Три службы родине.Внеклассное мероприятие • Пьеса в 2-х действиях
Страница 1 из 1
Три службы родине.Внеклассное мероприятие • Пьеса в 2-х действиях
В.С.ЧИКИН,
учитель физики
(г. Нижний Новгород
Три службы родине
Внеклассное мероприятие • Пьеса в 2-х действиях
Написал недавно для школьного спектакля маленькую пьесу о Дмитрии Ивановиче Менделееве, выдающемся ученом, юбилей которого отмечается в этом году. Когда собирал о нем материал, то понял, что он не меньший физик, чем химик, хотя мы, конечно, больше его знаем как химика. Был очень удивлен, что Менделеев не был избран академиком химии. Просто не мог не написать, пусть и очень кратко, об этом великом человеке, поскольку школьники о нем знают слишком мало.
Действующие лица: Менделеев Д.И.; Меншуткин Н.А. – профессор, друг Менделеева, Каблуков И.А., Потылицын А.Л., Курбатов В. – ученики Менделеева.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Менделеев, Меншуткин
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Д.И.Менделеев (1834–1907) –
выдающийся русский химик,
физик, метролог, экономист,
технолог, геолог, метеоролог,
воздухоплаватель, энциклопедист,
педагог и общественный деятель
Меншуткин.
Нет, ты расскажи мне, Дмитрий,
О жизни в Гейдельберге сам.
Не надо мне уловок хитрых,
Что было все обычно там.
Ведь там работали Кирхгоф, Бунзен –
Ученые, чьи имена
Войдут в историю науки,
Им слава вечная дана.
Ты там исследовал, я знаю,
Самостоятельно, один
Явления, природа чья иная,
Чем те явления, которые и Кирхгоф,
И Бунзен в лабораториях своих
В то время напряженно изучали
И массу новых данных получали.
Ты в это время капиллярностью увлекся.
Там что ни опыт, то сплошные парадоксы.
(Менделеев перестает ходить по комнате, Меншуткин со смехом восклицает.)
Я, вижу, угадал. Ты что затих?
Работа там была не из простых.
Открытие твое тогда так нашумело.
Теперь ты можешь говорить об этом смело.
Менделеев.
Дань отдаю осведомленности твоей,
Мне удалась работа, несомненно.
Я обнаружил, что теряет жидкость свойственные ей
Силы сцепления, и в пар мгновенно
Вся превращается она, как по заказу.
Достиг критической температуры для нее
Я в опытах своих не сразу.
Не знаю, интуиция или чутье
Здесь помогло, но важен сам закон:
Любой из газов в жидкость превратится
Лишь при условии, что будет он
Ниже критической температуры охлажден.
Наверно, физикам все это пригодится
Гораздо больше, чем для химиков, друг мой.
На стыке двух наук мы действуем порой.
Меншуткин.
Не знаю, может, это и злословье.
Ты, говорят, работал по ночам.
Наука для тебя дороже, чем здоровье.
Ты за границей был недолго, но ведь там
Проделано так много по объему,
Что за полжизни не достичь иному!
Менделеев.
По времени и по другим затратам
Нельзя судить о пользе наших дел.
На съезде химиков я убедить сумел
Дать точное понятие «молекула» и «атом».
Ведь в этом деле был такой разброд,
Что невозможно было двигаться вперед.
Нельзя все произвольно толковать в науке,
Неточность связывает всем ученым руки.
Вот массы атомов обсчитаны неточно,
А свойства элементов, может быть,
Зависят и от масс. Проверить надо срочно,
Так это, или эта мысль порочна.
Мне кажется, что надо исходить
Из фактов, в которых нет сомнений,
Но я других не отвергаю мнений.
Меншуткин.
Я ознакомился уже с твоей работой
И восхищен ей, Дмитрий, что скрывать!
Твой метод нам помог до доли сотой
У атомов их массы сосчитать.
Все шестьдесят три разных элемента
Ты разместил, как будто в клетках птиц.
