А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(часть 2)
Страница 1 из 1
А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(часть 2)
Продолжение.
ГЛАВА 1. АТОМЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Урок 7. Химические реакции соединения,
разложения, замещения и обмена
1. Укажите, какими физическими явлениями (выделение теплоты, взрыв, появление запаха, изменение окраски, излучение света) сопровождаются приведенные реакции.
2. Укажите тип реакции:
а) 2Аl + 3Сl2 = 2AlCl3, ........................................... ;
б) 2Mg + CO2 = 2MgO + C, ........................................... ;
в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O, ........................................... ;
г) Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O, ........................................... .
3. Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите тип каждой реакции:
а) Na + Cl2 =NaCl, ........................................... ;
б) AlBr3 + Cl2= AlCl3 + Br2,........................................... ;
в) Fe(NO3)3 + NaOH = Fe(OH)3* + NaNO3 ........................................... ;
г) KNO3 = KNO2 + O2, ........................................... .
4. Допишите пропущенный реагент в уравнениях реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции:
а) СаСО3 = … + СО2,
.............................................................................................. ;
б) Fe + … = FeCl2 + H2,
.............................................................................................. ;
в) Zn(NO3)2 + Na2CO3 = ZnCO3 + … ,
.............................................................................................. ;
г) Fe + … = FeCl3,
.............................................................................................. .
5. Пользуясь таблицей растворимости, допишите уравнения реакций обмена, в которых образуется осадок () или выделяется газ () (Н2S, CO2 или SO2). (Газы СО2 и SO2 получаются при самопроизвольном распаде кислот Н2СО3 и H2SO3 – продуктов реакции обмена.)
Пример.
K2СО3 + СаСl2 = …………………………………………………… ,
АgNO3 + HCl = ……………………………………………………. ,
BaCl2 + CuSO4 = …………………………………………………... ,
Na2SO3 + HCl = ……………………………………………………. ,
FeS + HCl = ………………………………………………………... ,
BaCO3 + HNO3 = …………………………………………………… .
6. Напишите три реакции обмена, в которых образуются соль и вода (реакция нейтрализации), с участием трех разных оснований и трех кислот.
..............................................................................................
Урок 8. Лабораторная посуда и оборудование
1. Назовите посуду, изображенную на рисунке.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
2. Назовите мерную (градуированную) посуду, изображенную на рисунке.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
3. Назовите лабораторное оборудование.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
..............................................................................................
..............................................................................................
..............................................................................................
4. Каково назначение: а) тигля; б) тигельных щипцов; в) ступки и пестика; г) делительной воронки;
д) промывалки; е) прибора (аппарата) Киппа?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
..............................................................................................
..............................................................................................
..............................................................................................
5. Припишите назначение каждому прибору.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а) для сушки или поглощения газов; б) для выпаривания растворов; в) для сушки и хранения гигроскопических веществ; г) для перегонки жидкостей; д) для конденсации паров жидкости при перегонке.
..............................................................................................
..............................................................................................
..............................................................................................
Урок 9. Сохранение массы при химических реакциях
1. При сжигании дров получается значительно меньше по массе золы. Какие химические элементы входят в состав дерева? В виде каких газов и паров они улетают в атмосферу? Напишите формулы этих летучих веществ.
..............................................................................................
2. Для лучшего роста растений в почву вносят минеральные удобрения. Это главным образом соединения калия, азота и фосфора. Углерод, фосфор, азот и кислород могут входить в состав нелетучих соединений, например K2СО3, Са3(РО4)2, KNO2. Принимая во внимание сказанное, предположите, какие элементы входят в состав золы.
..............................................................................................
3. Из каких газов состоит воздух? Какой компонент воздуха участвует в реакциях горения и медленного окисления?
..............................................................................................
4. Как изменится масса жаровни с веществом при прокаливании на ней 1 кг известняка, сопровождаемом реакцией:
5. Как на практике изменяется масса вещества, участвующего в реакциях разложения, и чем это вызвано?
