Итоговый экзамен по химии на подготовительном отделении в форме ЕГЭ
Золотые купола химии :: Химический софт :: Всё об едином государственном экзамене :: Репетиторы по химии-подготовка к ЕГЭ
Страница 1 из 1
Итоговый экзамен по химии на подготовительном отделении в форме ЕГЭ
Итоговый экзамен по химии
на подготовительном отделении
в форме ЕГЭ
Э.Г. ЗЛОТНИКОВ,
доцент кафедры методики обучения химии
РГПУ им. А.И.Герцена,
кандидат химических наук
(Санкт-Петербург)
В Российском государственном педагогическом университете (РГПУ) им. А.И.Герцена подготовительное отделение существует свыше 30 лет. На дневной форме обучения занятия по своей структуре приближены к вузовской системе, т. е. проводятся в виде лекционно-семинарских занятий. По окончании обучения слушатели подготовительного отделения традиционно сдавали итоговый устный экзамен по химии, билеты которого включали три вопроса: по общей или неорганической химии, по органической химии и задачу расчетного характера. Оценка, полученная слушателем на этом экзамене, включалась в проходной балл общего конкурса.
С 2004 г. в соответствии с приказом министра образования РФ вступительные экзамены во всех вузах, в том числе и по химии, стали проводиться письменно. Приемная комиссия университета рекомендовала проводить итоговый экзамен в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). На выполнение варианта экзаменационной работы слушателям было дано 1,5 ч (90 мин), в то время как школьникам на выполнение ЕГЭ по химии дается 3 ч (180 мин). Поэтому объем задания мы уменьшили практически в два раза, однако структуру и характер экзаменационной работы сохранили такой же.
Первая часть экзаменационной работы включала 20 заданий. К каждому заданию давалось четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Вторая часть экзаменационной работы состояла из пяти заданий, для которых необходимо сформулировать краткий ответ. Например, назвать вещество, тип реакции, окислитель или восстановитель, указать направление реакции и т. д. Третья часть работы содержала три задания повышенной сложности по всему курсу химии (общей, неорганической и органической). Эти задания требовали полного, развернутого ответа
При выполнении экзаменационных заданий разрешалось пользоваться периодической таблицей химических элементов Д.И.Менделеева, таблицей растворимости солей и оснований в воде, а также микрокалькулятором.
Далее приведены два варианта экзаменационных заданий на подготовительном отделении в
2004 г., а также ответы к ним и критерии оценки для проверяющих.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
Задания группы А. В приведенных ниже заданиях обведите кружком единственно правильный ответ.
А1. Масса фосфата кальция, содержащего 6,02•1022 атомов фосфора, равна:
а) 310; б) 155; в) 31,0; г) 15,5.
А2. Формула высшего оксида элемента с электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p63d34s2:
а) Э2O; б) Э2O3; в) Э2О5; г) Э2О7.
А3. Среди ионов Mn2+, Fe2+, Co3+, Ni2+ изоэлектронными (т.е. содержащими одинаковое число электронов) являются:
а) Fe2+, Co3+; б) Mn2+, Fe2+; в) Co3+, Ni2+; г) Mn2+, Ni2+.
А4. В ряду галогеноводородов HF, HCl, HBr, HI прочность ковалентной полярной связи:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) сначала увеличивается, а затем уменьшается;
г) сначала уменьшается, а затем увеличивается.
А5. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции между хлоридом бария и фосфатом калия равна:
а) 30; б) 28; в) 22; г) 18.
А6. Значение рН меньше 7 имеется в растворе соли:
а) цианида бария; б) хлорида натрия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка.
А7. Сумма коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции
KMnO4 + K2SO3 + H2SO4)= K2SO4 + MnSO4 + H2O
равна:
а) 15; б) 16; в) 21; г) 35.
А8. Окисление имеет место в процессе:
а) P → H3PO4;
б) HNO3 → NO;
в) KMnO4→ K2MnO4;
г) Cl2 →HCl.
A9. При электролизе водного раствора нитрата меди(II) на аноде выделяется:
а) медь; б) водород; в) кислород; г) азот.
