Козлович Ю.П.Модульный урок по теме:"Фосфор и его соединения"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Козлович Ю.П.Модульный урок по теме:"Фосфор и его соединения"
Фосфор и его соединения
9 КЛАСС
Ю.П.КОЗЛОВИЧ,
учитель химии
(пос. Хани, Республика Саха (Якутия))
*УЭ – учебный элемент.
Из всех современных технологий обучения мне по душе пришлась модульная система обучения. Наверное, это связано с тем, что при такой системе работы нет насилия над умами учеников – не надо никого заставлять слушать учителя и насильно «вести за руку», решая задачи и упражнения.
Предлагаю вашему вниманию разработку модульного урока в 9-м классе «Фосфор и его соединения».
Хотелось бы отметить, что поначалу не все складывалось гладко – и ученики не были готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульного урока тратилось слишком много. Но зато потом результат не замедлил сказаться: даже самые отъявленные лодыри стали заинтересованы в собственном результате. Особенно после того, как я повесила «Экран успеваемости», где все баллы по каждому модульному уроку были налицо.
Цели. Узнать особенности строения атома фосфора, свойства фосфора и его соединений, биологическую роль и области применения соединений фосфора; научиться записывать уравнения химических реакций фосфора и его соединений; продолжить формировать навыки самостоятельной работы.
УЭ*-1. Входной контроль
Цель. Определить исходный уровень знаний о химических элементах V группы главной подгруппы, в том числе и фосфора.
Задание. Ответьте на вопросы, работайте вместе с классом. (Не забывайте выставлять баллы в лист контроля, см. приложение 1.)
1) Перечислите химические элементы, входящие в состав V группы главной подгруппы.
(1 балл.)
2) Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов химических элементов
V группы главной подгруппы?
(2 балла.)
3) В чем отличие строения атомов азота и фосфора?
(2 балла.)
УЭ-2.
Цель. Углубить и конкретизировать знания о строении атома фосфора.
Последовательность действий
1. Прочитайте в учебнике (Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2002) § 27, п. 1, с. 122. Изучите в опорном конспекте (приложение 2) блок «Строение атомов элементов V группы главной подгруппы».
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Больший или меньший радиус у атома фосфора по сравнению с атомом азота? Почему?
(2 балла.)
2) Какими свойствами – восстановительными или окислительными – обладает фосфор? Почему?
(2 балла.)
3) Перечислите степени окисления, которые может проявлять фосфор, и приведите примеры соединений с этими степенями окисления.
(3 балла.)
4) Какая степень окисления более и какая менее характерна для фосфора?
(3 балла.)
5) Составьте и напишите формулы следующих соединений фосфора:
а) фосфид магния;
б) фосфид алюминия;
в) оксид фосфора(V);
г) оксид фосфора(III).
(4 балла.)
6) Найдите и исправьте ошибки в следующем задании.
1-й вариант
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя.
УЭ-3.
Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать физические и химические свойства простого вещества фосфора.
Последовательность действий
1. Прочитайте в § 27 п. 2, с. 122–123. Изучите в опорном конспекте (см. приложение 2) блок «Свойства фосфора».
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Назовите аллотропные видоизменения фосфора.
(2 балла.)
2) Почему светится в темноте белый фосфор?
(3 балла.)
3) Сколько атомов содержится в молекуле белого фосфора?
(3 балла.)
4) Какой опыт доказывает, что белый фосфор огнеопасен?
(3 балла.)
5) Может ли произойти ошибка при выполнении письменного заказа на реактивы, в котором сказано: «...фосфора – 0,5 кг»? Ответ поясните.
(4 балла.)
6) В чистом виде кристаллы белого фосфора совершенно прозрачны и бесцветны, но на свету, находясь в безвоздушном пространстве, они мутнеют и краснеют. Чем это объясняется?
(5 баллов)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Строение молекулы белого фосфора Р4
3. Выполните упражнение в тетради для контрольных работ. Пользуйтесь опорным конспектом.
Задание. Закончите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.
(5 баллов.)
1-й вариант
а) К + Р … ;
б) Ba + Р ... ;
в) Р + О2 (изб.) … ;
г) Мg3Р2 + НСl … ;
д) Р + О2 (недост.) … .
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Горение фосфора
в стакане с кислородом
2-й вариант
а) Р + О2 (недост.) … ;
б) Na + Р … ;
в) Mg + P … ;
г) Р + О2 (изб.) … ;
д) Ba3Р2 + HCl … .
УЭ-4.
Цели. Самостоятельно изучить соединения фосфора, углубить знания о химических свойствах фосфора и его соединений.
Последовательность действий
1. Прочитайте в § 27 п. 3, с. 123. Изучите в опорном конспекте (см. приложение 2) блок «Соединения фосфора».
