В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 6)
Страница 1 из 1
В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 6)
МЕТОДИКА
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 2.3.
Обязанности лаборанта в подготовке
и проведении химического эксперимента
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Непосредственный помощник преподавателя – лаборант. Он, как и преподаватель, должен обладать навыками работы по столярному, слесарному и картонажному делу. Но особенно важно иметь навыки, связанные с обработкой стекла и сборкой приборов из готовых изделий. Помощь лаборанта должна быть эффективной, поэтому преподаватель обязан постоянно заботиться о повышении его квалификации.
Лаборант по химии находится на рабочем месте весь учебный день: готовит и убирает оборудование, поддерживает строгий порядок в его хранении и ведет учет; несет личную ответственность за сохранность, содержание и использование оборудования лаборатории и кабинета; ведет инвентаризационные записи.
Важнейшая обязанность лаборанта – подготовить необходимое оборудование к урокам, добиваясь при этом безотказной работы всех приборов, а также безупречной чистоты реактивов. Лаборант присутствует на уроках и оказывает техническую помощь преподавателю в проведении демонстрационных опытов, практических работ, лабораторных опытов и экспериментальных задач, обеспечивая их безопасность.
Лаборант также поддерживает чистоту и установленный порядок расположения и хранения в химической лаборатории и кабинете, средств первой помощи при несчастных случаях.
Преподаватель химии, исполняющий одновременно обязанности заведующего кабинетом, отвечает перед директором учебного заведения за работу лаборанта и состояние кабинета.
Поручать лаборанту работу, которая не связана непосредственно с работой кабинета химии, не разрешается.
Для выполнения этих обязанностей лаборанту нужно не только добросовестно относиться к работе, но и иметь знания по химии за курс средней общеобразовательной школы и по вопросам ведения лабораторного хозяйства, а также обладать навыками техники химического эксперимента.
Лаборант готовит наборы растворов, сухих веществ для лабораторных опытов, экспериментальных задач и практических занятий. Чаще всего в своей работе лаборант встречается с концентрацией растворов. Поэтому он должен уметь готовить растворы солей, кислот и щелочей с определенной массовой долей растворенного вещества и производить связанные с этим расчеты.
Из навыков, которые чаще всего необходимы лаборанту, можно отметить следующие: умение заправлять спиртовки, обрабатывать стеклянные трубки (резать, оплавлять, сгибать и вытягивать), корковые и резиновые пробки; собирать по схеме, данной преподавателем, простейшие приборы для лабораторных опытов и практических занятий, проводить очистку веществ и т. д.
Правильное ведение лабораторного хозяйства облегчает труд лаборанта: каждый предмет оборудования должен иметь определенное и постоянное место с соответствующей надписью. Все склянки и банки должны быть снабжены этикетками. Места, где хранится оборудование, и коробки с мелким инвентарем также должны быть снабжены соответствующими надписями. Это обеспечивает преподавателю и лаборанту возможность быстро находить необходимые принадлежности и реактивы, а также не тратить много времени на их размещение после использования.
Для содержания химической посуды в чистоте ее нужно промыть обычной водопроводной водой сразу после использования. В этом случае не присохшие к стенкам посуды твердые частицы легко смываются. Если нет возможности вымыть всю посуду в этот же день, то надо вылить содержимое пробирок, сполоснуть и положить их в ведро с водой.
При мытье посуды следует соблюдать следующие правила: сначала вылить содержимое пробирки или другого сосуда, два-три раза сполоснуть водой и лишь затем использовать ершик. Если посуду мыть сразу ершиком, не выливая содержимого и не споласкивая, то грязь втирается в стенки сосуда и трудно отмывается. Сильно загрязненную посуду отмывают остатками кислот, щелочей, хромовой смеси и др.
Чистые пробирки, отбитые с верхнего конца, нужно беречь для опытов, после проведения которых пробирки можно сразу выбросить. Например, после опытов, связанных с окислением формальдегида и глюкозы аммиачным раствором серебра и др.
Подготовка лаборанта к урокам начинается с изучения плана работы на следующую неделю. В плане, составленном преподавателем и переданном лаборанту в определенные дни недели, названы темы уроков, даты их проведения, перечислены демонстрационные и лабораторные опыты, практические занятия и экспериментальные задачи. В рабочем плане или на отдельных карточках указаны необходимые реактивы и оборудование для каждого вида химического эксперимента.
Проведение каждым учеником опытов на уроках требует от лаборанта много сил и времени на приготовление большого количества реактивов и оборудования, поэтому такую работу надо выполнять заранее.