А10. Равновесие реакции
3Fe (тв.) + 4H2O (г.) = Fe3O4 (тв.) + 4Н2 (г.)
сместится вправо при:
а) повышении давления;
б) увеличении концентрации железа;
в) увеличении концентрации водорода;
г) увеличении концентрации паров воды.
А11. В растворе содержатся 1 моль серной кислоты и 2 моль азотной кислоты. Чтобы получить раствор чистой азотной кислоты, содержащий 4 моль азотной кислоты, к этому раствору надо добавить:
а) 0,5 моль нитрата бария;
б) 1 моль нитрата бария;
в) 0,5 моль гидроксида бария;
г) 1 моль гидроксида бария.
А12. Хлороводород в лаборатории можно получить по реакции:
а) водных растворов хлорида калия и серной кислоты;
б) твердого хлорида калия и концентрированной серной кислоты;
в) твердого хлорида калия и разбавленной серной кислоты;
г) водного раствора хлорида калия и концентрированной серной кислоты.
А13. При пропускании хлора через горячий раствор щелочи образуются:
а) хлорид и вода;
б) гипохлорит, хлорид и вода;
в) хлорид, хлорат и вода;
г) хлорат и вода.
А14. Олеум представляет собой раствор:
а) сернистого газа в воде;
б) серного газа в воде;
в) серного газа в концентрированной серной кислоте;
г) серного газа в аккумуляторной серной кислоте.
А15. Для устранения постоянной жесткости воды не используют:
а) пропускание воды через колонку с катионообменной смолой;
б) обработку раствором соды;
в) добавление гашеной извести;
г) длительное кипячение.
А16. Изомером пентана является:
а) 2,2-диметилбутан;
б) 2,2-диметилпентан;
в) 3-метилпентан;
г) 2-метилбутан.
А17. Бутадиен-1,3 и бутин-1 можно различить:
а) подкисленным раствором перманганата калия;
б) бромной водой;
в) аммиачным раствором оксида серебра;
г) водой в присутствии соли ртути(II).
А181. Между собой будут реагировать:
а) этанол и хлор;
б) ацеталь и метан;
в) муравьиный альдегид и аммиак;
г) этаналь и аммиачный раствор оксида серебра.
А19. Ацетон можно получить окислением:
а) пропилового спирта;
б) изопропилового спирта;
в) этилового спирта;
г) бутилового спирта.
А20. Число неполярных ковалентных связей в молекуле дезоксирибозы равно:
а) 4; б) 10; в) 16; г) 19.
Задания группы В. В заданиях этой группы либо установите правильное соответствие, либо вставьте пропущенное слово.
В1. Вещества: аммиак (1), этиламин (2), фениламин (3), диметиламин (4) – расположите в порядке усиления их основных свойств. В ответе укажите последовательность цифр без пробелов.
В2. Объем хлорметана (н.у.), полученного при реакции 10 л метана и 5 л хлора, равен … .
В3. В ароматическом углеводороде с относительной молекулярной массой 106 число атомов водорода равно … .
В4. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции карбоната бария с соляной кислотой равна … .
В5. Растворимость нитрата калия при 60 °С равна 1100 г/л. Массовая доля нитрата калия в насыщенном при этой температуре растворе округленно равна … .
Задания группы С
C1. Напишите уравнения реакций и укажите условия для схемы указанных превращений:
хлор→ хлорат калия→ хлор → хлороводород→ хлорид кальция → нитрат кальция.
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
C2. Напишите уравнения реакций в соответствии с приведенной схемой:
метан → этин → бензол → хлорбензол → фенол →пикриновая кислота.
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
C3. При окислении предельного одноатомного спирта образовалась карбоновая кислота. Для нейтрализации 33 г этой кислоты потребовалось 89,0 мл 20%-го раствора гидроксида калия
( = 1,18 г/мл). Определите формулу спирта.
ВАРИАНТ 2
Задания группы А. В заданиях этой группы обведите кружком единственно правильный ответ.
