Грошева И.В. Углеводы: «Жидкое золото»
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 11 класс
Страница 1 из 1
Грошева И.В. Углеводы: «Жидкое золото»
Углеводы: «Жидкое золото»
И.В.ГРОШЕВА,
учитель химии
Малодубенской средней школы
(Орехово-зуевский р-н,
Московская обл.)
Мастер-класс
Оборудование и реактивы: одноразовая посуда – стаканчики, ложечки, низкосортная бумага или фильтры, мультимедийный проектор; кусочки черного хлеба, раствор йода, дистиллированная вода, различные сорта меда, в том числе и фальсифицированный с крахмалом и сахарным сиропом.
Форма работы: групповая (5 групп).
ХОД УРОКА
Учитель (показывает слайды и комментирует). «Золотой лекарь», «жидкое золото», – какими только эпитетами не награждали этот продукт люди в течение многих тысячелетий. Он известен с древнейших времен. До революции 1917 г. этот уникальный продукт являлся официальным лекарственным средством и продавался в аптеках… О чем речь? Конечно, о меде – загадочном даре природы. Пифагор, отдававший предпочтение вегетарианской пище и меду, прожил 90 лет. Гиппократ, проживший 107 лет, также любил и употреблял мед, широко использовал его в своей практике.
В составе этого душистого продукта более 300 веществ: углеводов, органических кислот и их солей, протеинов, незаменимых аминокислот, витаминов, гормонов. По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элементов – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это пошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Основные компоненты меда
Постановка проблемы
Учитель. Как всякий продукт, пользующийся стабильным спросом, мед нещадно подделывают. Например, скармливая пчелам сахар. Сахарный мед – ненатуральный. Или выдают за натуральный мед подкрашенный сахарный сироп, куда для запаха добавлено немного настоящего меда, – типичный «цыганский мед». А чего только не примешивают к меду: крахмал, мел, патоку, сахарин... Фальшивый мед беден активными веществами, не проявляет лечебного эффекта. Как выяснить, не подделка ли то, что вы уже купили?
Для решения этой проблемы проделаем небольшую практическую работу.
Практическая работа «Определение качества меда»
Цель работы. Проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.
Учитель. Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах (таблица). Там же вы найдете все необходимое для работы. Вам на работу в группах дается всего 7 мин.
Таблица
Инструкция к практической работе
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Приступайте к выполнению. Если по ходу работы возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать то, каким образом вы решили эту проблему, и сообщить результаты своего анализа…
Итак, время работы в группах истекло. Готовы? Давайте проанализируем полученные результаты. Каждая группа расскажет об одном из этапов исследования качества меда. Что делали? Что получилось? Я буду показывать слайды и давать пояснения.
Представитель 1-й группы рассказывает, что произошло с кусочком хлеба, опущенным в мед.
Учитель. Если опустить в мед кусочек хлеба, а через 5 мин достать его, в качественном меде хлеб затвердеет. Если хлеб размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, как сахарный сироп.
Представитель 2-й группы докладывает о результатах дегустации меда.
Учитель. При определении качества меда пробуйте его обязательно. Мед нагревают во рту до 30–36 °С и определяют вкус. Натуральный мед никогда не растворяется сразу и немного жжет горло, порой имеет привкус – горьковатый или горьковато-терпкий. Если аромат меда притуплен и ощущается вкус карамели, значит, это расплавленный мед.
Ученик из 3-й группы рассказывает о следующем этапе исследований – о процессе стекания меда с ложки.
Учитель. Если мед зрелый и качественный, то он тягучий, густой и не капает с ложки, а наматывается на нее вязкой лентой, стекает длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.
Разбавленный сахарным сиропом мед стекает с ложки каплями, как вода, образуя впадину.
С результатами исследования качества меда по наличию или отсутствию от него влажного следа на бумаге выступает представитель 4-й группы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Качественный мед стекает с ложки непрерывной нитью,
образуя на поверхности меда башенку
Учитель. Если мед растекается по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просачивается сквозь нее – это фальшивый мед. При наличии большого количества свободной воды в созревшем меде могут протекать процессы брожения.
