Урок-сказка по теме: "Высокомолекулярные соединения. Волокна"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 11 класс
Страница 1 из 1
Урок-сказка по теме: "Высокомолекулярные соединения. Волокна"
Урок-сказка по теме: "Высокомолекулярные соединения. Волокна"
Копачевская Галина Григорьевна, преподаватель химии и биологии
Цели урока:
Познавательная - совершенствовать и углубить знания учащихся о видах и свойствах волокон, а также о методах их распознания;
Развивающая - формировать умение наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная - воспитать интерес и уважение к предмету, развить представление о критериях диалектики - причина и следствие.
Тип урока: Урок-сказка.
Методическое обеспечение:
Наглядные пособия: "Волокна" и "Шерсть".
Изделия из волокон.
Карточки с наименованием волокон.
Оборудование и реактивы для практической работы: серная кислота (1:1), едкий натр (10%), уайт-спирит, ацетон, вода, комплект пробирок в штативах, стеклянная палочка, набор стекол, спиртовка, щипцы.
Межпредметная связь: История, литература, география, биология, санитария.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний о способах получения высокомолекулярных соединений.
III. Формирование новых знаний посредством инсценировки сказки учащимися и их подтверждение лабораторными опытами.
IV. Заключительное слово. Подведение итогов. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент - дается настрой учащимся на урок, объявляя девиз урока:
“Знать – значит победить!”
/Академик А.Н.Несмеянов/
II. Актуализация знаний учащихся - учитель задает следующие вопросы:
Какие вещества являются высокомолекулярными?
Какие способы получения их известны учащимся?
Дать определение реакциям полимеризации и поликонденсации?
Что является полимером и мономером?
Какие виды высокомолекулярных соединений известны учащимся?
и т.д.
Учащиеся дают ответы и приводят примеры известных полимеров как природных, так и синтетических.
III. Формирование новых знаний проводится в виде инсценированной сказки: "Волокна".
Действующие лица:
Натуральные волокна:
Хлопок
Лен
Конопля
Шерсть
Шелк
Искусственные волокна:
Вискоза
Ацетатное волокно
Капрон
Нейлон
Лавсан
Хлорин
Ведущий
В одежде всех действующих лиц присутствуют изделия, изготовленные из волокон, которые они представляют.
СЦЕНАРИЙ
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому “Высокомолекулярные соединения”, был большой город “Волокна”. И как любой большой и не очень большой город, он был разделен на два района: “Природные волокна” и “Искусственные волокна”.
В первом районе на улице “Волокна растительного происхождения” жили две подружки “Хлопок” и “Лен”. (Выходят и каждая рассказывает о себе)
Хлопок:
Я - хлопок. В тропиках и субтропиках с давних пор делали одежду из хлопка. Хлопчатник – травянистое растение, семена которого окружены длинными и тонкими волокнами. Для выращивания хлопка нужно сочетание жаркого климата и влаги. Поскольку хлопок использовался для производства бумаги, поэтому привезенные в Европу ткани из хлопка нередко называли хлопчатобумажными.
Для получения волокна с кустов собирают созревшие коробочки с семенами. Волокна идут на изготовление тканей, а из семян извлекают масло, которое используется как ценный пищевой продукт.
Лен:
А я - лен. Лен - это травянистое растение, которое лучше всего произрастает на глинистой почве. Лен достигает высоты до одного метра и имеет волокнистый стебель. Цветет лен мелкими нежно-голубыми цветочками. Когда на нем созревают семена, лен выдергивают из земли. Из семян извлекают масло, которое используется при приготовлении красок и в парфюмерии.
Первую на Земле ткань человек изготовил изо льна около 9 тысяч лет назад. Произошло это в Индии. Индийцы первые и начали выращивать лен около своих жилищ. Только через 2 тысячи лет после индийцев льняную одежду стали носить жители Ассирии и Вавилона, а затем лен завоевал Египет, Древнюю Грецию и Рим.