..............................................................................................
6. Какой элемент обусловливает большую массу продуктов горения относительно массы взятого горючего вещества? Откуда он берется?
..............................................................................................
7. Как изменяется масса раствора в реакциях обмена, протекающих с: а) образованием осадка;
б) выделением газа; в) изменением окраски раствора?
Ответы на упражнения к введению и главе 1
Урок 1
1. д) Химия – наука о веществах.
2. Вещество – это все, что имеет массу и при определенных условиях характеризуется постоянными свойствами.
3. Вещества: алюминий, железо, дерево, вода, уголь.
4. а) Кислород, железо, водород; б) вода, углекислый газ, дерево.
5. Молоко прокисание простокваша,
парафин свечи горение углекислый газ и вода,
трава гниение перегной (компост),
железо ржавление (окисление на воздухе) ржавчина,
удобрения питание растений растения с плодами,
железная руда выплавка стали (железа) сталь (железо).
6. Химические превращения – б, д; физические превращения – а, в, г.
Урок 2
1. а) Если ложку сахара насыпать в стакан с водой и размешать, то сахар растворится. Речной песок в воде остается без изменений, не растворяется.
б) Если немного спирта налить в фарфоровую чашечку и поджечь, то он загорится голубым пламенем. А вот вода не горит.
в) Кусочек мела, помещенный в фарфоровую ступку, при надавливании на него пестиком крошится и растирается в порошок. Медная проволока – не хрупкое вещество и не растирается в порошок.
2. Наука – это добывание новых знаний, еще не известных человечеству, а производственная деятельность – это получение различных материалов и веществ уже известных, но от того не менее важных и нужных.
3. а) Эксперимент – это проведение опыта с наблюдением за ним;
б) гипотеза – это научное предположение причины того или иного явления;
в) правило (закон) – реально существующая закономерность;
г) научный язык – способ точной и однозначной передачи информации;
д) правила техники безопасности – строгое соблюдение установленных инструкций при работе с химикатами и оборудованием.
4. а) Получение травм, ожогов и т.п.;
б) причинение вреда и ущерба здоровью окружающих;
в) может случиться пожар, кислоты разъедают пластиковые и деревянные покрытия;
г) фирма терпит убытки как на восстановление прямых последствий аварии, так и вследствие потери доверия со стороны заказчика.
5. Контролируемые условия эксперимента – это специально оговоренные условия, необходимые для того, чтобы опыт был успешным. Например, нагревание при перемешивании и слабом кипении.
6. а) Природный газ – горючий газ, используемый для получения тепла и света.
б) Вода – для приготовления пищи, полива огорода, растворения лекарств.
в) Мел – чтобы писать на доске в классе, для побелки стен и потолков.
г) Древесина – как строительный материал, топливо.
Урок 3
1. а) Атомы – это мельчайшие частицы вещества, они сохраняются при химических превращениях.
б) … масса и размер атомов.
в) … 110 химических элементов.
г) Химический элемент – это определенный вид атомов. Атомы различных элементов отличаются друг от друга массой, размерами, другими характеристиками.
д) … одинаковых элементов, например, железо состоит только из атомов железа.
е) … атомов разных элементов, например, вода Н2О – из атомов Н и О.
2. Подтвердить состав сложного вещества можно реакцией разложения. Например, при разложении воды электрическим током получаются водород Н2 и кислород О2:
3. В состав воды входят атомы водорода Н и кислорода О.
4. Потому что компоненты смеси (и воздух в том числе) можно разделить физическими методами.
5. Химический элемент может входить в состав как простых, так и сложных веществ. У него нет ни физических, ни химических свойств. Напротив, простое вещество обладает такими свойствами. Например, при обычных условиях (25 °С и атмосферное давление) кислород – газ, а железо – твердое вещество. Кислород поддерживает горение, а железо само горит.
