"Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения биолого-экологического направления в Малокомплектной школе"
Участников: 2
Страница 1 из 1
"Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения биолого-экологического направления в Малокомплектной школе"
Т. В. Цафт,
заместитель главного редактора журнала педагогов Казахстана «Коллеги»,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель биологии и химии КГУ ОШ № 134 г. Караганды.
«Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения проблем биолого-экологического направления Малокомплектной школы».
Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I,п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования. Существует ряд проблем малокомплектных школ (МКШ).
Малый контингент МКШ затрудняет организацию в этих школах профильного обучения. На сегодняшний день состояние материально-технической базы организаций образования не соответствует современным требованиям.
Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя.
Неравномерность плотности населения в стране обусловила региональный компонент данной проблемы. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и Казахстане в целом. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель.
Многие, услышав сочетание слов «малокомплектная школа», думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной деятельностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Да, в малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся - это социальное положение каждого учащегося малокомплектной школы.
Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона, пример: «Общеобразовательная школа № 134 г. Караганды», расположена в степной зоне станции Кокпекты (посёлок Солоничка). Следовательно, для решения проблем Малокомплектной школы поставлены определённые цели и задачи с учётом методики активной формы обучения. Активизируя познавательную деятельность школьников подразумевается целенаправленная педагогическая работа учителей по повышению уровня учебной активности учащихся, по стимулированию у них учебной активности. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся в практических и проектных видах исследований в области экологии и биологии, что немаловажно для МКШ. Значительно акцентируется познавательный интерес, как глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения, особенно, в сельской местности. Какие же методы обучения относятся к активным в малокомплектной школе по предмету «биология»? Методы обучения по источнику знаний делятся на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Все эти методы будут служить активизирующим потенциалом на уроках биологии и экологии в МКШ, если учитель будет их умело использовать. Для решения поставленной задачи при подготовке и проведении уроков в малокомплектных классах большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров, где в групповой деятельности просматривается внедрение в процесс работы на уроке биологии особая активная позиция, как слабомотивированных учащихся, так и способных учеников. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работы с книгой: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации, следовательно, определяется и методика ассистирования способными школьниками учебной программы в групповой деятельности. Особо, хотелось бы обратить внимание на внеклассную работу по биологии по программе ЗОЖ, подключая к мероприятиям медицинского работника и учителя физической культуры. В старших классах Малокомплектной школы, где с учётом специфики особо затруднительно, проводить научно-практические конференции, семинары, проектные биолого-экологические исследования, методика ассистирования учебного процесса способными школьниками в таких видах деятельности просто неоценима. При подготовке к семинару весь класс делится на группы и берет определённую тему, согласуя её с учителями и мед.работником, а учитель-биолог из данной группы назначает одного или несколько учеников-консультантов с повышенной мотивацией к обучению. Консультанты выполняют контролирующую и координирующую функцию: помогают подобрать литературу, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащихся и учителя. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся правильно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные всего на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся малокомплектных классов. Сложнее проводятся такие мероприятия в среднем звене малокомплектных классов, здесь необходимо обратить внимание на интересы учащихся 5-7 классов при изучении ботаники, зоологии, на экологические проблемы флоры и фауны, используя при этом интерактивное, мультимедийное оборудование, с внедрением в процесс обучения методики игровых технологий. Закрепить тематический материал необходимо с использованием практических и лабораторных работ на пришкольном участке. Разработанная методика развития исследовательских умений на уроках биологии может быть использована в практике школьного биологического образования, в практике внеклассной работы по биологии и экологии МКШ. Проведенное нами исследование дифференциации обучения на примерах биологии и сельскохозяйственного труда в условиях сельской школы позволяет сделать следующие выводы. Теоретически обоснован и разработан учебно-методический комплекс, позволяющий реализовать идею дифференциации обучения в сельской малочисленной школе, а также процедуру включения данного комплекса в учебный процесс. Обосновано положение, что содержание обучения биологии и экологии в неполной средней сельской малочисленной школе строится с учетом двух компонентов: инвариантной части и вариативной, что напрямую решает проблемы Малокомпклектной школы.