А1. Масса (г) сульфата алюминия, содержащего 6,02•1023 атомов серы, равна:
а) 342; б) 34,2; в) 114; г) 11,4.
А2. Формула газообразного водородного соединения элемента с электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p63d104s24p4:
а) ЭН4; б) ЭН3; в) Н2Э; г) НЭ.
А3. Среди ионов Mo2+, Nb2+, Fe2+, Co3+ изоэлектронными (т.е. содержащими одинаковое число электронов) являются:
а) Mo2+, Nb2+; б) Fe2+, Co3+; в) Mo2+, Co3+; г) Nb2+, Fe2+.
А4. В ряду галогеноводородов HF, HCl, HBr, HI прочность ковалентной полярной связи:
а) уменьшается;
б) сначала уменьшается, а затем увеличивается;
в) увеличивается;
г) сначала увеличивается, а затем уменьшается.
А5. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции карбоната стронция с азотной кислотой равна:
а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.
А6. Значение рН больше 7 имеется в растворе соли:
а) нитрата калия;
б) нитрита бария;
в) сульфата натрия;
г) хлорида железа(III).
А7. Сумма коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции
NaMnO4 + Na2S + H2SO4 →Na2SO4 + MnSO4 + H2O
равна:
а) 25; б) 29; в) 45; г) 54.
А8. Восстановление имеет место в процессе:
а) FeS2 → SO2;
б) KClO3 →KCl;
в) NH3 NO;
г) KNO2→ KNO3.
А9. При электролизе водного раствора йодида лития на катоде выделяется:
а) литий; б) водород; в) кислород; г) йод.
А10. Равновесие реакции
2Cl2 (г.) + 2Н2О (г.) = 4НCl (г.) + О2 (г.)
сместится влево при:
а) уменьшении давления;
б) повышении давления;
в) уменьшении концентрации хлороводорода;
г) увеличении концентрации хлора.
А11. В растворе содержатся 3 моль соляной кислоты и 2 моль серной кислоты. Чтобы получить раствор чистой соляной кислоты, содержащий 7 моль соляной кислоты, к этому раствору надо добавить:
а) 1 моль хлорида бария;
б) 2 моль хлорида бария;
в) 1 моль гидроксида бария;
г) 2 моль гидроксида бария.
А12. Азотную кислоту в лаборатории можно получить по реакции:
а) водных растворов нитрата калия и серной кислоты;
б) водного раствора нитрата калия и концентрированной серной кислоты;
в) твердого нитрата калия и концентрированной серной кислоты;
г) твердого нитрата калия и разбавленной серной кислоты.
А13. При пропускании оксида азота(IV) через известковую воду образуется:
а) нитрит кальция и вода;
б) нитрат кальция и вода;
в) нитрат кальция, нитрит кальция и вода;
г) взаимодействия не происходит.
А14. Наиболее целесообразно применять в качестве азотного удобрения:
а) калийную селитру;
б) аммонийную селитру;
в) кальциевую селитру;
г) натриевую селитру.
А15. Для устранения временной жесткости воды не используют:
а) пропускание воды через колонку с катионообменной смолой;
б) обработку раствором соды;
в) обработку раствором питьевой соды;
г) длительное кипячение.
А16. Изомером гексана является:
а) 2,4-диметилпентан;
б) 2,2-диметилбутан;
в) 3-метилгексан;
г) 2,2,3-триметилбутан.
А172. Глюкозу и ацеталь можно различить:
а) аммиачным раствором оксида серебра;
б) гидроксидом меди(II);
в) бромной водой;
г) подкисленным раствором перманганата калия.
А18. Между собой при обычных условиях будут реагировать:
а) бензол и бром;
б) фенол и бром;
в) этанол и бром;
г) циклогексан и бром.
А19. Бензойную кислоту можно получить окислением:
а) бензола;
б) фенола;
в) ксилола;
г) кумола.
А203. Число сигма-связей в молекуле рибозы равно:
а) 15; б) 16; в) 19; г) 20.
Задания группы В
В1. Вещества: дифениламин (1), диэтиламин (2), аммиак (3), метиламин (4) – расположите в ряд по ослаблению их основных свойств. В ответе укажите последовательность цифр без пробелов.
