Реакции обмена
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Реакции обмена
Т.Н.Синчук,
учитель химии средней школы № 1
(г. Светлый, Калининградская обл.);
Н.Б.Левичева,
учитель-методист (г. Калининград)
Реакции обмена
8 класс
Тип урока. Приобретение новых знаний.
Цели. Обучающие – объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.
Развивающие – развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Методы и методические приемы. Фронтальный опрос; самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок; выполнение лабораторной работы в парах, самостоятельное заполнение отчета по лабораторной работе; работа со средствами наглядности (периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, карточки).
Оборудование и реактивы. Кодоскоп, таблица для составления отчета к лабораторной работе «Реакции обмена», карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Типы химических реакций», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, спиртовка, пробиркодержатель, спички; оксид меди(II), растворы гидрокcидов натрия и калия, соляной и серной кислот, хлорида железа(III), фенолфталеина.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
Урок начинается с фронтальной беседы по изученному материалу*. В ходе беседы учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ полагается фишка. В конце урока по числу набранных фишек выставляются отметки. Критерии перевода числа фишек в отметку: на «5» нужно набрать 5 фишек, на «4» – 4 фишки.
Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами».Такие изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
О протекании химической реакции
можно судить по визуальным признакам
Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического – нет.
Учитель. По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? (Каждый отвечающий должен назвать только один признак химической реакции.)
Ученики. Изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение тепла.
Учитель. Что называется химическим уравнением?
Ученик. Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.
Учитель. Какие типы химических реакций вы знаете?
Ученик. Нам известны химические реакции трех типов: соединения, разложения, замещения.
Учитель. Дайте определение реакции соединения и приведите пример такой химической реакции.
Ученик. Реакцией соединения называется реакция, при которой два или более простых или сложных веществ соединяются в одно сложное. Например, при соединении двух простых веществ кислорода и водорода образуется сложное вещество вода:
2H2 + O2 = 2H2O.
Учитель. Какая реакция называется реакцией разложения? Приведите пример реакции разложения.
Ученик. Реакцией разложения называется реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько простых или сложных веществ. Например, при разложении сложного вещества малахита образуется три новых сложных вещества: оксид меди(II), вода и углекислый газ:
(CuOH)2CO3 = 2CuO + H2O + CO2.
малахит
Учитель. Какая реакция называется реакцией замещения? Приведите пример такой реакции.
Ученик. Реакцией замещения называется реакция, при которой простое вещество замещает один вид атомов в сложном веществе. Например, если опустить железный гвоздь в раствор сульфата меди(II), то железо вытеснит медь из раствора соли:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.
Учитель. Вы хорошо усвоили материал о типах химических реакций. Попробуйте применить свои теоретические знания на практике. Определите типы химических реакций, схемы которых приведены в карточках для самостоятельной работы. Кроме того, нужно расставить коэффициенты в уравнениях реакций.
Самостоятельная работа (7–8 мин)
Задание. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.
В а р и а н т 1
СО + О2 = СО2, NaNO3= NaNO2 + O2,
CuO + Al = Al2O3 + Cu,
AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + Ag,
HBr = H2 + Br2, Ca + O2 = CaO.
В а р и а н т 2
Fe + О2= Fe3О4, KClO3 = KCl + O2,
Al + HCl= AlCl3 + H2, Al + O2= Al2O3,
Fe + HCl = FeCl2 + H2, KNO3 = KNO2 + O2.
Критерии оценки
Максимально можно набрать 6 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции).
На «5» – 6–5,5 балла,
на «4» – 5–4,5 балла,
на «3» – 4–3 балла.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ с помощью кодоскопа и выставление отметок по вышеуказанным критериям.
Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил работу на «5». А кто справился на «4»? Итак, подводя итог сегодняшней самостоятельной работы, я могу сказать, что вам xорошо известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.
Изучение нового материала
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(с применением фишек)
Учитель. По названию типа реакции предположите, в чем сущность реакции обмена.
Ученик. Сущность такой реакции в том, что вещества обмениваются своими составными частями.
Учитель. Какие вещества – простые или сложные – могут обмениваться своими составными частями?
Ученик. Оба вещества должны быть сложными.
Учитель. Как выглядит общая схема реакции обмена?
Ученик записывает на доске общую схему реакции обмена:
АВ + СD = АD + СВ.
Учащиеся возвращаются к обобщающей таблице (табл. 1) по типам химических реакций, сделанной за два предыдущих урока, и под руководством учителя заполняют последнюю строку в этой таблице.
Таблица 1
Kлассификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.