Особенно высокого качества льняные ткани достигли в Египте. Легкие, почти прозрачные египетские льняные ткани ценились на вес золота в буквальном смысле слова.
Верховные жрецы Египта носили одежду только из льняных тканей. Мумии в саркофагах также облачали в льняные одежды. И через 5 тысяч лет они выглядели так, как будто сделаны вчера. К сожалению секреты египетских тканей не дошли до наших дней. И даже лучшие современные мастера этого дела не умеют получать ткани, такие как делали в Древнем Египте.
С незапамятных времен лен был известен также племенам, живущим на территории России. Красотой льняных одежд славян Поволжья восторгался в десятом веке арабский ученый Ибн Фадлан. Почетное место занимал лен и в Киевской Руси, о чем подробно рассказал древнерусский летописец Нестор в "Повести временных лет".
Льняные одежды в России носили простолюдины. Из толстых льняных волокон изготавливали прочную материю для корабельных парусов. А уж затем, предприимчивые портные из этой ткани стали шить известные всем джинсы. Выращивание льна в настоящее время очень сокращено. Вот почему льняные ткани достаточно дороги.
Ведущий:
Смотрите - кто это там ковыляет, ноги еле переставляет? (Входит Конопля, ковыляя, опираясь на палочку и охая)
Конопля:
Ох! Горе мне горькое! (Охает!)
Хлопок и лен: (вместе)
Бабушка, кто Вы?
Конопля:
Конопля я, деточки, травянистое растение, из стеблей которого изготовляли раньше пеньку и прядильное волокно, а из семян изготавливали конопляное масло, которое использовали для изготовления красок и в лампадах.
Пеньку же использовали для изготовления канатов, веревок так необходимых для парусного флота. А также делали мешковину - ткань для мешков. Затем стали использовать пеньку только для подмотки труб в местах их соединения для уплотнения резьбы. Мной набивали сальники. А теперь то что? Совсем про меня забыли! Одни только наркоманы и знают меня! Ох, несчастная я! Ох, горе мне горе!
Хлопок и лен:
Бабушка, не расстраивайтесь. Вот Вам стульчик. Посидите. Отдохните! (Успокаивают)
Ведущий:
А на другой улице, название которой “Волокна животного происхождения” жили еще две подружки “Шерсть” и “Шелк” (Выходят).
Шерсть:
Я - Шерсть! Одно из самых древних волокон. Самой подходящей оказалась шерсть овец, коз, лам и некоторых других животных.
Первые изделия из шерсти были изготовлены способом валяния. Видимо это было подсказано наблюдениями за животными. Расчесывая состриженную шерсть, человек научился валять из нее ковры, разнообразные покрытия. Таким же образом изготавливают валенки, фетровые шляпы и т.д.
Что же касается прядения шерсти, то оно появилось с развитием скотоводства, когда были выведены породы животных с более тонкой и длинной шерстью. Трудно определить, где впервые появились шерстяные ткани, скорее всего это были районы с холодным климатом, где шерсть была лучшего качества.
Мягкие шерстяные вещи - очень удобный вид одежды, широко используемый во всем мире. Такие вещи сохраняют тепло, хорошо носятся, держат форму, впитывают влагу, но не пропускают ее близко к коже.
Шерсть настолько ценна и полезна, что она используется неоднократно.
Шелк:
А я шелк! Это нить или ткань, изготовленная из тончайшей паутины тутового шелкопряда – гусеница. Паутина образует кокон, в котором гусеница в процессе своего развития превращается в бабочку.
Секрет изготовления шелка был известен китайцам около 4000 лет назад. Существует легенда о том, что молодая китайская императрица Си Линь Чи случайно опустила в воду кокон гусеницы и обнаружила, что блестящие нити кокона можно размотать. Сотни лет китайцы хранили секрет изготовления шелка. Затем секрет производства шелка попал в Японию примерно в третьем столетии нашей эры. А затем шелк стали производить в окрестностях Константинополя и далее по всей юго-западной Европе.