Список литературы:
1. Червонный М. А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (примеры разных стран)
2. Меньшикова С. Школа первоклассника Лени Долина // Тюменская область сегодня //1. Конституция Республики Казахстан.
2 .Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года.
3.Государственная программа развития образования
в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.
4. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010.
4. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г.
5. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы.
Г. А. Кажигалиева, Окыту-тәрбтелеу технологиясы.№ 4. 2008 г
6.К вопросу о формировании профессиональной компететности педагогов
сельских малокомплектных школ.А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин.
Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11)
7.Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан.
(проект) МОН РК. Астана. 2010.
заместитель главного редактора журнала педагогов Казахстана «Коллеги»,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель биологии и химии КГУ ОШ № 134 г. Караганды.
«Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения проблем биолого-экологического направления Малокомплектной школы».
Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I,п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования. Существует ряд проблем малокомплектных школ (МКШ).
Малый контингент МКШ затрудняет организацию в этих школах профильного обучения. На сегодняшний день состояние материально-технической базы организаций образования не соответствует современным требованиям.
Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя.
Неравномерность плотности населения в стране обусловила региональный компонент данной проблемы. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и Казахстане в целом. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель.
Многие, услышав сочетание слов «малокомплектная школа», думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной деятельностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Да, в малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся - это социальное положение каждого учащегося малокомплектной школы.
Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона, пример: «Общеобразовательная школа № 134 г. Караганды», расположена в степной зоне станции Кокпекты (посёлок Солоничка). Следовательно, для решения проблем Малокомплектной школы поставлены определённые цели и задачи с учётом методики активной формы обучения. Активизируя познавательную деятельность школьников подразумевается целенаправленная педагогическая работа учителей по повышению уровня учебной активности учащихся, по стимулированию у них учебной активности. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся в практических и проектных видах исследований в области экологии и биологии, что немаловажно для МКШ. Значительно акцентируется познавательный интерес, как глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения, особенно, в сельской местности. Какие же методы обучения относятся к активным в малокомплектной школе по предмету «биология»? Методы обучения по источнику знаний делятся на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Все эти методы будут служить активизирующим потенциалом на уроках биологии и экологии в МКШ, если учитель будет их умело использовать. Для решения поставленной задачи при подготовке и проведении уроков в малокомплектных классах большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров, где в групповой деятельности просматривается внедрение в процесс работы на уроке биологии особая активная позиция, как слабомотивированных учащихся, так и способных учеников. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работы с книгой: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации, следовательно, определяется и методика ассистирования способными школьниками учебной программы в групповой деятельности. Особо, хотелось бы обратить внимание на внеклассную работу по биологии по программе ЗОЖ, подключая к мероприятиям медицинского работника и учителя физической культуры. В старших классах Малокомплектной школы, где с учётом специфики особо затруднительно, проводить научно-практические конференции, семинары, проектные биолого-экологические исследования, методика ассистирования учебного процесса способными школьниками в таких видах деятельности просто неоценима. При подготовке к семинару весь класс делится на группы и берет определённую тему, согласуя её с учителями и мед.работником, а учитель-биолог из данной группы назначает одного или несколько учеников-консультантов с повышенной мотивацией к обучению. Консультанты выполняют контролирующую и координирующую функцию: помогают подобрать литературу, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащихся и учителя. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся правильно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные всего на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся малокомплектных классов. Сложнее проводятся такие мероприятия в среднем звене малокомплектных классов, здесь необходимо обратить внимание на интересы учащихся 5-7 классов при изучении ботаники, зоологии, на экологические проблемы флоры и фауны, используя при этом интерактивное, мультимедийное оборудование, с внедрением в процесс обучения методики игровых технологий. Закрепить тематический материал необходимо с использованием практических и лабораторных работ на пришкольном участке. Разработанная методика развития исследовательских умений на уроках биологии может быть использована в практике школьного биологического образования, в практике внеклассной работы по биологии и экологии МКШ. Проведенное нами исследование дифференциации обучения на примерах биологии и сельскохозяйственного труда в условиях сельской школы позволяет сделать следующие выводы. Теоретически обоснован и разработан учебно-методический комплекс, позволяющий реализовать идею дифференциации обучения в сельской малочисленной школе, а также процедуру включения данного комплекса в учебный процесс. Обосновано положение, что содержание обучения биологии и экологии в неполной средней сельской малочисленной школе строится с учетом двух компонентов: инвариантной части и вариативной, что напрямую решает проблемы Малокомпклектной школы.