Мы рассмотрели сущность реакции обмена с точки зрения теории. Для практической проверки, действительно ли происходят реакции обмена между сложными веществами, проведем лабораторную работу. (Учащиеся получают карточки с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции обмена».) В таблице заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.
Таблица 2
Лабораторная работа «Реакции обмена»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот и щелочей нужно осторожно, т.к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Пробирку с веществами нагревайте в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно.
Кто может сказать, каковы правила пользования спиртовкой?
Ученик. Сначала нужно проверить резервуар спиртовки, поправить фитиль, затем зажечь. После нагревания потушить пламя спиртовки колпачком.
Проводятся опыты № 1 и 2.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(обсуждение результатов опытов)
Учитель. Зачем при проведении опытов мы использовали фенолфталеин?
Ученик. Фенолфталеин используется для того, чтобы можно было увидеть, как изменяется среда раствора со щелочной на нейтральную. Поскольку исходные вещества и продукты реакции бесцветны, изменение цвета индикатора и будет признаком химической реакции.
Учитель. Проверьте правильность написания уравнений реакций к первому и второму опытам (предлагается запись уравнений реакций на кодопленке). Являются ли данные реакции реакциями обмена?
Ученик. Реакция между щелочью и кислотой относится к реакциям обмена, в ней два сложных вещества обмениваются составными частями.
Учитель. Почему реакцию между щелочью и кислотой называют реакцией нейтрализации?
Ученик. В реакции нейтрализации кислота нейтрализует щелочь, и в результате получаются соль и вода.
Учитель. Мы исследовали взаимодействие между щелочью и кислотой. Однако основания бывают не только растворимые, но и нерастворимые. Произойдет ли реакция между нерастворимым основанием и кислотой? Будет ли эта реакция реакцией обмена, да к тому же реакцией нейтрализации? Может ли кто-нибудь решить эту проблему?
Ученик. Нужно провести опыт между нерастворимым основанием и кислотой.
Учитель. Сначала взаимодействием соли железа(III) c натриевой щелочью получим нерастворимое основание. Для этого проведем опыт 3а. Затем посмотрим, может ли нерастворимое основание взаимодействовать с кислотой – опыт 3б.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(обсуждение результатов опытов)
Учитель. По каким признакам можно определить, что реакции прошли?
Ученик. В первом случае образовался осадок, во втором случае осадок растворился и получился раствор бурого цвета.
Учитель. Проверьте правильность записанных уравнений реакций (предлагается запись уравнений реакций на кодопленке). Относятся ли данные реакции к реакциям обмена?
Ученик. Эти реакции относятся к реакциям обмена, т.к. в них участвуют сложные вещества, которые обмениваются составными частями.
Учитель. Обратите внимание, что в опыте 3а в реакцию обмена вступают соль и щелочь, а в случае опыта 3б – нерастворимое основание и кислота. Является ли реакция между нерастворимым основанием и кислотой реакцией нейтрализации?
Ученик. Да, т.к. в результате этой реакции образуются соль и вода.
Учитель. Между какими веществами происходит реакция нейтрализации?
Ученик. Реакция нейтрализации происходит между кислотами и основаниями, причем как растворимыми, так и нерастворимыми.
Учитель. Реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена. Вещества каких других классов соединений могут вступать в реакции обмена?
Ученик. Основные оксиды также вступают в реакции обмена.
Учитель. Для того чтобы решить эту проблему, проведем опыт 4. Во время проведения опыта не забывайте о правилах нагревания веществ.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Какие признаки говорят о том, что реакция прошла?
Ученик. Осадок растворился, образовался раствор голубого цвета.
Учитель. Как вы записали уравнение реакции? (Ученик у доски записывает уравнение реакции). Итак, в реакцию обмена вступают оксид металла и кислота.
Заключительная беседа
Учитель. Сколько типов химических реакций вы теперь знаете?
Ученик. Мы знаем четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Учитель. Между веществами каких классов могут происходить реакции обмена?
Ученик. Реакции обмена могут происходить между основаниями и кислотами, кислотами и основными оксидами, солями и щелочами.
Учитель. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
Ученик. Реакция нейтрализации – это реакция обмена между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.
Учитель. В реакции обмена вступают также две растворимые соли, если в результате образуется нерастворимая соль. Например:
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3,
BaCl2 + MgSO4 = BaSO4 + MgCl2.
Учитель выставляет отметки по количеству набранных фишек.
Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 27, упр. 2в, 3а, с. 100.
Литература
Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с.
учитель химии средней школы № 1
(г. Светлый, Калининградская обл.);
Н.Б.Левичева,
учитель-методист (г. Калининград)
Реакции обмена
8 класс
Тип урока. Приобретение новых знаний.
Цели. Обучающие – объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.
