Н.Е.Дерябина.Основные классы неорганических веществ.(учебник -тетрадь по химиии).Часть 3
Страница 1 из 1
Н.Е.Дерябина.Основные классы неорганических веществ.(учебник -тетрадь по химиии).Часть 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Продолжение.предыдущая часть
Глава 4.
Kлассы неорганических соединений
с точки зрения электролитической диссоциации
4.1. Kислоты, основания и амфотерные гидроксиды
как электролиты
Электрический ток – это направленное движение электрически заряженных частиц. Вещества, в которых заряженные частицы могут перемещаться на значительные расстояния, называются проводниками. В металлах (проводниках I рода) такими частицами являются электроны. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток за счет перемещения ионов, называются электролитами (проводниками II рода).
Процесс распада электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией (от лат. dissociatio – разделение) (рис. 4.1).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4.1.
Диссоциация электролита с:
а – молекулярной;
б – кристаллической структурой
(ионный кристалл)
Kислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли являются электролитами; вода и большинство оксидов – неэлектролиты.
В водных растворах одни электролиты полностью распадаются на ионы, другие – частично (часть молекул электролита остается в растворе в недиссоциированном виде) (рис. 4.2). Чем больше молекул электролита распадается на ионы, тем сильнее электролит. Диссоциация сильных электролитов – необратимый процесс, слабых – обратимый (обратный процесс называется ассоциация).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Многоосновные кислоты (содержащие несколько атомов Н) и многокислотные основания (содержащие несколько ОН-групп) диссоциируют ступенчато, отделяя на каждой ступени по одному иону Н+ или ОН–, причем доля диссоциированных частиц при переходе от одной ступени к другой резко уменьшается (в растворе в основном находятся ионы, образованные по первой ступени диссоциации). Это связано с тем, что на следующих ступенях ион Н+ или ОН– должен оторваться уже не от нейтральной частицы, а от противоположно заряженного иона, что значительно труднее.
Схема ступенчатой диссоциации фосфорной кислоты:
H3PO4 ⇔ H+ + H2PO4–,
H2PO4– ⇔ H+ + HPO42–,
HPO42– ⇔ H+ + PO43–.
Схема ступенчатой диссоциации гидроксида железа(III):
Fe(OH)3⇔ Fe(OH)2+ + OH–,
Fe(OH)2+⇔ FeOH2+ + OH–,
FeOH2+ ⇔ Fe3+ + OH–.
У амфотерных гидроксидов (от греч. amphoteros – и тот и другой) диссоциация может одновременно протекать как с отщеплением ионов водорода, так и с отщеплением гидроксид-ионов, т.е. и по кислотному, и по основному типу.
Амфотерные гидроксиды – электролиты, образующие при диссоциации одновременно катионы Н+ и анионы ОН–.
Схема диссоциации амфотерных гидроксидов:
М++ OH– ⇔ МOH = HМO ⇔ H++ МO–.
Амфотерные гидроксиды в кислой среде ведут себя как основания, а в щелочной среде – как кислоты.
K амфотерным гидроксидам относятся:
Be(OH)2, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Sn(OH)2, Al(OH)3, Sb(OH)3, Fe(OH)3, Cr(OH)3 и некоторые другие. Все они слабые электролиты и диссоциируют ступенчато.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Упражнение 2. Напиши уравнения электролитической диссоциации по первой ступени:НNO3 .....,
NaОН ......,
Ba(OH)2 ......,
HCl ......,
Fe(OH)2 ....., Ca(OH)2 .....,
H2SO4 .....,
H2SO3 ......,
KOH .....,
H3PO4 ......, Sr(OH)2 ......,
NH4OH ......,
Mg(OH)2 ......,
H2Cr2O7 ......,
HMnO4 ......
Упражнение 3. Напиши уравнения электролитической диссоциации следующих кислот и оснований (по всем ступеням):
Н2SO4, Ba(OH)2, HNO3, H2S, H3PO4, NH4OH.