6. Больше сложных веществ. Так, простых веществ – около 500, а сложных – порядка 20 млн.
Урок 4
1. F – фтор, Mg – магний, P – фосфор.
2. Сера – S, натрий – Na, калий – K, алюминий – Al.
3. Элемент углерод С образует простые вещества – алмаз (украшение) и графит (грифель карандашей). Азот N и кислород О в виде простых веществ N2 и О2 встречаются в воздухе. Элемент хлор Cl образует простое вещество Cl2 – ядовитый газ. Из хлора Cl2 получают новые вещества, например хлороводород НCl.
4. Названия химических элементов: Mn – марганец, Mg – магний, Fe – железо, P – фосфор.
5. Однобуквенных символов – 14. Это: Н – водород, В – бор, С – углерод, N – азот, O – кислород,
F – фтор, P – фосфор, S – сера, К – калий, V – ванадий, Y – иттрий, I – йод, W – вольфрам,
U – уран.
6. а) Бром; б) радон; в) аргон; г) тантал; д) уран.
Урок 5
1. … химической формулой.
2. а) N2O5 – 2 и 5; б) N2O – 2 и 1; в) NO2 – 1 и 2; г) HNO3 – 1 и 3.
3. а) Н2О – «аш-два-о»; б) СО2 – «це-о-два»;
в) Fe3O4 – «феррум-три-о-четыре»; г) NaHCO3 – «натрий-аш-це-о-три»;
д) Ca(OH)2 – «кальций-о-аш-дважды»;
е) K3PO4 – «калий-три-пэ-о-четыре».
4. а) Пиролюзит MnO2 – из атомов марганца Mn и кислорода О.
б) Медный колчедан CuFeS2 – из атомов меди Cu, железа Fe и серы S.
в) Гипс CaSO4 • 2H2O – из атомов кальция Са, серы S, кислорода О и водорода Н.
5. а) Вода Н2О: на 2 атома водорода Н приходится 1 атом кислорода О.
б) Хлороводород НСl: на 1 атом водорода Н приходится 1 атом хлора Сl.
в) Аммиак NH3: на 1 атом азота приходится 3 атома водорода Н.
6. а) В состав обоих соединений Cu2S и CuSO4 входят атомы Cu и S, кроме того, в соединении CuSO4 содержится элемент кислород.
б) Два оксида железа Fe2O3 и Fe3O4 различаются числом атомов железа и кислорода. В оксиде Fe2O3 на 2 атома Fe приходится 3 атома кислорода О, а в оксиде Fe3O4 на три атома железа Fe приходится 4 атома О.
Урок 6
1. Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие. Например, при нагревании порошков алюминия Al и серы S образуется новое вещество – сульфид алюминия Al2S3.
2. Уравнение химической реакции – это запись химического превращения с помощью формул соединений и символов элементов. Число атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения уравнивают с помощью коэффициентов.
3.
Водород соединяется с кислородом при поджигании, образуя воду.
При нагревании питьевой соды получается три вещества – кристаллическая сода, вода и углекислый газ.
в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2.
Кальций реагирует с водой с образованием гидроксида кальция Са(ОН)2 и газообразного водорода.
4. Исходными веществами называют те вещества, которые превращаются. В химическом уравнении их записывают слева от знака равенства. Продукты реакции – вещества, которые получаются, их записывают справа от знака равенства.
Пример.
5. а) 2Са + О2 = 2СаО; б) 2Р + 3Сl2 = 2РСl3;
в) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О; г) 2Аl + 3Н2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2.
6.
7.
б) МgCO3 + 2HCl = MgCl2 + H2O + СО2;
в) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4.
Урок 7
1.
При сжигании метана на воздухе выделяется теплота, горение протекает с излучением света. Если поджечь смесь метана с кислородом (или воздухом), то она взрывается (звуковой эффект).