Проверяйте водность меда простым способом «с ложечки» или посмотрите сертификат качества у продавца. Содержание воды не должно быть выше 21%, иначе мед забродит.
Представитель 5-й группы рассказывает, что наблюдали при добавлении в раствор меда капли йода.
Учитель. Если в меде есть мука или крахмал, раствор обязательно посинеет, а если нет, его цвет не изменится. Муку или крахмал добавляют в мед для создания видимости кристаллизации, которая характеризует его натуральность.
А теперь скажите, какого же качества был мед, который вы исследовали. Ваш мед был натуральный или фальсифицированный?
Учащиеся по результатам анализа делают вывод о качестве исследуемого меда.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Покупайте мед у пчеловодов или на
специализированных ярмарках и обязательно
пробуйте на вкус
Учитель. Иногда при хранении меда обнаруживаются два слоя – снизу закристаллизовавшийся, а сверху – сиропоподобный. (Показывает такой мед.) Значит, мед незрелый, с повышенной влажностью. Такой мед непригоден для длительного хранения.
Кристаллизация меда – это естественный процесс, происходящий при температуре ниже
+20 °С, не изменяющий его качества и полезности. Если зимой торгуют жидким и темным медом – его сильно грели или просто кормили пчел сахаром. Исключение составляют майский мед, а также мед, собранный с белой акации и с некоторых других растений. С середины ноября продавать на рынках жидкий мед запрещено.
Самым полезным и лечебным является мед, собранный в той местности, где вы проживаете, т.к. растения-медоносы имеют защитные функции против микрофлоры, которая является типичной для этой местности.
Тем, кто предпочитает мед в жидком виде, надо учесть следующий факт: нагревать мед выше 40 °С нельзя – разрушаются витамины и другие ценные и полезные соединения. А при чрезмерном нагревании выделяется мощнейший канцероген – оксиметилфурфурол. Таким медом немудрено и отравиться. Банку с медом лучше поставить в теплую воду. Когда вода остынет, нужно поменять ее. Постепенно мед растает.
Обсуждение результатов
Учитель. Подведем итог совместной работы. В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качество. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни. В заключение мне хотелось бы дать вам несколько полезных советов.
• Сколько меда нужно есть с пользой для здоровья? Это очень индивидуально. Обычно рекомендуют 80–100 г (примерно 2 столовые ложки) в сутки взрослым и 30–50 г (1–2 чайные ложки) детям. Но следует непременно проконсультироваться с врачом – все же непростой это продукт…
• При температуре выше 40 °С мед теряет свои основные лечебные свойства. Кроме того, некоторые травники вообще не рекомендуют смешивать мед с «окрашенной жидкостью» вроде чая или травяного настоя, а советуют разводить мед в теплой (не горячей!) кипяченой воде. Или, как леденец, рассосать во рту столовую ложку меда, а уж потом, через 15–20 мин, выпить чай. Причем делать это желательно за 1,5–2 ч до еды или через 3 ч после еды.
• Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде. В посуде из железа и оцинкованной жести хранить мед опасно. Тара должна быть плотно закрыта крышкой. Оптимальная температура хранения – от +5 до +20 °С.
• Никогда не берите мед с рук у незнакомых людей.
Покупайте его у пчеловодов, в чьей профессиональной честности не сомневаетесь, либо в специализированных магазинах. Правильно храните и употребляйте мед и будьте здоровы!
И.В.ГРОШЕВА,
учитель химии
Малодубенской средней школы
(Орехово-зуевский р-н,
Московская обл.)
Мастер-класс
Я работаю в сельской школе уже пятый год. Общий педагогический стаж – 16 лет (12 из них работала учителем химии в школе № 545 Южного округа г. Москвы). Решила поделиться своими наработками. Буду рада, если они кому-то покажутся интересными.