Ведущий:
А в районе “Искусственных волокон” так же есть улицы, на которых живут подружки. И так: на улице “Химических волокон” живут “Вискоза” и “Ацетатное волокно”. (Выходят)
Вискоза:
Я - вискоза! Самое дешевое волокно, так как меня производят из сравнительно мало очищенной клетчатки (целлюлозы) и с применением не очень дорогих химических реактивов. Вискозная нить, но более толстая и порубленная на мелкие куски, представляет собой штапельное волокно, из которого получают ткани, заменяющие хлопок.
Если вискозу продавливать не через фильеры, а через щель, то получается прозрачная пленка, известная как целлофан.
Вискозное волокно по красоте не уступает натуральным волокнам, но у него значительно снижена прочность во влажном состоянии.
Ацетатное волокно:
А я - ацетатное волокно. Получают меня из ацетилцеллюлозы. Используют в производстве тканей трикотажа, кинопленки, пластмасс, электроизоляции и так далее.
Отличаюсь я существенно от вискозы тем, что являюсь сложным эфиром целлюлозы. Ацетат не набухает в воде, меньше теряет прочность во влажном состоянии. Но по этой же причине хуже впитывает влагу, что снижает гигиенические свойства изделий из ацетатного волокна.
Ведущий:
А на улице “Синтетических волокон” живут две сестренки “Капрон” и “Нейлон” и их подружки “Лавсан” и “Хлорин”.
(Выходят. Капрон и Нейлон, держатся за руки)
Капрон:
Я капрон! Полиамидное волокно! В Германии меня называют "Дедерон", а в Чехии - "Силон" Наиболее ценное мое качество - это высокая прочность. Из капрона можно получить настолько тонкую нить, что 9 километров ее будут весить всего 1 грамм.
Нейлон:
А я - Нейлон. Первое полностью синтетическое волокно. Изготовляют меня из полиамидов. Я обладаю теми же свойствами, что и капрон, но только более теплостойкая.
Изделия из нейлона не гигроскопичны и не снижают своей прочности от влаги.
В настоящее время из нейлона и капрона изготовляют чулки, колготки, шарфы, искусственный мех, щетки, ткани для парашютов, ковровые изделия, обивочный материал и многое другое, в том числе и спец.одежду для парикмахеров, продавцов и т.д.
Лавсан:
Я - Лавсан! Полиэфирное волокно. Обладаю большой прочностью, устойчивостью к высоким температурам, свету. Используют меня в смеси с хлопком и шерстью. Изделия из таких тканей не мнутся и не теряют форму, вследствие чего изделия не нуждаются в частом глажении.
Хлорин:
А я - Хлорин! Изготавливают меня из полихлорвинила. Хлориновое волокно не горюче, на него не действуют ни щелочи, ни кислоты. Даже такой сильный окислитель как "царская водка" (смесь азотной и соляной кислот). Поэтому хлорин используется для изготовления материалов технического назначения: фильтровальный и прокладочный материал в аппаратах химической промышленности.
А также благодаря своей способности накапливать большое количество электрических зарядов на своей поверхности, его используют в качестве волокна для изготовления медицинского белья, используемого для лечения многих заболеваний.
Ведущий:
И вот однажды разгорелся между ними спор: “Кто самый нужный? Кто самый важный? Кто лучше всех?”
Все волокна:
(Каждый говорит о своих достоинствах и подчеркивает недостатки других)
Ведущий: (останавливая спорящих)
Все вы правы и все неправы. Каждый из вас обладает рядом хороших качеств и недостатков. Поэтому человек и научился использовать вас в сочетании друг с другом. Таким образом, получаются ткани отличного качества и свойств. И получили они название - смесовые. Поэтому не надо ссориться и выяснять, кто лучше, кто важнее. Самое лучшее - это ваша дружба, ваше сотрудничество!
