Тринадцатая глава. О самой маленькой крупинке вещества
Страница 1 из 1
Тринадцатая глава. О самой маленькой крупинке вещества
Придя из школы, Саша попросила, чтобы ей не мешали, и закрылась в комнате.
– Их класс готовит представление на последний звонок, – пояснила Маша. – Наверное, им задали сделать поздравления выпускникам и костюмы для концерта.
Через час мама все же решила заглянуть к дочке. Она ожидала застать девочку за рисованием или шитьем, но Саша просто сидела за столом и задумчиво смотрела на стакан с водой, который, по-видимому, был приготовлен для акварельных красок.
Услышав шорох, Саша подняла глаза и спросила:
– Стакан воды – это вода?
– Конечно, – машинально ответила мама, не совсем понимая, что дочка имела в виду.
– А полстакана – тоже вода?
– Почему же нет? – удивилась мама.
– И капля воды – тоже вода, и полкапли... – продолжала Саша. – А на сколько частей можно разделить каплю воды? Какой у воды самый маленький кусочек?
– Самый маленький кусочек воды – молекула воды, – сказала мама.
– Молекула, наверное, такая маленькая, что ее можно увидеть только под микроскопом, – предположила Саша.
– Нет, молекулу даже под микроскопом не увидишь. Она очень-очень маленькая. А огромное количество молекул и составляет ту воду, которая стоит перед тобой.
– Какое количество? – тут же спросила Саша.
– Оно такое большое, что его даже трудно представить. Кто-то подсчитал, что в одном стакане воды число молекул больше, чем число стаканов воды во всех морях, океанах, реках и озерах Земли.
– Вот это да!.. – Саша вдруг заговорила шепотом. – Удивительно!
– Самое удивительное, – спокойно сказала мама, – что даже одна-единственная молекула воды ведет себя в химических реакциях так же, как любое количество воды.
Саша огляделась по сторонам.
– Так значит, у каждого вещества есть своя молекула? – спросила она. – И все они такие же крошечные?
– Среди крошек-молекул есть разные: и побольше, и поменьше. Но все они, конечно, очень маленькие по сравнению с теми предметами, которые нас окружают. Правда, нельзя сказать, что все вещества состоят из молекул – бывают и другие частицы вещества. Но об этом ты узнаешь в старших классах, а сейчас давай-ка принимайся за работу, а то ваши старшеклассники останутся без праздника.
Мама вышла, а Саша стала думать, с чего бы ей начать. Нужно было нарисовать поздравительную открытку, надуть два воздушных шара и пришить блестки на костюм для концерта.
Немного поразмыслив, она решила сначала заняться воздушными шарами. Набрав побольше воздуха, девочка стала надувать первый шарик. Сначала шарик наполнялся воздухом легко, но чем дальше, тем сильнее шар увеличивался в размере, и надувать его становилось все труднее. Наконец он стал огромным. Саша с шаром в зубах подошла к маме и промычала:
– М-м-м, п-м-м м-м...
Мама поскорее достала крепкую нитку и помогла завязать шарик. Взяв в руки, Саша стала его рассматривать со всех сторон. Ей показалось, что шарик надут недостаточно, и она попыталась слегка надавить на него. Шарик был очень упругим, но все же немного подался под Сашиной рукой.
– Мама, смотри, я уменьшаю молекулы воздуха!
– Ты ошибаешься, – сказала мама. – Во-первых, у воздуха нет молекул. Воздух – это смесь газов, и у каждого из них – свои молекулы. Во-вторых, ты уменьшаешь не молекулы, а промежутки между ними.
– Разве между молекулами есть промежутки? – удивилась Саша.
– А как бы ты могла надуть свой шарик? Ведь с каждой порцией воздуха ты вдуваешь в него все новые молекулы газов. Наверное, ты заметила, что газ в шарике немного сжат по сравнению с окружающим воздухом. Посчитай-ка, сколько выдохов нужно сделать, чтобы надуть шар.
Саша взяла еще один шарик. Вскоре он стал таким же большим, как и первый. Говорить она не могла, но из ее жестов мама поняла, что она дунула два раза по десять раз.
– За один раз человек выдыхает около одного литра воздуха. Но объем твоего шара, конечно, меньше двадцати литров – ведь это примерно два ведра.
Саша стала кивать головой в знак того, что она согласна с мамой. В этот момент шарик выскочил из ее рта и стал бешено носиться по всей комнате.
– Молекулы выбегают из шарика! – закричала Саша. – Они меня щекочут!
Мама рассмеялась. Саша подобрала упавший шарик и уселась на пол.
– А вот в полу уж точно нет никаких расстояний между молекулами, – сказала она. – Он же не сжимается.
– Хотя твердые и жидкие вещества почти не сжимаются, в них тоже есть промежутки между молекулами, только не такие большие, как в газах, – сказала мама.