Одной линией подчеркни ионы, которых в растворе больше остальных, двумя – ионы, которых в растворе меньше остальных.
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
Упражнение 4. Запиши ионы, которые образуются в результате диссоциации электролитов, в порядке уменьшения их количества в растворе (где это возможно).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
............................................................................................................
............................................................................................................
Упражнение 7. Подчеркни фо
рмулы гидроксидов, способных диссоциировать:
а) по типу кислоты – прямой линией;
б) в кислой среде по типу кислоты – волнистой линией:
KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, H2SO3,
Be(OH)2, HClO, Zn(OH)2, HNO3, Cr(OH)3.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Упражнение 2. Подчеркни формулы электролитов, которые:
а) диссоциируют только по одной ступени – одной чертой;
б) диссоциируют по двум ступеням – двумя чертами;
в) диссоциируют по трем ступеням – тремя чертами.
KOH, Al(OH)3, AlCl3, H2SO3, Be(OH)2, HClO, Zn(OH)2, K2Cr2O7, Fe(OH)3,
H3BO3, H2CO3, Na2CO3, NaHCO3, HNO3, H2SiO3, H3PO4, NaHSO4,
NaClO4, Ga(OH)3, H4GeO4, K2HPO4, H3AsO4, H2SеO4, FeOHCl2, CsOH,
Sr3(PO4)2, Fe(OH)2Cl, NH4OH, Na2SO4, KCl.
Упражнение 3. Подчеркни: а) прямой линией названия веществ, при диссоциации которых в воде образуются ионы гидроксония H3O+; б) волнистой линией названия веществ, при диссоциации которых в воде образуются гидроксид-ионы OH–.
Дигидрофосфат лития, азотная кислота, гидросульфит калия, гидроксид натрия, гидрокарбонат натрия, дигидроксохлорид железа(III), гидроксид алюминия, хлороводород, сернистая кислота, сульфат натрия, дигидроксид цинка.
Упражнение 4. Из предложенных ионов составь формулы веществ:
а) Н+, Са2+, SO42–, МnO4– .............................................................................. ;
б) Nа+, Мg2+, СrO42–, I– ................................................................................. ;
в) K+, Ва2+, СО32–, СlO3– ................................................................................. ;
г) Н+, Аl3+, ОН–, РО43– .................................................................................. .
Из ионов Н+, Sr2+, ОН–, СO32– составь формулы кислоты, кислой соли, средней соли, основания: ................................................................................. .
продолжение следует
Продолжение.предыдущая часть
Глава 4.
Kлассы неорганических соединений
с точки зрения электролитической диссоциации
4.1. Kислоты, основания и амфотерные гидроксиды
как электролиты
Электрический ток – это направленное движение электрически заряженных частиц. Вещества, в которых заряженные частицы могут перемещаться на значительные расстояния, называются проводниками. В металлах (проводниках I рода) такими частицами являются электроны. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток за счет перемещения ионов, называются электролитами (проводниками II рода).
Процесс распада электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией (от лат. dissociatio – разделение) (рис. 4.1).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4.1.
Диссоциация электролита с:
а – молекулярной;
б – кристаллической структурой
(ионный кристалл)
Kислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли являются электролитами; вода и большинство оксидов – неэлектролиты.
В водных растворах одни электролиты полностью распадаются на ионы, другие – частично (часть молекул электролита остается в растворе в недиссоциированном виде) (рис. 4.2). Чем больше молекул электролита распадается на ионы, тем сильнее электролит. Диссоциация сильных электролитов – необратимый процесс, слабых – обратимый (обратный процесс называется ассоциация).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Многоосновные кислоты (содержащие несколько атомов Н) и многокислотные основания (содержащие несколько ОН-групп) диссоциируют ступенчато, отделяя на каждой ступени по одному иону Н+ или ОН–, причем доля диссоциированных частиц при переходе от одной ступени к другой резко уменьшается (в растворе в основном находятся ионы, образованные по первой ступени диссоциации). Это связано с тем, что на следующих ступенях ион Н+ или ОН– должен оторваться уже не от нейтральной частицы, а от противоположно заряженного иона, что значительно труднее.
