Миннуллина Н.В.Валеологическая направленность уроков химии».
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Миннуллина Н.В.Валеологическая направленность уроков химии».
«Валеологическая направленность уроков химии».
Миннуллина Наталья Викторовна
учитель химии, стаж 15 лет
Костанайская область, ГУ «Средняя школа № 3 города Рудного» республика Казахстан
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества. Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения.
Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.
Такое обучение должно:
- вестись с использованием позитивной концепции здоровья;
- использовать новейшие образовательные подходы и методы;
- разработать систему урочных учебных проблем на связь химии с
валеологией;
- способствовать познавательной активности и заинтересованности
учащихся при изучении химии и на полноту усвоения ими знаний;
- раскрыть единство неорганического и органического мира, влияния
деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой
основе убеждённости в необходимости бережного отношения к
природе;
- раскрыть двойственную роль химической промышленности по
отношению к человеку и природе;
- раскрыть особенностей научно-технического прогресса с позиций
охраны природы;
- вооружить школьников практическими умениями и навыками.
Реализация валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:
1) освоение содержания валеологического компонента на уроках
химии;
2) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально-
групповых занятий учащихся, посредством организации проектной
и исследовательской деятельности школьников;
3) реализация валеологического воспитания при проведении
внеклассных мероприятий.
На уроках необходимо компенсировать дефицит валеологического содержания образования, дополняя программу интересным познавательным материалом посредством познавательных и расчетных задач, тестовыми заданиями.
Например:
Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?
Ответ: При укусе муравей впрыскивает в ранку муравьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом – боль пропадает, так как наша¬тырный спирт – это основание: гидроксид аммония. Он нейтрализует кислоту.
Почему женщины, изображенные на картине французского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?
Ответ: В воде, а особенно в горячей, мыло подвергается гидролизу, приводящему к образованию едких щелочей, разъедающих кожу.
Чем вызывается физиологическое ощущение усталости?
Ответ: Физиологическое ощущение усталости челове¬ческий организм испытывает от накопления в мышцах (в процессе гликолиза) молочной кислоты, которая вредно отражается на здоровье, если организм вырабатывает ее в большом количе¬стве. В мышцах, находящихся в состоянии покоя, молочная кислота способна превращаться в животный крахмал (гликоген) - запасное питательное вещество.
Почему любители сладкого (конфет, шоколада, и т.д.) часто не могут похвастаться хорошим состоянием зубов?
Ответ: Остатки пищи (конфет, шоколада и т.д.) задерживаются между зубами и на поверхности эмали (складки, бо¬розды). Некоторые бактерии (молочнокислые стрептококки), присутствующие в зубном налете, способны расщеплять сахаро¬зу до органических кислот - в основном молочной. Кислоты деминерализуют эмаль. При разрушении эмали микроорганизмы попадают в дентин, а затем в пульпу и вызывают ее воспаление (пульпит).
Почему слезы человека обладают бактерицидными свойствами?
Ответ: Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действи¬ем. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии.
Решение расчетных задач с валеологическим содержанием.
1. Какую массу кислорода переносит кровь среднего человека массой 60 кг за один кругооборот, если масса крови в организме составляет 8% от массы тела, а содержание гемоглобина в крови 14г на 100 мл крови (плотность крови 1,050г/мл)?
Ответ:За один кругооборот кровь переносит 0,858 г кислорода.
2. За сутки в желудке человека выделяется более 800мл желудочного сока (р = 1,065г/см3). Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кисло¬ты, содержащейся в желудочном соке, массовая доля которой в желудочном соке 0,4-0,5%.
Рассматривая химическую сущность задачи, обращают внимание на физиологическое действие соляной кислоты, заключающееся в поддержании кислой среды в желудке для обеспечения нормальной деятельности пищеварительных ферментов (гидролиз белков) и проявления бактерицидных свойств (уничтожение вредной для организма флоры). Следует учитывать стехиометрическое отношение хлорида натрия и соляной кислоты NaCl → HCl, т.е. из 1 моль хлорида натрия может образоваться 1 моль соляной кислоты.