Все волокна: (улыбаются друг другу и поют частушки)
ЧАСТУШКИ
Ах, подружки дорогие,
Мы расскажем вам сейчас
О различных видах ткани
Применяемых у нас.
Лучше хлопка, шелка, шерсти
Не найти изделий.
Только носятся они
Всего лишь две недели.
Стала гладить я капрон
Очень жарким утюгом,
Посмотрела, сердце сжалось
Только дырочка осталась.
На костюм идет нейлон,
Не боится грязи он.
Для нерях желаем шить,
Будут чистыми ходить.
Ткань хлорин болезни лечит
Ревматизм, порок излечит.
Надо в жизнь ее внедрить,
Чтоб лентяев излечить
Тоньше нити паутины
Научились получать
Из еловой древесины
“Ацетатной” нити прядь.
Как посмотришь на лавсан,
Так дивишься чудесам.
Ткань плотна, она не мнется
И дождю не поддается.
Мы хотим совет вам дать,
Чтоб от жизни не отстать,
Чтобы брюки вид имели
Ткань лавсан все заимели.
Мы пропели вам сейчас
Лишь о нескольких из нас.
Если каждого задеть
Будем год частушки петь.
Ведущий:
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Учитель:
Давайте вспомним окончание одной из сказок А.С.Пушкина: “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Так какой же урок мы с вами усвоили из нашей сказки?
Учащиеся:
Мы усвоили, что волокон очень много и они, как правило, используются вместе, то есть в виде смесовых тканей. А еще их очень трудно на глаз отличить друг от друга.
Учитель:
Вы совершенно правы! Но различить их все-таки можно. Давайте попробуем это проделась с вами. И так перед вами лежит инструкция по проведению практической работы “Распознание волокон”.
Внимательно прочтите ее и приступайте к выполнению. (Работа выполняется группами учащихся по количеству образцов волокон.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "РАСПОЗНОВАНИЕ ВОЛОКОН"
ОПЫТ № 1. Горение волокон.
Оборудование:
1. Образцы волокон
№ 1 - хлопок,
№ 2 - лен,
№ 3 - шерсть,
№ 4 - вискоза,
№ 5 - ацетат,
№ 6 - капрон,
№ 7 – хлорин.
2. Набор стекол.
3. Спиртовка.
Ход работы
Образец волокна вносят в пламя горелки, при этом отмечают следующее:
а) горение в пламени и вне пламени;
б) запах;
в) характер и цвет золы.
Наблюдения заносят в таблицу (смотри приложение).
ОПЫТ № 2. Действие органических растворителей, щелочей и кислот.
Оборудование:
1. Образцы волокон - хлопок, шерсть, ацетат, капрон, лавсан, хлорин.
2. Растворы: серная кислота, едкий натр, ацетон, уайт-спирит, вода.
3. Комплект пробирок в штативах.
Ход работы
В штативе 5 пробирок, которые пронумерованы от 1 до 5. В пробирки помещают образцы исследуемого волокна.
В пробирку №1 наливаем 2 мм серной кислоты; №2 – 2 мл едкого натра; №3 – 2 мл ацетона; №4 – 2 мл уайт-спирита; №5 – 2 мл воды.
При этом наблюдают изменения, которые также вносятся в таблицу, (смотри приложение).
Выводы:
Выводы делаются на основе теоретических и практических знаний, полученных на уроке о том, как и где лучше и практичнее использовать то или иное волокно и как его можно распознать.
Каждая группа знакомит остальных учащихся с итогом своей работы и выводом по ней. Заполняются графы таблицы.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Учащиеся знакомятся с теми оценками, которые они заработали на уроке и получают задание на дом: “Привести не менее двух примеров всех известных вам природных искусственных волокон, их применение и распознание”.
