Николенко Т.П. "Кристаллические решетки"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Презентации для уроков химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Николенко Т.П. "Кристаллические решетки"
Николенко Татьяна Петровна, учитель химии
Тип урока: Комбинированный.
Основная цель урока: Дать учащимся конкретные представления об аморфных и кристаллических веществах, типах кристаллических решеток, установить взаимосвязь между строением и свойствами веществ.
Задачи урока.
Образовательная: сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества, дать учащимся представление о законе постоянства состава.
Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого- структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.
Развивающая: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.
Оборудование: Периодическая система Д.И.Менделеева, коллекция “Металлы”, неметаллы: сера, графит, красный фосфор, кислород; Презентация “Кристаллические решетки”, модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт “Возгонка бензойной кислоты”.
Ход урока
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
Кристаллические решётки
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.
Затем сообщает тему урока и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Cлайд 1, 2).
2. Проверка домашнего задания
(2 ученика у доски: Определить вид химической связи для веществ с формулами:
1) NaCl, CO2, I2 ; 2) Na, NaOH, H2S (записывают ответ на доске и включаются в опрос).
3. Анализ ситуации.
Учитель: Что изучает химия? Ответ: Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ.
Учитель: Что же такое вещество? Ответ: Вещество - это то, из чего состоит физическое тело. (Cлайд 3).
Учитель: Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?
Ответ: Существует три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. (Cлайд 4).
Учитель: Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.
Ответ: Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние - лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).
Учитель (дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(tпл) переходят в жидкое состояние - плавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре (-1940С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре (-218,80С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Сегодня на уроке мы будем рассматривать твердое состояние вещества.
Учитель: Назовите, какие твердые вещества находятся у вас на столах.
Ответ: Металлы, пластилин, поваренная соль: NaCl, графит.
Учитель: Как вы думаете? Какое из этих веществ лишнее?
Ответ: Пластилин.
Учитель: Почему?
Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ). Такие вещества называют аморфными. (слайд 5), а металлы и хлорид натрия - кристаллические. (Cлайд 6).
Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические. (слайд7).
1) У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.
Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства, и, если эти узлы соединить прямыми линиями, то образуется пространственный каркас - кристаллическая решетка.
(Cлайд
Учитель задает проблемные вопросы
Как объяснить существование твердых веществ со столь различными свойствами?
2) Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определенных плоскостях, а аморфные вещества этим свойством не обладают?
Выслушать ответы учеников и подвести их к выводу:
Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.
(Cлайд 9).
Проверка домашнего задания:
1) NaCl – ионная связь,
СО2 – ковалентная полярная связь
I2 – ковалентная неполярная связь
2) Na – металлическая связь
NаОН - ионная связь между Na+иОН- (О и Н ковалентная)
Н2S - ковалентная полярная
Фронтальный опрос.
Какая связь называется ионной?
Какая связь называется ковалентной?
Какая связь называется ковалентной полярной? неполярной?
Что называется электроотрицательностью?
Вывод: Прослеживается логическая последовательность, взаимосвязь явлений в природе: Строение атома—>ЭО—>Виды химической связи—>Тип кристаллической решетки—>Свойства веществ. (слайд 10).
Учитель: В зависимости от вида частиц и от характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: ионные, молекулярные, атомные и металлические. (Cлайд 11).
Далее идет рассмотрение типов кристаллических решеток. Особое внимание уделяется взаимосвязи типа кристаллической решетки, вида химической связи и свойств твердых веществ.
Результаты оформляются в следующую таблицу-образец таблицы у учеников на парте. (см. Приложение 1). (Cлайд 12).
Ионные кристаллические решетки
(Cлайд13)
Учитель: Как вы думаете? Для веществ с каким видом химической связи будет характерен такой вид решетки?
Ответ: Для веществ с ионной химической связью будет характерна ионная решетка.
Учитель: Какие частицы будут находиться в узлах решетки?
Ответ: Ионы.
Учитель: Какие частицы называются ионами?
Ответ: Ионы-это частицы, имеющие положительный или отрицательный заряд.
Учитель: Какие ионы бывают по составу?
Ответ: Простые и сложные.
Демонстрация - модель кристаллической решетки хлорида натрия (NaCl).
Объяснение учителя: В узлах кристаллической решетки хлорида натрия находятся ионы натрия и хлора.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В кристаллах NaCl отдельных молекул хлорида натрия не существует. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую макромолекулу, состоящую из равного числа ионов Na+ и Cl-, NanCln, где n – большое число.
