Ярхо В.А.Детское изобретение.О чём не пишут в учебниках
Страница 1 из 1
Ярхо В.А.Детское изобретение.О чём не пишут в учебниках
Детское изобретение
Материал подготовил В.А.ЯРХО
Господин учитель, преподававший химию в старших классах училища французского города Доль, любил удивлять своих учеников занимательными опытами. Особенно молодых людей привлекал эффектный номер химика, подготавливая который, он долго смешивал в металлической ступке соли хлорновато-кислого потассия (калия) и серу, а потом ударял по этой массе пестиком, и гремел выстрел, но без огня и дыма.
Незадолго до летних каникул 1830 г. химик продемонстрировал этот опыт классу, в котором учился Шарль Сориа, юный уроженец городка Сен-Лотер Юрского департамента. Из всех школяров, наблюдавших взрыв без дыма и огня, устраиваемый господином учителем, именно ему пришла в голову мысль: «Если к этой смеси добавить горючий материал, то, пожалуй, он вспыхнет!»
Мысль эта, засевшая в мозгу молодого человека, не оставила его и когда он пришел с занятий в свою комнату, и потом, за ужином в училищной столовой. И чем больше он об этом думал, тем больше ему хотелось попробовать поджечь что-нибудь при помощи такой смеси. Он бы сразу же взялся за осуществление этого проекта, но, увы, на пути его возникло существенное препятствие: для составления смеси нужны были химические ингредиенты, которые надо было покупать в аптеке или москательной лавке, но такие товары детям, как правило, не отпускали без рецептов или записок с поручением взрослых.
Возможно, Сориа страдал скрытой формой пиромании, но идея зажигательной смеси не оставляла его буквально ни на минуту, а человек в таком состоянии становится чрезвычайно изобретательным и предприимчивым, стремясь добиться своей цели. Дождавшись каникул и приехав домой, Сориа свел знакомство с местным аптекарем и за время отдыха так сумел подружиться с ним, что, когда собирался обратно в училище, его новый приятель отпустил ему все необходимые для опытов вещества без рецепта. С этими сокровищами Сориа вернулся в Доль и в своей комнате училищного общежития устроил целую химическую лабораторию, неустанно экспериментируя, сверяясь при этом с записями лекций по химии.
Взрослые не зря опасались давать детям подобные опасные игрушки. Сориа действовал как древний алхимик, идя путем проб и ошибок, и этих ошибок было довольно много: несколько раз его смеси взрывались, обжигая юношу и раня его осколками посуды, но и это казалось ему весьма занимательным. К великому счастью, прежде чем он отравился, обжегся или подорвался основательно, его посетила такая идея: «А что будет, если обмакнуть деревянную щепку в раствор хлороновато-кислого потассия и потом чиркнуть ею по стене, натертой фосфором?» Подумал он так да тут же и сделал. И едва он только чиркнул по фосфору подготовленной щепкой, как у него в руках вспыхнуло яркое пламя. Полюбовавшись на свое достижение, начинающей химик приготовил еще несколько таких щепок, пропитанных на конце раствором соли.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сориа не терпелось похвастаться перед кем-нибудь своим достижением, и, когда к нему зашел товарищ, живший в соседней комнате, он пообещал «на спор» зажечь о стенку деревяшку. Товарищ выразил сомнение, а Сориа с самодовольным видом чиркнул своей спичкой по стене. Эффект был огромный! Пораженный видом внезапно возникшего огня, студент бросился из комнаты Сориа, громко крича о том, что Сориа изобрел огонь, получаемый из деревяшек! Так миру было объявлено, что семнадцатилетний школьник из провинциального училища «изобрел фосфорные спички».
Сориа нисколько не сомневался в важности и перспективности своего изобретения и даже попытался запатентовать его. Но тут его постигла неудача. Хотя изобретение его признали, но, чтобы получить на него патент, нужно было внести 1500 франков, которых у Сориа и его родителей не было. Пока они собирали нужную сумму, в Германии грянула сенсация: тамошний экспериментатор Фридрих Камерер создал аналогичные спички, сумел взять патент и наладить производство в промышленных масштабах. Через два года уже и во Франции фосфорные спички продавались на каждом углу.