Подготовка к уроку начинается с проверки качества реактивов, газоотводных трубок и другого оборудования и наличия всего в достаточном количестве. Оборудование для первого занятия лаборант выставляет накануне, а для всех последующих занятий – в перерывах между ними.
Лаборант во время занятия следит, как ребята собирают и укрепляют приборы, правильно ли пользуются склянками и другой посудой, соблюдают ли чистоту и порядок на своих рабочих местах, и оказывает, если в этом есть необходимость, посильную помощь.
При проведении демонстрационных опытов лаборант помогает преподавателю собирать и приводить в действие установки и т. д. По мере овладения техникой эксперимента лаборанту можно поручать проводить демонстрации самостоятельно под руководством преподавателя.
Необходимо, чтобы все требуемое для проведения лабораторных опытов имелось на каждого ученика или в крайнем случае на двоих. Оборудование и реактивы помещают на подносы или кюветы, что позволяет лаборанту и нескольким учащимся за 5–10 мин расставить их на учебных столах, а при необходимости и заменить новыми.
Использование подносов или кювет также облегчает подготовку рабочих мест учащихся и во время экзаменов. За несколько дней до начала экзаменов лаборант готовит реактивы и оборудование для пяти отдельных столов. На каждый стол выставляют лабораторный штатив, газовую горелку (спиртовка), штатив с пробирками, детали приборов для получения газов и другое оборудование. Лаборант готовит пять наборов реактивов, в каждом из которых есть все вещества, необходимые для проведения опыта или решения экспериментальной задачи по неорганической и органической химии. Все реактивы (растворы, сухие вещества) помещают в склянки объемом 10–15 см3. Этого количества достаточно для выполнения любого опыта или решения экспериментальной задачи. По мере расходования реактивов склянки снова наполняют. На демонстрационный стол выставляют готовые приборы (аппарат Киппа, газометр и др.), коллекции веществ, модели.
В свободное от подготовки к занятиям время лаборант следит за порядком и чистотой в шкафах, где хранится оборудование, получает дистиллированную воду при помощи дистиллятора, готовит растворы веществ, закупает реактивы и оборудование и доставляет их в учебное заведение, составляет документальную отчетность.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 2.3.
Обязанности лаборанта в подготовке
и проведении химического эксперимента
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Непосредственный помощник преподавателя – лаборант. Он, как и преподаватель, должен обладать навыками работы по столярному, слесарному и картонажному делу. Но особенно важно иметь навыки, связанные с обработкой стекла и сборкой приборов из готовых изделий. Помощь лаборанта должна быть эффективной, поэтому преподаватель обязан постоянно заботиться о повышении его квалификации.
Лаборант по химии находится на рабочем месте весь учебный день: готовит и убирает оборудование, поддерживает строгий порядок в его хранении и ведет учет; несет личную ответственность за сохранность, содержание и использование оборудования лаборатории и кабинета; ведет инвентаризационные записи.
Важнейшая обязанность лаборанта – подготовить необходимое оборудование к урокам, добиваясь при этом безотказной работы всех приборов, а также безупречной чистоты реактивов. Лаборант присутствует на уроках и оказывает техническую помощь преподавателю в проведении демонстрационных опытов, практических работ, лабораторных опытов и экспериментальных задач, обеспечивая их безопасность.
Лаборант также поддерживает чистоту и установленный порядок расположения и хранения в химической лаборатории и кабинете, средств первой помощи при несчастных случаях.
Преподаватель химии, исполняющий одновременно обязанности заведующего кабинетом, отвечает перед директором учебного заведения за работу лаборанта и состояние кабинета.
Поручать лаборанту работу, которая не связана непосредственно с работой кабинета химии, не разрешается.
Для выполнения этих обязанностей лаборанту нужно не только добросовестно относиться к работе, но и иметь знания по химии за курс средней общеобразовательной школы и по вопросам ведения лабораторного хозяйства, а также обладать навыками техники химического эксперимента.
Лаборант готовит наборы растворов, сухих веществ для лабораторных опытов, экспериментальных задач и практических занятий. Чаще всего в своей работе лаборант встречается с концентрацией растворов. Поэтому он должен уметь готовить растворы солей, кислот и щелочей с определенной массовой долей растворенного вещества и производить связанные с этим расчеты.