В2. Число атомов водорода в диеновом углеводороде с относительной молекулярной массой 68 равно … .
В3. Смесь 10 л этена и 6 л кислорода подожгли. Объем (л) образовавшегося при горении углекислого газа равен … .
В4. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции гидроксида меди(II) и серной кислоты равна … .
В5. В 500 мл воды растворили 200 л хлороводорода (н.у.). Массовая доля хлороводорода в получившемся растворе округленно равна … .
Задания группы С
С1. Напишите уравнения и укажите условия для приведенной схемы превращений:
оксид железа(II) → хлорид железа(II) → хлорид железа(III) → хлорид железа(II) →
нитрат железа(II) → оксид железа(II).
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
С2. Напишите уравнения реакций в соответствии с приведенной схемой:
оксид кальция→ карбид кальция →→этин →этаналь → этилацетат →ацетат калия.
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
С3. В лабораторию для анализа прислали кристаллический медный купорос. Чтобы определить чистоту вещества, 12,5 г образца купороса растворили в воде, затем прилили избыток раствора щелочи. Выпавший осадок отфильтровали, промыли водой, высушили и прокалили. В результате было получено 3,8 г твердого остатка. Определите массовую долю примесей в образце медного купороса.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Задания группы А. За каждый правильный ответ на задание – 1 балл (всего 20 баллов).
Задания группы В. За каждый правильный ответ на задание – 2 балла (всего 10 баллов).
Задания группы С
С1. За каждый правильно осуществленный переход – 1 балл (всего 5 баллов).
С2. За каждый правильно осуществленный переход – 1 балл (всего 5 баллов).
С3 (вариант 1). Уравнение окисления спирта в кислоту в общем виде – 2 балла.
Уравнение реакции нейтрализации кислоты в общем виде – 2 балла.
Нахождение массы раствора КОН – 1 балл.
Нахождение массы чистого КОН – 1 балл.
Нахождение молекулярной массы кислоты – 2 балла.
Определение формулы кислоты – 1 балл
Определение формулы спирта – 1 балл.
(Итого за задачу – 10 баллов.)
Общая сумма за весь комплект варианта – 50 баллов.
С3 (вариант 2). Уравнение реакции сульфата меди(II) со щелочью – 2 балла.
Уравнение реакции прокаливания гидроксида меди(II) – 2 балла.
Расчет массы чистого сульфата меди(II) – 2 балла.
Расчет массы кристаллогидрата – 2 балла.
Нахождение массы примесей – 1 балл.
Нахождение массовой доли примесей – 1 балл.
(Итого за задачу – 10 баллов.)
Общая сумма за весь комплект варианта – 50 баллов.
Перевод баллов в оценки:20–28 баллов – оценка «3»,
29–37 баллов – оценка «4»,
38–50 баллов – оценка «5».
1 В качестве ответа на вопрос А18 можно выбрать варианты а), в), г). Однако реакции а) и в) не рассматриваются в школьном курсе, тогда как пункт г) – известная учащимся реакция «серебряного зеркала». (Прим. ред.)
2 В формулировке задания А17 следовало бы указать конкретный ацеталь. Чтобы ответить на вопрос, надо вспомнить качественную реакцию многоатомного спирта (глюкозы) с гидроксидом меди(II). Однако метилацеталь глюкозы, или метил-[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]-D-глюкопиранозид, тоже дает такую реакцию. Вероятно, в задании подразумевается «чистый» ацеталь – без других функциональных групп.
(Прим. ред.)
3 В линейной форме рибозы 19 сигма-связей, а в циклической форме – 20 сигма-связей. Без уточнения: «...в молекуле линейной формы рибозы...» у задания нет единственного решения.
(Прим. ред.)
