Интегрированный урок химии и информатики по теме "Щелочные металлы"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Презентации для уроков химии :: 10 класс
Страница 1 из 1
Интегрированный урок химии и информатики по теме "Щелочные металлы"
Интегрированный урок химии и информатики по теме "Щелочные металлы"
Нечаева Наталья Петровна, учитель информатики
Блинкова Наталья Ивановна, учитель химии
Цель урока: на примере щелочных металлов продемонстрировать общую закономерность изменения свойств элементов главных подгрупп Периодической системы Д.И.Менделеева. Дать характеристику простых и сложных веществ, образованных данными элементами, рассмотреть способы получения и области применения этих веществ.
Оборудование: образцы щелочных металлов (литий, натрий), эксикатор с водой, фенолфталеин, колбы с кислородом, закрытые пробками, ложечки для сжигания веществ, концентрированная соляная кислота.
Строение атомов элементов главной подгруппы I группы
Учащиеся записывают в тетрадь знаки химических элементов, указывают распределение электронов по энергетическим уровням, выявляют общие закономерности в строении атомов щелочных металлов: наличие 1 электрона на внешнем уровне и последовательное увеличение радиусов атомов от лития до цезия в связи с возрастанием числа уровней. Проанализировав данные факты, учащиеся делают вывод, что щелочные металлы являются сильными окислителями и проявляют в соединениях постоянную степень окисления +1. Следствием увеличения радиуса атомов от Li к Cs является усиление их восстановительных свойств.
Характеристика простых веществ
В ходе демонстрации учителем образцов щелочных металлов, учащиеся делают обобщение, что все щелочные металлы при обычных условиях мягкие, серебристо-белые вещества. Учитель сообщает, что их температуры плавления и кипения уменьшаются с ростом порядкового номера элемента. Плотность же, как правило, возрастает.
Химические свойства щелочных металлов
В химических реакциях эти металлы проявляют ярко выраженные восстановительные свойства, которые возрастают от Li к Cs. Из-за высокой химической активности по отношению к воде, кислороду, азоту их хранят под слоем керосина или минерального масла. Чтобы провести реакцию со щелочным металлом, кусочек нужного размера отрезают скальпелем, очищают поверхность от продуктов его взаимодействия с окружающей средой и проводят химическую реакцию.
Взаимодействие с кислородом. В зависимости от металла продукты взаимодействия с кислородом имеют разный состав.
Только литий сгорает на воздухе с образованием оксида:
4Li + O2 = 2Li2O
При горении натрия на воздухе в основном образуется пероксид Na2O2:
2Na + O2 = Na2O2
В продуктах горения калия, рубидия и цезия содержатся в основном надпероксиды:
K + O2 = KO2.
Для получения оксидов натрия и калия нагревают смеси гидроксида, пероксида или надпероксида с избытком металла в отсутствие кислорода:
2NaOH + 2Na = 2Na2O + H2,
Na2O2 + 2Na = 2Na2O,
KO2 + 3K = 2K2O.
Оксиды щелочных металлов обладают всеми свойствами основных оксидов – они реагируют с водой, кислотными оксидами и кислотами:
Li2O + H2O = 2LiOН
K2O + SO3 = K2SO4,
Na2O + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O
Пероксиды и надпероксиды проявляют свойства сильных окислителей:
2NaI + Na2O2 + 2H2SO4 = I2 + 2Na2SO4 + 2H2O,
4KO2 + 2CO2 = 2K2CO3 + 3O2
Последняя реакция используется на космических кораблях и подводных лодках для получения кислорода.
Взаимодействие с другими неметаллами. При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов; галогенами, серой, азотом, фосфором, углеродом и кремнием с образованием соответственно галогенидов, сульфидов, фосфидов, карбидов и силицидов:
2Na +Cl2= 2NaCl,
2K+S = K2S,
6Li +N2 =2Li3N,
2Na + H2 = 2NaH,
2Li + 2C = Li2C2
Качественные реакции щелочных металлов. При нагревании металла или его соединений в пламени элементы ионизируется , окрашивая пламя в разные цвета. Для лития и его соединений характерен карминно - красный цвет, для натрия - желтый, для калия - фиолетовый, для соединений рубидия - беловато-розовый, для цезия – фиолетово-красный.
