Горшкова Н.Е.Методическая разработка урока химии "Газообразные вещества"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 9 класс
Страница 1 из 1
Горшкова Н.Е.Методическая разработка урока химии "Газообразные вещества"
Горшкова Наталья Евгеньевна, учитель химии
Цели урока:
Обучающие: Актуализировать и систематизировать знания учащихся о газообразных веществах, способах их получения и применении.
Развивающие: Способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация.
Единая коллекция ЦОР:
Конспект урока.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1. Организационный этап
Постановка целей.
2. Этап актуализации знаний
Учитель: Большинство веществ в зависимости от условий могут находиться в одном из трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом. В газовой фазе расстояние между молекулами или атомами во много раз превышает размеры самих частиц. Газы не имеют собственного объёма и формы. Газы легко сжимаются. Если взять: 1 моль азота N2 (28 г), 1 моль кислорода О2 (32 г), 1 моль углекислого газа СO2 (44 г), 1 моль водяных паров Н2О (18 г) при одинаковых условиях, например нормальных (0º С и давление 760 мм рт. ст., или 101,3 кПа), то окажется, что один моль любого из газов займет один и тот же объем, равный 22,4 л.
Вспомните, какой закон выполняется для газов? Сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях?
Ученик: Закон Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
Учитель: Давайте, вспомним задачи с использованием молярного объёма. Какой объём при нормальных условиях занимают 2 моль любого газа?
Ученик: 2 моль любого газа при н.у. занимают объём 44,8 л
Учитель: Какой объём при нормальных условиях занимают 7г азота N2?
Учащийся решает задачу.
Ученик: 7 г азота при нормальных условиях занимают объём 5,6 л.
Учитель: Благодаря большому расстоянию между молекулами любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях. Назовите важнейшие природные смеси газов. Каков их состав?
Ученик: Воздух (21% кислорода, 78% азота, благородные газы, углекислый газ), природный газ (90% метана и другие углеводороды).
Учитель: При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу:
Учитель: Водород. Охарактеризуйте его физические свойства. Как можно его получить?
Ученик: Это самый легкий газ, не имеет цвета, запаха и вкуса.
Учитель: В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Киппа взаимодействием цинка с соляной кислотой.
Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
С + Н2О = СО + Н2
Демонстрация получения водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Учитель: Водород собирают в перевернутый вверх дном сосуд. Распознают его так: к отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси. Водород с воздухом образует взрывчатую смесь - «гремучий газ».
Демонстрация взрыва водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Используя слайд 9, учащиеся описывают области применения водорода.
Учитель: Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Какими физическими свойствами он обладает?
Ученик: Бесцветный, не имеющий запаха газ, который плохо растворяется в воде.
Учитель: В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 .
Демонстрация опытов получения кислорода разложением перманганата калия (видеоролик, слайд 13).
Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения кислорода:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;
2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
Учитель: Как можно собрать кислород и доказать его наличие?
Ученик: Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он малорастворим в воде. Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.
Используя слайд 11, учащиеся описывают области применения кислорода.
Учитель: Перечислите физические свойства углекислого газа, как его получить и распознать?
Ученик: Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция: СаСО3+2НСl=CaCl2+H2O+CO2↑
Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.
CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O
CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2
Демонстрация видеоопыта «Получение углекислого газа» (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Учитель: В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка:
CaCO3 = СаО + СО2↑
Используя слайд 14, учащиеся описывают области применения углекислого газа.
Учитель: Давайте вспомним, как получают аммиак, какими физическими свойствами он обладает и как его распознать.
Демонстрация видеоопыта «Получения аммиака»: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ученик: Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.
В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑
Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки.
Учитель: Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает: катализатор, высокие температура и давление.
3H2 + N2 = 2NH3
Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать, так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.
Используя слайд16, учащиеся описывают области применения аммиака.
Учитель: На уроках органической химии вы познакомились с газом этиленом С2Н4. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана:
СН3−СН3 → СН2=СН2 + Н2.
Реакция протекает в присутствии катализатора и при высокой температуре.
В лаборатории этилен получают двумя способами: деполимеризацией полиэтилена или каталитической дегидратацией этилового спирта:
(–СН2–СН2–)n → nСН2 = СН2
С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.
Как можно собрать этилен? Как доказать его наличие?
Ученик: Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно собрать вытеснением воздуха. Распознают этилен по обесцвечиванию подкисленного раствора перманганата калия или бромной воды.
Демонстрация видеоопыта получения этилена реакцией дегидрирования этилового спирта и распознавание этилена обесцвечиванием подкисленного раствора перманганата калия. (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
СН3–СН3 → СН2=СН2+Н2
С2Н5ОН → С2Н4+Н2О
С2Н4+Вr2 → C2H2Br2
Учащиеся записывают уравнения реакций.
Используя слайд 18, учащиеся описывают области применения этилена.
Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица (слайд 20).
Для закрепления:
Осуществите превращения: перманганат калия → кислород → вода → водород → аммиак → водород → этилен → углекислый газ
Учащиеся выполняют задание в тетради.
4. Этап информации о домашнем задании § 8 «Химия-11» упр. №3, 4.
5. Этап рефлексии
Цели урока:
Обучающие: Актуализировать и систематизировать знания учащихся о газообразных веществах, способах их получения и применении.
Развивающие: Способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация.
Единая коллекция ЦОР:
Конспект урока.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1. Организационный этап
Постановка целей.