О т в е т : За сутки необходимо потреблять 6,8 г. NaCI.
3. Жизненная емкость легких человека составляет 3500см3. Определите объем и массу кислорода и оксида углерода (IV), содержащиеся в том объеме воздуха, который человек вдыхает за 1ч, если совершает 16 вдохов в минуту.
Анализируя задачу, устанавливают, что в состав воздуха входит (по объему) 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. При переводе объемов газов в массы необходимо из справочных данных использовать плотность кислорода и углекислого газа.
Ответ. За час человек вдыхает 705,6 л, или 1009 г, О2 и 10,08л, или 20 г, СО2.
Тестовые задания
1. Соляная кислота входит в состав:
a) поджелудочного сока
б) желудочного сока
в) слюны
г) содержимого толстого кишечника
д) содержимого тонкого кишечника
2. Незаменимый компонент гормона щитовидной железы:
а) В
б) S
в) I
г) К
д) Zn
3. Человеку в день необходимо потреблять воды:
a)0,5-1 л
б) 1-1,5 л
в) 1,5-2 л
г) 2-2,5 л
д) 2,5-3 л
4. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина:
a) Аl
б) Fe
в) Ca
г) K
д) P
5. Основа физиологического раствора, используемого в медицине – NaCI с
массовой долей:
а) 0,9 %
б) 0,1 %
в) 10 %
г) 9 %
д) 15 %
6. Недостаток железа в крови вызывает заболевание:
а) гепатит
б) анемия
в) корь
г) ангина
д) столбняк
7. Биологические катализаторы:
а) ферменты
б) керотин
в) пептиды
г) эритроциты
д) лейкоциты
8. Применяют для приготовления лекарственных мазей,:
а) Р
б) N
в) S
г) Si
д) С
9. Ионы способствующие свертываемости крови:
а) К+
б) Мg2+
в) Nа1+
г) Са2+
д) Сu2+
10. Для профилактики кариеса используют: пасты содержащие:
а) С
б) S
в) N
г) CI
д) F
11. Вещество, способствующее разрушению эмали зубов:
а) крахмал
б) сахароза
в) железо
г) целлюлоза
д) сера
12. При полном окислении 1г. жира образуется 108 г. воды, что соответствует
количеству вещества:
а) 2 моль
б) 1 моль
в) 4 моль
г) 3 моль
д) 6 моль
13. В организме человека массой 70 кг массовая доля химического элемента
фосфора составляет 0.1 % что соответствует массе:
а) 70 г
б) 700 г
в) 0.7 г
г) 0.07 г
д) 7000 г
14. Человек за сутки через кожу выделяет 9 грамм СО2, что соответствует
объёму:
а) 11.2 л
б) 4.6 л
в) 22.4 л
г) 5.6 л
д) 1л
15. Газ, обладающий бактерицидными свойствами:
а) NH3
б) O3
в) NO2
г) O2
д) CH4
16. Газ, легко соединяющийся с гемоглобином крови, препятствующий
переносу кислорода от лёгких к тканям :
а) СО
б) СО2
в) СН4
г) Н2S
д) Н2
17. Основным источником кальция являются:
а) рис;
б) мясо и мясные изделия;
в) рыба;
г) молочные продукты
д) фасоль
18. Витамин, содержащийся в рыбьем жире
а) Д;
б) С;
в) А;
г) В;
д) Е
Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у учащихся валеологические знания и умения.
В плане интеграции химических и валеологических знаний благоприятен и тот факт, что химия — экспериментальная наука. Она слу¬жит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного восприятия химических процессов, которые лежат в основе триады «молекула — клетка — организм». Интеграция химических и валеологических знаний предусматривает творческое переосмысление содержания школьного курса химии.
Урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. Другими словами, школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.
Скачать
Миннуллина Наталья Викторовна
учитель химии, стаж 15 лет
Костанайская область, ГУ «Средняя школа № 3 города Рудного» республика Казахстан
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества. Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения.
Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.