Связи между ионами в таком кристалле очень прочные. Поэтому вещества с ионной решеткой обладают сравнительно высокой твердостью. Они тугоплавки, нелетучи, хрупки. Расплавы их проводят электрический ток (Почему?), легко растворяются в воде.
Ионные соединения - это бинарные соединения металлов (I А и II A), соли, щелочи.
Атомные кристаллические решетки
(Слайд 14)
Демонстрация кристаллических решеток алмаза и графита.
У учеников на столе образцы графита.
Учитель: Какие частицы будут находиться в узлах атомной кристаллической решетки?
Ответ: В узлах атомной кристаллической решетки находятся отдельные атомы.
Учитель: Какая химическая связь между атомами будет возникать?
Ответ: Ковалентная химическая связь.
Объяснения учителя.
Действительно, в узлах атомных кристаллических решеток находятся отдельные атомы, связанные между собой ковалентными связями. Так как атомы, подобно ионам, могут по-разному располагаться в пространстве, то образуются кристаллы разной формы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Атомная кристаллическая решетка алмаза
В данных решетках молекулы отсутствуют. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую молекулу. Примером веществ с таким типом кристаллических решеток могут служить аллотропные модификации углерода: алмаз, графит; а также бор, кремний, красный фосфор, германий. Вопрос: Какие эти вещества по составу? Ответ: Простые по составу.
Атомные кристаллические решетки имеют не только простые, но и сложные. Например, оксид алюминия, оксид кремния. Все эти вещества имеют очень высокие температуры плавления (у алмаза свыше 35000С), прочны и тверды, нелетучи, практически нерастворимы в жидкостях.
Металлические кристаллические решетки
(Слайд15)
Учитель: Ребята, у вас на столах коллекция металлов, рассмотрим эти образцы.
Вопрос: Какая химическая связь характерна для металлов?
Ответ: Металлическая. Связь в металлах между положительными ионами посредством обобществленных электронов.
Вопрос: Какие общие физические свойства для металлов характерны?
Ответ: Блеск, электропроводность, теплопроводность, пластичность.
Вопрос: Объясните, в чем причина того, что у такого числа разнообразных веществ одинаковые физические свойства?
Ответ: Металлы имеют единое строение.
Демонстрация моделей кристаллических решеток металлов.
Объяснение учителя.
Вещества с металлической связью имеют металлические кристаллические решетки
В узлах таких решеток находятся атомы и положительные ионы металлов, а в объеме кристалла свободно перемещаются валентные электроны. Электроны электростатически притягивают положительные ионы металлов. Этим объясняется стабильность решетки.
Молекулярные кристаллические решетки
(Слайд16)
Учитель демонстрирует и называет вещества: йод, сера.
Вопрос: Что объединяет эти вещества?
Ответ: Эти вещества являются неметаллами. Простые по составу.
Вопрос: Какая химическая связь внутри молекул?
Ответ: Химическая связь внутри молекул ковалентная неполярная.
Вопрос: Какие физические свойства для них характерны?
Ответ: Летучие, легкоплавкие, малорастворимые в воде.
Учитель: Давайте сравним свойства металлов и неметаллов. Ученики отвечают, что свойства принципиально отличаются.
Вопрос: Почему свойства неметаллов сильно отличаются от свойств металлов?
Ответ: У металлов связь металлическая, а у неметаллов ковалентная неполярная.
Учитель: Следовательно, и тип решетки другой. Молекулярная.
Вопрос: Какие частицы находятся в узлах решетки?
Ответ: Молекулы.
Демонстрация кристаллических решеток углекислого газа и йода.
Объяснение учителя.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Молекулярная кристаллическая решетка
Как видим, молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простые вещества: благородные газы, H2,O2,N2, I2, O3, белый фосфор Р4, но и сложные: твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза, сахар).
В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия.
Вывод: Вещества непрочные, имеют малую твердость, низкую температуру плавления, летучи, способны к возгонке.
Вопрос: Какой процесс называется возгонкой или сублимацией?
Ответ: Переход вещества из твердого агрегатного состояния сразу в газообразное, минуя жидкое, называется возгонкой или сублимацией.
Демонстрация опыта: возгонка бензойной кислоты (видеоопыт).
Работа с заполненной таблицей.
Приложение 1. (Слайд 17)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вопрос: Какой тип кристаллической решетки из рассмотренных выше не встречается в простых веществах?
Ответ: Ионные кристаллические решетки.
