Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 8 класс. » Задания. ◊
Участников: 2
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 8 класс. » Задания. ◊
8 класс
1. Хлорид натрия имеет кристаллическую структуру, представленную на
рисунке. Расстояние между ядрами натрия и хлора равно 0,265 нм (1 нм =
10-9 м). Рассчитайте плотность кристалла хлорида натрия.
2. Известно, что при растворении шипучих таблеток в воде выделяется газ
т.е. протекает химическая реакция. Почему она не протекает в
отсутствие воды? Возможно ли протекание химической реакции при растирании таблетки?
3. Химическая реакция – процесс разрыва одних и образования других химических связей. Количество
энергии, выделяющейся при образовании (тратящейся для разрыва) 1 моль связей называется энергией
связи. Рассчитайте, сколько энергии выделится при взаимодействии 10 г водорода с избытком хлора
(образуется HCl), если энергии связей равны EH-H = 436 кДж/моль, ECl-Cl = 243 кДж/моль, EH-Cl = 293
кДж/моль.
4. В Вашем распоряжении имеются вода, воздух, поваренная соль в неограниченных количествах, а
также любое оборудование, посуда и источники энергии. Добавьте к перечню еще 1 вещество по
Вашему усмотрению так, чтобы можно было получить максимальное количество новых соединений.
Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания, напишите, где может использоваться
полученное вещество.
5. Юный химик залил кусок алюминиевой фольги массой 5,32 г серной кислотой (количество кислоты
достаточно для полного растворения металла), выделившийся в ходе реакции газ собрал и взвесил.
Масса газа составила 0,562 г. Полученный результат обескуражил юного химика. Однако
наблюдавший за учеником учитель сказал, что эксперимент абсолютно корректен, а результат
объясним и реалистичен.
Какие химические реакции протекали в системе? Какую минимальную массу 10%-ного раствора
серной кислоты должен был взять юный химик? Что обескуражило юного химика в полученном
результате? Какую массу газа рассчитывал получить юный химик? Почему полученная масса газа
отличается от теоретически рассчитанной?
6. Одно из распространенных успокоительных средств – бромид калия. Это вещество применяют как в
виде порошка, так и в виде раствора. Его принимают три раза в день по 1 столовой ложке (15 г) 3%-
ного раствора бромида калия.
Какое число атомов брома и калия попадает в день в организм пациента? Сколько грамм калия и
брома необходимо взять, чтобы получить дневную норму потребления бромида калия. Поэт Иосиф
Бродский упоминал это лекарство так: "Здесь можно жить, забыв про календарь, глотать свой бром, не
выходить наружу...". В каком смысле (простое вещество или химический элемент) в этом тексте
используется слово бром? Ответ аргументируйте
Решения:
8-1. Видно, что кристалл натрия состоит из кубиков. При этом видно, что атомы на ребрах
кристалла принадлежат 4 кубикам, а на гранях – 2. Таким образом, в маленьком кубике
содержится как бы 0,5 атома натрия и 0,5 атома хлора. Объем этого кубика равен a3, где a —
расстояние между атомами, т.е. 0,018609625 нм3 или 0,018609625*10-27 м3. Масса этого
кубика равна сумме масс атомов натрия и хлора, деленной на два т.е. 29,25 а.е.м. Переведем
массу в килограммы. Для этого вспомним, что 1 моль (6,02*1023) таких частиц вести 29,25 г.
Т.е. одна частица весит 4,8588*10-23 г. Итого плотность равна
V
ρ = m =261,01*104 г/м3=2610,1
кг/м3 или 2,61 г/мл. Табличное значение – 2,62.
8-2. «Молекулы в твердом веществе реже сталкиваются и т.п.» => реакция не идет.
В ходе указанной реакции рвется 1 связь Н-Н и 1 связь Cl-Cl, образуется две связи H-Cl.
Стало быть, на 1 моль водорода имеем 432*2-436-243 = 185 кДж/моль, а было молей
водорода 10г/2(г/моль) = 5 моль итого энергии выделилось 925 кДж.