на подготовительном отделении
в форме ЕГЭ
Э.Г. ЗЛОТНИКОВ,
доцент кафедры методики обучения химии
РГПУ им. А.И.Герцена,
кандидат химических наук
(Санкт-Петербург)
В Российском государственном педагогическом университете (РГПУ) им. А.И.Герцена подготовительное отделение существует свыше 30 лет. На дневной форме обучения занятия по своей структуре приближены к вузовской системе, т. е. проводятся в виде лекционно-семинарских занятий. По окончании обучения слушатели подготовительного отделения традиционно сдавали итоговый устный экзамен по химии, билеты которого включали три вопроса: по общей или неорганической химии, по органической химии и задачу расчетного характера. Оценка, полученная слушателем на этом экзамене, включалась в проходной балл общего конкурса.
С 2004 г. в соответствии с приказом министра образования РФ вступительные экзамены во всех вузах, в том числе и по химии, стали проводиться письменно. Приемная комиссия университета рекомендовала проводить итоговый экзамен в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). На выполнение варианта экзаменационной работы слушателям было дано 1,5 ч (90 мин), в то время как школьникам на выполнение ЕГЭ по химии дается 3 ч (180 мин). Поэтому объем задания мы уменьшили практически в два раза, однако структуру и характер экзаменационной работы сохранили такой же.
Первая часть экзаменационной работы включала 20 заданий. К каждому заданию давалось четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Вторая часть экзаменационной работы состояла из пяти заданий, для которых необходимо сформулировать краткий ответ. Например, назвать вещество, тип реакции, окислитель или восстановитель, указать направление реакции и т. д. Третья часть работы содержала три задания повышенной сложности по всему курсу химии (общей, неорганической и органической). Эти задания требовали полного, развернутого ответа
При выполнении экзаменационных заданий разрешалось пользоваться периодической таблицей химических элементов Д.И.Менделеева, таблицей растворимости солей и оснований в воде, а также микрокалькулятором.
Далее приведены два варианта экзаменационных заданий на подготовительном отделении в
2004 г., а также ответы к ним и критерии оценки для проверяющих.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
Задания группы А. В приведенных ниже заданиях обведите кружком единственно правильный ответ.
А1. Масса фосфата кальция, содержащего 6,02•1022 атомов фосфора, равна:
а) 310; б) 155; в) 31,0; г) 15,5.
А2. Формула высшего оксида элемента с электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p63d34s2:
а) Э2O; б) Э2O3; в) Э2О5; г) Э2О7.
А3. Среди ионов Mn2+, Fe2+, Co3+, Ni2+ изоэлектронными (т.е. содержащими одинаковое число электронов) являются:
а) Fe2+, Co3+; б) Mn2+, Fe2+; в) Co3+, Ni2+; г) Mn2+, Ni2+.
А4. В ряду галогеноводородов HF, HCl, HBr, HI прочность ковалентной полярной связи:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) сначала увеличивается, а затем уменьшается;
г) сначала уменьшается, а затем увеличивается.
А5. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции между хлоридом бария и фосфатом калия равна:
а) 30; б) 28; в) 22; г) 18.
А6. Значение рН меньше 7 имеется в растворе соли:
а) цианида бария; б) хлорида натрия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка.
А7. Сумма коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции
KMnO4 + K2SO3 + H2SO4)= K2SO4 + MnSO4 + H2O
равна:
а) 15; б) 16; в) 21; г) 35.
А8. Окисление имеет место в процессе:
а) P → H3PO4;
б) HNO3 → NO;
в) KMnO4→ K2MnO4;
г) Cl2 →HCl.
A9. При электролизе водного раствора нитрата меди(II) на аноде выделяется:
а) медь; б) водород; в) кислород; г) азот.
А10. Равновесие реакции
3Fe (тв.) + 4H2O (г.) = Fe3O4 (тв.) + 4Н2 (г.)
сместится вправо при:
а) повышении давления;
б) увеличении концентрации железа;
в) увеличении концентрации водорода;
г) увеличении концентрации паров воды.
А11. В растворе содержатся 1 моль серной кислоты и 2 моль азотной кислоты. Чтобы получить раствор чистой азотной кислоты, содержащий 4 моль азотной кислоты, к этому раствору надо добавить:
а) 0,5 моль нитрата бария;
б) 1 моль нитрата бария;
в) 0,5 моль гидроксида бария;
г) 1 моль гидроксида бария.