Для девяти из них до этого момента
Неправильно у атомных частиц
Когда-то массы их определили,
Чем нанесли немалый всем урон.
Ведь в этой путанице многие творили,
Но ни один не смог найти закон.
Менделеев (смеясь).
Я для тебя все тайны непременно
Открою, хотя и до сих пор
Не говорил об этом откровенно.
Расположил я группу галогенов,
Ты помнишь, – йод, бром, фтор и хлор –
Под группой щелочных металлов:
Рубидий, литий – дальше помнишь сам.
Но элементы шли не как попало,
А так, что атомная масса возрастала,
И обнаружил я при этом там
Закономерность общую устройства:
Все повторяются химические свойства.
Я взял еще групп пять подряд,
Расположив их в найденном порядке.
В системе элементы встали в ряд,
Все свойства повторяя без утрат.
Лишь несколько из них со мной сыграли в прятки.
Пришлось мне поместить теллур пред йодом,
Потом и кобальт перед никелем сменил,
Хотя по атомному весу переходом
Таким закон мне это делать запретил.
Впоследствии я сам был этим удивлен,
Но вес их атомный неверно был определен.
Меншуткин.
Но знаю я, что ты потом в работе
На элементы, не открытые тогда,
Смог указать. Оправдан риск в расчете,
Открытие их плод огромного труда.
Лекок открыл недавно галлий.
Ты экаалюминий его звал.
Другие элементы тоже стали
Недавно открывать, но указал
Ты путь, которым надо было
Ученым двигаться к открытиям своим.
А к физике страсть тоже не остыла,
Я знаю, у тебя. Уж чем-нибудь одним,
Наверно, надо заниматься,
Нельзя за все науки сразу браться!
Менделеев (улыбаясь).
Физическая химия устроит
Тебя, надеюсь,
Друг мой, в этот раз.
Исследовал я газы, но не стоит
Подробно говорить о них сейчас.
Закон для газов Бойля–Мариотта
Неточен оказался, вот в чем суть,
Но для давлений малых. И работа
Моя была, чтоб точность ту вернуть,
Поправки сделать, что я и свершил,
Работу эту я уж завершил.
Сейчас теория весов мне интересна,
Я ей вплотную и всерьез займусь,
Но для начала мне признайся честно,
Ты на весах неверных взвесишь груз?
Меншуткин.
Меня испытываешь на безумство, Дмитрий?
Да как же взвесить на таких весах?
Конечно, ты изобретательный и хитрый,
Но все же не искусный в чудесах!
Менделеев (улыбаясь):
Клади весь разновес на чашку справа,
На чашке же другой уравновесь
Какой-то тарой, в чем имеешь право,
Тобою взятый раньше разновес.
Затем на чашку справа груз кладется,
Вес которого определить рискнул.
Теперь снимай часть гирь, пока вернется
У чашек равновесие, смекнул?
Вес снятых гирь нам вес покажет
У груза на весах неверных даже!
Тарирование – так назвал я метод,
Процесс совсем не сложен этот.
Я конструировал весы, и мысль пришла,
Как взвешивать, чтоб ускорять дела.
Меншуткин (восхищенно).
Все вроде просто, но дошло не сразу.
Цены нет твоему рассказу.
Но я хотел бы от тебя услышать,
Раз начали мы этот разговор,
Что для тебя в трудах всего превыше,
На что ты делаешь свой основной упор?
Менделеев (задумавшись).
Ты задал непростой вопрос, но все же
Я выдаю ответ тебе на суд.
Мне служба Родине всегда дороже.
И я три службы Родине несу:
Наука – служба первая – по праву
Толчок развитию индустрии дала.
Но принесет России это славу
Лишь в сочетании с развитием села.
Значит, вторая служба и забота –
Развитие промышленности всей.
Нефть, газ – вот где нужна работа,
Чтобы энергию из недр забрать скорей.