2. Этап актуализации знаний
Учитель: Большинство веществ в зависимости от условий могут находиться в одном из трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом. В газовой фазе расстояние между молекулами или атомами во много раз превышает размеры самих частиц. Газы не имеют собственного объёма и формы. Газы легко сжимаются. Если взять: 1 моль азота N2 (28 г), 1 моль кислорода О2 (32 г), 1 моль углекислого газа СO2 (44 г), 1 моль водяных паров Н2О (18 г) при одинаковых условиях, например нормальных (0º С и давление 760 мм рт. ст., или 101,3 кПа), то окажется, что один моль любого из газов займет один и тот же объем, равный 22,4 л.
Вспомните, какой закон выполняется для газов? Сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях?
Ученик: Закон Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
Учитель: Давайте, вспомним задачи с использованием молярного объёма. Какой объём при нормальных условиях занимают 2 моль любого газа?
Ученик: 2 моль любого газа при н.у. занимают объём 44,8 л
Учитель: Какой объём при нормальных условиях занимают 7г азота N2?
Учащийся решает задачу.
Ученик: 7 г азота при нормальных условиях занимают объём 5,6 л.
Учитель: Благодаря большому расстоянию между молекулами любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях. Назовите важнейшие природные смеси газов. Каков их состав?
Ученик: Воздух (21% кислорода, 78% азота, благородные газы, углекислый газ), природный газ (90% метана и другие углеводороды).
Учитель: При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу:
Учитель: Водород. Охарактеризуйте его физические свойства. Как можно его получить?
Ученик: Это самый легкий газ, не имеет цвета, запаха и вкуса.
Учитель: В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Киппа взаимодействием цинка с соляной кислотой.
Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
С + Н2О = СО + Н2
Демонстрация получения водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Учитель: Водород собирают в перевернутый вверх дном сосуд. Распознают его так: к отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси. Водород с воздухом образует взрывчатую смесь - «гремучий газ».
Демонстрация взрыва водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Используя слайд 9, учащиеся описывают области применения водорода.
Учитель: Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Какими физическими свойствами он обладает?
Ученик: Бесцветный, не имеющий запаха газ, который плохо растворяется в воде.
Учитель: В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 .
Демонстрация опытов получения кислорода разложением перманганата калия (видеоролик, слайд 13).
Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения кислорода:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;
2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
Учитель: Как можно собрать кислород и доказать его наличие?
Ученик: Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он малорастворим в воде. Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.
Используя слайд 11, учащиеся описывают области применения кислорода.
Учитель: Перечислите физические свойства углекислого газа, как его получить и распознать?
Ученик: Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция: СаСО3+2НСl=CaCl2+H2O+CO2↑
Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.
CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O
CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2
Демонстрация видеоопыта «Получение углекислого газа» (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Учитель: В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка:
CaCO3 = СаО + СО2↑
Используя слайд 14, учащиеся описывают области применения углекислого газа.
Учитель: Давайте вспомним, как получают аммиак, какими физическими свойствами он обладает и как его распознать.
Демонстрация видеоопыта «Получения аммиака»: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ученик: Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.
В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑
Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки.
Учитель: Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает: катализатор, высокие температура и давление.
3H2 + N2 = 2NH3
Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать, так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.
Используя слайд16, учащиеся описывают области применения аммиака.
Учитель: На уроках органической химии вы познакомились с газом этиленом С2Н4. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана:
СН3−СН3 → СН2=СН2 + Н2.
Реакция протекает в присутствии катализатора и при высокой температуре.
В лаборатории этилен получают двумя способами: деполимеризацией полиэтилена или каталитической дегидратацией этилового спирта:
(–СН2–СН2–)n → nСН2 = СН2
С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.
Как можно собрать этилен? Как доказать его наличие?
Ученик: Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно собрать вытеснением воздуха. Распознают этилен по обесцвечиванию подкисленного раствора перманганата калия или бромной воды.
Демонстрация видеоопыта получения этилена реакцией дегидрирования этилового спирта и распознавание этилена обесцвечиванием подкисленного раствора перманганата калия. (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
СН3–СН3 → СН2=СН2+Н2
С2Н5ОН → С2Н4+Н2О
С2Н4+Вr2 → C2H2Br2
Учащиеся записывают уравнения реакций.
Используя слайд 18, учащиеся описывают области применения этилена.
Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица (слайд 20).
Для закрепления:
Осуществите превращения: перманганат калия → кислород → вода → водород → аммиак → водород → этилен → углекислый газ
Учащиеся выполняют задание в тетради.
4. Этап информации о домашнем задании § 8 «Химия-11» упр. №3, 4.
5. Этап рефлексии
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Методическая разработка урока по физике и химии по теме "Строение атома".Капишина Татьяна Ивановна.Забудская Мария Яковлевна
» Лебедева Л.В.Методическая разработка урока по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
» Яконюк В.С.Разработка урока химии "Азотная кислота"; 9 класс (2 часа)
» Разработка урока по органической химии для 10 класса с использованием интерактивной доски InterWrite.
» Максанова Л.А.и др.Методическая разработка к самостоятельной работе
» Лебедева Л.В.Методическая разработка урока по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
» Яконюк В.С.Разработка урока химии "Азотная кислота"; 9 класс (2 часа)
» Разработка урока по органической химии для 10 класса с использованием интерактивной доски InterWrite.
» Максанова Л.А.и др.Методическая разработка к самостоятельной работе
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42