Вопрос: Какие кристаллические решетки характерны для простых веществ?
Ответ: Для простых веществ-металлов- металлическая кристаллическая решетка; для неметаллов - атомная или молекулярная.
Работа с Периодической системой Д.И.Менделеева.
Вопрос: Где в Периодической системе находятся элементы-металлы и почему? Элементы-неметаллы и почему?
Ответ: Если провести диагональ от бора до астата, то в нижнем левом углу от этой диагонали будут находиться элементы-металлы, т.к. на последнем энергетическом уровне они содержат от одного до трех электронов. Это элементы I A, II A, III A (кроме бора), а также олово и свинец, сурьма и все элементы побочных подгрупп.
Элементы-неметаллы находятся в верхнем правом углу от этой диагонали, т.к. на последнем энергетическом уровне содержат от четырех до восьми электронов. Это элементы IY A,Y A, YI A, YII A, YIII A и бор.
Учитель: Давайте найдем элементы неметаллы, у которых простые вещества имеют атомную кристаллическую решетку (Ответ: С, В, Si) и молекулярную (Ответ: N, S, O, галогены и благородные газы).
Учитель: Сформулируйте вывод, как можно определить тип кристаллической решетки простого вещества в зависимости от положения элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
Ответ: Для элементов-металлов, которые находятся в I A, II A, IIIA (кроме бора), а также олова и свинца, и всех элементов побочных подгрупп в простом веществе тип решетки-металлическая.
Для элементов-неметаллов IY A и бора в простом веществе кристаллическая решетка атомная; а у элементов Y A, YI A, YII A, YIII A в простых веществах кристаллическая решетка молекулярная.
Продолжаем работать с заполненной таблицей.
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какая закономерность прослеживается?
Внимательно слушаем ответы учеников, после чего вместе с классом делаем вывод:
Существует следующая закономерность: если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства, или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить строение. (Cлайд 18).
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какую еще классификацию веществ вы можете предложить?
Если ученики затрудняются, то учитель объясняет, что вещества можно разделить на вещества молекулярного и немолекулярного строения. (Cлайд 19).
Вещества молекулярного строения состоят из молекул.
Вещества немолекулярного строения состоят из атомов, ионов.
Закон постоянства состава
(Слайд 20)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним из основных законом химии. Это закон постоянства состава, который был открыт французским химиком Ж.Л.Прустом. Закон справедлив только для веществ молекулярного строения. В настоящее время закон читается так:”Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства”. Но для веществ с немолекулярным строением этот закон не всегда справедлив.
Теоретическое и практическое значение закона состоит в том, что на его основе состав веществ можно выразить с помощью химических формул(для многих веществ немолекулярного строения химическая формула показывает состав не реально существующей, а условной молекулы).
Вывод: химическая формула вещества заключает в себе большую информацию. (Cлайд 21)
Например, SO3:
1. Конкретное вещество - серный газ, или оксид серы (YI).
2.Тип вещества - сложное; класс - оксид.
3. Качественный состав - состоит из двух элементов: серы и кислорода.
4. Количественный состав - молекула состоит из1 атома серы и 3 атомов кислорода.
5.Относительная молекулярная масса - Mr(SO3)= 32 + 3 * 16 = 80.
6. Молярная масса - М(SO3) = 80 г/моль.
7. Много другой информации.
Закрепление и применение полученных знаний
(Слайд 22, 23).
Игра в крестики-нолики: зачеркните по вертикали, горизонтали, диагонали вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ефлексия.
Учитель задает вопрос: “Ребята, что нового вы узнали на уроке?”.
Подведение итогов занятия
Учитель: Ребята, давайте подведем основные итоги нашего урока - ответьте на вопросы.
1. Какие классификации веществ вы узнали?
2. Как вы понимаете термин кристаллическая решетка.
3. Какие типы кристаллических решеток вы теперь знаете?
4. О какой закономерности строения и свойств веществ вы узнали?
5. В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решетки?
6. С каким основным законом химии вы познакомились на уроке?
(Cлайд 24)
Домашнее задание: §22, конспект.
1. Составьте формулы веществ: хлорид кальция, оксид кремния (IY), азот, сероводород.
Определите тип кристаллической решетки и попытайтесь прогнозировать: каковы должны быть температуры плавления у этих веществ.
2. Творческое задание —> составить вопросы к параграфу.
Учитель благодарит за урок. Выставляет отметки ученикам.
Тип урока: Комбинированный.