А12. Хлороводород в лаборатории можно получить по реакции:
а) водных растворов хлорида калия и серной кислоты;
б) твердого хлорида калия и концентрированной серной кислоты;
в) твердого хлорида калия и разбавленной серной кислоты;
г) водного раствора хлорида калия и концентрированной серной кислоты.
А13. При пропускании хлора через горячий раствор щелочи образуются:
а) хлорид и вода;
б) гипохлорит, хлорид и вода;
в) хлорид, хлорат и вода;
г) хлорат и вода.
А14. Олеум представляет собой раствор:
а) сернистого газа в воде;
б) серного газа в воде;
в) серного газа в концентрированной серной кислоте;
г) серного газа в аккумуляторной серной кислоте.
А15. Для устранения постоянной жесткости воды не используют:
а) пропускание воды через колонку с катионообменной смолой;
б) обработку раствором соды;
в) добавление гашеной извести;
г) длительное кипячение.
А16. Изомером пентана является:
а) 2,2-диметилбутан;
б) 2,2-диметилпентан;
в) 3-метилпентан;
г) 2-метилбутан.
А17. Бутадиен-1,3 и бутин-1 можно различить:
а) подкисленным раствором перманганата калия;
б) бромной водой;
в) аммиачным раствором оксида серебра;
г) водой в присутствии соли ртути(II).
А181. Между собой будут реагировать:
а) этанол и хлор;
б) ацеталь и метан;
в) муравьиный альдегид и аммиак;
г) этаналь и аммиачный раствор оксида серебра.
А19. Ацетон можно получить окислением:
а) пропилового спирта;
б) изопропилового спирта;
в) этилового спирта;
г) бутилового спирта.
А20. Число неполярных ковалентных связей в молекуле дезоксирибозы равно:
а) 4; б) 10; в) 16; г) 19.
Задания группы В. В заданиях этой группы либо установите правильное соответствие, либо вставьте пропущенное слово.
В1. Вещества: аммиак (1), этиламин (2), фениламин (3), диметиламин (4) – расположите в порядке усиления их основных свойств. В ответе укажите последовательность цифр без пробелов.
В2. Объем хлорметана (н.у.), полученного при реакции 10 л метана и 5 л хлора, равен … .
В3. В ароматическом углеводороде с относительной молекулярной массой 106 число атомов водорода равно … .
В4. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции карбоната бария с соляной кислотой равна … .
В5. Растворимость нитрата калия при 60 °С равна 1100 г/л. Массовая доля нитрата калия в насыщенном при этой температуре растворе округленно равна … .
Задания группы С
C1. Напишите уравнения реакций и укажите условия для схемы указанных превращений:
хлор→ хлорат калия→ хлор → хлороводород→ хлорид кальция → нитрат кальция.
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
C2. Напишите уравнения реакций в соответствии с приведенной схемой:
метан → этин → бензол → хлорбензол → фенол →пикриновая кислота.
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
C3. При окислении предельного одноатомного спирта образовалась карбоновая кислота. Для нейтрализации 33 г этой кислоты потребовалось 89,0 мл 20%-го раствора гидроксида калия
( = 1,18 г/мл). Определите формулу спирта.
ВАРИАНТ 2
Задания группы А. В заданиях этой группы обведите кружком единственно правильный ответ.
А1. Масса (г) сульфата алюминия, содержащего 6,02•1023 атомов серы, равна:
а) 342; б) 34,2; в) 114; г) 11,4.
А2. Формула газообразного водородного соединения элемента с электронной конфигурацией 1s22s22p63s23p63d104s24p4:
а) ЭН4; б) ЭН3; в) Н2Э; г) НЭ.
А3. Среди ионов Mo2+, Nb2+, Fe2+, Co3+ изоэлектронными (т.е. содержащими одинаковое число электронов) являются:
а) Mo2+, Nb2+; б) Fe2+, Co3+; в) Mo2+, Co3+; г) Nb2+, Fe2+.