Cориа стойко перенес этот удар, чему, возможно, помогли его молодость и юношеский оптимизм. Он окончил училище и поступил на медицинский факультет универcитета в Безансоне, по окончании которого с дипломом доктора медицины вернулся в свой родной Сен-Лотер. До конца жизни доктор Сориа лечил жителей городка и окрестных крестьян, чем снискал всеобщую любовь и уважение.
Увлечение химией прошло, и в свои зрелые годы доктор Сориа более интересовался философией и литературой, а также театром, играя в местной любительской труппе. Он прожил долгую, спокойную и, можно сказать, счастливую жизнь, совершенно не терзаясь тем, что у него из-под носа увели изобретение, которое могло бы принести ему миллионы.
Когда он умер, жители Сен-Лотера, дабы восстановить справедливость и увековечить память о своем земляке, на площади города возвели скромный памятник Сориа, на котором было указано, что именно этот уроженец Сен-Лотера первым подарил миру химические спички.
Дополнения: «Судьбы различных изобретателей и первооткрывателей»
• Первый изобретатель швейной машинки Тимонье из Лиона умер нищим.
Использовавший его идею Э.Хоу сумел получить за патент 40 тыс. долларов.
И.М.Зингер, усовершенствовавший машинку Хоу и сумевший наладить производство и сбыт, прославил свое имя, увековечив само понятие «швейная машинка Зингера», и заработал на этом свыше 40 млн долларов.
• С.Фокс, который придумал современный складной дождевой зонт и в 1850 г. запатентовал изобретение, заработал на своем детище свыше миллиона фунтов стерлингов.
Материал подготовил В.А.ЯРХО
Господин учитель, преподававший химию в старших классах училища французского города Доль, любил удивлять своих учеников занимательными опытами. Особенно молодых людей привлекал эффектный номер химика, подготавливая который, он долго смешивал в металлической ступке соли хлорновато-кислого потассия (калия) и серу, а потом ударял по этой массе пестиком, и гремел выстрел, но без огня и дыма.
Незадолго до летних каникул 1830 г. химик продемонстрировал этот опыт классу, в котором учился Шарль Сориа, юный уроженец городка Сен-Лотер Юрского департамента. Из всех школяров, наблюдавших взрыв без дыма и огня, устраиваемый господином учителем, именно ему пришла в голову мысль: «Если к этой смеси добавить горючий материал, то, пожалуй, он вспыхнет!»
Мысль эта, засевшая в мозгу молодого человека, не оставила его и когда он пришел с занятий в свою комнату, и потом, за ужином в училищной столовой. И чем больше он об этом думал, тем больше ему хотелось попробовать поджечь что-нибудь при помощи такой смеси. Он бы сразу же взялся за осуществление этого проекта, но, увы, на пути его возникло существенное препятствие: для составления смеси нужны были химические ингредиенты, которые надо было покупать в аптеке или москательной лавке, но такие товары детям, как правило, не отпускали без рецептов или записок с поручением взрослых.
Возможно, Сориа страдал скрытой формой пиромании, но идея зажигательной смеси не оставляла его буквально ни на минуту, а человек в таком состоянии становится чрезвычайно изобретательным и предприимчивым, стремясь добиться своей цели. Дождавшись каникул и приехав домой, Сориа свел знакомство с местным аптекарем и за время отдыха так сумел подружиться с ним, что, когда собирался обратно в училище, его новый приятель отпустил ему все необходимые для опытов вещества без рецепта. С этими сокровищами Сориа вернулся в Доль и в своей комнате училищного общежития устроил целую химическую лабораторию, неустанно экспериментируя, сверяясь при этом с записями лекций по химии.