Основная цель урока: Дать учащимся конкретные представления об аморфных и кристаллических веществах, типах кристаллических решеток, установить взаимосвязь между строением и свойствами веществ.
Задачи урока.
Образовательная: сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества, дать учащимся представление о законе постоянства состава.
Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого- структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.
Развивающая: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.
Оборудование: Периодическая система Д.И.Менделеева, коллекция “Металлы”, неметаллы: сера, графит, красный фосфор, кислород; Презентация “Кристаллические решетки”, модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт “Возгонка бензойной кислоты”.
Ход урока
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
Кристаллические решётки
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.
Затем сообщает тему урока и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Cлайд 1, 2).
2. Проверка домашнего задания
(2 ученика у доски: Определить вид химической связи для веществ с формулами:
1) NaCl, CO2, I2 ; 2) Na, NaOH, H2S (записывают ответ на доске и включаются в опрос).
3. Анализ ситуации.
Учитель: Что изучает химия? Ответ: Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ.
Учитель: Что же такое вещество? Ответ: Вещество - это то, из чего состоит физическое тело. (Cлайд 3).
Учитель: Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?
Ответ: Существует три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. (Cлайд 4).
Учитель: Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.
Ответ: Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние - лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).
Учитель (дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(tпл) переходят в жидкое состояние - плавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре (-1940С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре (-218,80С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Сегодня на уроке мы будем рассматривать твердое состояние вещества.
Учитель: Назовите, какие твердые вещества находятся у вас на столах.
Ответ: Металлы, пластилин, поваренная соль: NaCl, графит.
Учитель: Как вы думаете? Какое из этих веществ лишнее?
Ответ: Пластилин.
Учитель: Почему?
Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ). Такие вещества называют аморфными. (слайд 5), а металлы и хлорид натрия - кристаллические. (Cлайд 6).
Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические. (слайд7).
1) У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.
Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства, и, если эти узлы соединить прямыми линиями, то образуется пространственный каркас - кристаллическая решетка.
(Cлайд
Учитель задает проблемные вопросы
Как объяснить существование твердых веществ со столь различными свойствами?
2) Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определенных плоскостях, а аморфные вещества этим свойством не обладают?
Выслушать ответы учеников и подвести их к выводу:
Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.
(Cлайд 9).
Проверка домашнего задания:
1) NaCl – ионная связь,
СО2 – ковалентная полярная связь
I2 – ковалентная неполярная связь
2) Na – металлическая связь
NаОН - ионная связь между Na+иОН- (О и Н ковалентная)
Н2S - ковалентная полярная
Фронтальный опрос.
Какая связь называется ионной?
Какая связь называется ковалентной?
Какая связь называется ковалентной полярной? неполярной?
Что называется электроотрицательностью?
Вывод: Прослеживается логическая последовательность, взаимосвязь явлений в природе: Строение атома—>ЭО—>Виды химической связи—>Тип кристаллической решетки—>Свойства веществ. (слайд 10).
Учитель: В зависимости от вида частиц и от характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: ионные, молекулярные, атомные и металлические. (Cлайд 11).
Далее идет рассмотрение типов кристаллических решеток. Особое внимание уделяется взаимосвязи типа кристаллической решетки, вида химической связи и свойств твердых веществ.
Результаты оформляются в следующую таблицу-образец таблицы у учеников на парте. (см. Приложение 1). (Cлайд 12).
Ионные кристаллические решетки
(Cлайд13)
Учитель: Как вы думаете? Для веществ с каким видом химической связи будет характерен такой вид решетки?
Ответ: Для веществ с ионной химической связью будет характерна ионная решетка.
Учитель: Какие частицы будут находиться в узлах решетки?
Ответ: Ионы.
Учитель: Какие частицы называются ионами?
Ответ: Ионы-это частицы, имеющие положительный или отрицательный заряд.
Учитель: Какие ионы бывают по составу?
Ответ: Простые и сложные.
Демонстрация - модель кристаллической решетки хлорида натрия (NaCl).
Объяснение учителя: В узлах кристаллической решетки хлорида натрия находятся ионы натрия и хлора.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В кристаллах NaCl отдельных молекул хлорида натрия не существует. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую макромолекулу, состоящую из равного числа ионов Na+ и Cl-, NanCln, где n – большое число.
Связи между ионами в таком кристалле очень прочные. Поэтому вещества с ионной решеткой обладают сравнительно высокой твердостью. Они тугоплавки, нелетучи, хрупки. Расплавы их проводят электрический ток (Почему?), легко растворяются в воде.