– А если газ сжать очень сильно, он станет твердым? – предположила Саша.
– Конечно. Именно так и получают из углекислого газа сухой лед, который кладут в коробки с мороженым. А если кусочек сухого льда положить на стол, через какое-то время он испарится и опять превратится в газ.
– Тогда почему стол не превращается в газ? – ехидно спросила Саша.
– Молекулы одновременно и притягиваются друг к другу, и отталкиваются, – сказала мама.
Заметив, что Саша собирается задать еще один вопрос, мама продолжила:
– Почему это происходит, я тебе объяснить пока не смогу. Даже многие студенты не сразу это понимают. Но если притяжение сильнее, чем отталкивание, – вещество жидкое иди твердое, а если слабее – оно превращается в газ. Это зависит от самого вещества и от температуры: при нагревании притяжение становится слабее.
– Теперь мне понятно, – сказала Саша, – почему кипит вода. Кстати, давай попьем чаю.
– Хорошо, – согласилась мама. – Между прочим, Маша печет пирог. И, по-моему, он уже готов. Чувствуешь, как вкусно пахнет?
– Но Маша печет пирог на кухне, почему же запах добрался до комнаты?
– Это к нам прилетели молекулы веществ, которые выделились при выпечке. Любые молекулы все время движутся. В твердых веществах они чуть-чуть шевелятся на одном месте, в жидкостях – перемещаются с места на место, а в газах – носятся довольно быстро.
Пришел Максим, и Саша стала рассказывать ему про молекулы.
– А я знаю, на что похож наш класс, когда мы сидим за партами во время урока. Я и загадку подходящую вспомнил:
«Я вода, да по воде же и плаваю».
– Ты имеешь в виду застывшую воду, которая плавает в обычной жидкой воде?
– Конечно! А когда мы идем, взявшись за руки, в столовую, получается похоже на подвижную воду, словно бы плывем, – объяснил Максим.
– Когда уроки заканчиваются, мы бежим на школьный двор, и тогда получается, как в другой загадке:«Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает».
Попив чай с пирогом, Саша и Максим отправились рисовать. Саша макнула кисточку в стакан с водой, потом набрала на нее немного краски. Яркая капля упала на стол, Саша вытерла ее тряпочкой. Затем такую же каплю она уронила в воду. Капелька опустилась на дно и стала медленно расплываться.
– Наверное, молекулы воды двигаются в стакане и расталкивают молекулы краски, – предположила Саша. – Надо же, молекулы нельзя увидеть, а то, что они делают, заметно...
Она открыла химическую тетрадь, показала Максиму записи о том, что ей сказала мама:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Затем девочка достала из папки и сложила пополам листок бумаги. Она решила нарисовать на поздравительной открытке малыша Фантика с букетом цветов. Это не заняло у нее много времени. Решив, что праздничный костюм она сделает завтра, Саша принялась рисовать новые картинки про медвежонка. А Максим, не теряя времени, принялся за очередной кроссворд.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Из жизни медвежонка. История тринадцатая:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Кроссворд. Название частицы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Если слева направо вписать названия веществ, то сверху вниз получится название мельчайшей частицы вещества.
Ответы к загадкам и кроссворду:
– Их класс готовит представление на последний звонок, – пояснила Маша. – Наверное, им задали сделать поздравления выпускникам и костюмы для концерта.
Через час мама все же решила заглянуть к дочке. Она ожидала застать девочку за рисованием или шитьем, но Саша просто сидела за столом и задумчиво смотрела на стакан с водой, который, по-видимому, был приготовлен для акварельных красок.
Услышав шорох, Саша подняла глаза и спросила:
– Стакан воды – это вода?
– Конечно, – машинально ответила мама, не совсем понимая, что дочка имела в виду.
– А полстакана – тоже вода?
– Почему же нет? – удивилась мама.
– И капля воды – тоже вода, и полкапли... – продолжала Саша. – А на сколько частей можно разделить каплю воды? Какой у воды самый маленький кусочек?
– Самый маленький кусочек воды – молекула воды, – сказала мама.
– Молекула, наверное, такая маленькая, что ее можно увидеть только под микроскопом, – предположила Саша.
– Нет, молекулу даже под микроскопом не увидишь. Она очень-очень маленькая. А огромное количество молекул и составляет ту воду, которая стоит перед тобой.
– Какое количество? – тут же спросила Саша.
– Оно такое большое, что его даже трудно представить. Кто-то подсчитал, что в одном стакане воды число молекул больше, чем число стаканов воды во всех морях, океанах, реках и озерах Земли.
– Вот это да!.. – Саша вдруг заговорила шепотом. – Удивительно!
– Самое удивительное, – спокойно сказала мама, – что даже одна-единственная молекула воды ведет себя в химических реакциях так же, как любое количество воды.