Такое обучение должно:
- вестись с использованием позитивной концепции здоровья;
- использовать новейшие образовательные подходы и методы;
- разработать систему урочных учебных проблем на связь химии с
валеологией;
- способствовать познавательной активности и заинтересованности
учащихся при изучении химии и на полноту усвоения ими знаний;
- раскрыть единство неорганического и органического мира, влияния
деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой
основе убеждённости в необходимости бережного отношения к
природе;
- раскрыть двойственную роль химической промышленности по
отношению к человеку и природе;
- раскрыть особенностей научно-технического прогресса с позиций
охраны природы;
- вооружить школьников практическими умениями и навыками.
Реализация валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:
1) освоение содержания валеологического компонента на уроках
химии;
2) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально-
групповых занятий учащихся, посредством организации проектной
и исследовательской деятельности школьников;
3) реализация валеологического воспитания при проведении
внеклассных мероприятий.
На уроках необходимо компенсировать дефицит валеологического содержания образования, дополняя программу интересным познавательным материалом посредством познавательных и расчетных задач, тестовыми заданиями.
Например:
Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?
Ответ: При укусе муравей впрыскивает в ранку муравьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом – боль пропадает, так как наша¬тырный спирт – это основание: гидроксид аммония. Он нейтрализует кислоту.
Почему женщины, изображенные на картине французского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?
Ответ: В воде, а особенно в горячей, мыло подвергается гидролизу, приводящему к образованию едких щелочей, разъедающих кожу.
Чем вызывается физиологическое ощущение усталости?
Ответ: Физиологическое ощущение усталости челове¬ческий организм испытывает от накопления в мышцах (в процессе гликолиза) молочной кислоты, которая вредно отражается на здоровье, если организм вырабатывает ее в большом количе¬стве. В мышцах, находящихся в состоянии покоя, молочная кислота способна превращаться в животный крахмал (гликоген) - запасное питательное вещество.
Почему любители сладкого (конфет, шоколада, и т.д.) часто не могут похвастаться хорошим состоянием зубов?
Ответ: Остатки пищи (конфет, шоколада и т.д.) задерживаются между зубами и на поверхности эмали (складки, бо¬розды). Некоторые бактерии (молочнокислые стрептококки), присутствующие в зубном налете, способны расщеплять сахаро¬зу до органических кислот - в основном молочной. Кислоты деминерализуют эмаль. При разрушении эмали микроорганизмы попадают в дентин, а затем в пульпу и вызывают ее воспаление (пульпит).
Почему слезы человека обладают бактерицидными свойствами?
Ответ: Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действи¬ем. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии.
Решение расчетных задач с валеологическим содержанием.
1. Какую массу кислорода переносит кровь среднего человека массой 60 кг за один кругооборот, если масса крови в организме составляет 8% от массы тела, а содержание гемоглобина в крови 14г на 100 мл крови (плотность крови 1,050г/мл)?
Ответ:За один кругооборот кровь переносит 0,858 г кислорода.
2. За сутки в желудке человека выделяется более 800мл желудочного сока (р = 1,065г/см3). Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кисло¬ты, содержащейся в желудочном соке, массовая доля которой в желудочном соке 0,4-0,5%.
Рассматривая химическую сущность задачи, обращают внимание на физиологическое действие соляной кислоты, заключающееся в поддержании кислой среды в желудке для обеспечения нормальной деятельности пищеварительных ферментов (гидролиз белков) и проявления бактерицидных свойств (уничтожение вредной для организма флоры). Следует учитывать стехиометрическое отношение хлорида натрия и соляной кислоты NaCl → HCl, т.е. из 1 моль хлорида натрия может образоваться 1 моль соляной кислоты.
О т в е т : За сутки необходимо потреблять 6,8 г. NaCI.
3. Жизненная емкость легких человека составляет 3500см3. Определите объем и массу кислорода и оксида углерода (IV), содержащиеся в том объеме воздуха, который человек вдыхает за 1ч, если совершает 16 вдохов в минуту.
Анализируя задачу, устанавливают, что в состав воздуха входит (по объему) 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. При переводе объемов газов в массы необходимо из справочных данных использовать плотность кислорода и углекислого газа.