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Какие соединения фосфора наиболее устойчивы? С какой степенью окисления? Почему? Приведите примеры таких соединений.
(4 балла.)
2) Какими физическими свойствами обладает оксид фосфора(V)? Кислотные или основные свойства проявляет Р2О5? Что это значит?
(4 балла.)
3) Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида фосфора(V):
а) с основным оксидом;
б) со щелочью.
(4 балла.)
4) Какая кислота соответствует оксиду Р2О5? Охарактеризуйте ее физические свойства.
(3 балла.)
5) Почему ортофосфорная кислота образует три ряда солей? Приведите примеры этих солей.
(3 балла.)
6) Назовите качественный реактив на Н3РО4 и ее соли. Запишите уравнение соответствующей химической реакции в молекулярном и ионном видах.
(3 балла.)
7) Что представляет собой фосфин? Похож ли он на аммиак? Почему?
(3 балла.)
3. В тетрадях для контрольных работ напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения.
(8 баллов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
оследовательность действий
1. Прочитайте в § 27 пп. 4 и 5, с. 124.
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) В каких тканях организма человека химического элемента фосфора содержится больше всего?
(2 балла.)
2) В состав каких органических веществ входит химический элемент фосфор? Какова роль этих органических веществ в жизнедеятельности человека?
(3 балла.)
3) Каков смысл высказывания академика А.С.Ферсмана о фосфоре, что это «элемент жизни и мысли»?
(3 балла.)
4) Как осуществляется круговорот фосфора в природе?
(4 балла.)
5) Где применяется фосфор и его соединения?
(4 балла.)
3. Сформулируйте и запишите в тетрадь краткие сообщения: «Биологическое значение фосфора» и «Применение фосфора и его соединений».
(4 балла.)
УЭ-6. Подведение итогов урока
1. Прочитай еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени?
3. Подсчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку за урок.
• Если все задания выполнены, то сдайте тетрадь на проверку учителю, а дома повторите § 27.
• Если не все задания оказались вами сделаны, то продолжите выполнение модульной программы на следующем уроке, а дома повторите § 27.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
9 КЛАСС
Ю.П.КОЗЛОВИЧ,
учитель химии
(пос. Хани, Республика Саха (Якутия))
*УЭ – учебный элемент.
Из всех современных технологий обучения мне по душе пришлась модульная система обучения. Наверное, это связано с тем, что при такой системе работы нет насилия над умами учеников – не надо никого заставлять слушать учителя и насильно «вести за руку», решая задачи и упражнения.
Предлагаю вашему вниманию разработку модульного урока в 9-м классе «Фосфор и его соединения».
Хотелось бы отметить, что поначалу не все складывалось гладко – и ученики не были готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульного урока тратилось слишком много. Но зато потом результат не замедлил сказаться: даже самые отъявленные лодыри стали заинтересованы в собственном результате. Особенно после того, как я повесила «Экран успеваемости», где все баллы по каждому модульному уроку были налицо.
Цели. Узнать особенности строения атома фосфора, свойства фосфора и его соединений, биологическую роль и области применения соединений фосфора; научиться записывать уравнения химических реакций фосфора и его соединений; продолжить формировать навыки самостоятельной работы.
УЭ*-1. Входной контроль
Цель. Определить исходный уровень знаний о химических элементах V группы главной подгруппы, в том числе и фосфора.
Задание. Ответьте на вопросы, работайте вместе с классом. (Не забывайте выставлять баллы в лист контроля, см. приложение 1.)
1) Перечислите химические элементы, входящие в состав V группы главной подгруппы.
(1 балл.)
2) Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов химических элементов
V группы главной подгруппы?
(2 балла.)
3) В чем отличие строения атомов азота и фосфора?
(2 балла.)
УЭ-2.
Цель. Углубить и конкретизировать знания о строении атома фосфора.
Последовательность действий
1. Прочитайте в учебнике (Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2002) § 27, п. 1, с. 122. Изучите в опорном конспекте (приложение 2) блок «Строение атомов элементов V группы главной подгруппы».
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Больший или меньший радиус у атома фосфора по сравнению с атомом азота? Почему?
(2 балла.)
2) Какими свойствами – восстановительными или окислительными – обладает фосфор? Почему?
(2 балла.)
3) Перечислите степени окисления, которые может проявлять фосфор, и приведите примеры соединений с этими степенями окисления.
(3 балла.)
4) Какая степень окисления более и какая менее характерна для фосфора?
(3 балла.)
5) Составьте и напишите формулы следующих соединений фосфора:
а) фосфид магния;
б) фосфид алюминия;
в) оксид фосфора(V);
г) оксид фосфора(III).
(4 балла.)