И третья служба – это поколенью
Побольше знаний надо передать,
Способствовать стремлению к ученью,
Студентам курс наук преподавать.
Меншуткин.
Ты выполняешь службы эти с честью,
И в метрологии, и в химии знаток.
Скажу тебе без всякой лести,
Талант похож твой на речной поток.
Несется он, все на пути сметая,
Преград его кипящей массе нет.
Ты – голова России золотая,
Несущая народу знаний свет.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Менделеев, Каблуков, Потылицын, Курбатов
Каблуков.
Учитель, Вы в теории растворов,
Я знаю, разработали в подробности вопрос
Об их структуре. Сколько было споров,
Потом спор этот сразу перерос
Уже в «теоретическое кредо»,
Которое Вы в диссертации своей
Определили точно. Полная победа
Была на стороне Ваших идей.
Но в чем же это «кредо», поясните.
Менделеев.
Смешение всех механических слияний
От всех молекулярных отличить,
Конечно, можно, но нет оснований
Молекулярное слияние нам разделить
На лишь химический процесс
Или физический, о чем и были споры.
Нельзя нам резко отделить растворы
От истинных химических веществ.
В своем большом, мной изданном труде
«О соединении спирта с водой» есть результат
О связи, плотности и концентрации в воде
Спиртов. Об этом был трактат.
Мной метод выработан был простой –
Обнаружение спиртов в растворе.
«Теоретическое кредо» смысл несет такой:
Химическое есть соединение, кто спорит,
Раствора спирта и воды, но также –
Нам выделение тепла об этом скажет –
Идет здесь и физический процесс.
Имеет место он не только здесь,
Но и в расплавах, где меняется объем.
В трактате говорю об этом обо всем.
Потылицын.
Как думаете Вы, учитель, атом –
Частица сложная или простая, может быть?
Быть может, в нем секрет такой запрятан,
Который в будущем поможет нам раскрыть
Еще немало тайн природы и секретов?
И скрыто много в нем ненайденных ответов?
Менделеев.
Не буду говорить о том, что неизвестно,
Но физики уже, признаться честно,
Гораздо ближе подошли к раскрытию секрета
Устройства атома, уже все видят это.
Я думаю о том, что если будет скоро
Природа атома раскрыта, без сомненья,
В периодической системе мы без спора
Найдем тому, конечно, подтвержденье.
Курбатов.
Учитель, я прошу Вас рассказать
О Вашей жизни, об учебе, увлечениях.
О них так хочется подробно нам узнать,
Чтобы понять, как шли Вы к достиженьям,
Причем во многих областях науки.
И в физике, и в химии огромен труд.
Везде, где был приложен ум и руки,
Открытия у Вас такие, что перевернут
Все представления о многом в нашем мире.
Вы написали очень много книг,
И Ваш рассказ расширит
Наш кругозор о том, чего и как достиг
Ученый, у которого потомки
Учиться будут преодолению преград.
Я знаю, слов не любите Вы громких,
Но Ваша жизнь для нас – духовный клад.
Менделеев (смеясь).
Ну, так превозносить мои труды не надо,
Но кратко расскажу о жизни и себе.
Мне труд был и мученьем, и наградой.
Наверно, как и всем, кто не дает судьбе
Взять верх над человеком, покориться.
Бороться надо с ней, вперед стремиться.
В семье по счету я – семнадцатый ребенок.
Отец мой умер, когда был я мал.
Тобольск – моя сибирская сторонка,
Где я когда-то гимназистом стал.
Отличником я не был, вам признаться должен,
Гимназию окончив, в тот же год
Поехал в Петербург, и хоть был сложен
Экзамен в институт, я поступил. И вот
Уже педагогический окончен,
Хотя учиться было трудно очень.
Судите сами: на больничной койке
Мной больше времени проведено,
Чем в институте, и характер стойкий
Был у болезни. Каждому дано
Преодолеть, что уготовлено судьбиной.