Из навыков, которые чаще всего необходимы лаборанту, можно отметить следующие: умение заправлять спиртовки, обрабатывать стеклянные трубки (резать, оплавлять, сгибать и вытягивать), корковые и резиновые пробки; собирать по схеме, данной преподавателем, простейшие приборы для лабораторных опытов и практических занятий, проводить очистку веществ и т. д.
Правильное ведение лабораторного хозяйства облегчает труд лаборанта: каждый предмет оборудования должен иметь определенное и постоянное место с соответствующей надписью. Все склянки и банки должны быть снабжены этикетками. Места, где хранится оборудование, и коробки с мелким инвентарем также должны быть снабжены соответствующими надписями. Это обеспечивает преподавателю и лаборанту возможность быстро находить необходимые принадлежности и реактивы, а также не тратить много времени на их размещение после использования.
Для содержания химической посуды в чистоте ее нужно промыть обычной водопроводной водой сразу после использования. В этом случае не присохшие к стенкам посуды твердые частицы легко смываются. Если нет возможности вымыть всю посуду в этот же день, то надо вылить содержимое пробирок, сполоснуть и положить их в ведро с водой.
При мытье посуды следует соблюдать следующие правила: сначала вылить содержимое пробирки или другого сосуда, два-три раза сполоснуть водой и лишь затем использовать ершик. Если посуду мыть сразу ершиком, не выливая содержимого и не споласкивая, то грязь втирается в стенки сосуда и трудно отмывается. Сильно загрязненную посуду отмывают остатками кислот, щелочей, хромовой смеси и др.
Чистые пробирки, отбитые с верхнего конца, нужно беречь для опытов, после проведения которых пробирки можно сразу выбросить. Например, после опытов, связанных с окислением формальдегида и глюкозы аммиачным раствором серебра и др.
Подготовка лаборанта к урокам начинается с изучения плана работы на следующую неделю. В плане, составленном преподавателем и переданном лаборанту в определенные дни недели, названы темы уроков, даты их проведения, перечислены демонстрационные и лабораторные опыты, практические занятия и экспериментальные задачи. В рабочем плане или на отдельных карточках указаны необходимые реактивы и оборудование для каждого вида химического эксперимента.
Проведение каждым учеником опытов на уроках требует от лаборанта много сил и времени на приготовление большого количества реактивов и оборудования, поэтому такую работу надо выполнять заранее.
Подготовка к уроку начинается с проверки качества реактивов, газоотводных трубок и другого оборудования и наличия всего в достаточном количестве. Оборудование для первого занятия лаборант выставляет накануне, а для всех последующих занятий – в перерывах между ними.
Лаборант во время занятия следит, как ребята собирают и укрепляют приборы, правильно ли пользуются склянками и другой посудой, соблюдают ли чистоту и порядок на своих рабочих местах, и оказывает, если в этом есть необходимость, посильную помощь.
При проведении демонстрационных опытов лаборант помогает преподавателю собирать и приводить в действие установки и т. д. По мере овладения техникой эксперимента лаборанту можно поручать проводить демонстрации самостоятельно под руководством преподавателя.
Необходимо, чтобы все требуемое для проведения лабораторных опытов имелось на каждого ученика или в крайнем случае на двоих. Оборудование и реактивы помещают на подносы или кюветы, что позволяет лаборанту и нескольким учащимся за 5–10 мин расставить их на учебных столах, а при необходимости и заменить новыми.
Использование подносов или кювет также облегчает подготовку рабочих мест учащихся и во время экзаменов. За несколько дней до начала экзаменов лаборант готовит реактивы и оборудование для пяти отдельных столов. На каждый стол выставляют лабораторный штатив, газовую горелку (спиртовка), штатив с пробирками, детали приборов для получения газов и другое оборудование. Лаборант готовит пять наборов реактивов, в каждом из которых есть все вещества, необходимые для проведения опыта или решения экспериментальной задачи по неорганической и органической химии. Все реактивы (растворы, сухие вещества) помещают в склянки объемом 10–15 см3. Этого количества достаточно для выполнения любого опыта или решения экспериментальной задачи. По мере расходования реактивов склянки снова наполняют. На демонстрационный стол выставляют готовые приборы (аппарат Киппа, газометр и др.), коллекции веществ, модели.
В свободное от подготовки к занятиям время лаборант следит за порядком и чистотой в шкафах, где хранится оборудование, получает дистиллированную воду при помощи дистиллятора, готовит растворы веществ, закупает реактивы и оборудование и доставляет их в учебное заведение, составляет документальную отчетность.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 11)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 1)
» .Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 12)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 2)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 3)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 1)
» .Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 12)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 2)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 3)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42