Я приняла участие в районном конкурсе «Педагог года», на котором давала мастер-класс. Материалами по его проведению я хотела бы поделиться с читателями вашей газеты, тем более что эти материалы можно использовать и при проведении уроков по теме «Углеводы» в целом.
Оборудование и реактивы: одноразовая посуда – стаканчики, ложечки, низкосортная бумага или фильтры, мультимедийный проектор; кусочки черного хлеба, раствор йода, дистиллированная вода, различные сорта меда, в том числе и фальсифицированный с крахмалом и сахарным сиропом.
Форма работы: групповая (5 групп).
ХОД УРОКА
Учитель (показывает слайды и комментирует). «Золотой лекарь», «жидкое золото», – какими только эпитетами не награждали этот продукт люди в течение многих тысячелетий. Он известен с древнейших времен. До революции 1917 г. этот уникальный продукт являлся официальным лекарственным средством и продавался в аптеках… О чем речь? Конечно, о меде – загадочном даре природы. Пифагор, отдававший предпочтение вегетарианской пище и меду, прожил 90 лет. Гиппократ, проживший 107 лет, также любил и употреблял мед, широко использовал его в своей практике.
В составе этого душистого продукта более 300 веществ: углеводов, органических кислот и их солей, протеинов, незаменимых аминокислот, витаминов, гормонов. По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элементов – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это пошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Основные компоненты меда
Постановка проблемы
Учитель. Как всякий продукт, пользующийся стабильным спросом, мед нещадно подделывают. Например, скармливая пчелам сахар. Сахарный мед – ненатуральный. Или выдают за натуральный мед подкрашенный сахарный сироп, куда для запаха добавлено немного настоящего меда, – типичный «цыганский мед». А чего только не примешивают к меду: крахмал, мел, патоку, сахарин... Фальшивый мед беден активными веществами, не проявляет лечебного эффекта. Как выяснить, не подделка ли то, что вы уже купили?
Для решения этой проблемы проделаем небольшую практическую работу.
Практическая работа «Определение качества меда»
Цель работы. Проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.
Учитель. Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах (таблица). Там же вы найдете все необходимое для работы. Вам на работу в группах дается всего 7 мин.
Таблица
Инструкция к практической работе
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Приступайте к выполнению. Если по ходу работы возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать то, каким образом вы решили эту проблему, и сообщить результаты своего анализа…
Итак, время работы в группах истекло. Готовы? Давайте проанализируем полученные результаты. Каждая группа расскажет об одном из этапов исследования качества меда. Что делали? Что получилось? Я буду показывать слайды и давать пояснения.
Представитель 1-й группы рассказывает, что произошло с кусочком хлеба, опущенным в мед.
Учитель. Если опустить в мед кусочек хлеба, а через 5 мин достать его, в качественном меде хлеб затвердеет. Если хлеб размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, как сахарный сироп.
Представитель 2-й группы докладывает о результатах дегустации меда.
Учитель. При определении качества меда пробуйте его обязательно. Мед нагревают во рту до 30–36 °С и определяют вкус. Натуральный мед никогда не растворяется сразу и немного жжет горло, порой имеет привкус – горьковатый или горьковато-терпкий. Если аромат меда притуплен и ощущается вкус карамели, значит, это расплавленный мед.
Ученик из 3-й группы рассказывает о следующем этапе исследований – о процессе стекания меда с ложки.
Учитель. Если мед зрелый и качественный, то он тягучий, густой и не капает с ложки, а наматывается на нее вязкой лентой, стекает длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.
Разбавленный сахарным сиропом мед стекает с ложки каплями, как вода, образуя впадину.
С результатами исследования качества меда по наличию или отсутствию от него влажного следа на бумаге выступает представитель 4-й группы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Качественный мед стекает с ложки непрерывной нитью,
образуя на поверхности меда башенку
Учитель. Если мед растекается по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просачивается сквозь нее – это фальшивый мед. При наличии большого количества свободной воды в созревшем меде могут протекать процессы брожения.