Наука, может быть, была причиной,
Что я, преодолев туберкулез
На грани иногда отчаянья и слез
Стал лучше чувствовать себя и вскоре
В лекарствах надобность отпала наконец.
Жизнь победила смерть в нелегком споре,
А победитель был еще юнец.
Каблуков.
А дальше как сложилась жизнь, учитель?
Какие люди Вам встречались в ней?
Вы были справедливости ревнитель
Для многих знавших Вас людей.
Об этом хоть немного расскажите,
Хотя бы несколько припомните событий.
Менделеев (задумавшись).
С чего начать, не знаю сам.
Начну я с детства, так всего вернее.
В Тобольске знал Ершова я. Он написал
Когда-то сказку, рос я вместе с нею.
Потылицын.
А не «Конек» ли «горбунок» ее названье?
Она имеет всенародное признанье.
Курбатов.
Все правильно, читал ее я в детстве.
Нет лучше для детей иного средства,
Чтоб их отвлечь от шалостей различных,
Чем строчки сказок наших поэтичных.
Ну, видите, как можно вспомнить сразу
Вам много, если имя вдруг назвать.
Я с Гоголем, Тургеневым беседы
Имел когда-то. Это навсегда
Оставило в душе моей два следа.
Один – от Гоголя. Я молод был тогда.
С ним встретился у дядюшки в Москве
И говорил-то с ним минуты две,
Но все осталось в памяти навек.
Что может дать великий человек!
С Тургеневым беседа тоже след
Оставила свой в памяти моей.
«Для просвещенья, – говорил он, – вред
Приносят люди без новаторских идей».
Каблуков.
А как прошел недавний перелет
У Вас, учитель, на воздушном шаре?
Ведь знали же, что Вас опасность ждет.
Летали все всегда с пилотом в шаре,
А Вы один. Я не могу понять,
Вы поднялись один над облаками.
Чтобы затмение у Солнца наблюдать,
И водородом шар Вы заполняли сами.
Полет опасен в шаре с водородом.
В лаборатории мы делали не раз
Для развлеченья гремучий газ,
Когда его соединяли с кислородом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Менделеев.
Воздушный шар «Русский»,
на котором Д.И.Менделеев
совершил полет из Клина
(1887)
Менделеев.
Была опасность, что тут говорить.
Я пролетел сто километров с шаром,
И измерения пришлось мне проводить
Приборами, которые недаром
Я сделал сам и был доволен этим,
Высотомер, к примеру. И заметим,
Затмение по снимкам смотрят и поныне.
Замерз ужасно, правда, я в корзине.
Три километра над землей – не шутка,
А пять часов в корзине – не минутка.
Потылицын.
Я прочитал, что Вам за подвиг этот
Французы памятную выдали медаль.
По существу, Вы дали новый метод
По изучению затмений, только жаль,
В России все прошло так незаметно,
Что даже откликов в кругах научных нет.
И что Вы делали на высоте конкретно
У нас не знают, будто все секрет.
Менделеев.
Секретов нет, и даже был отчет,
Зачем и сколько длился тот полет.
Но у французской Академии наук
К исследованиям интерес огромный.
У нас же интерес куда как скромный,
Чиновникам и вовсе недосуг.
Курбатов.
Я прочитал недавно, что писали
Вы в предисловии к одной своей статье,
И я хочу, чтоб эти строки знали
Не только мы, но и все люди, те,
Которые лет через сто иль двести
Слова прочтут пророческие эти:
«Что в будущем везде цениться будет?
Высокообразованные люди.
Они работу выполнять должны,
Чтоб развивать промышленность страны,
Чтоб развивать хозяйство у села,
Чтоб жизнь прекрасная и чистая была.
И подлинное творчество людей
Даст воплощение в России их идей».