Развивающие – развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Методы и методические приемы. Фронтальный опрос; самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок; выполнение лабораторной работы в парах, самостоятельное заполнение отчета по лабораторной работе; работа со средствами наглядности (периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, карточки).
Оборудование и реактивы. Кодоскоп, таблица для составления отчета к лабораторной работе «Реакции обмена», карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Типы химических реакций», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, спиртовка, пробиркодержатель, спички; оксид меди(II), растворы гидрокcидов натрия и калия, соляной и серной кислот, хлорида железа(III), фенолфталеина.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
Урок начинается с фронтальной беседы по изученному материалу*. В ходе беседы учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ полагается фишка. В конце урока по числу набранных фишек выставляются отметки. Критерии перевода числа фишек в отметку: на «5» нужно набрать 5 фишек, на «4» – 4 фишки.
Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами».Такие изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
О протекании химической реакции
можно судить по визуальным признакам
Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического – нет.
Учитель. По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? (Каждый отвечающий должен назвать только один признак химической реакции.)
Ученики. Изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение тепла.
Учитель. Что называется химическим уравнением?
Ученик. Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.
Учитель. Какие типы химических реакций вы знаете?
Ученик. Нам известны химические реакции трех типов: соединения, разложения, замещения.
Учитель. Дайте определение реакции соединения и приведите пример такой химической реакции.
Ученик. Реакцией соединения называется реакция, при которой два или более простых или сложных веществ соединяются в одно сложное. Например, при соединении двух простых веществ кислорода и водорода образуется сложное вещество вода:
2H2 + O2 = 2H2O.
Учитель. Какая реакция называется реакцией разложения? Приведите пример реакции разложения.
Ученик. Реакцией разложения называется реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько простых или сложных веществ. Например, при разложении сложного вещества малахита образуется три новых сложных вещества: оксид меди(II), вода и углекислый газ:
(CuOH)2CO3 = 2CuO + H2O + CO2.
малахит
Учитель. Какая реакция называется реакцией замещения? Приведите пример такой реакции.
Ученик. Реакцией замещения называется реакция, при которой простое вещество замещает один вид атомов в сложном веществе. Например, если опустить железный гвоздь в раствор сульфата меди(II), то железо вытеснит медь из раствора соли:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.
Учитель. Вы хорошо усвоили материал о типах химических реакций. Попробуйте применить свои теоретические знания на практике. Определите типы химических реакций, схемы которых приведены в карточках для самостоятельной работы. Кроме того, нужно расставить коэффициенты в уравнениях реакций.
Самостоятельная работа (7–8 мин)
Задание. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.
В а р и а н т 1
СО + О2 = СО2, NaNO3= NaNO2 + O2,
CuO + Al = Al2O3 + Cu,
AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + Ag,
HBr = H2 + Br2, Ca + O2 = CaO.
В а р и а н т 2
Fe + О2= Fe3О4, KClO3 = KCl + O2,
Al + HCl= AlCl3 + H2, Al + O2= Al2O3,
Fe + HCl = FeCl2 + H2, KNO3 = KNO2 + O2.
Критерии оценки
Максимально можно набрать 6 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции).
На «5» – 6–5,5 балла,
на «4» – 5–4,5 балла,
на «3» – 4–3 балла.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ с помощью кодоскопа и выставление отметок по вышеуказанным критериям.
Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил работу на «5». А кто справился на «4»? Итак, подводя итог сегодняшней самостоятельной работы, я могу сказать, что вам xорошо известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.
Изучение нового материала
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(с применением фишек)
Учитель. По названию типа реакции предположите, в чем сущность реакции обмена.
Ученик. Сущность такой реакции в том, что вещества обмениваются своими составными частями.
Учитель. Какие вещества – простые или сложные – могут обмениваться своими составными частями?
Ученик. Оба вещества должны быть сложными.
Учитель. Как выглядит общая схема реакции обмена?
Ученик записывает на доске общую схему реакции обмена:
АВ + СD = АD + СВ.
Учащиеся возвращаются к обобщающей таблице (табл. 1) по типам химических реакций, сделанной за два предыдущих урока, и под руководством учителя заполняют последнюю строку в этой таблице.
Таблица 1
Kлассификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.
Мы рассмотрели сущность реакции обмена с точки зрения теории. Для практической проверки, действительно ли происходят реакции обмена между сложными веществами, проведем лабораторную работу. (Учащиеся получают карточки с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции обмена».) В таблице заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.
Таблица 2
Лабораторная работа «Реакции обмена»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот и щелочей нужно осторожно, т.к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Пробирку с веществами нагревайте в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно.
Кто может сказать, каковы правила пользования спиртовкой?