Ответ. За час человек вдыхает 705,6 л, или 1009 г, О2 и 10,08л, или 20 г, СО2.
Тестовые задания
1. Соляная кислота входит в состав:
a) поджелудочного сока
б) желудочного сока
в) слюны
г) содержимого толстого кишечника
д) содержимого тонкого кишечника
2. Незаменимый компонент гормона щитовидной железы:
а) В
б) S
в) I
г) К
д) Zn
3. Человеку в день необходимо потреблять воды:
a)0,5-1 л
б) 1-1,5 л
в) 1,5-2 л
г) 2-2,5 л
д) 2,5-3 л
4. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина:
a) Аl
б) Fe
в) Ca
г) K
д) P
5. Основа физиологического раствора, используемого в медицине – NaCI с
массовой долей:
а) 0,9 %
б) 0,1 %
в) 10 %
г) 9 %
д) 15 %
6. Недостаток железа в крови вызывает заболевание:
а) гепатит
б) анемия
в) корь
г) ангина
д) столбняк
7. Биологические катализаторы:
а) ферменты
б) керотин
в) пептиды
г) эритроциты
д) лейкоциты
8. Применяют для приготовления лекарственных мазей,:
а) Р
б) N
в) S
г) Si
д) С
9. Ионы способствующие свертываемости крови:
а) К+
б) Мg2+
в) Nа1+
г) Са2+
д) Сu2+
10. Для профилактики кариеса используют: пасты содержащие:
а) С
б) S
в) N
г) CI
д) F
11. Вещество, способствующее разрушению эмали зубов:
а) крахмал
б) сахароза
в) железо
г) целлюлоза
д) сера
12. При полном окислении 1г. жира образуется 108 г. воды, что соответствует
количеству вещества:
а) 2 моль
б) 1 моль
в) 4 моль
г) 3 моль
д) 6 моль
13. В организме человека массой 70 кг массовая доля химического элемента
фосфора составляет 0.1 % что соответствует массе:
а) 70 г
б) 700 г
в) 0.7 г
г) 0.07 г
д) 7000 г
14. Человек за сутки через кожу выделяет 9 грамм СО2, что соответствует
объёму:
а) 11.2 л
б) 4.6 л
в) 22.4 л
г) 5.6 л
д) 1л
15. Газ, обладающий бактерицидными свойствами:
а) NH3
б) O3
в) NO2
г) O2
д) CH4
16. Газ, легко соединяющийся с гемоглобином крови, препятствующий
переносу кислорода от лёгких к тканям :
а) СО
б) СО2
в) СН4
г) Н2S
д) Н2
17. Основным источником кальция являются:
а) рис;
б) мясо и мясные изделия;
в) рыба;
г) молочные продукты
д) фасоль
18. Витамин, содержащийся в рыбьем жире
а) Д;
б) С;
в) А;
г) В;
д) Е
Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у учащихся валеологические знания и умения.
В плане интеграции химических и валеологических знаний благоприятен и тот факт, что химия — экспериментальная наука. Она слу¬жит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного восприятия химических процессов, которые лежат в основе триады «молекула — клетка — организм». Интеграция химических и валеологических знаний предусматривает творческое переосмысление содержания школьного курса химии.
Урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. Другими словами, школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.
Скачать
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» Осиевская И.А.Дидактический материал для уроков химии 8 класс
» Смирнов Н.В.Использование Adobe Photoshop при создание анимаций для уроков химии.
» Кравчук В.И.Методические разработки уроков химии в 10 классе"Жёсткость воды.Кальций и магний"
» Направленность химических процессов
» Тверских О.И.Урок-презентация по химии. Тема: "Становление химии как науки". 8-й класс
» Смирнов Н.В.Использование Adobe Photoshop при создание анимаций для уроков химии.
» Кравчук В.И.Методические разработки уроков химии в 10 классе"Жёсткость воды.Кальций и магний"
» Направленность химических процессов
» Тверских О.И.Урок-презентация по химии. Тема: "Становление химии как науки". 8-й класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42