учитель физики
(г. Нижний Новгород
Три службы родине
Внеклассное мероприятие • Пьеса в 2-х действиях
Написал недавно для школьного спектакля маленькую пьесу о Дмитрии Ивановиче Менделееве, выдающемся ученом, юбилей которого отмечается в этом году. Когда собирал о нем материал, то понял, что он не меньший физик, чем химик, хотя мы, конечно, больше его знаем как химика. Был очень удивлен, что Менделеев не был избран академиком химии. Просто не мог не написать, пусть и очень кратко, об этом великом человеке, поскольку школьники о нем знают слишком мало.
Действующие лица: Менделеев Д.И.; Меншуткин Н.А. – профессор, друг Менделеева, Каблуков И.А., Потылицын А.Л., Курбатов В. – ученики Менделеева.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Менделеев, Меншуткин
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Д.И.Менделеев (1834–1907) –
выдающийся русский химик,
физик, метролог, экономист,
технолог, геолог, метеоролог,
воздухоплаватель, энциклопедист,
педагог и общественный деятель
Меншуткин.
Нет, ты расскажи мне, Дмитрий,
О жизни в Гейдельберге сам.
Не надо мне уловок хитрых,
Что было все обычно там.
Ведь там работали Кирхгоф, Бунзен –
Ученые, чьи имена
Войдут в историю науки,
Им слава вечная дана.
Ты там исследовал, я знаю,
Самостоятельно, один
Явления, природа чья иная,
Чем те явления, которые и Кирхгоф,
И Бунзен в лабораториях своих
В то время напряженно изучали
И массу новых данных получали.
Ты в это время капиллярностью увлекся.
Там что ни опыт, то сплошные парадоксы.
(Менделеев перестает ходить по комнате, Меншуткин со смехом восклицает.)
Я, вижу, угадал. Ты что затих?
Работа там была не из простых.
Открытие твое тогда так нашумело.
Теперь ты можешь говорить об этом смело.
Менделеев.
Дань отдаю осведомленности твоей,
Мне удалась работа, несомненно.
Я обнаружил, что теряет жидкость свойственные ей
Силы сцепления, и в пар мгновенно
Вся превращается она, как по заказу.
Достиг критической температуры для нее
Я в опытах своих не сразу.
Не знаю, интуиция или чутье
Здесь помогло, но важен сам закон:
Любой из газов в жидкость превратится
Лишь при условии, что будет он
Ниже критической температуры охлажден.
Наверно, физикам все это пригодится
Гораздо больше, чем для химиков, друг мой.
На стыке двух наук мы действуем порой.
Меншуткин.
Не знаю, может, это и злословье.
Ты, говорят, работал по ночам.
Наука для тебя дороже, чем здоровье.
Ты за границей был недолго, но ведь там
Проделано так много по объему,
Что за полжизни не достичь иному!
Менделеев.
По времени и по другим затратам
Нельзя судить о пользе наших дел.
На съезде химиков я убедить сумел
Дать точное понятие «молекула» и «атом».
Ведь в этом деле был такой разброд,
Что невозможно было двигаться вперед.
Нельзя все произвольно толковать в науке,
Неточность связывает всем ученым руки.
Вот массы атомов обсчитаны неточно,
А свойства элементов, может быть,
Зависят и от масс. Проверить надо срочно,
Так это, или эта мысль порочна.
Мне кажется, что надо исходить
Из фактов, в которых нет сомнений,
Но я других не отвергаю мнений.
Меншуткин.
Я ознакомился уже с твоей работой
И восхищен ей, Дмитрий, что скрывать!
Твой метод нам помог до доли сотой
У атомов их массы сосчитать.
Все шестьдесят три разных элемента
Ты разместил, как будто в клетках птиц.
Для девяти из них до этого момента
Неправильно у атомных частиц
Когда-то массы их определили,
Чем нанесли немалый всем урон.
Ведь в этой путанице многие творили,
Но ни один не смог найти закон.
Менделеев (смеясь).
Я для тебя все тайны непременно
Открою, хотя и до сих пор
Не говорил об этом откровенно.
Расположил я группу галогенов,
Ты помнишь, – йод, бром, фтор и хлор –
Под группой щелочных металлов:
Рубидий, литий – дальше помнишь сам.