8-3. Лучший вариант FeS и т.п.
8-4. Реакции:
2Al + 3H2SO4=Al2(SO4)3 + 3H2
Алюминий покрыт пленкой оксида, которая медленно растворяется в кислоте:
Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O
Расчет массы кислоты n(Al)=m/M= 0,1970 моль
n(серной кислоты)=1,5*n(Al)=0,2955 моль
m(серной кислоты)=n*M=28.959 г
m(раствора)=m(вещества)/масс.долю=289,59 г=290 г
8-5. Юный химик должен был получить (если бы шла только первая реакция) 0,591 г
водорода, а получил 0, 562 г. Это произошло из-за того, что алюминий покрыт пленкой
оксида, который при растворении в серной кислоте не выделяет водород.
8-6. Число атомов: 15*3*0,03=1,35 г – общая масса вещества бромида калия, которая
попадает в организм. Количество вещества n=m/M=0.0113 моль. Число атомов калия и брома
равны друг другу и равны соответственно Na*n=0.0113*6.02e23= 0,068026*1023. Масса калия
равна n(KBr)*M(K)=0.4407 г, массу брома можно получить вычитанием 1,35 г – 0,4407 г
=0,9093 г, либо также через количество вещества тогда масса получится 0,904 г. При этом
сумма масс калия и брома не будет равна суммарной массе бромида калия! Калий и бром,
естественно – элементы.
1. Хлорид натрия имеет кристаллическую структуру, представленную на
рисунке. Расстояние между ядрами натрия и хлора равно 0,265 нм (1 нм =
10-9 м). Рассчитайте плотность кристалла хлорида натрия.
2. Известно, что при растворении шипучих таблеток в воде выделяется газ
т.е. протекает химическая реакция. Почему она не протекает в
отсутствие воды? Возможно ли протекание химической реакции при растирании таблетки?
3. Химическая реакция – процесс разрыва одних и образования других химических связей. Количество
энергии, выделяющейся при образовании (тратящейся для разрыва) 1 моль связей называется энергией
связи. Рассчитайте, сколько энергии выделится при взаимодействии 10 г водорода с избытком хлора
(образуется HCl), если энергии связей равны EH-H = 436 кДж/моль, ECl-Cl = 243 кДж/моль, EH-Cl = 293
кДж/моль.
4. В Вашем распоряжении имеются вода, воздух, поваренная соль в неограниченных количествах, а
также любое оборудование, посуда и источники энергии. Добавьте к перечню еще 1 вещество по
Вашему усмотрению так, чтобы можно было получить максимальное количество новых соединений.
Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания, напишите, где может использоваться
полученное вещество.
5. Юный химик залил кусок алюминиевой фольги массой 5,32 г серной кислотой (количество кислоты
достаточно для полного растворения металла), выделившийся в ходе реакции газ собрал и взвесил.
Масса газа составила 0,562 г. Полученный результат обескуражил юного химика. Однако
наблюдавший за учеником учитель сказал, что эксперимент абсолютно корректен, а результат
объясним и реалистичен.
Какие химические реакции протекали в системе? Какую минимальную массу 10%-ного раствора
серной кислоты должен был взять юный химик? Что обескуражило юного химика в полученном
результате? Какую массу газа рассчитывал получить юный химик? Почему полученная масса газа
отличается от теоретически рассчитанной?
6. Одно из распространенных успокоительных средств – бромид калия. Это вещество применяют как в
виде порошка, так и в виде раствора. Его принимают три раза в день по 1 столовой ложке (15 г) 3%-
ного раствора бромида калия.