Копачевская Галина Григорьевна, преподаватель химии и биологии
Цели урока:
Познавательная - совершенствовать и углубить знания учащихся о видах и свойствах волокон, а также о методах их распознания;
Развивающая - формировать умение наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная - воспитать интерес и уважение к предмету, развить представление о критериях диалектики - причина и следствие.
Тип урока: Урок-сказка.
Методическое обеспечение:
Наглядные пособия: "Волокна" и "Шерсть".
Изделия из волокон.
Карточки с наименованием волокон.
Оборудование и реактивы для практической работы: серная кислота (1:1), едкий натр (10%), уайт-спирит, ацетон, вода, комплект пробирок в штативах, стеклянная палочка, набор стекол, спиртовка, щипцы.
Межпредметная связь: История, литература, география, биология, санитария.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний о способах получения высокомолекулярных соединений.
III. Формирование новых знаний посредством инсценировки сказки учащимися и их подтверждение лабораторными опытами.
IV. Заключительное слово. Подведение итогов. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент - дается настрой учащимся на урок, объявляя девиз урока:
“Знать – значит победить!”
/Академик А.Н.Несмеянов/
II. Актуализация знаний учащихся - учитель задает следующие вопросы:
Какие вещества являются высокомолекулярными?
Какие способы получения их известны учащимся?
Дать определение реакциям полимеризации и поликонденсации?
Что является полимером и мономером?
Какие виды высокомолекулярных соединений известны учащимся?
и т.д.
Учащиеся дают ответы и приводят примеры известных полимеров как природных, так и синтетических.
III. Формирование новых знаний проводится в виде инсценированной сказки: "Волокна".
Действующие лица:
Натуральные волокна:
Хлопок
Лен
Конопля
Шерсть
Шелк
Искусственные волокна:
Вискоза
Ацетатное волокно
Капрон
Нейлон
Лавсан
Хлорин
Ведущий
В одежде всех действующих лиц присутствуют изделия, изготовленные из волокон, которые они представляют.
СЦЕНАРИЙ
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому “Высокомолекулярные соединения”, был большой город “Волокна”. И как любой большой и не очень большой город, он был разделен на два района: “Природные волокна” и “Искусственные волокна”.
В первом районе на улице “Волокна растительного происхождения” жили две подружки “Хлопок” и “Лен”. (Выходят и каждая рассказывает о себе)
Хлопок:
Я - хлопок. В тропиках и субтропиках с давних пор делали одежду из хлопка. Хлопчатник – травянистое растение, семена которого окружены длинными и тонкими волокнами. Для выращивания хлопка нужно сочетание жаркого климата и влаги. Поскольку хлопок использовался для производства бумаги, поэтому привезенные в Европу ткани из хлопка нередко называли хлопчатобумажными.
Для получения волокна с кустов собирают созревшие коробочки с семенами. Волокна идут на изготовление тканей, а из семян извлекают масло, которое используется как ценный пищевой продукт.
Лен:
А я - лен. Лен - это травянистое растение, которое лучше всего произрастает на глинистой почве. Лен достигает высоты до одного метра и имеет волокнистый стебель. Цветет лен мелкими нежно-голубыми цветочками. Когда на нем созревают семена, лен выдергивают из земли. Из семян извлекают масло, которое используется при приготовлении красок и в парфюмерии.
Первую на Земле ткань человек изготовил изо льна около 9 тысяч лет назад. Произошло это в Индии. Индийцы первые и начали выращивать лен около своих жилищ. Только через 2 тысячи лет после индийцев льняную одежду стали носить жители Ассирии и Вавилона, а затем лен завоевал Египет, Древнюю Грецию и Рим.
Особенно высокого качества льняные ткани достигли в Египте. Легкие, почти прозрачные египетские льняные ткани ценились на вес золота в буквальном смысле слова.
Верховные жрецы Египта носили одежду только из льняных тканей. Мумии в саркофагах также облачали в льняные одежды. И через 5 тысяч лет они выглядели так, как будто сделаны вчера. К сожалению секреты египетских тканей не дошли до наших дней. И даже лучшие современные мастера этого дела не умеют получать ткани, такие как делали в Древнем Египте.