При действии на сульфид натрия соляной кислотой выделяется сероводород – газ, обладающий запахом.
Прибавление пероксида водорода к подкисленному раствору (фиолетового цвета) «марганцовки» вызывает обесцвечивание раствора.
Магний при поджигании сгорает на воздухе ослепительно белым пламенем.
2. а) 2Аl + 3Сl2 = 2AlCl3, соединение;
б) 2Mg + CO2 = 2MgO + C, замещение;
в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O, разложение;
г) Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O, обмен.
3. а) 2Na + Cl2 = 2NaCl, соединение;
б) 2AlBr3 + 3Cl2 = 2AlCl3 + 3Br2, замещение;
в) Fe(NO3)3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaNO3, обмен;
г) 2KNO3 = 2KNO2 + O2, разложение.
4. а) СаСО3 = СаО + СО2, разложение;
б) Fe + 2НСl = FeCl2 + H2, замещение;
в) Zn(NO3)2 + Na2CO3 = ZnCO3 + 2NaNO3, обмен;
г) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3, соединение.
5. K2СО3 + СаСl2 = СаСО3 + 2KCl,
АgNO3 + HCl = AgCl + HNO3,
BaCl2 + CuSO4 = BaSO4 + CuCl2,
Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + SO2,
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S,
BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + H2O + CO2.
6. 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O,
Ba(OH)2 + H2CO3 = BaCO3 + 2H2O,
Al(OH)3 + 3HNO3 = Al(NO3)3 + 3H2O.
Урок 8
1. а) Пробирка; б) стакан; в) колба; г) воронка.
2. а) Пробирки; б) цилиндр; в) мензурка; г) стакан; д) пипетка.
3. а) Держатель; б) ложечка для сжигания веществ; в) спиртовка; г) штатив металлический с кольцом и лапкой; д) штатив пластмассовый для пробирок.
4. а) Тигель для прокаливания твердых веществ;
б) тигельные щипцы для операций с горячим тиглем;
в) фарфоровые ступка и пестик для растирания в порошок сыпучих веществ;
г) делительная воронка для разделения несмешивающихся жидкостей;
д) промывалка для получения струи воды;
е) аппарат Киппа для получения газов.
5. а) Промывная склянка Тищенко – для сушки или поглощения газов;
б) выпарительная чашка – для выпаривания растворов;
в) эксикатор – для сушки и хранения гигроскопических веществ (неустойчивых во влажном воздухе);
г) колба Вюрца – для перегонки жидкостей;
д) прямой холодильник – для конденсации паров жидкости при перегонке.
Урок 9
1. В состав дерева входят элементы: С, Н, О, N, Р, K, Са, Mg и др. Газы и парыR, образующиеся при сжигании дров, – СО2, N2, Н2О и др.
2. В состав золы входят элементы, оксиды которых нелетучи: Р2О5, K2О, СаО, MgO, Fe2O3, SiO2, а также сера, образующая летучий оксид SO3.
3. Состав воздуха (по объему): 78% N2, 21% О2, 0,9% Аr, другие газы < 0,1%. В реакциях горения и медленного окисления участвует кислород.
4. При прокаливании 1 кг СаСО3 масса жаровни уменьшается за счет улетучивания СО2 (440 г). Масса остатка СаО – 560 г.
5. В реакции разложения одно из образующихся веществ обычно улетучивается. Поэтому масса остатка меньше массы взятого в реакцию вещества. Например:
6. Это кислород, он присоединяется к химическим элементам горючих веществ. А берется кислород из воздуха.
7. В реакциях обмена, протекающих с образованием осадка или с выделением газа, масса раствора уменьшается (часть вещества удаляется). При изменениях окраски масса раствора остается постоянной.
* Стрелка, направленная вниз (), после химической формулы вещества в правой части уравнения реакции означает, что при проведении реакции в водном растворе это вещество выпадает в осадок.