Взрослые не зря опасались давать детям подобные опасные игрушки. Сориа действовал как древний алхимик, идя путем проб и ошибок, и этих ошибок было довольно много: несколько раз его смеси взрывались, обжигая юношу и раня его осколками посуды, но и это казалось ему весьма занимательным. К великому счастью, прежде чем он отравился, обжегся или подорвался основательно, его посетила такая идея: «А что будет, если обмакнуть деревянную щепку в раствор хлороновато-кислого потассия и потом чиркнуть ею по стене, натертой фосфором?» Подумал он так да тут же и сделал. И едва он только чиркнул по фосфору подготовленной щепкой, как у него в руках вспыхнуло яркое пламя. Полюбовавшись на свое достижение, начинающей химик приготовил еще несколько таких щепок, пропитанных на конце раствором соли.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сориа не терпелось похвастаться перед кем-нибудь своим достижением, и, когда к нему зашел товарищ, живший в соседней комнате, он пообещал «на спор» зажечь о стенку деревяшку. Товарищ выразил сомнение, а Сориа с самодовольным видом чиркнул своей спичкой по стене. Эффект был огромный! Пораженный видом внезапно возникшего огня, студент бросился из комнаты Сориа, громко крича о том, что Сориа изобрел огонь, получаемый из деревяшек! Так миру было объявлено, что семнадцатилетний школьник из провинциального училища «изобрел фосфорные спички».
Сориа нисколько не сомневался в важности и перспективности своего изобретения и даже попытался запатентовать его. Но тут его постигла неудача. Хотя изобретение его признали, но, чтобы получить на него патент, нужно было внести 1500 франков, которых у Сориа и его родителей не было. Пока они собирали нужную сумму, в Германии грянула сенсация: тамошний экспериментатор Фридрих Камерер создал аналогичные спички, сумел взять патент и наладить производство в промышленных масштабах. Через два года уже и во Франции фосфорные спички продавались на каждом углу.
Cориа стойко перенес этот удар, чему, возможно, помогли его молодость и юношеский оптимизм. Он окончил училище и поступил на медицинский факультет универcитета в Безансоне, по окончании которого с дипломом доктора медицины вернулся в свой родной Сен-Лотер. До конца жизни доктор Сориа лечил жителей городка и окрестных крестьян, чем снискал всеобщую любовь и уважение.
Увлечение химией прошло, и в свои зрелые годы доктор Сориа более интересовался философией и литературой, а также театром, играя в местной любительской труппе. Он прожил долгую, спокойную и, можно сказать, счастливую жизнь, совершенно не терзаясь тем, что у него из-под носа увели изобретение, которое могло бы принести ему миллионы.
Когда он умер, жители Сен-Лотера, дабы восстановить справедливость и увековечить память о своем земляке, на площади города возвели скромный памятник Сориа, на котором было указано, что именно этот уроженец Сен-Лотера первым подарил миру химические спички.
Дополнения: «Судьбы различных изобретателей и первооткрывателей»
• Первый изобретатель швейной машинки Тимонье из Лиона умер нищим.
Использовавший его идею Э.Хоу сумел получить за патент 40 тыс. долларов.
И.М.Зингер, усовершенствовавший машинку Хоу и сумевший наладить производство и сбыт, прославил свое имя, увековечив само понятие «швейная машинка Зингера», и заработал на этом свыше 40 млн долларов.
• С.Фокс, который придумал современный складной дождевой зонт и в 1850 г. запатентовал изобретение, заработал на своем детище свыше миллиона фунтов стерлингов.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Кошель П.А.«Мертвый» газ и жизнь.О чём не пишут в учебниках
» Кошель П.А.Русское стекло.О чём не пишут в учебниках
» Кошель П.А.История открытия фосфора.О чём не пишут в учебниках
» Кошель П.А.Открытие углекислого газа.О чём не пишут в учебниках
» Элементы IIIa группы периодической системы.О чём не пишут в учебниках(часть 1)
» Кошель П.А.Русское стекло.О чём не пишут в учебниках
» Кошель П.А.История открытия фосфора.О чём не пишут в учебниках
» Кошель П.А.Открытие углекислого газа.О чём не пишут в учебниках
» Элементы IIIa группы периодической системы.О чём не пишут в учебниках(часть 1)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42