С незапамятных времен лен был известен также племенам, живущим на территории России. Красотой льняных одежд славян Поволжья восторгался в десятом веке арабский ученый Ибн Фадлан. Почетное место занимал лен и в Киевской Руси, о чем подробно рассказал древнерусский летописец Нестор в "Повести временных лет".
Льняные одежды в России носили простолюдины. Из толстых льняных волокон изготавливали прочную материю для корабельных парусов. А уж затем, предприимчивые портные из этой ткани стали шить известные всем джинсы. Выращивание льна в настоящее время очень сокращено. Вот почему льняные ткани достаточно дороги.
Ведущий:
Смотрите - кто это там ковыляет, ноги еле переставляет? (Входит Конопля, ковыляя, опираясь на палочку и охая)
Конопля:
Ох! Горе мне горькое! (Охает!)
Хлопок и лен: (вместе)
Бабушка, кто Вы?
Конопля:
Конопля я, деточки, травянистое растение, из стеблей которого изготовляли раньше пеньку и прядильное волокно, а из семян изготавливали конопляное масло, которое использовали для изготовления красок и в лампадах.
Пеньку же использовали для изготовления канатов, веревок так необходимых для парусного флота. А также делали мешковину - ткань для мешков. Затем стали использовать пеньку только для подмотки труб в местах их соединения для уплотнения резьбы. Мной набивали сальники. А теперь то что? Совсем про меня забыли! Одни только наркоманы и знают меня! Ох, несчастная я! Ох, горе мне горе!
Хлопок и лен:
Бабушка, не расстраивайтесь. Вот Вам стульчик. Посидите. Отдохните! (Успокаивают)
Ведущий:
А на другой улице, название которой “Волокна животного происхождения” жили еще две подружки “Шерсть” и “Шелк” (Выходят).
Шерсть:
Я - Шерсть! Одно из самых древних волокон. Самой подходящей оказалась шерсть овец, коз, лам и некоторых других животных.
Первые изделия из шерсти были изготовлены способом валяния. Видимо это было подсказано наблюдениями за животными. Расчесывая состриженную шерсть, человек научился валять из нее ковры, разнообразные покрытия. Таким же образом изготавливают валенки, фетровые шляпы и т.д.
Что же касается прядения шерсти, то оно появилось с развитием скотоводства, когда были выведены породы животных с более тонкой и длинной шерстью. Трудно определить, где впервые появились шерстяные ткани, скорее всего это были районы с холодным климатом, где шерсть была лучшего качества.
Мягкие шерстяные вещи - очень удобный вид одежды, широко используемый во всем мире. Такие вещи сохраняют тепло, хорошо носятся, держат форму, впитывают влагу, но не пропускают ее близко к коже.
Шерсть настолько ценна и полезна, что она используется неоднократно.
Шелк:
А я шелк! Это нить или ткань, изготовленная из тончайшей паутины тутового шелкопряда – гусеница. Паутина образует кокон, в котором гусеница в процессе своего развития превращается в бабочку.
Секрет изготовления шелка был известен китайцам около 4000 лет назад. Существует легенда о том, что молодая китайская императрица Си Линь Чи случайно опустила в воду кокон гусеницы и обнаружила, что блестящие нити кокона можно размотать. Сотни лет китайцы хранили секрет изготовления шелка. Затем секрет производства шелка попал в Японию примерно в третьем столетии нашей эры. А затем шелк стали производить в окрестностях Константинополя и далее по всей юго-западной Европе.
Ведущий:
А в районе “Искусственных волокон” так же есть улицы, на которых живут подружки. И так: на улице “Химических волокон” живут “Вискоза” и “Ацетатное волокно”. (Выходят)
Вискоза:
Я - вискоза! Самое дешевое волокно, так как меня производят из сравнительно мало очищенной клетчатки (целлюлозы) и с применением не очень дорогих химических реактивов. Вискозная нить, но более толстая и порубленная на мелкие куски, представляет собой штапельное волокно, из которого получают ткани, заменяющие хлопок.