6) Найдите и исправьте ошибки в следующем задании.
1-й вариант
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя.
УЭ-3.
Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать физические и химические свойства простого вещества фосфора.
Последовательность действий
1. Прочитайте в § 27 п. 2, с. 122–123. Изучите в опорном конспекте (см. приложение 2) блок «Свойства фосфора».
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Назовите аллотропные видоизменения фосфора.
(2 балла.)
2) Почему светится в темноте белый фосфор?
(3 балла.)
3) Сколько атомов содержится в молекуле белого фосфора?
(3 балла.)
4) Какой опыт доказывает, что белый фосфор огнеопасен?
(3 балла.)
5) Может ли произойти ошибка при выполнении письменного заказа на реактивы, в котором сказано: «...фосфора – 0,5 кг»? Ответ поясните.
(4 балла.)
6) В чистом виде кристаллы белого фосфора совершенно прозрачны и бесцветны, но на свету, находясь в безвоздушном пространстве, они мутнеют и краснеют. Чем это объясняется?
(5 баллов)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Строение молекулы белого фосфора Р4
3. Выполните упражнение в тетради для контрольных работ. Пользуйтесь опорным конспектом.
Задание. Закончите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.
(5 баллов.)
1-й вариант
а) К + Р … ;
б) Ba + Р ... ;
в) Р + О2 (изб.) … ;
г) Мg3Р2 + НСl … ;
д) Р + О2 (недост.) … .
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Горение фосфора
в стакане с кислородом
2-й вариант
а) Р + О2 (недост.) … ;
б) Na + Р … ;
в) Mg + P … ;
г) Р + О2 (изб.) … ;
д) Ba3Р2 + HCl … .
УЭ-4.
Цели. Самостоятельно изучить соединения фосфора, углубить знания о химических свойствах фосфора и его соединений.
Последовательность действий
1. Прочитайте в § 27 п. 3, с. 123. Изучите в опорном конспекте (см. приложение 2) блок «Соединения фосфора».
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) Какие соединения фосфора наиболее устойчивы? С какой степенью окисления? Почему? Приведите примеры таких соединений.
(4 балла.)
2) Какими физическими свойствами обладает оксид фосфора(V)? Кислотные или основные свойства проявляет Р2О5? Что это значит?
(4 балла.)
3) Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида фосфора(V):
а) с основным оксидом;
б) со щелочью.
(4 балла.)
4) Какая кислота соответствует оксиду Р2О5? Охарактеризуйте ее физические свойства.
(3 балла.)
5) Почему ортофосфорная кислота образует три ряда солей? Приведите примеры этих солей.
(3 балла.)
6) Назовите качественный реактив на Н3РО4 и ее соли. Запишите уравнение соответствующей химической реакции в молекулярном и ионном видах.
(3 балла.)
7) Что представляет собой фосфин? Похож ли он на аммиак? Почему?
(3 балла.)
3. В тетрадях для контрольных работ напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения.
(8 баллов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
оследовательность действий
1. Прочитайте в § 27 пп. 4 и 5, с. 124.
2. Обсудите в группе следующие вопросы:
1) В каких тканях организма человека химического элемента фосфора содержится больше всего?
(2 балла.)
2) В состав каких органических веществ входит химический элемент фосфор? Какова роль этих органических веществ в жизнедеятельности человека?
(3 балла.)
3) Каков смысл высказывания академика А.С.Ферсмана о фосфоре, что это «элемент жизни и мысли»?
(3 балла.)
4) Как осуществляется круговорот фосфора в природе?
(4 балла.)
5) Где применяется фосфор и его соединения?
(4 балла.)
3. Сформулируйте и запишите в тетрадь краткие сообщения: «Биологическое значение фосфора» и «Применение фосфора и его соединений».
(4 балла.)
УЭ-6. Подведение итогов урока
1. Прочитай еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени?
3. Подсчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку за урок.
• Если все задания выполнены, то сдайте тетрадь на проверку учителю, а дома повторите § 27.
• Если не все задания оказались вами сделаны, то продолжите выполнение модульной программы на следующем уроке, а дома повторите § 27.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Козлович Ю.П.Модуль по теме :"Алкины"
» Урок по химии в 9 классе на тему: «Фосфор и его соединения»
» Тесты по теме "Фосфор и его соединения"
» Тесты по теме "Фосфор и его соединения" (вариатив)
» Урок-сказка по теме: "Высокомолекулярные соединения. Волокна"
» Урок по химии в 9 классе на тему: «Фосфор и его соединения»
» Тесты по теме "Фосфор и его соединения"
» Тесты по теме "Фосфор и его соединения" (вариатив)
» Урок-сказка по теме: "Высокомолекулярные соединения. Волокна"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42