
Катализатор может ускорять реакцию (тогда говорят о положительном катализе) или замедлять ее (отрицательный катализ). Большинство химических реакций в организме человека идет при участии биологических катализаторов - ферментов.
2.3аполнение таблицы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ВЫВОД:
Одна и та же реакция может быть охарактеризована по разным
признакам классификации.
3.Домашнее задание:
Расставить коэффициенты, дать характеристику химической реакции: SO2 + O2 = SO3 + Q
4.Выставление оценок за работу на уроке.
Место работы: МОУ "Чаганская СОШ"
Должность: учитель химии, биологии
По теме « Путешествие в страну невыученной химии
или
Еще один способ помочь черепахе».
Цели:
1. познакомить учащихся с основными положениями современной теории катализа;
2. развивать творческие способности, ассоциативное мышление;
3. совершенствовать навыки подготовки и проведения демонстрационного эксперимента;
4. закрепить и обобщить имеющиеся знания;
5. развитие научного мышления учащихся в процессе сравнения процессов, составления различных классификаций, применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях;
6. развитие мотивации изучения предмета при объяснении значения катализа и роли катализаторов и ингибиторов в природных процессах и практической деятельности человека;
7. вырабатывать стремление к коллективизму.
Методы: беседа, выполнение заданий творческого характера, демонстрационный эксперимент, игровые элементы.
Подготовительная работа: ответить на следующие вопросы:
1. Чем определяется скорость химической реакции?
2. Каким образом можно изменить скорость реакции?
3. Что можно сделать для увеличения скорости
реакции?
4. Все ли реакции нужно ускорять?
5. Какие химические реакции вы бы замедлили?
Оборудование и реактивы: пробирки, перекись водорода 30%-
ная, активированный уголь, химический стакан, нитка, сырые и вареные морковь и картофель.
План у рока:
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный...
Я путешествие хочу вам предложить,
Чтоб было интересней химию учить.
Сказительница: Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли, вас сказочкой? Так слушайте.
В некотором царстве, в недалеком государстве, в районе Камызякском, в области Астраханской, в селе Чаган жил да был, ни о чем не тужил добрый молодец Василий. И учился он в учреждении образовательном, в школе средней, в 7 классе. Учился так себе - ни шатко ни валко, а через пень - колоду. Но особенно он не дружил с химией.
Василий: А чего с ней дружить? Колбы, пробирки, формулы...
А еще учительница наша, ну ничего не понимает. Привязалась
ко мне: учи, говорит, химию, учи, а то будешь невеждой.
Сказительница: Слушала, слушала свет Ивановна,
учительница этого добра молодца, и решила она отправить
Василия вместе с ребятами в Страну невыученной химии.
Александра Ивановна палочкой взмахнула
« До свиданья» не сказала
Время вспять вдруг повернула,
Ваську в ту страну услала.
( играет загадочная музыка).
Василии: Ой, что это со мной? Мамочка, где я?
(Появляются яблоня и речка).
Яблоня: Кто ты, добрый молодец?
Речка: Откуда ты прибыл, чужестранец?
Василий: Я ученик 7 класса Чаганской школы.
Яблоня: Дело пытаешь или от дела лытаешь?
Василий: Никого я не пытаю и никуда я не летаю. Я домой
хочу.
Речка: Не плачь. Справишься с заданиями, попадешь домой.
Яблоня: Сам с заданиями не справишься, ребята тебе помогут.
Василий: Ну ладно, давайте ваши задания.
Речка: А нужно тебе поставить мостик через речку, то есть
уравнения реакций составить.
2H2 + O2 = 2H2O 2Al + 3I2 = 2AlI3 2KClO3 = 2KCl + 3O2
Cu2CH2O5 = 2CuO + CO2 + H2O 2H2O2 = 2H2O + O2
Яблоня: Тяжело мне. Помоги собрать урожай. В одну корзину собери яблоки с реакциями соединения, в другую - яблоки с реакциями разложения. Если справишься, то дома окажешься.