А4. В ряду галогеноводородов HF, HCl, HBr, HI прочность ковалентной полярной связи:
а) уменьшается;
б) сначала уменьшается, а затем увеличивается;
в) увеличивается;
г) сначала увеличивается, а затем уменьшается.
А5. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции карбоната стронция с азотной кислотой равна:
а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.
А6. Значение рН больше 7 имеется в растворе соли:
а) нитрата калия;
б) нитрита бария;
в) сульфата натрия;
г) хлорида железа(III).
А7. Сумма коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции
NaMnO4 + Na2S + H2SO4 →Na2SO4 + MnSO4 + H2O
равна:
а) 25; б) 29; в) 45; г) 54.
А8. Восстановление имеет место в процессе:
а) FeS2 → SO2;
б) KClO3 →KCl;
в) NH3 NO;
г) KNO2→ KNO3.
А9. При электролизе водного раствора йодида лития на катоде выделяется:
а) литий; б) водород; в) кислород; г) йод.
А10. Равновесие реакции
2Cl2 (г.) + 2Н2О (г.) = 4НCl (г.) + О2 (г.)
сместится влево при:
а) уменьшении давления;
б) повышении давления;
в) уменьшении концентрации хлороводорода;
г) увеличении концентрации хлора.
А11. В растворе содержатся 3 моль соляной кислоты и 2 моль серной кислоты. Чтобы получить раствор чистой соляной кислоты, содержащий 7 моль соляной кислоты, к этому раствору надо добавить:
а) 1 моль хлорида бария;
б) 2 моль хлорида бария;
в) 1 моль гидроксида бария;
г) 2 моль гидроксида бария.
А12. Азотную кислоту в лаборатории можно получить по реакции:
а) водных растворов нитрата калия и серной кислоты;
б) водного раствора нитрата калия и концентрированной серной кислоты;
в) твердого нитрата калия и концентрированной серной кислоты;
г) твердого нитрата калия и разбавленной серной кислоты.
А13. При пропускании оксида азота(IV) через известковую воду образуется:
а) нитрит кальция и вода;
б) нитрат кальция и вода;
в) нитрат кальция, нитрит кальция и вода;
г) взаимодействия не происходит.
А14. Наиболее целесообразно применять в качестве азотного удобрения:
а) калийную селитру;
б) аммонийную селитру;
в) кальциевую селитру;
г) натриевую селитру.
А15. Для устранения временной жесткости воды не используют:
а) пропускание воды через колонку с катионообменной смолой;
б) обработку раствором соды;
в) обработку раствором питьевой соды;
г) длительное кипячение.
А16. Изомером гексана является:
а) 2,4-диметилпентан;
б) 2,2-диметилбутан;
в) 3-метилгексан;
г) 2,2,3-триметилбутан.
А172. Глюкозу и ацеталь можно различить:
а) аммиачным раствором оксида серебра;
б) гидроксидом меди(II);
в) бромной водой;
г) подкисленным раствором перманганата калия.
А18. Между собой при обычных условиях будут реагировать:
а) бензол и бром;
б) фенол и бром;
в) этанол и бром;
г) циклогексан и бром.
А19. Бензойную кислоту можно получить окислением:
а) бензола;
б) фенола;
в) ксилола;
г) кумола.
А203. Число сигма-связей в молекуле рибозы равно:
а) 15; б) 16; в) 19; г) 20.
Задания группы В
В1. Вещества: дифениламин (1), диэтиламин (2), аммиак (3), метиламин (4) – расположите в ряд по ослаблению их основных свойств. В ответе укажите последовательность цифр без пробелов.
В2. Число атомов водорода в диеновом углеводороде с относительной молекулярной массой 68 равно … .
В3. Смесь 10 л этена и 6 л кислорода подожгли. Объем (л) образовавшегося при горении углекислого газа равен … .
В4. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции гидроксида меди(II) и серной кислоты равна … .
В5. В 500 мл воды растворили 200 л хлороводорода (н.у.). Массовая доля хлороводорода в получившемся растворе округленно равна … .