Получение щелочных металлов
Из-за высокой восстановительной способности щелочных металлов получают их в основном электролизом расплавов галогенидов, чаще всего- хлоридов, образующих природные минералы:
2LiCl = 2Li + Cl2
(катод: 2Li+ + 2e → 2Li, анод: 2Cl- - 2e → Cl2).
Иногда для получения металлов используют электролиз расплавов гидроксидов:
4NaOH = 4Na + 2H2O + O2
(катод: 4Na+ + 4e → 4Na, анод: 4OH- - 4e → 2H2O + O2)
Применение щелочных металлов и их соединений
Натрий и калий - жизненно важные элементы. В тканях млекопитающих действует система транспорта ионов натрия и калия, называемая натриевый или калиевый нанос, которая обеспечивает необходимое соотношение концентраций ионов натрия или калия во внеклеточном и внутриклеточном пространстве.
Мировое производство гидроксида натрия превышает 30 млн. т в год, он используется для изготовления мыла, синтетических моющих средств, производства искусственного волокна, получения органических соединений, например фенола. Мировой объем производства соды (карбоната натрия) достигает десятков миллионов тонн в год. Основной потребитель соды - стекольная промышленность - потребляет около 10 млн. т кальцинированной соды.
Основными калийсодержащими соединениями, широко используемыми на практике, являются нитрат калия, необходимый для производства удобрений, и поташ K2CO3, используемый в производстве стекла и жидкого мыла.
Интегрирование урока химии и урока информатики
На этом уроке химии по щелочным металлам со стороны теоретического курса информатики наглядно отображена тема «Информационные модели и их построение ». Информационная модель объекта – это его описание. Способы описания могут быть разными: словесное, графическое, табличное, математическое и т.д.
Информационная табличная модель - это универсальное средство представления информации об изучаемых объектах. Таблицы разделены на несколько типов, такие как «объекты-свойства», «объекты-объекты», «сложные типы таблиц», вычислительные таблицы. В представленной презентации «Щелочные металлы» показаны основные формы информационных моделей. Электронное строение щелочных металлов сведено в табличную информационную модель типа «объекты-свойства». В качестве объектов взяты названия щелочных металлов, справа указаны свойства этих объектов - схематическое электронное строение и электронная формула.
Физические свойства щелочных металлов представлены как словесная информационная модель. Эти свойства продемонстрированы видеороликом, вставленным в презентацию.
Химические свойства щелочных металлов представлены в смешанной форме информационной модели – словесная и формульная, где использованы естественный и формальный язык химических формул. Также эти свойства отражены в видеоролике.
В разделе презентации «Применение щелочных металлов» использована информационная модель на графах. Такого типа модели позволяют определить связи между объектами, в частности здесь показана связь между щелочным металлом и изделиями, в которых он применяется.
И наконец, показана графическая информационная модель «Электролиз солей», выполненного в виде рисунка и формулы.
К уроку подготовлена презентация «Щелочные металлы» в PowerPoint (см. Приложение 1 – архив с включенными видеофайлами), которая демонстрирует возможности этой программы: дизайн, анимацию, звук, видео. Переход между слайдами осуществляется по щелчку мыши, воспроизведение видеороликов в слайдах происходит также по щелчку мыши.
Благодаря разноплановым видам информации, в которых изложена тема, урок становится интересным для учащихся и хорошо усваиваемым.
Размер:7,5 Мв
Скачать pril1.zip c Getzilla
Нечаева Наталья Петровна, учитель информатики
Блинкова Наталья Ивановна, учитель химии
Цель урока: на примере щелочных металлов продемонстрировать общую закономерность изменения свойств элементов главных подгрупп Периодической системы Д.И.Менделеева. Дать характеристику простых и сложных веществ, образованных данными элементами, рассмотреть способы получения и области применения этих веществ.