Но элементы шли не как попало,
А так, что атомная масса возрастала,
И обнаружил я при этом там
Закономерность общую устройства:
Все повторяются химические свойства.
Я взял еще групп пять подряд,
Расположив их в найденном порядке.
В системе элементы встали в ряд,
Все свойства повторяя без утрат.
Лишь несколько из них со мной сыграли в прятки.
Пришлось мне поместить теллур пред йодом,
Потом и кобальт перед никелем сменил,
Хотя по атомному весу переходом
Таким закон мне это делать запретил.
Впоследствии я сам был этим удивлен,
Но вес их атомный неверно был определен.
Меншуткин.
Но знаю я, что ты потом в работе
На элементы, не открытые тогда,
Смог указать. Оправдан риск в расчете,
Открытие их плод огромного труда.
Лекок открыл недавно галлий.
Ты экаалюминий его звал.
Другие элементы тоже стали
Недавно открывать, но указал
Ты путь, которым надо было
Ученым двигаться к открытиям своим.
А к физике страсть тоже не остыла,
Я знаю, у тебя. Уж чем-нибудь одним,
Наверно, надо заниматься,
Нельзя за все науки сразу браться!
Менделеев (улыбаясь).
Физическая химия устроит
Тебя, надеюсь,
Друг мой, в этот раз.
Исследовал я газы, но не стоит
Подробно говорить о них сейчас.
Закон для газов Бойля–Мариотта
Неточен оказался, вот в чем суть,
Но для давлений малых. И работа
Моя была, чтоб точность ту вернуть,
Поправки сделать, что я и свершил,
Работу эту я уж завершил.
Сейчас теория весов мне интересна,
Я ей вплотную и всерьез займусь,
Но для начала мне признайся честно,
Ты на весах неверных взвесишь груз?
Меншуткин.
Меня испытываешь на безумство, Дмитрий?
Да как же взвесить на таких весах?
Конечно, ты изобретательный и хитрый,
Но все же не искусный в чудесах!
Менделеев (улыбаясь):
Клади весь разновес на чашку справа,
На чашке же другой уравновесь
Какой-то тарой, в чем имеешь право,
Тобою взятый раньше разновес.
Затем на чашку справа груз кладется,
Вес которого определить рискнул.
Теперь снимай часть гирь, пока вернется
У чашек равновесие, смекнул?
Вес снятых гирь нам вес покажет
У груза на весах неверных даже!
Тарирование – так назвал я метод,
Процесс совсем не сложен этот.
Я конструировал весы, и мысль пришла,
Как взвешивать, чтоб ускорять дела.
Меншуткин (восхищенно).
Все вроде просто, но дошло не сразу.
Цены нет твоему рассказу.
Но я хотел бы от тебя услышать,
Раз начали мы этот разговор,
Что для тебя в трудах всего превыше,
На что ты делаешь свой основной упор?
Менделеев (задумавшись).
Ты задал непростой вопрос, но все же
Я выдаю ответ тебе на суд.
Мне служба Родине всегда дороже.
И я три службы Родине несу:
Наука – служба первая – по праву
Толчок развитию индустрии дала.
Но принесет России это славу
Лишь в сочетании с развитием села.
Значит, вторая служба и забота –
Развитие промышленности всей.
Нефть, газ – вот где нужна работа,
Чтобы энергию из недр забрать скорей.
И третья служба – это поколенью
Побольше знаний надо передать,
Способствовать стремлению к ученью,
Студентам курс наук преподавать.
Меншуткин.
Ты выполняешь службы эти с честью,
И в метрологии, и в химии знаток.
Скажу тебе без всякой лести,
Талант похож твой на речной поток.
Несется он, все на пути сметая,
Преград его кипящей массе нет.
Ты – голова России золотая,
Несущая народу знаний свет.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Менделеев, Каблуков, Потылицын, Курбатов
Каблуков.