2H2O2 = 2H2O + O2 2KClO3 = 2KCl + 3O2 2Al + 3I2 = 2AlI3
2Na + S = Na2S Cu2CH2O5 = 2CuO + CO2 + H2O Fe + S = FeS
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Сказочница: Александра Ивановна палочкой взмахнула
Время вспять вдруг повернула.
Ну вот, сказка и закончилась. Тема нашего прошлого урока: Как черепахе обогнать гепарда? Мы говорили о скорости протекания химической реакции и факторах, влияющих на изменение скорости. Давайте вспомним, от чего зависит скорость реакции.
( Ответы помещены на обратной стороне доски).
• Природа реагирующих веществ « пример
взаимодействия натрия и цинка с водой»;
• Концентрация реагирующих веществ « цинк быстрее
реагирует с концентрированной соляной кислотой, чем
с разбавленной»;
• От температуры « реакция разложения малахита идет
при нагревании»',
• Агрегатное состояние реагентов « железо
взаимодействует с раствором медного купороса, с
сухим не реагирует».
Сделаем вывод: важно уметь управлять скоростью химических реакций. Чаще всего для проведения технологического процесса требуется ускорить реакцию, но иногда необходимо наоборот - замедлить. Поэтому запишите тему нашего урока: Еще один способ помочь черепахе. Наша цель: познакомиться с положительным и отрицательным катализом.
На уроках мы уже упоминали имя Я.Берцелиуса - гениального шведского ученого, родившегося более 200 лет назад. Это он ввел в обращение химические знаки, которыми мы пользуемся до сих пор, а также написал пятитомный учебник химии, которым восхищались его современники. Так вот, от внимания Берцелиуса не ускользнули научные факты о своеобразном поведении некоторых металлов, особенно такого благородного металла, как платина, в отдельных химических реакциях между органическими веществами. В присутствии платины многие реакции значительно ускорялись. Некоторые из них без платины просто невозможно было провести. Особенно заинтересовало Берцелиуса то, что количество платины к концу реакции оставалось неизменным. Это было странно: ведь вещество « бескорыстно» способствовало ускорению реакции. Постепенно накапливались факты, свидетельствовавшие о таком же поведении других металлов, и не только металлов. Опубликованные факты Берцелиус сопоставил с действием ферментов на поглощаемую пишу в организме животных и человека и, проведя между ними аналогию, установил несомненное сходство. Тем не менее, внутренние механизмы этого оставались необъясненными, их природу не могли разгадать. И в 1836 году Берцелиус процесс, протекающий при участии веществ, обладающих каталитической силой, назвал катализом. Слово « катализ» в переводе с греческого означает « разрушение», то есть с помощью катализа происходит как бы разрушение длинного пути, который предстояло пройти веществам, вступившим в реакцию. С этого момента катализ стал предметом пристального внимания ученых, серьезных научных дискуссий. Как и все новое и талантливое, идеи Берцелиуса о катализе нашли среди ученых как ярых противников, так и горячих сторонников.Его противником был один из крупных и авторитетных ученых Ю.Либих, который считал, «... вся идея о каталитической силе фальшива...».
А вот немецкий химик В.Оствальд посвятил исследованию катализа значительную часть своей жизни и сумел наметить путь исследования этого замечательного явления. Вот яркий пример того, как не надо отвергать то новое, что в данный момент нельзя объяснить, потому что для этого не хватает знаний. Надо стараться эти знания приобрести. Итак, вещества, ускоряющие
химическую реакцию и сами остающиеся к концу реакции в таком же количестве, что и до ее начала, назвали катализаторами. Их оказалось очень много. Платина применяется химиками в наиболее ответственных случаях, являясь катализатором дорогим, но часто просто незаменимым. Например, с помощью платинового катализатора американским и японским автомобилестроителям удалось добиться почти полного сгорания топлива в двигателях, что, в свою очередь, резко уменьшило содержание вредных примесей в выхлопных газах и сделало чище атмосферу таких больших городов, как Токио или Нью-Йорк. Химические реакции, протекающие в присутствии катализатора, называются каталитическими.
ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ КАТАЛИТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Демонстрационный опыт: в химический стакан нальем 30%-ный водный раствор пероксида водорода и опустим в жидкость привязанный на ниточке активированный уголь. Тлеющая лучинка, опущенная в стакан в момент выделения кислорода, вспыхивает и загорается над поверхностью жидкости. Но стоит вынуть активированный уголь из стакана, как разложение пероксида водорода прекращается.
Лабораторная работа: Вероятно, вы не раз дезинфицировали царапины перекисью водорода и видели, что в склянках она похожа на обычную воду. Однако стоит ей попасть на ссадину, как она вспенивается, разлагаясь с выделением кислорода: Это происходит от того что белок крови действует на перекись как катализатор, ускоряя ее разложение. В нашем организме, в желудочно-кишечном тракте имеется множество катализаторов.
Биологические катализаторы белковой природы называются ферментами. Ферменты ускоряют жизненно важные химические реакции в клетках организмов. Действие некоторых из них вы можете наблюдать на опыте. Опустим поочередно в пробирку с пероксидом водорода по кусочку сырой моркови и картофеля. Мы видим выделение кислорода.
Это работает фермент каталаза, который содержится почти во всех растительных и животных клетках. Однако, если в раствор пероксида водорода опускать по кусочку вареной моркови и картофеля, то выделения кислорода не происходит: каталаза при варке разрушилась.
Теперь вам должно быть понятно, почему в инструкциях по применению стиральных порошков, содержащих ферменты-энзимы, рекомендуется строго придерживаться указанного интервала температур.
Если хотят подчеркнуть, что в реакции участвует катализатор, то над знаком «равно» пишут слово - катализатор или указывают, какой конкретно катализатор используется.
В современных промышленных производствах красителей, моющих веществ, лекарственных препаратов используются катализаторы. Без особых биологических катализаторов-ферментов - не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Катализаторы - вещества из разряда необходимых веществ, хотя порой мы об этом мало задумываемся.
Важно также знать, что помимо катализаторов, которые увеличивают скорости химических реакций, есть вещества, которые, наоборот, их уменьшают. Они называются ингибиторами (с греческого языка - сдерживать). Значение ингибиторов также велико. Например, процессы коррозии, гниения, брожения - скорость всех этих процессов больше, чем нам бы хотелось, и люди постоянно работают над проблемой ее уменьшения.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: СЦЕНКА.
Василий: Не хочу делать уроки по химии. Лучше я поиграю.
( Входит папа мальчика, садится рядом с газетой. Мальчику ничего не остается делать, как начать учить уроки.)
Время как быстро пролетело. И уроки выучил, и еще поиграть время осталось.
Учитель: Вася, что произошло?
Василий: ничего особенного, просто мой папа выступил в роли ... катализатора.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ НАШЕГО УРОКА:
1. Одним из факторов, влияющих на скорость протекания химических реакций, является наличие катализатора. Катализатор - это вещество, изменяющее скорость химической реакции, но само при этом не расходующееся.
Катализатор может ускорять реакцию (тогда говорят о положительном катализе) или замедлять ее (отрицательный катализ). Большинство химических реакций в организме человека идет при участии биологических катализаторов - ферментов.
2.3аполнение таблицы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ВЫВОД:
Одна и та же реакция может быть охарактеризована по разным
признакам классификации.
3.Домашнее задание:
Расставить коэффициенты, дать характеристику химической реакции: SO2 + O2 = SO3 + Q
4.Выставление оценок за работу на уроке.
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» Урок - сказка по химии "Путешествие в страну невыученной химии или ещё один способ помочь черепахе"
» Воробьёва Н.Ф. Урок-сказка по химии "Углерод"
» Занимательный урок - химическая сказка "Колобок"
» Сывороткина А.А.Игра.Путешествие в страну «Химляндия»
» Данина Е.Н.“Химические государства”.Урок-путешествие • Обобщающий урок
» Воробьёва Н.Ф. Урок-сказка по химии "Углерод"
» Занимательный урок - химическая сказка "Колобок"
» Сывороткина А.А.Игра.Путешествие в страну «Химляндия»
» Данина Е.Н.“Химические государства”.Урок-путешествие • Обобщающий урок
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42