Основская Г.С. Кислые соли.Подготовка к ЕГЭ по химии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Всё об едином государственном экзамене :: Репетиторы по химии-подготовка к ЕГЭ
Страница 1 из 1
Основская Г.С. Кислые соли.Подготовка к ЕГЭ по химии
Кислые соли
Г.С.ОСНОВСКАЯ,
учитель химии средней школы № 7
(г. Великие Луки, Псковская обл.)
Задания на применение знаний о кислых солях встречаются в вариантах работ ЕГЭ
на разных уровнях сложности (А, В и С). Поэтому при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ
нужно рассмотреть следующие вопросы.
1. Определение и номенклатура.
Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода многоосновных кислот на металл. Номенклатура кислых солей отличается от средних только добавлением приставки «гидро…» или «дигидро…» к названию соли, например: NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, Са(Н2РО4)2 – дигидрофосфат кальция.
2. Получение.
Кислые соли получаются при взаимодействии кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, аммиаком, если кислота в избытке.
Например:
Zn + 2H2SO4 = H2 + Zn(HSO4)2,
CaO + H3PO4 = CaHPO4 + H2O,
NaOH + H2SO4 = H2O + NaHSO4,
Na2S + HCl = NaHS + NaCl,
NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4,
2NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4.
Также кислые соли получаются при взаимодействии кислотных оксидов со щелочами, если оксид в избытке. Например:
CO2 + NaOH = NaHCO3,
2SO2 + Ca(OH)2 = Ca(HSO3)2.
3. Взаимопревращения.
Средняя соль [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
кислая соль; например:
K2СО3 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]KНСО3.
Чтобы из средней соли получить кислую, нужно добавить избыток кислоты или соответствующего оксида и воды:
K2СО3 + Н2О + СО2 = 2KНСО3.
Чтобы из кислой соли получить среднюю, нужно добавить избыток щелочи:
KНСО3 + KОН = K2СО3 + Н2О.
Гидрокарбонаты разлагаются с образованием карбонатов при кипячении:
2KНСО3 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
K2СО3 + Н2О + СО2.
4. Свойства.
Кислые соли проявляют свойства кислот, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями.
Например:
2KНSO4 + Mg = H2 + MgSO4 + K2SO4,
2KHSO4 + MgO = H2O + MgSO4 + K2SO4,
2KHSO4 + 2NaOH = 2H2O + K2SO4 + Na2SO4,
2KHSO4 + Cu(OH)2 = 2H2O + K2SO4 + CuSO4,
2KHSO4 + MgCO3 = H2O + CO2 + K2SO4 + MgSO4,
2KHSO4 + BaCl2 = BaSO4 + K2SO4 + 2HCl.
5. Задачи на кислые соли. Образование одной соли.
При решении задач на избыток и недостаток нужно помнить о возможности образования кислых солей, поэтому сначала составляют уравнения всех возможных реакций. После нахождения количеств реагирующих веществ делают вывод о том, какая соль получится, и решают задачу по соответствующему уравнению.
З а д а ч а 1. Через раствор, содержащий 60 г NaOH, пропустили 44,8 л СО2. Найти массу образовавшейся соли.
Дано: Найти: m(соли).
m(NaOH) = 60 г,
V(CO2) = 44,8 л.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Следует помнить, что при неполной нейтрализации возможно образование смеси двух соединений. При взаимодействии 0,2 моль Р2О5 с раствором щелочи, содержащим 0,9 моль NaOH, молярное соотношение находится между 1:4 и 1:6. В этом случае образуется смесь двух солей: фосфата натрия и гидрофосфата натрия.
Если раствор щелочи будет содержать 0,6 моль NaOH, то молярное соотношение будет другим: 0,2:0,6 = 1:3, оно находится между 1:2 и 1:4, поэтому получится смесь двух других солей: дигидрофосфата и гидрофосфата натрия.
Эти задачи можно решать разными способами. Мы будем исходить из предположения, что одновременно происходят две реакции.
А л г о р и т м р е ш е н и я
1. Составить уравнения всех возможных реакций.
2. Найти количества реагирующих веществ и по их соотношению определить уравнения двух реакций, которые происходят одновременно.
3. Обозначить количество одного из реагирующих веществ в первом уравнении как х моль, во втором – у моль.
4. Выразить через х и у количества другого реагирующего вещества согласно молярным соотношениям по уравнениям.
5. Составить систему уравнений с двумя неизвестными.
З а д а ч а 1. Оксид фосфора(V), полученный при сжигании 6,2 г фосфора, пропустили через 200 г 8,4%-го раствора гидроксида калия. Какие вещества и в каких количествах получаются?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Основская Г.С.Выполнение заданий высокого уровня сложности.Подготовка к ЕГЭ по химии
» Основская Г.С.Образование и разрушение комплексных солей на примере гидроксокомплексов.Подготовка к ЕГЭ по химии
» Канаева О.Н.Соли в быту.Предпрофильный курс по химии • 9 класс
» Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ
» Программа - Подготовка к ЕГЭ. Химия
» Основская Г.С.Образование и разрушение комплексных солей на примере гидроксокомплексов.Подготовка к ЕГЭ по химии
» Канаева О.Н.Соли в быту.Предпрофильный курс по химии • 9 класс
» Интерактивный тренинг - подготовка к ЕГЭ
» Программа - Подготовка к ЕГЭ. Химия
Золотые купола химии :: Химический софт :: Всё об едином государственном экзамене :: Репетиторы по химии-подготовка к ЕГЭ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42