Если вискозу продавливать не через фильеры, а через щель, то получается прозрачная пленка, известная как целлофан.
Вискозное волокно по красоте не уступает натуральным волокнам, но у него значительно снижена прочность во влажном состоянии.
Ацетатное волокно:
А я - ацетатное волокно. Получают меня из ацетилцеллюлозы. Используют в производстве тканей трикотажа, кинопленки, пластмасс, электроизоляции и так далее.
Отличаюсь я существенно от вискозы тем, что являюсь сложным эфиром целлюлозы. Ацетат не набухает в воде, меньше теряет прочность во влажном состоянии. Но по этой же причине хуже впитывает влагу, что снижает гигиенические свойства изделий из ацетатного волокна.
Ведущий:
А на улице “Синтетических волокон” живут две сестренки “Капрон” и “Нейлон” и их подружки “Лавсан” и “Хлорин”.
(Выходят. Капрон и Нейлон, держатся за руки)
Капрон:
Я капрон! Полиамидное волокно! В Германии меня называют "Дедерон", а в Чехии - "Силон" Наиболее ценное мое качество - это высокая прочность. Из капрона можно получить настолько тонкую нить, что 9 километров ее будут весить всего 1 грамм.
Нейлон:
А я - Нейлон. Первое полностью синтетическое волокно. Изготовляют меня из полиамидов. Я обладаю теми же свойствами, что и капрон, но только более теплостойкая.
Изделия из нейлона не гигроскопичны и не снижают своей прочности от влаги.
В настоящее время из нейлона и капрона изготовляют чулки, колготки, шарфы, искусственный мех, щетки, ткани для парашютов, ковровые изделия, обивочный материал и многое другое, в том числе и спец.одежду для парикмахеров, продавцов и т.д.
Лавсан:
Я - Лавсан! Полиэфирное волокно. Обладаю большой прочностью, устойчивостью к высоким температурам, свету. Используют меня в смеси с хлопком и шерстью. Изделия из таких тканей не мнутся и не теряют форму, вследствие чего изделия не нуждаются в частом глажении.
Хлорин:
А я - Хлорин! Изготавливают меня из полихлорвинила. Хлориновое волокно не горюче, на него не действуют ни щелочи, ни кислоты. Даже такой сильный окислитель как "царская водка" (смесь азотной и соляной кислот). Поэтому хлорин используется для изготовления материалов технического назначения: фильтровальный и прокладочный материал в аппаратах химической промышленности.
А также благодаря своей способности накапливать большое количество электрических зарядов на своей поверхности, его используют в качестве волокна для изготовления медицинского белья, используемого для лечения многих заболеваний.
Ведущий:
И вот однажды разгорелся между ними спор: “Кто самый нужный? Кто самый важный? Кто лучше всех?”
Все волокна:
(Каждый говорит о своих достоинствах и подчеркивает недостатки других)
Ведущий: (останавливая спорящих)
Все вы правы и все неправы. Каждый из вас обладает рядом хороших качеств и недостатков. Поэтому человек и научился использовать вас в сочетании друг с другом. Таким образом, получаются ткани отличного качества и свойств. И получили они название - смесовые. Поэтому не надо ссориться и выяснять, кто лучше, кто важнее. Самое лучшее - это ваша дружба, ваше сотрудничество!
Все волокна: (улыбаются друг другу и поют частушки)
ЧАСТУШКИ
Ах, подружки дорогие,
Мы расскажем вам сейчас
О различных видах ткани
Применяемых у нас.
Лучше хлопка, шелка, шерсти
Не найти изделий.
Только носятся они
Всего лишь две недели.
Стала гладить я капрон
Очень жарким утюгом,
Посмотрела, сердце сжалось
Только дырочка осталась.