ГЛАВА 1. АТОМЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Урок 7. Химические реакции соединения,
разложения, замещения и обмена
1. Укажите, какими физическими явлениями (выделение теплоты, взрыв, появление запаха, изменение окраски, излучение света) сопровождаются приведенные реакции.
2. Укажите тип реакции:
а) 2Аl + 3Сl2 = 2AlCl3, ........................................... ;
б) 2Mg + CO2 = 2MgO + C, ........................................... ;
в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O, ........................................... ;
г) Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O, ........................................... .
3. Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите тип каждой реакции:
а) Na + Cl2 =NaCl, ........................................... ;
б) AlBr3 + Cl2= AlCl3 + Br2,........................................... ;
в) Fe(NO3)3 + NaOH = Fe(OH)3* + NaNO3 ........................................... ;
г) KNO3 = KNO2 + O2, ........................................... .
4. Допишите пропущенный реагент в уравнениях реакций, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции:
а) СаСО3 = … + СО2,
.............................................................................................. ;
б) Fe + … = FeCl2 + H2,
.............................................................................................. ;
в) Zn(NO3)2 + Na2CO3 = ZnCO3 + … ,
.............................................................................................. ;
г) Fe + … = FeCl3,
.............................................................................................. .
5. Пользуясь таблицей растворимости, допишите уравнения реакций обмена, в которых образуется осадок () или выделяется газ () (Н2S, CO2 или SO2). (Газы СО2 и SO2 получаются при самопроизвольном распаде кислот Н2СО3 и H2SO3 – продуктов реакции обмена.)
Пример.
K2СО3 + СаСl2 = …………………………………………………… ,
АgNO3 + HCl = ……………………………………………………. ,
BaCl2 + CuSO4 = …………………………………………………... ,
Na2SO3 + HCl = ……………………………………………………. ,
FeS + HCl = ………………………………………………………... ,
BaCO3 + HNO3 = …………………………………………………… .
6. Напишите три реакции обмена, в которых образуются соль и вода (реакция нейтрализации), с участием трех разных оснований и трех кислот.
..............................................................................................
Урок 8. Лабораторная посуда и оборудование
1. Назовите посуду, изображенную на рисунке.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
2. Назовите мерную (градуированную) посуду, изображенную на рисунке.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
3. Назовите лабораторное оборудование.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
..............................................................................................
..............................................................................................
..............................................................................................
4. Каково назначение: а) тигля; б) тигельных щипцов; в) ступки и пестика; г) делительной воронки;
д) промывалки; е) прибора (аппарата) Киппа?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
..............................................................................................
..............................................................................................
..............................................................................................
5. Припишите назначение каждому прибору.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а) для сушки или поглощения газов; б) для выпаривания растворов; в) для сушки и хранения гигроскопических веществ; г) для перегонки жидкостей; д) для конденсации паров жидкости при перегонке.
..............................................................................................
..............................................................................................
..............................................................................................
Урок 9. Сохранение массы при химических реакциях
1. При сжигании дров получается значительно меньше по массе золы. Какие химические элементы входят в состав дерева? В виде каких газов и паров они улетают в атмосферу? Напишите формулы этих летучих веществ.
..............................................................................................
2. Для лучшего роста растений в почву вносят минеральные удобрения. Это главным образом соединения калия, азота и фосфора. Углерод, фосфор, азот и кислород могут входить в состав нелетучих соединений, например K2СО3, Са3(РО4)2, KNO2. Принимая во внимание сказанное, предположите, какие элементы входят в состав золы.
..............................................................................................
3. Из каких газов состоит воздух? Какой компонент воздуха участвует в реакциях горения и медленного окисления?
..............................................................................................
4. Как изменится масса жаровни с веществом при прокаливании на ней 1 кг известняка, сопровождаемом реакцией:
5. Как на практике изменяется масса вещества, участвующего в реакциях разложения, и чем это вызвано?
..............................................................................................