Учитель, Вы в теории растворов,
Я знаю, разработали в подробности вопрос
Об их структуре. Сколько было споров,
Потом спор этот сразу перерос
Уже в «теоретическое кредо»,
Которое Вы в диссертации своей
Определили точно. Полная победа
Была на стороне Ваших идей.
Но в чем же это «кредо», поясните.
Менделеев.
Смешение всех механических слияний
От всех молекулярных отличить,
Конечно, можно, но нет оснований
Молекулярное слияние нам разделить
На лишь химический процесс
Или физический, о чем и были споры.
Нельзя нам резко отделить растворы
От истинных химических веществ.
В своем большом, мной изданном труде
«О соединении спирта с водой» есть результат
О связи, плотности и концентрации в воде
Спиртов. Об этом был трактат.
Мной метод выработан был простой –
Обнаружение спиртов в растворе.
«Теоретическое кредо» смысл несет такой:
Химическое есть соединение, кто спорит,
Раствора спирта и воды, но также –
Нам выделение тепла об этом скажет –
Идет здесь и физический процесс.
Имеет место он не только здесь,
Но и в расплавах, где меняется объем.
В трактате говорю об этом обо всем.
Потылицын.
Как думаете Вы, учитель, атом –
Частица сложная или простая, может быть?
Быть может, в нем секрет такой запрятан,
Который в будущем поможет нам раскрыть
Еще немало тайн природы и секретов?
И скрыто много в нем ненайденных ответов?
Менделеев.
Не буду говорить о том, что неизвестно,
Но физики уже, признаться честно,
Гораздо ближе подошли к раскрытию секрета
Устройства атома, уже все видят это.
Я думаю о том, что если будет скоро
Природа атома раскрыта, без сомненья,
В периодической системе мы без спора
Найдем тому, конечно, подтвержденье.
Курбатов.
Учитель, я прошу Вас рассказать
О Вашей жизни, об учебе, увлечениях.
О них так хочется подробно нам узнать,
Чтобы понять, как шли Вы к достиженьям,
Причем во многих областях науки.
И в физике, и в химии огромен труд.
Везде, где был приложен ум и руки,
Открытия у Вас такие, что перевернут
Все представления о многом в нашем мире.
Вы написали очень много книг,
И Ваш рассказ расширит
Наш кругозор о том, чего и как достиг
Ученый, у которого потомки
Учиться будут преодолению преград.
Я знаю, слов не любите Вы громких,
Но Ваша жизнь для нас – духовный клад.
Менделеев (смеясь).
Ну, так превозносить мои труды не надо,
Но кратко расскажу о жизни и себе.
Мне труд был и мученьем, и наградой.
Наверно, как и всем, кто не дает судьбе
Взять верх над человеком, покориться.
Бороться надо с ней, вперед стремиться.
В семье по счету я – семнадцатый ребенок.
Отец мой умер, когда был я мал.
Тобольск – моя сибирская сторонка,
Где я когда-то гимназистом стал.
Отличником я не был, вам признаться должен,
Гимназию окончив, в тот же год
Поехал в Петербург, и хоть был сложен
Экзамен в институт, я поступил. И вот
Уже педагогический окончен,
Хотя учиться было трудно очень.
Судите сами: на больничной койке
Мной больше времени проведено,
Чем в институте, и характер стойкий
Был у болезни. Каждому дано
Преодолеть, что уготовлено судьбиной.
Наука, может быть, была причиной,
Что я, преодолев туберкулез
На грани иногда отчаянья и слез
Стал лучше чувствовать себя и вскоре
В лекарствах надобность отпала наконец.
Жизнь победила смерть в нелегком споре,
А победитель был еще юнец.
Каблуков.
А дальше как сложилась жизнь, учитель?
Какие люди Вам встречались в ней?
Вы были справедливости ревнитель
Для многих знавших Вас людей.
Об этом хоть немного расскажите,
Хотя бы несколько припомните событий.