Оборудование: образцы щелочных металлов (литий, натрий), эксикатор с водой, фенолфталеин, колбы с кислородом, закрытые пробками, ложечки для сжигания веществ, концентрированная соляная кислота.
Строение атомов элементов главной подгруппы I группы
Учащиеся записывают в тетрадь знаки химических элементов, указывают распределение электронов по энергетическим уровням, выявляют общие закономерности в строении атомов щелочных металлов: наличие 1 электрона на внешнем уровне и последовательное увеличение радиусов атомов от лития до цезия в связи с возрастанием числа уровней. Проанализировав данные факты, учащиеся делают вывод, что щелочные металлы являются сильными окислителями и проявляют в соединениях постоянную степень окисления +1. Следствием увеличения радиуса атомов от Li к Cs является усиление их восстановительных свойств.
Характеристика простых веществ
В ходе демонстрации учителем образцов щелочных металлов, учащиеся делают обобщение, что все щелочные металлы при обычных условиях мягкие, серебристо-белые вещества. Учитель сообщает, что их температуры плавления и кипения уменьшаются с ростом порядкового номера элемента. Плотность же, как правило, возрастает.
Химические свойства щелочных металлов
В химических реакциях эти металлы проявляют ярко выраженные восстановительные свойства, которые возрастают от Li к Cs. Из-за высокой химической активности по отношению к воде, кислороду, азоту их хранят под слоем керосина или минерального масла. Чтобы провести реакцию со щелочным металлом, кусочек нужного размера отрезают скальпелем, очищают поверхность от продуктов его взаимодействия с окружающей средой и проводят химическую реакцию.
Взаимодействие с кислородом. В зависимости от металла продукты взаимодействия с кислородом имеют разный состав.
Только литий сгорает на воздухе с образованием оксида:
4Li + O2 = 2Li2O
При горении натрия на воздухе в основном образуется пероксид Na2O2:
2Na + O2 = Na2O2
В продуктах горения калия, рубидия и цезия содержатся в основном надпероксиды:
K + O2 = KO2.
Для получения оксидов натрия и калия нагревают смеси гидроксида, пероксида или надпероксида с избытком металла в отсутствие кислорода:
2NaOH + 2Na = 2Na2O + H2,
Na2O2 + 2Na = 2Na2O,
KO2 + 3K = 2K2O.
Оксиды щелочных металлов обладают всеми свойствами основных оксидов – они реагируют с водой, кислотными оксидами и кислотами:
Li2O + H2O = 2LiOН
K2O + SO3 = K2SO4,
Na2O + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O
Пероксиды и надпероксиды проявляют свойства сильных окислителей:
2NaI + Na2O2 + 2H2SO4 = I2 + 2Na2SO4 + 2H2O,
4KO2 + 2CO2 = 2K2CO3 + 3O2
Последняя реакция используется на космических кораблях и подводных лодках для получения кислорода.
Взаимодействие с другими неметаллами. При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов; галогенами, серой, азотом, фосфором, углеродом и кремнием с образованием соответственно галогенидов, сульфидов, фосфидов, карбидов и силицидов:
2Na +Cl2= 2NaCl,
2K+S = K2S,
6Li +N2 =2Li3N,
2Na + H2 = 2NaH,
2Li + 2C = Li2C2
Качественные реакции щелочных металлов. При нагревании металла или его соединений в пламени элементы ионизируется , окрашивая пламя в разные цвета. Для лития и его соединений характерен карминно - красный цвет, для натрия - желтый, для калия - фиолетовый, для соединений рубидия - беловато-розовый, для цезия – фиолетово-красный.