Задания группы С
С1. Напишите уравнения и укажите условия для приведенной схемы превращений:
оксид железа(II) → хлорид железа(II) → хлорид железа(III) → хлорид железа(II) →
нитрат железа(II) → оксид железа(II).
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
С2. Напишите уравнения реакций в соответствии с приведенной схемой:
оксид кальция→ карбид кальция →→этин →этаналь → этилацетат →ацетат калия.
Если вы не знаете, как осуществить какое-либо превращение, пропустите его.
С3. В лабораторию для анализа прислали кристаллический медный купорос. Чтобы определить чистоту вещества, 12,5 г образца купороса растворили в воде, затем прилили избыток раствора щелочи. Выпавший осадок отфильтровали, промыли водой, высушили и прокалили. В результате было получено 3,8 г твердого остатка. Определите массовую долю примесей в образце медного купороса.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Задания группы А. За каждый правильный ответ на задание – 1 балл (всего 20 баллов).
Задания группы В. За каждый правильный ответ на задание – 2 балла (всего 10 баллов).
Задания группы С
С1. За каждый правильно осуществленный переход – 1 балл (всего 5 баллов).
С2. За каждый правильно осуществленный переход – 1 балл (всего 5 баллов).
С3 (вариант 1). Уравнение окисления спирта в кислоту в общем виде – 2 балла.
Уравнение реакции нейтрализации кислоты в общем виде – 2 балла.
Нахождение массы раствора КОН – 1 балл.
Нахождение массы чистого КОН – 1 балл.
Нахождение молекулярной массы кислоты – 2 балла.
Определение формулы кислоты – 1 балл
Определение формулы спирта – 1 балл.
(Итого за задачу – 10 баллов.)
Общая сумма за весь комплект варианта – 50 баллов.
С3 (вариант 2). Уравнение реакции сульфата меди(II) со щелочью – 2 балла.
Уравнение реакции прокаливания гидроксида меди(II) – 2 балла.
Расчет массы чистого сульфата меди(II) – 2 балла.
Расчет массы кристаллогидрата – 2 балла.
Нахождение массы примесей – 1 балл.
Нахождение массовой доли примесей – 1 балл.
(Итого за задачу – 10 баллов.)
Общая сумма за весь комплект варианта – 50 баллов.
Перевод баллов в оценки:20–28 баллов – оценка «3»,
29–37 баллов – оценка «4»,
38–50 баллов – оценка «5».
1 В качестве ответа на вопрос А18 можно выбрать варианты а), в), г). Однако реакции а) и в) не рассматриваются в школьном курсе, тогда как пункт г) – известная учащимся реакция «серебряного зеркала». (Прим. ред.)
2 В формулировке задания А17 следовало бы указать конкретный ацеталь. Чтобы ответить на вопрос, надо вспомнить качественную реакцию многоатомного спирта (глюкозы) с гидроксидом меди(II). Однако метилацеталь глюкозы, или метил-[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]-D-глюкопиранозид, тоже дает такую реакцию. Вероятно, в задании подразумевается «чистый» ацеталь – без других функциональных групп.
(Прим. ред.)
3 В линейной форме рибозы 19 сигма-связей, а в циклической форме – 20 сигма-связей. Без уточнения: «...в молекуле линейной формы рибозы...» у задания нет единственного решения.
(Прим. ред.)
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» Единый государственный экзамен. Химия. Варианты контрольных измерительных материалов. 2007
» Итоговый электронный тест по курсу химии
» Кокорева Светлана Викторовна.Итоговый контроль знаний по курсу органической химии
» 1С:Репетитор. Сдаем Единый Государственный Экзамен 2009
» Единый государственный экзамен. Химия. Варианты контрольных измерительных материалов. 2002
» Итоговый электронный тест по курсу химии
» Кокорева Светлана Викторовна.Итоговый контроль знаний по курсу органической химии
» 1С:Репетитор. Сдаем Единый Государственный Экзамен 2009
» Единый государственный экзамен. Химия. Варианты контрольных измерительных материалов. 2002
Золотые купола химии :: Химический софт :: Всё об едином государственном экзамене :: Репетиторы по химии-подготовка к ЕГЭ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42