6. Какой элемент обусловливает большую массу продуктов горения относительно массы взятого горючего вещества? Откуда он берется?
..............................................................................................
7. Как изменяется масса раствора в реакциях обмена, протекающих с: а) образованием осадка;
б) выделением газа; в) изменением окраски раствора?
Ответы на упражнения к введению и главе 1
Урок 1
1. д) Химия – наука о веществах.
2. Вещество – это все, что имеет массу и при определенных условиях характеризуется постоянными свойствами.
3. Вещества: алюминий, железо, дерево, вода, уголь.
4. а) Кислород, железо, водород; б) вода, углекислый газ, дерево.
5. Молоко прокисание простокваша,
парафин свечи горение углекислый газ и вода,
трава гниение перегной (компост),
железо ржавление (окисление на воздухе) ржавчина,
удобрения питание растений растения с плодами,
железная руда выплавка стали (железа) сталь (железо).
6. Химические превращения – б, д; физические превращения – а, в, г.
Урок 2
1. а) Если ложку сахара насыпать в стакан с водой и размешать, то сахар растворится. Речной песок в воде остается без изменений, не растворяется.
б) Если немного спирта налить в фарфоровую чашечку и поджечь, то он загорится голубым пламенем. А вот вода не горит.
в) Кусочек мела, помещенный в фарфоровую ступку, при надавливании на него пестиком крошится и растирается в порошок. Медная проволока – не хрупкое вещество и не растирается в порошок.
2. Наука – это добывание новых знаний, еще не известных человечеству, а производственная деятельность – это получение различных материалов и веществ уже известных, но от того не менее важных и нужных.
3. а) Эксперимент – это проведение опыта с наблюдением за ним;
б) гипотеза – это научное предположение причины того или иного явления;
в) правило (закон) – реально существующая закономерность;
г) научный язык – способ точной и однозначной передачи информации;
д) правила техники безопасности – строгое соблюдение установленных инструкций при работе с химикатами и оборудованием.
4. а) Получение травм, ожогов и т.п.;
б) причинение вреда и ущерба здоровью окружающих;
в) может случиться пожар, кислоты разъедают пластиковые и деревянные покрытия;
г) фирма терпит убытки как на восстановление прямых последствий аварии, так и вследствие потери доверия со стороны заказчика.
5. Контролируемые условия эксперимента – это специально оговоренные условия, необходимые для того, чтобы опыт был успешным. Например, нагревание при перемешивании и слабом кипении.
6. а) Природный газ – горючий газ, используемый для получения тепла и света.
б) Вода – для приготовления пищи, полива огорода, растворения лекарств.
в) Мел – чтобы писать на доске в классе, для побелки стен и потолков.
г) Древесина – как строительный материал, топливо.
Урок 3
1. а) Атомы – это мельчайшие частицы вещества, они сохраняются при химических превращениях.
б) … масса и размер атомов.
в) … 110 химических элементов.
г) Химический элемент – это определенный вид атомов. Атомы различных элементов отличаются друг от друга массой, размерами, другими характеристиками.
д) … одинаковых элементов, например, железо состоит только из атомов железа.
е) … атомов разных элементов, например, вода Н2О – из атомов Н и О.
2. Подтвердить состав сложного вещества можно реакцией разложения. Например, при разложении воды электрическим током получаются водород Н2 и кислород О2:
3. В состав воды входят атомы водорода Н и кислорода О.
4. Потому что компоненты смеси (и воздух в том числе) можно разделить физическими методами.
5. Химический элемент может входить в состав как простых, так и сложных веществ. У него нет ни физических, ни химических свойств. Напротив, простое вещество обладает такими свойствами. Например, при обычных условиях (25 °С и атмосферное давление) кислород – газ, а железо – твердое вещество. Кислород поддерживает горение, а железо само горит.
6. Больше сложных веществ. Так, простых веществ – около 500, а сложных – порядка 20 млн.