Ученик. Сначала нужно проверить резервуар спиртовки, поправить фитиль, затем зажечь. После нагревания потушить пламя спиртовки колпачком.
Проводятся опыты № 1 и 2.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(обсуждение результатов опытов)
Учитель. Зачем при проведении опытов мы использовали фенолфталеин?
Ученик. Фенолфталеин используется для того, чтобы можно было увидеть, как изменяется среда раствора со щелочной на нейтральную. Поскольку исходные вещества и продукты реакции бесцветны, изменение цвета индикатора и будет признаком химической реакции.
Учитель. Проверьте правильность написания уравнений реакций к первому и второму опытам (предлагается запись уравнений реакций на кодопленке). Являются ли данные реакции реакциями обмена?
Ученик. Реакция между щелочью и кислотой относится к реакциям обмена, в ней два сложных вещества обмениваются составными частями.
Учитель. Почему реакцию между щелочью и кислотой называют реакцией нейтрализации?
Ученик. В реакции нейтрализации кислота нейтрализует щелочь, и в результате получаются соль и вода.
Учитель. Мы исследовали взаимодействие между щелочью и кислотой. Однако основания бывают не только растворимые, но и нерастворимые. Произойдет ли реакция между нерастворимым основанием и кислотой? Будет ли эта реакция реакцией обмена, да к тому же реакцией нейтрализации? Может ли кто-нибудь решить эту проблему?
Ученик. Нужно провести опыт между нерастворимым основанием и кислотой.
Учитель. Сначала взаимодействием соли железа(III) c натриевой щелочью получим нерастворимое основание. Для этого проведем опыт 3а. Затем посмотрим, может ли нерастворимое основание взаимодействовать с кислотой – опыт 3б.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(обсуждение результатов опытов)
Учитель. По каким признакам можно определить, что реакции прошли?
Ученик. В первом случае образовался осадок, во втором случае осадок растворился и получился раствор бурого цвета.
Учитель. Проверьте правильность записанных уравнений реакций (предлагается запись уравнений реакций на кодопленке). Относятся ли данные реакции к реакциям обмена?
Ученик. Эти реакции относятся к реакциям обмена, т.к. в них участвуют сложные вещества, которые обмениваются составными частями.
Учитель. Обратите внимание, что в опыте 3а в реакцию обмена вступают соль и щелочь, а в случае опыта 3б – нерастворимое основание и кислота. Является ли реакция между нерастворимым основанием и кислотой реакцией нейтрализации?
Ученик. Да, т.к. в результате этой реакции образуются соль и вода.
Учитель. Между какими веществами происходит реакция нейтрализации?
Ученик. Реакция нейтрализации происходит между кислотами и основаниями, причем как растворимыми, так и нерастворимыми.
Учитель. Реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена. Вещества каких других классов соединений могут вступать в реакции обмена?
Ученик. Основные оксиды также вступают в реакции обмена.
Учитель. Для того чтобы решить эту проблему, проведем опыт 4. Во время проведения опыта не забывайте о правилах нагревания веществ.
Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Какие признаки говорят о том, что реакция прошла?
Ученик. Осадок растворился, образовался раствор голубого цвета.
Учитель. Как вы записали уравнение реакции? (Ученик у доски записывает уравнение реакции). Итак, в реакцию обмена вступают оксид металла и кислота.
Заключительная беседа
Учитель. Сколько типов химических реакций вы теперь знаете?
Ученик. Мы знаем четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Учитель. Между веществами каких классов могут происходить реакции обмена?
Ученик. Реакции обмена могут происходить между основаниями и кислотами, кислотами и основными оксидами, солями и щелочами.
Учитель. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
Ученик. Реакция нейтрализации – это реакция обмена между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.
Учитель. В реакции обмена вступают также две растворимые соли, если в результате образуется нерастворимая соль. Например:
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3,
BaCl2 + MgSO4 = BaSO4 + MgCl2.
Учитель выставляет отметки по количеству набранных фишек.
Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 27, упр. 2в, 3а, с. 100.
Литература
Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с.
alhimik- Старожил
- Сообщения : 278
Дата регистрации : 2009-11-28
Место жительства : Европа
Возраст : 64
Похожие темы
» Осиевская И.А.Кроссворд "Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции".
» Реакции обмена - упражнения
» Реакции ионного обмена
» Тренажер ЕГЭ..Реакции ионного обмена
» Контрольная работа "Реакции ионного обмена и овр" 9 класс
» Реакции обмена - упражнения
» Реакции ионного обмена
» Тренажер ЕГЭ..Реакции ионного обмена
» Контрольная работа "Реакции ионного обмена и овр" 9 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42