Ионные соединения - это бинарные соединения металлов (I А и II A), соли, щелочи.
Атомные кристаллические решетки
(Слайд 14)
Демонстрация кристаллических решеток алмаза и графита.
У учеников на столе образцы графита.
Учитель: Какие частицы будут находиться в узлах атомной кристаллической решетки?
Ответ: В узлах атомной кристаллической решетки находятся отдельные атомы.
Учитель: Какая химическая связь между атомами будет возникать?
Ответ: Ковалентная химическая связь.
Объяснения учителя.
Действительно, в узлах атомных кристаллических решеток находятся отдельные атомы, связанные между собой ковалентными связями. Так как атомы, подобно ионам, могут по-разному располагаться в пространстве, то образуются кристаллы разной формы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Атомная кристаллическая решетка алмаза
В данных решетках молекулы отсутствуют. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую молекулу. Примером веществ с таким типом кристаллических решеток могут служить аллотропные модификации углерода: алмаз, графит; а также бор, кремний, красный фосфор, германий. Вопрос: Какие эти вещества по составу? Ответ: Простые по составу.
Атомные кристаллические решетки имеют не только простые, но и сложные. Например, оксид алюминия, оксид кремния. Все эти вещества имеют очень высокие температуры плавления (у алмаза свыше 35000С), прочны и тверды, нелетучи, практически нерастворимы в жидкостях.
Металлические кристаллические решетки
(Слайд15)
Учитель: Ребята, у вас на столах коллекция металлов, рассмотрим эти образцы.
Вопрос: Какая химическая связь характерна для металлов?
Ответ: Металлическая. Связь в металлах между положительными ионами посредством обобществленных электронов.
Вопрос: Какие общие физические свойства для металлов характерны?
Ответ: Блеск, электропроводность, теплопроводность, пластичность.
Вопрос: Объясните, в чем причина того, что у такого числа разнообразных веществ одинаковые физические свойства?
Ответ: Металлы имеют единое строение.
Демонстрация моделей кристаллических решеток металлов.
Объяснение учителя.
Вещества с металлической связью имеют металлические кристаллические решетки
В узлах таких решеток находятся атомы и положительные ионы металлов, а в объеме кристалла свободно перемещаются валентные электроны. Электроны электростатически притягивают положительные ионы металлов. Этим объясняется стабильность решетки.
Молекулярные кристаллические решетки
(Слайд16)
Учитель демонстрирует и называет вещества: йод, сера.
Вопрос: Что объединяет эти вещества?
Ответ: Эти вещества являются неметаллами. Простые по составу.
Вопрос: Какая химическая связь внутри молекул?
Ответ: Химическая связь внутри молекул ковалентная неполярная.
Вопрос: Какие физические свойства для них характерны?
Ответ: Летучие, легкоплавкие, малорастворимые в воде.
Учитель: Давайте сравним свойства металлов и неметаллов. Ученики отвечают, что свойства принципиально отличаются.
Вопрос: Почему свойства неметаллов сильно отличаются от свойств металлов?
Ответ: У металлов связь металлическая, а у неметаллов ковалентная неполярная.
Учитель: Следовательно, и тип решетки другой. Молекулярная.
Вопрос: Какие частицы находятся в узлах решетки?
Ответ: Молекулы.
Демонстрация кристаллических решеток углекислого газа и йода.
Объяснение учителя.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Молекулярная кристаллическая решетка
Как видим, молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простые вещества: благородные газы, H2,O2,N2, I2, O3, белый фосфор Р4, но и сложные: твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза, сахар).
В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия.
Вывод: Вещества непрочные, имеют малую твердость, низкую температуру плавления, летучи, способны к возгонке.
Вопрос: Какой процесс называется возгонкой или сублимацией?
Ответ: Переход вещества из твердого агрегатного состояния сразу в газообразное, минуя жидкое, называется возгонкой или сублимацией.
Демонстрация опыта: возгонка бензойной кислоты (видеоопыт).
Работа с заполненной таблицей.
Приложение 1. (Слайд 17)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вопрос: Какой тип кристаллической решетки из рассмотренных выше не встречается в простых веществах?
Ответ: Ионные кристаллические решетки.
Вопрос: Какие кристаллические решетки характерны для простых веществ?
Ответ: Для простых веществ-металлов- металлическая кристаллическая решетка; для неметаллов - атомная или молекулярная.
Работа с Периодической системой Д.И.Менделеева.