Урок 4
1. F – фтор, Mg – магний, P – фосфор.
2. Сера – S, натрий – Na, калий – K, алюминий – Al.
3. Элемент углерод С образует простые вещества – алмаз (украшение) и графит (грифель карандашей). Азот N и кислород О в виде простых веществ N2 и О2 встречаются в воздухе. Элемент хлор Cl образует простое вещество Cl2 – ядовитый газ. Из хлора Cl2 получают новые вещества, например хлороводород НCl.
4. Названия химических элементов: Mn – марганец, Mg – магний, Fe – железо, P – фосфор.
5. Однобуквенных символов – 14. Это: Н – водород, В – бор, С – углерод, N – азот, O – кислород,
F – фтор, P – фосфор, S – сера, К – калий, V – ванадий, Y – иттрий, I – йод, W – вольфрам,
U – уран.
6. а) Бром; б) радон; в) аргон; г) тантал; д) уран.
Урок 5
1. … химической формулой.
2. а) N2O5 – 2 и 5; б) N2O – 2 и 1; в) NO2 – 1 и 2; г) HNO3 – 1 и 3.
3. а) Н2О – «аш-два-о»; б) СО2 – «це-о-два»;
в) Fe3O4 – «феррум-три-о-четыре»; г) NaHCO3 – «натрий-аш-це-о-три»;
д) Ca(OH)2 – «кальций-о-аш-дважды»;
е) K3PO4 – «калий-три-пэ-о-четыре».
4. а) Пиролюзит MnO2 – из атомов марганца Mn и кислорода О.
б) Медный колчедан CuFeS2 – из атомов меди Cu, железа Fe и серы S.
в) Гипс CaSO4 • 2H2O – из атомов кальция Са, серы S, кислорода О и водорода Н.
5. а) Вода Н2О: на 2 атома водорода Н приходится 1 атом кислорода О.
б) Хлороводород НСl: на 1 атом водорода Н приходится 1 атом хлора Сl.
в) Аммиак NH3: на 1 атом азота приходится 3 атома водорода Н.
6. а) В состав обоих соединений Cu2S и CuSO4 входят атомы Cu и S, кроме того, в соединении CuSO4 содержится элемент кислород.
б) Два оксида железа Fe2O3 и Fe3O4 различаются числом атомов железа и кислорода. В оксиде Fe2O3 на 2 атома Fe приходится 3 атома кислорода О, а в оксиде Fe3O4 на три атома железа Fe приходится 4 атома О.
Урок 6
1. Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие. Например, при нагревании порошков алюминия Al и серы S образуется новое вещество – сульфид алюминия Al2S3.
2. Уравнение химической реакции – это запись химического превращения с помощью формул соединений и символов элементов. Число атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения уравнивают с помощью коэффициентов.
3.
Водород соединяется с кислородом при поджигании, образуя воду.
При нагревании питьевой соды получается три вещества – кристаллическая сода, вода и углекислый газ.
в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2.
Кальций реагирует с водой с образованием гидроксида кальция Са(ОН)2 и газообразного водорода.
4. Исходными веществами называют те вещества, которые превращаются. В химическом уравнении их записывают слева от знака равенства. Продукты реакции – вещества, которые получаются, их записывают справа от знака равенства.
Пример.
5. а) 2Са + О2 = 2СаО; б) 2Р + 3Сl2 = 2РСl3;
в) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О; г) 2Аl + 3Н2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2.
6.
7.
б) МgCO3 + 2HCl = MgCl2 + H2O + СО2;
в) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4.
Урок 7
1.
При сжигании метана на воздухе выделяется теплота, горение протекает с излучением света. Если поджечь смесь метана с кислородом (или воздухом), то она взрывается (звуковой эффект).
При действии на сульфид натрия соляной кислотой выделяется сероводород – газ, обладающий запахом.