Какое число атомов брома и калия попадает в день в организм пациента? Сколько грамм калия и
брома необходимо взять, чтобы получить дневную норму потребления бромида калия. Поэт Иосиф
Бродский упоминал это лекарство так: "Здесь можно жить, забыв про календарь, глотать свой бром, не
выходить наружу...". В каком смысле (простое вещество или химический элемент) в этом тексте
используется слово бром? Ответ аргументируйте
Решения:
8-1. Видно, что кристалл натрия состоит из кубиков. При этом видно, что атомы на ребрах
кристалла принадлежат 4 кубикам, а на гранях – 2. Таким образом, в маленьком кубике
содержится как бы 0,5 атома натрия и 0,5 атома хлора. Объем этого кубика равен a3, где a —
расстояние между атомами, т.е. 0,018609625 нм3 или 0,018609625*10-27 м3. Масса этого
кубика равна сумме масс атомов натрия и хлора, деленной на два т.е. 29,25 а.е.м. Переведем
массу в килограммы. Для этого вспомним, что 1 моль (6,02*1023) таких частиц вести 29,25 г.
Т.е. одна частица весит 4,8588*10-23 г. Итого плотность равна
V
ρ = m =261,01*104 г/м3=2610,1
кг/м3 или 2,61 г/мл. Табличное значение – 2,62.
8-2. «Молекулы в твердом веществе реже сталкиваются и т.п.» => реакция не идет.
В ходе указанной реакции рвется 1 связь Н-Н и 1 связь Cl-Cl, образуется две связи H-Cl.
Стало быть, на 1 моль водорода имеем 432*2-436-243 = 185 кДж/моль, а было молей
водорода 10г/2(г/моль) = 5 моль итого энергии выделилось 925 кДж.
8-3. Лучший вариант FeS и т.п.
8-4. Реакции:
2Al + 3H2SO4=Al2(SO4)3 + 3H2
Алюминий покрыт пленкой оксида, которая медленно растворяется в кислоте:
Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O
Расчет массы кислоты n(Al)=m/M= 0,1970 моль
n(серной кислоты)=1,5*n(Al)=0,2955 моль
m(серной кислоты)=n*M=28.959 г
m(раствора)=m(вещества)/масс.долю=289,59 г=290 г
8-5. Юный химик должен был получить (если бы шла только первая реакция) 0,591 г
водорода, а получил 0, 562 г. Это произошло из-за того, что алюминий покрыт пленкой
оксида, который при растворении в серной кислоте не выделяет водород.
8-6. Число атомов: 15*3*0,03=1,35 г – общая масса вещества бромида калия, которая
попадает в организм. Количество вещества n=m/M=0.0113 моль. Число атомов калия и брома
равны друг другу и равны соответственно Na*n=0.0113*6.02e23= 0,068026*1023. Масса калия
равна n(KBr)*M(K)=0.4407 г, массу брома можно получить вычитанием 1,35 г – 0,4407 г
=0,9093 г, либо также через количество вещества тогда масса получится 0,904 г. При этом
сумма масс калия и брома не будет равна суммарной массе бромида калия! Калий и бром,
естественно – элементы.
Последний раз редактировалось: vella (Сб Окт 27, 2012 2:52 am), всего редактировалось 1 раз(а)
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Re: Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 8 класс. » Задания. ◊
решения не скачиваются!
сашааа- новичок
- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-10-27
Место жительства : земля
Возраст : 28
Re: Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 8 класс. » Задания. ◊
Уважаемая,Саша.Копируем решения
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06

» Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 9 класс. » Задания и решения ◊
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 10 класс. » Задания и решения ◊
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 11 класс. » Задания и решения ◊
» LXIV Московская городская олимпиада школьников по химии Городской этап 9 класс 2007/2008 уч. год
» LXIV Московская городская олимпиада школьников по химии Городской этап 8 класс 2007/2008 уч. год
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 10 класс. » Задания и решения ◊
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Городской этап. 2007 г. » 11 класс. » Задания и решения ◊
» LXIV Московская городская олимпиада школьников по химии Городской этап 9 класс 2007/2008 уч. год
» LXIV Московская городская олимпиада школьников по химии Городской этап 8 класс 2007/2008 уч. год
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» Программа Изоляция
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728