Проверяйте водность меда простым способом «с ложечки» или посмотрите сертификат качества у продавца. Содержание воды не должно быть выше 21%, иначе мед забродит.
Представитель 5-й группы рассказывает, что наблюдали при добавлении в раствор меда капли йода.
Учитель. Если в меде есть мука или крахмал, раствор обязательно посинеет, а если нет, его цвет не изменится. Муку или крахмал добавляют в мед для создания видимости кристаллизации, которая характеризует его натуральность.
А теперь скажите, какого же качества был мед, который вы исследовали. Ваш мед был натуральный или фальсифицированный?
Учащиеся по результатам анализа делают вывод о качестве исследуемого меда.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Покупайте мед у пчеловодов или на
специализированных ярмарках и обязательно
пробуйте на вкус
Учитель. Иногда при хранении меда обнаруживаются два слоя – снизу закристаллизовавшийся, а сверху – сиропоподобный. (Показывает такой мед.) Значит, мед незрелый, с повышенной влажностью. Такой мед непригоден для длительного хранения.
Кристаллизация меда – это естественный процесс, происходящий при температуре ниже
+20 °С, не изменяющий его качества и полезности. Если зимой торгуют жидким и темным медом – его сильно грели или просто кормили пчел сахаром. Исключение составляют майский мед, а также мед, собранный с белой акации и с некоторых других растений. С середины ноября продавать на рынках жидкий мед запрещено.
Самым полезным и лечебным является мед, собранный в той местности, где вы проживаете, т.к. растения-медоносы имеют защитные функции против микрофлоры, которая является типичной для этой местности.
Тем, кто предпочитает мед в жидком виде, надо учесть следующий факт: нагревать мед выше 40 °С нельзя – разрушаются витамины и другие ценные и полезные соединения. А при чрезмерном нагревании выделяется мощнейший канцероген – оксиметилфурфурол. Таким медом немудрено и отравиться. Банку с медом лучше поставить в теплую воду. Когда вода остынет, нужно поменять ее. Постепенно мед растает.
Обсуждение результатов
Учитель. Подведем итог совместной работы. В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качество. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни. В заключение мне хотелось бы дать вам несколько полезных советов.
• Сколько меда нужно есть с пользой для здоровья? Это очень индивидуально. Обычно рекомендуют 80–100 г (примерно 2 столовые ложки) в сутки взрослым и 30–50 г (1–2 чайные ложки) детям. Но следует непременно проконсультироваться с врачом – все же непростой это продукт…
• При температуре выше 40 °С мед теряет свои основные лечебные свойства. Кроме того, некоторые травники вообще не рекомендуют смешивать мед с «окрашенной жидкостью» вроде чая или травяного настоя, а советуют разводить мед в теплой (не горячей!) кипяченой воде. Или, как леденец, рассосать во рту столовую ложку меда, а уж потом, через 15–20 мин, выпить чай. Причем делать это желательно за 1,5–2 ч до еды или через 3 ч после еды.
• Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде. В посуде из железа и оцинкованной жести хранить мед опасно. Тара должна быть плотно закрыта крышкой. Оптимальная температура хранения – от +5 до +20 °С.
• Никогда не берите мед с рук у незнакомых людей.
Покупайте его у пчеловодов, в чьей профессиональной честности не сомневаетесь, либо в специализированных магазинах. Правильно храните и употребляйте мед и будьте здоровы!
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» Грошева И.В "Фенол.Экологические аспекты при изучении темы"
» Золото
» Золото и его роль в обществе
» Академия занимательных наук. Химия(часть13).Золото.Люминофор
» Хайдарова З.Х.Чёрное золото.Урок-конкурс молодых специалистов.10 класс
» Золото
» Золото и его роль в обществе
» Академия занимательных наук. Химия(часть13).Золото.Люминофор
» Хайдарова З.Х.Чёрное золото.Урок-конкурс молодых специалистов.10 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 11 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42