Прибавление пероксида водорода к подкисленному раствору (фиолетового цвета) «марганцовки» вызывает обесцвечивание раствора.
Магний при поджигании сгорает на воздухе ослепительно белым пламенем.
2. а) 2Аl + 3Сl2 = 2AlCl3, соединение;
б) 2Mg + CO2 = 2MgO + C, замещение;
в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O, разложение;
г) Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O, обмен.
3. а) 2Na + Cl2 = 2NaCl, соединение;
б) 2AlBr3 + 3Cl2 = 2AlCl3 + 3Br2, замещение;
в) Fe(NO3)3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaNO3, обмен;
г) 2KNO3 = 2KNO2 + O2, разложение.
4. а) СаСО3 = СаО + СО2, разложение;
б) Fe + 2НСl = FeCl2 + H2, замещение;
в) Zn(NO3)2 + Na2CO3 = ZnCO3 + 2NaNO3, обмен;
г) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3, соединение.
5. K2СО3 + СаСl2 = СаСО3 + 2KCl,
АgNO3 + HCl = AgCl + HNO3,
BaCl2 + CuSO4 = BaSO4 + CuCl2,
Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + SO2,
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S,
BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + H2O + CO2.
6. 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O,
Ba(OH)2 + H2CO3 = BaCO3 + 2H2O,
Al(OH)3 + 3HNO3 = Al(NO3)3 + 3H2O.
Урок 8
1. а) Пробирка; б) стакан; в) колба; г) воронка.
2. а) Пробирки; б) цилиндр; в) мензурка; г) стакан; д) пипетка.
3. а) Держатель; б) ложечка для сжигания веществ; в) спиртовка; г) штатив металлический с кольцом и лапкой; д) штатив пластмассовый для пробирок.
4. а) Тигель для прокаливания твердых веществ;
б) тигельные щипцы для операций с горячим тиглем;
в) фарфоровые ступка и пестик для растирания в порошок сыпучих веществ;
г) делительная воронка для разделения несмешивающихся жидкостей;
д) промывалка для получения струи воды;
е) аппарат Киппа для получения газов.
5. а) Промывная склянка Тищенко – для сушки или поглощения газов;
б) выпарительная чашка – для выпаривания растворов;
в) эксикатор – для сушки и хранения гигроскопических веществ (неустойчивых во влажном воздухе);
г) колба Вюрца – для перегонки жидкостей;
д) прямой холодильник – для конденсации паров жидкости при перегонке.
Урок 9
1. В состав дерева входят элементы: С, Н, О, N, Р, K, Са, Mg и др. Газы и парыR, образующиеся при сжигании дров, – СО2, N2, Н2О и др.
2. В состав золы входят элементы, оксиды которых нелетучи: Р2О5, K2О, СаО, MgO, Fe2O3, SiO2, а также сера, образующая летучий оксид SO3.
3. Состав воздуха (по объему): 78% N2, 21% О2, 0,9% Аr, другие газы < 0,1%. В реакциях горения и медленного окисления участвует кислород.
4. При прокаливании 1 кг СаСО3 масса жаровни уменьшается за счет улетучивания СО2 (440 г). Масса остатка СаО – 560 г.
5. В реакции разложения одно из образующихся веществ обычно улетучивается. Поэтому масса остатка меньше массы взятого в реакцию вещества. Например:
6. Это кислород, он присоединяется к химическим элементам горючих веществ. А берется кислород из воздуха.
7. В реакциях обмена, протекающих с образованием осадка или с выделением газа, масса раствора уменьшается (часть вещества удаляется). При изменениях окраски масса раствора остается постоянной.
* Стрелка, направленная вниз (), после химической формулы вещества в правой части уравнения реакции означает, что при проведении реакции в водном растворе это вещество выпадает в осадок.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(12 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 11 класс(1 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 11 класс(2 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 11 класс(4 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(13 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 11 класс(1 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 11 класс(2 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 11 класс(4 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(13 часть)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42