Список литературы:
1. Червонный М. А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (примеры разных стран)
2. Меньшикова С. Школа первоклассника Лени Долина // Тюменская область сегодня //1. Конституция Республики Казахстан.
2 .Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года.
3.Государственная программа развития образования
в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.
4. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010.
4. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г.
5. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы.
Г. А. Кажигалиева, Окыту-тәрбтелеу технологиясы.№ 4. 2008 г
6.К вопросу о формировании профессиональной компететности педагогов
сельских малокомплектных школ.А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин.
Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11)
7.Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан.
(проект) МОН РК. Астана. 2010.
Цафт Татьяна- Пользователь
- Сообщения : 17
Дата регистрации : 2012-07-11
Место жительства : КГУ ОШ № 134 г. Караганда
Возраст : 63
Хобби : хобби журналистика
Re: "Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения биолого-экологического направления в Малокомплектной школе"
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадогматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коррелирующих аспектов.
С точки зpения банальной эpудиции каждый индивидуум, кpити чески мотивиpующий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии утопического субьективизма, концептуально интеpпpетиpуя общепpинятые дефанизиpующие поляpизатоpы, поэтому консенсус достигнутый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблему усовеpшенствования фоpмиpующих геотpансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коpеллиpующих аспектов. Исходя из этого, мы пpишли к выводу, что каждый пpоизвольно выбpанный пpидикативно абсоpбиpующий обьект pациональной мистической индукции можно дискpетно детеpминиpовать с аппликацией ситуационной паpадигмы коммуникативно-функционального типа пpи наличии детектоpно-аpхаического дистpибутивного обpаза в Гилбеpтовом конвеpгенционном пpостpанстве, однако пpи паpаллельном колабоpационном анализе спектpогpафичеких множеств, изомоpфно pелятивных к мультиполосным гипеpболическим паpаболоидам, интеpпpетиpующим антpопоцентpический
многочлен Hео-Лагpанжа, возникает позиционный сигнификатизм гентильной теоpии психоанализа, в pезультате чего надо пpинять во внимание следующее: поскольку не только эзотеpический, но и экзистенциальный аппеpцепциониpованный энтpополог антецедентно пассивизиpованный высокоматеpиальной субстанцией, обладает пpизматической идиосинхpацией, но так как валентностный фактоp отpицателен, то и соответственно антагонистический дискpедитизм дегpадиpует в эксгибиционном напpавлении, поскольку находясь в пpепубеpтатном состоянии, пpактически каждый субьект, меланхолически осознавая эмбpиональную клаустоpофобию, может экстpаполиpовать любой пpоцесс интегpации и диффеpенциации в обоих напpавлениях, отсюда следует, что в pезультате синхpонизации, огpаниченной минимально допустимой интеpполяцией обpаза, все методы конвеpгенционной концепции тpебуют пpактически тpадиционных тpансфоpмаций неоколониализма. Hеоколонии, pазмножающиеся почкованием, имеют вегетационный пеpиод от тpех до восьми фенотипических гомозигот, но все они являются лишь фундаментальным базисом социогенетической надстpойки кpиогенно-кpеативного пpоцесса геpонтологизации. Увеличить этот базис можно с помощью гектаплазменного ускоpителя биоинеpтных коллоидных клеток контагиозной конкpетизации, однако введение конкpетизации влечет за собой пpименение методов теоpии множеств и дистpибутивного анализа, что обусловлено тем, что тpансцендентальная поликонденсация неpонос поpы в пеpплексном хаосе может инбабулиpовать комплексный моpфоз только тогда, когда конституент доминанты квазитенденциально уни веpсален и пpоисходит довольно внезапно. Очевидно, что все выше сказанное пpоливает свет на теоpию пpедикативных ощущений субьек та, абсолютно нефункциональных в условиях абстpактного хаоса.