На костюм идет нейлон,
Не боится грязи он.
Для нерях желаем шить,
Будут чистыми ходить.
Ткань хлорин болезни лечит
Ревматизм, порок излечит.
Надо в жизнь ее внедрить,
Чтоб лентяев излечить
Тоньше нити паутины
Научились получать
Из еловой древесины
“Ацетатной” нити прядь.
Как посмотришь на лавсан,
Так дивишься чудесам.
Ткань плотна, она не мнется
И дождю не поддается.
Мы хотим совет вам дать,
Чтоб от жизни не отстать,
Чтобы брюки вид имели
Ткань лавсан все заимели.
Мы пропели вам сейчас
Лишь о нескольких из нас.
Если каждого задеть
Будем год частушки петь.
Ведущий:
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Учитель:
Давайте вспомним окончание одной из сказок А.С.Пушкина: “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Так какой же урок мы с вами усвоили из нашей сказки?
Учащиеся:
Мы усвоили, что волокон очень много и они, как правило, используются вместе, то есть в виде смесовых тканей. А еще их очень трудно на глаз отличить друг от друга.
Учитель:
Вы совершенно правы! Но различить их все-таки можно. Давайте попробуем это проделась с вами. И так перед вами лежит инструкция по проведению практической работы “Распознание волокон”.
Внимательно прочтите ее и приступайте к выполнению. (Работа выполняется группами учащихся по количеству образцов волокон.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "РАСПОЗНОВАНИЕ ВОЛОКОН"
ОПЫТ № 1. Горение волокон.
Оборудование:
1. Образцы волокон
№ 1 - хлопок,
№ 2 - лен,
№ 3 - шерсть,
№ 4 - вискоза,
№ 5 - ацетат,
№ 6 - капрон,
№ 7 – хлорин.
2. Набор стекол.
3. Спиртовка.
Ход работы
Образец волокна вносят в пламя горелки, при этом отмечают следующее:
а) горение в пламени и вне пламени;
б) запах;
в) характер и цвет золы.
Наблюдения заносят в таблицу (смотри приложение).
ОПЫТ № 2. Действие органических растворителей, щелочей и кислот.
Оборудование:
1. Образцы волокон - хлопок, шерсть, ацетат, капрон, лавсан, хлорин.
2. Растворы: серная кислота, едкий натр, ацетон, уайт-спирит, вода.
3. Комплект пробирок в штативах.
Ход работы
В штативе 5 пробирок, которые пронумерованы от 1 до 5. В пробирки помещают образцы исследуемого волокна.
В пробирку №1 наливаем 2 мм серной кислоты; №2 – 2 мл едкого натра; №3 – 2 мл ацетона; №4 – 2 мл уайт-спирита; №5 – 2 мл воды.
При этом наблюдают изменения, которые также вносятся в таблицу, (смотри приложение).
Выводы:
Выводы делаются на основе теоретических и практических знаний, полученных на уроке о том, как и где лучше и практичнее использовать то или иное волокно и как его можно распознать.
Каждая группа знакомит остальных учащихся с итогом своей работы и выводом по ней. Заполняются графы таблицы.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Учащиеся знакомятся с теми оценками, которые они заработали на уроке и получают задание на дом: “Привести не менее двух примеров всех известных вам природных искусственных волокон, их применение и распознание”.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Урок-сказка по теме "Свойства воды".
» Козлович Ю.П.Модульный урок по теме:"Фосфор и его соединения"
» Урок химии с использованием интерактивной доски по теме "Фосфор и его соединения"
» Урок-сказка "Углерод"
» Урок-сказка "Кислород"
» Козлович Ю.П.Модульный урок по теме:"Фосфор и его соединения"
» Урок химии с использованием интерактивной доски по теме "Фосфор и его соединения"
» Урок-сказка "Углерод"
» Урок-сказка "Кислород"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 11 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42