Получение щелочных металлов
Из-за высокой восстановительной способности щелочных металлов получают их в основном электролизом расплавов галогенидов, чаще всего- хлоридов, образующих природные минералы:
2LiCl = 2Li + Cl2
(катод: 2Li+ + 2e → 2Li, анод: 2Cl- - 2e → Cl2).
Иногда для получения металлов используют электролиз расплавов гидроксидов:
4NaOH = 4Na + 2H2O + O2
(катод: 4Na+ + 4e → 4Na, анод: 4OH- - 4e → 2H2O + O2)
Применение щелочных металлов и их соединений
Натрий и калий - жизненно важные элементы. В тканях млекопитающих действует система транспорта ионов натрия и калия, называемая натриевый или калиевый нанос, которая обеспечивает необходимое соотношение концентраций ионов натрия или калия во внеклеточном и внутриклеточном пространстве.
Мировое производство гидроксида натрия превышает 30 млн. т в год, он используется для изготовления мыла, синтетических моющих средств, производства искусственного волокна, получения органических соединений, например фенола. Мировой объем производства соды (карбоната натрия) достигает десятков миллионов тонн в год. Основной потребитель соды - стекольная промышленность - потребляет около 10 млн. т кальцинированной соды.
Основными калийсодержащими соединениями, широко используемыми на практике, являются нитрат калия, необходимый для производства удобрений, и поташ K2CO3, используемый в производстве стекла и жидкого мыла.
Интегрирование урока химии и урока информатики
На этом уроке химии по щелочным металлам со стороны теоретического курса информатики наглядно отображена тема «Информационные модели и их построение ». Информационная модель объекта – это его описание. Способы описания могут быть разными: словесное, графическое, табличное, математическое и т.д.
Информационная табличная модель - это универсальное средство представления информации об изучаемых объектах. Таблицы разделены на несколько типов, такие как «объекты-свойства», «объекты-объекты», «сложные типы таблиц», вычислительные таблицы. В представленной презентации «Щелочные металлы» показаны основные формы информационных моделей. Электронное строение щелочных металлов сведено в табличную информационную модель типа «объекты-свойства». В качестве объектов взяты названия щелочных металлов, справа указаны свойства этих объектов - схематическое электронное строение и электронная формула.
Физические свойства щелочных металлов представлены как словесная информационная модель. Эти свойства продемонстрированы видеороликом, вставленным в презентацию.
Химические свойства щелочных металлов представлены в смешанной форме информационной модели – словесная и формульная, где использованы естественный и формальный язык химических формул. Также эти свойства отражены в видеоролике.
В разделе презентации «Применение щелочных металлов» использована информационная модель на графах. Такого типа модели позволяют определить связи между объектами, в частности здесь показана связь между щелочным металлом и изделиями, в которых он применяется.
И наконец, показана графическая информационная модель «Электролиз солей», выполненного в виде рисунка и формулы.
К уроку подготовлена презентация «Щелочные металлы» в PowerPoint (см. Приложение 1 – архив с включенными видеофайлами), которая демонстрирует возможности этой программы: дизайн, анимацию, звук, видео. Переход между слайдами осуществляется по щелчку мыши, воспроизведение видеороликов в слайдах происходит также по щелчку мыши.
Благодаря разноплановым видам информации, в которых изложена тема, урок становится интересным для учащихся и хорошо усваиваемым.
Размер:7,5 Мв
Скачать pril1.zip c Getzilla
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Ферменты.Интегрированный урок по химии и биологии
» Гудкова Н.С. Урок-соревнование по теме "Металлы". 9-й класс
» Интегрированный урок-конференция по теме "Кислород"
» Ступина Л.С. Урок химии по теме «Воздух – смесь газов»
» Щелочные металлы.
» Гудкова Н.С. Урок-соревнование по теме "Металлы". 9-й класс
» Интегрированный урок-конференция по теме "Кислород"
» Ступина Л.С. Урок химии по теме «Воздух – смесь газов»
» Щелочные металлы.
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Презентации для уроков химии :: 10 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42