Саша огляделась по сторонам.
– Так значит, у каждого вещества есть своя молекула? – спросила она. – И все они такие же крошечные?
– Среди крошек-молекул есть разные: и побольше, и поменьше. Но все они, конечно, очень маленькие по сравнению с теми предметами, которые нас окружают. Правда, нельзя сказать, что все вещества состоят из молекул – бывают и другие частицы вещества. Но об этом ты узнаешь в старших классах, а сейчас давай-ка принимайся за работу, а то ваши старшеклассники останутся без праздника.
Мама вышла, а Саша стала думать, с чего бы ей начать. Нужно было нарисовать поздравительную открытку, надуть два воздушных шара и пришить блестки на костюм для концерта.
Немного поразмыслив, она решила сначала заняться воздушными шарами. Набрав побольше воздуха, девочка стала надувать первый шарик. Сначала шарик наполнялся воздухом легко, но чем дальше, тем сильнее шар увеличивался в размере, и надувать его становилось все труднее. Наконец он стал огромным. Саша с шаром в зубах подошла к маме и промычала:
– М-м-м, п-м-м м-м...
Мама поскорее достала крепкую нитку и помогла завязать шарик. Взяв в руки, Саша стала его рассматривать со всех сторон. Ей показалось, что шарик надут недостаточно, и она попыталась слегка надавить на него. Шарик был очень упругим, но все же немного подался под Сашиной рукой.
– Мама, смотри, я уменьшаю молекулы воздуха!
– Ты ошибаешься, – сказала мама. – Во-первых, у воздуха нет молекул. Воздух – это смесь газов, и у каждого из них – свои молекулы. Во-вторых, ты уменьшаешь не молекулы, а промежутки между ними.
– Разве между молекулами есть промежутки? – удивилась Саша.
– А как бы ты могла надуть свой шарик? Ведь с каждой порцией воздуха ты вдуваешь в него все новые молекулы газов. Наверное, ты заметила, что газ в шарике немного сжат по сравнению с окружающим воздухом. Посчитай-ка, сколько выдохов нужно сделать, чтобы надуть шар.
Саша взяла еще один шарик. Вскоре он стал таким же большим, как и первый. Говорить она не могла, но из ее жестов мама поняла, что она дунула два раза по десять раз.
– За один раз человек выдыхает около одного литра воздуха. Но объем твоего шара, конечно, меньше двадцати литров – ведь это примерно два ведра.
Саша стала кивать головой в знак того, что она согласна с мамой. В этот момент шарик выскочил из ее рта и стал бешено носиться по всей комнате.
– Молекулы выбегают из шарика! – закричала Саша. – Они меня щекочут!
Мама рассмеялась. Саша подобрала упавший шарик и уселась на пол.
– А вот в полу уж точно нет никаких расстояний между молекулами, – сказала она. – Он же не сжимается.
– Хотя твердые и жидкие вещества почти не сжимаются, в них тоже есть промежутки между молекулами, только не такие большие, как в газах, – сказала мама.
– А если газ сжать очень сильно, он станет твердым? – предположила Саша.
– Конечно. Именно так и получают из углекислого газа сухой лед, который кладут в коробки с мороженым. А если кусочек сухого льда положить на стол, через какое-то время он испарится и опять превратится в газ.
– Тогда почему стол не превращается в газ? – ехидно спросила Саша.
– Молекулы одновременно и притягиваются друг к другу, и отталкиваются, – сказала мама.
Заметив, что Саша собирается задать еще один вопрос, мама продолжила:
– Почему это происходит, я тебе объяснить пока не смогу. Даже многие студенты не сразу это понимают. Но если притяжение сильнее, чем отталкивание, – вещество жидкое иди твердое, а если слабее – оно превращается в газ. Это зависит от самого вещества и от температуры: при нагревании притяжение становится слабее.
– Теперь мне понятно, – сказала Саша, – почему кипит вода. Кстати, давай попьем чаю.
– Хорошо, – согласилась мама. – Между прочим, Маша печет пирог. И, по-моему, он уже готов. Чувствуешь, как вкусно пахнет?
– Но Маша печет пирог на кухне, почему же запах добрался до комнаты?
– Это к нам прилетели молекулы веществ, которые выделились при выпечке. Любые молекулы все время движутся. В твердых веществах они чуть-чуть шевелятся на одном месте, в жидкостях – перемещаются с места на место, а в газах – носятся довольно быстро.
Пришел Максим, и Саша стала рассказывать ему про молекулы.
– А я знаю, на что похож наш класс, когда мы сидим за партами во время урока. Я и загадку подходящую вспомнил:
«Я вода, да по воде же и плаваю».
– Ты имеешь в виду застывшую воду, которая плавает в обычной жидкой воде?