Менделеев (задумавшись).
С чего начать, не знаю сам.
Начну я с детства, так всего вернее.
В Тобольске знал Ершова я. Он написал
Когда-то сказку, рос я вместе с нею.
Потылицын.
А не «Конек» ли «горбунок» ее названье?
Она имеет всенародное признанье.
Курбатов.
Все правильно, читал ее я в детстве.
Нет лучше для детей иного средства,
Чтоб их отвлечь от шалостей различных,
Чем строчки сказок наших поэтичных.
Ну, видите, как можно вспомнить сразу
Вам много, если имя вдруг назвать.
Я с Гоголем, Тургеневым беседы
Имел когда-то. Это навсегда
Оставило в душе моей два следа.
Один – от Гоголя. Я молод был тогда.
С ним встретился у дядюшки в Москве
И говорил-то с ним минуты две,
Но все осталось в памяти навек.
Что может дать великий человек!
С Тургеневым беседа тоже след
Оставила свой в памяти моей.
«Для просвещенья, – говорил он, – вред
Приносят люди без новаторских идей».
Каблуков.
А как прошел недавний перелет
У Вас, учитель, на воздушном шаре?
Ведь знали же, что Вас опасность ждет.
Летали все всегда с пилотом в шаре,
А Вы один. Я не могу понять,
Вы поднялись один над облаками.
Чтобы затмение у Солнца наблюдать,
И водородом шар Вы заполняли сами.
Полет опасен в шаре с водородом.
В лаборатории мы делали не раз
Для развлеченья гремучий газ,
Когда его соединяли с кислородом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Менделеев.
Воздушный шар «Русский»,
на котором Д.И.Менделеев
совершил полет из Клина
(1887)
Менделеев.
Была опасность, что тут говорить.
Я пролетел сто километров с шаром,
И измерения пришлось мне проводить
Приборами, которые недаром
Я сделал сам и был доволен этим,
Высотомер, к примеру. И заметим,
Затмение по снимкам смотрят и поныне.
Замерз ужасно, правда, я в корзине.
Три километра над землей – не шутка,
А пять часов в корзине – не минутка.
Потылицын.
Я прочитал, что Вам за подвиг этот
Французы памятную выдали медаль.
По существу, Вы дали новый метод
По изучению затмений, только жаль,
В России все прошло так незаметно,
Что даже откликов в кругах научных нет.
И что Вы делали на высоте конкретно
У нас не знают, будто все секрет.
Менделеев.
Секретов нет, и даже был отчет,
Зачем и сколько длился тот полет.
Но у французской Академии наук
К исследованиям интерес огромный.
У нас же интерес куда как скромный,
Чиновникам и вовсе недосуг.
Курбатов.
Я прочитал недавно, что писали
Вы в предисловии к одной своей статье,
И я хочу, чтоб эти строки знали
Не только мы, но и все люди, те,
Которые лет через сто иль двести
Слова прочтут пророческие эти:
«Что в будущем везде цениться будет?
Высокообразованные люди.
Они работу выполнять должны,
Чтоб развивать промышленность страны,
Чтоб развивать хозяйство у села,
Чтоб жизнь прекрасная и чистая была.
И подлинное творчество людей
Даст воплощение в России их идей».
Похожие темы
» Интеллектуальный хоккей (внеклассное мероприятие)
» Внеклассное мероприятие "Загадочный мир химии"
» Сидорова О.В. Внеклассное интегрированное мероприятие "Мир камня"
» Белоногова Г.У.Внеклассное мероприятие.Химия и война
» АРНАУТОВА Н.З.Аукцион. Внеклассное мероприятие по органической химии
» Внеклассное мероприятие "Загадочный мир химии"
» Сидорова О.В. Внеклассное интегрированное мероприятие "Мир камня"
» Белоногова Г.У.Внеклассное мероприятие.Химия и война
» АРНАУТОВА Н.З.Аукцион. Внеклассное мероприятие по органической химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42