Вопрос: Где в Периодической системе находятся элементы-металлы и почему? Элементы-неметаллы и почему?
Ответ: Если провести диагональ от бора до астата, то в нижнем левом углу от этой диагонали будут находиться элементы-металлы, т.к. на последнем энергетическом уровне они содержат от одного до трех электронов. Это элементы I A, II A, III A (кроме бора), а также олово и свинец, сурьма и все элементы побочных подгрупп.
Элементы-неметаллы находятся в верхнем правом углу от этой диагонали, т.к. на последнем энергетическом уровне содержат от четырех до восьми электронов. Это элементы IY A,Y A, YI A, YII A, YIII A и бор.
Учитель: Давайте найдем элементы неметаллы, у которых простые вещества имеют атомную кристаллическую решетку (Ответ: С, В, Si) и молекулярную (Ответ: N, S, O, галогены и благородные газы).
Учитель: Сформулируйте вывод, как можно определить тип кристаллической решетки простого вещества в зависимости от положения элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
Ответ: Для элементов-металлов, которые находятся в I A, II A, IIIA (кроме бора), а также олова и свинца, и всех элементов побочных подгрупп в простом веществе тип решетки-металлическая.
Для элементов-неметаллов IY A и бора в простом веществе кристаллическая решетка атомная; а у элементов Y A, YI A, YII A, YIII A в простых веществах кристаллическая решетка молекулярная.
Продолжаем работать с заполненной таблицей.
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какая закономерность прослеживается?
Внимательно слушаем ответы учеников, после чего вместе с классом делаем вывод:
Существует следующая закономерность: если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства, или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить строение. (Cлайд 18).
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какую еще классификацию веществ вы можете предложить?
Если ученики затрудняются, то учитель объясняет, что вещества можно разделить на вещества молекулярного и немолекулярного строения. (Cлайд 19).
Вещества молекулярного строения состоят из молекул.
Вещества немолекулярного строения состоят из атомов, ионов.
Закон постоянства состава
(Слайд 20)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним из основных законом химии. Это закон постоянства состава, который был открыт французским химиком Ж.Л.Прустом. Закон справедлив только для веществ молекулярного строения. В настоящее время закон читается так:”Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства”. Но для веществ с немолекулярным строением этот закон не всегда справедлив.
Теоретическое и практическое значение закона состоит в том, что на его основе состав веществ можно выразить с помощью химических формул(для многих веществ немолекулярного строения химическая формула показывает состав не реально существующей, а условной молекулы).
Вывод: химическая формула вещества заключает в себе большую информацию. (Cлайд 21)
Например, SO3:
1. Конкретное вещество - серный газ, или оксид серы (YI).
2.Тип вещества - сложное; класс - оксид.
3. Качественный состав - состоит из двух элементов: серы и кислорода.
4. Количественный состав - молекула состоит из1 атома серы и 3 атомов кислорода.
5.Относительная молекулярная масса - Mr(SO3)= 32 + 3 * 16 = 80.
6. Молярная масса - М(SO3) = 80 г/моль.
7. Много другой информации.
Закрепление и применение полученных знаний
(Слайд 22, 23).
Игра в крестики-нолики: зачеркните по вертикали, горизонтали, диагонали вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ефлексия.
Учитель задает вопрос: “Ребята, что нового вы узнали на уроке?”.
Подведение итогов занятия
Учитель: Ребята, давайте подведем основные итоги нашего урока - ответьте на вопросы.
1. Какие классификации веществ вы узнали?
2. Как вы понимаете термин кристаллическая решетка.
3. Какие типы кристаллических решеток вы теперь знаете?
4. О какой закономерности строения и свойств веществ вы узнали?
5. В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решетки?
6. С каким основным законом химии вы познакомились на уроке?
(Cлайд 24)
Домашнее задание: §22, конспект.
1. Составьте формулы веществ: хлорид кальция, оксид кремния (IY), азот, сероводород.
Определите тип кристаллической решетки и попытайтесь прогнозировать: каковы должны быть температуры плавления у этих веществ.
2. Творческое задание —> составить вопросы к параграфу.
Учитель благодарит за урок. Выставляет отметки ученикам.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Кристаллические решётки
» Кристаллические решетки
» Кристаллические решётки
» Металлические кристаллические решётки
» Гарина Г.Л.Кристаллические решетки.9 класс
» Кристаллические решетки
» Кристаллические решётки
» Металлические кристаллические решётки
» Гарина Г.Л.Кристаллические решетки.9 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Презентации для уроков химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42