– Конечно! А когда мы идем, взявшись за руки, в столовую, получается похоже на подвижную воду, словно бы плывем, – объяснил Максим.
– Когда уроки заканчиваются, мы бежим на школьный двор, и тогда получается, как в другой загадке:«Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает».
Попив чай с пирогом, Саша и Максим отправились рисовать. Саша макнула кисточку в стакан с водой, потом набрала на нее немного краски. Яркая капля упала на стол, Саша вытерла ее тряпочкой. Затем такую же каплю она уронила в воду. Капелька опустилась на дно и стала медленно расплываться.
– Наверное, молекулы воды двигаются в стакане и расталкивают молекулы краски, – предположила Саша. – Надо же, молекулы нельзя увидеть, а то, что они делают, заметно...
Она открыла химическую тетрадь, показала Максиму записи о том, что ей сказала мама:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Затем девочка достала из папки и сложила пополам листок бумаги. Она решила нарисовать на поздравительной открытке малыша Фантика с букетом цветов. Это не заняло у нее много времени. Решив, что праздничный костюм она сделает завтра, Саша принялась рисовать новые картинки про медвежонка. А Максим, не теряя времени, принялся за очередной кроссворд.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Из жизни медвежонка. История тринадцатая:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Кроссворд. Название частицы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Если слева направо вписать названия веществ, то сверху вниз получится название мельчайшей частицы вещества.
Ответы к загадкам и кроссворду:
- Спойлер:
- Ответы загадок, кроссвордов и головоломок
Глава 1
Ответы к загадкам. Вода
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Гипс. 3 - Мёд. 3 - Глина. 4 - Фаянс
По горизонтали: 6 - Химия
Глава 2
Ответы к загадкам. Уголь. Соль
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1 - Кислород
По вертикали: 2 - Иод. 3 - Железо. 4 - Фарфор. 5 - Вода
Глава 3
Ответ к загадке. Человек
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Перегной. 2 - Кислород. 3 - Цветок. 4 - Подросток. 5 - Гусеница
По горизонтали. 6 - Головастик
Глава 4
Ответы к загадкам. Вода. Водяной пар. Лед
Ответы кроссворда Максима. По вертикали: 1 - Яйцо. 2 - Вода. 3 - Молоко. 4 - Стекло. 5 - Земляника. 6 - Алюминий. 7 - Белок
Ответы кроссворда Саши. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Химия. 3 - Вода. 6 - Кислота
По горизонтали: 4 - Парафин. 5 - Соль. 7 - Физика. 8 - Лед. 9 - Газ
Глава 5
Ответы к ребусу. Сахар, фруктоза, глюкоза
Ответы кроссворда. 1 - Кислород. 2 - Железо. 3 - Сахар. 4 - Глюкоза. 5 - Кальций. 6 - Ржавчина. 7 - Уксусная
Глава 6
Ответ к загадке. Песок + сода = стекло
Ответы кроссворда. Пчела, река, ил, родник, овца, дерево, акация
Глава 7
Ответы к загадкам. Солнце, дождь, деревья (осенью).
Ответы кроссворда. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
Ответы к рисунку 2. 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода
Глава 8
Ответы к загадкам. Топор, пила
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Алебастр. 2. Клейстер. 3. Мел. 4. Обои. 5. Цемент. 6. Известь
Глава 9
Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка
Глава 10
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Отбеливатель. 2. Спирт. 3. Марганцовка. 4. Уксус. 5. Нафталин. 6. Хлор
По вертикали: 1. Опасно
Ответы чайнворда. Гипс (1), сода (2), алебастр (3), ржавчина (4), алюминий (5), иод (6), дерево (7), олово (
Глава 11
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Активированный уголь. 2. Перекись водорода. 3. Нашатырный спирт. 4. Валерьянка. 5. Кислота борная. 6. Марганцовка
Ответы к загадкам. Рябина, шиповник, репей
Глава 12
Ответы к загадкам. Лягушка, медведь, заяц
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Полиэтилен. 2. Углекислый газ. 3. Картон. 4. Металл. 5. Масло. 6. Бумага. 7. Ядохимикаты
Глава 13
Ответы к загадкам. Лед и жидкая вода; роса и водяной пар.
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Мыло. 2. Вода. 3. Хлор. 4. Белок. 5. Кислород. 6. Уксус. 7. Лед. 8. Азот.
По вертикали: 1. Молекула.
Глава 14
Ответы кроссворда. По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5. Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.
Похожие темы
» Глава тринадцатая.Пробиркин и мечта Наполеона Третьего. АЛЮМИНИЙ
» Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» Трапенок В. А., Антонова Л. А."От маленькой хлопушки до большого фейерверка"
» Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» Трапенок В. А., Антонова Л. А."От маленькой хлопушки до большого фейерверка"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42