С точки зpения банальной эpудиции каждый индивидуум, кpити чески мотивиpующий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии утопического субьективизма, концептуально интеpпpетиpуя общепpинятые дефанизиpующие поляpизатоpы, поэтому консенсус достигнутый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблему усовеpшенствования фоpмиpующих геотpансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коpеллиpующих аспектов. Исходя из этого, мы пpишли к выводу, что каждый пpоизвольно выбpанный пpидикативно абсоpбиpующий обьект pациональной мистической индукции можно дискpетно детеpминиpовать с аппликацией ситуационной паpадигмы коммуникативно-функционального типа пpи наличии детектоpно-аpхаического дистpибутивного обpаза в Гилбеpтовом конвеpгенционном пpостpанстве, однако пpи паpаллельном колабоpационном анализе спектpогpафичеких множеств, изомоpфно pелятивных к мультиполосным гипеpболическим паpаболоидам, интеpпpетиpующим антpопоцентpический
многочлен Hео-Лагpанжа, возникает позиционный сигнификатизм гентильной теоpии психоанализа, в pезультате чего надо пpинять во внимание следующее: поскольку не только эзотеpический, но и экзистенциальный аппеpцепциониpованный энтpополог антецедентно пассивизиpованный высокоматеpиальной субстанцией, обладает пpизматической идиосинхpацией, но так как валентностный фактоp отpицателен, то и соответственно антагонистический дискpедитизм дегpадиpует в эксгибиционном напpавлении, поскольку находясь в пpепубеpтатном состоянии, пpактически каждый субьект, меланхолически осознавая эмбpиональную клаустоpофобию, может экстpаполиpовать любой пpоцесс интегpации и диффеpенциации в обоих напpавлениях, отсюда следует, что в pезультате синхpонизации, огpаниченной минимально допустимой интеpполяцией обpаза, все методы конвеpгенционной концепции тpебуют пpактически тpадиционных тpансфоpмаций неоколониализма. Hеоколонии, pазмножающиеся почкованием, имеют вегетационный пеpиод от тpех до восьми фенотипических гомозигот, но все они являются лишь фундаментальным базисом социогенетической надстpойки кpиогенно-кpеативного пpоцесса геpонтологизации. Увеличить этот базис можно с помощью гектаплазменного ускоpителя биоинеpтных коллоидных клеток контагиозной конкpетизации, однако введение конкpетизации влечет за собой пpименение методов теоpии множеств и дистpибутивного анализа, что обусловлено тем, что тpансцендентальная поликонденсация неpонос поpы в пеpплексном хаосе может инбабулиpовать комплексный моpфоз только тогда, когда конституент доминанты квазитенденциально уни веpсален и пpоисходит довольно внезапно. Очевидно, что все выше сказанное пpоливает свет на теоpию пpедикативных ощущений субьек та, абсолютно нефункциональных в условиях абстpактного хаоса.
Re: "Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения биолого-экологического направления в Малокомплектной школе"
Спасибо за своеобразный комментарий!
Цафт Татьяна- Пользователь
- Сообщения : 17
Дата регистрации : 2012-07-11
Место жительства : КГУ ОШ № 134 г. Караганда
Возраст : 63
Хобби : хобби журналистика
Похожие темы
» "Основополагающие аспекты экологического воспитания общеобразовательного пространства Малокомплектной школы""
» "Альтернативная энергетика в Малокомплектной школе"
» "Замечательная встреча в Малокомплектной школе"
» Управление современной школой. Комплект №3. "Технологии, методики и сценарии обучения"
» Чернобельская Г.М.Методика обучения химии в средней школе
» "Альтернативная энергетика в Малокомплектной школе"
» "Замечательная встреча в Малокомплектной школе"
» Управление современной школой. Комплект №3. "Технологии, методики и сценарии обучения"
» Чернобельская Г.М.Методика обучения химии в средней школе
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42