Схема ступенчатой диссоциации фосфорной кислоты:
H3PO4 ⇔ H+ + H2PO4–,
H2PO4– ⇔ H+ + HPO42–,
HPO42– ⇔ H+ + PO43–.
Схема ступенчатой диссоциации гидроксида железа(III):
Fe(OH)3⇔ Fe(OH)2+ + OH–,
Fe(OH)2+⇔ FeOH2+ + OH–,
FeOH2+ ⇔ Fe3+ + OH–.
У амфотерных гидроксидов (от греч. amphoteros – и тот и другой) диссоциация может одновременно протекать как с отщеплением ионов водорода, так и с отщеплением гидроксид-ионов, т.е. и по кислотному, и по основному типу.
Амфотерные гидроксиды – электролиты, образующие при диссоциации одновременно катионы Н+ и анионы ОН–.
Схема диссоциации амфотерных гидроксидов:
М++ OH– ⇔ МOH = HМO ⇔ H++ МO–.
Амфотерные гидроксиды в кислой среде ведут себя как основания, а в щелочной среде – как кислоты.
K амфотерным гидроксидам относятся:
Be(OH)2, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Sn(OH)2, Al(OH)3, Sb(OH)3, Fe(OH)3, Cr(OH)3 и некоторые другие. Все они слабые электролиты и диссоциируют ступенчато.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Упражнение 2. Напиши уравнения электролитической диссоциации по первой ступени:НNO3 .....,
NaОН ......,
Ba(OH)2 ......,
HCl ......,
Fe(OH)2 ....., Ca(OH)2 .....,
H2SO4 .....,
H2SO3 ......,
KOH .....,
H3PO4 ......, Sr(OH)2 ......,
NH4OH ......,
Mg(OH)2 ......,
H2Cr2O7 ......,
HMnO4 ......
Упражнение 3. Напиши уравнения электролитической диссоциации следующих кислот и оснований (по всем ступеням):
Н2SO4, Ba(OH)2, HNO3, H2S, H3PO4, NH4OH.
Одной линией подчеркни ионы, которых в растворе больше остальных, двумя – ионы, которых в растворе меньше остальных.
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
.................................................. ..................................................
Упражнение 4. Запиши ионы, которые образуются в результате диссоциации электролитов, в порядке уменьшения их количества в растворе (где это возможно).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
............................................................................................................
............................................................................................................
Упражнение 7. Подчеркни фо
рмулы гидроксидов, способных диссоциировать:
а) по типу кислоты – прямой линией;
б) в кислой среде по типу кислоты – волнистой линией:
KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, H2SO3,
Be(OH)2, HClO, Zn(OH)2, HNO3, Cr(OH)3.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Упражнение 2. Подчеркни формулы электролитов, которые:
а) диссоциируют только по одной ступени – одной чертой;
б) диссоциируют по двум ступеням – двумя чертами;
в) диссоциируют по трем ступеням – тремя чертами.
KOH, Al(OH)3, AlCl3, H2SO3, Be(OH)2, HClO, Zn(OH)2, K2Cr2O7, Fe(OH)3,
H3BO3, H2CO3, Na2CO3, NaHCO3, HNO3, H2SiO3, H3PO4, NaHSO4,
NaClO4, Ga(OH)3, H4GeO4, K2HPO4, H3AsO4, H2SеO4, FeOHCl2, CsOH,
Sr3(PO4)2, Fe(OH)2Cl, NH4OH, Na2SO4, KCl.
Упражнение 3. Подчеркни: а) прямой линией названия веществ, при диссоциации которых в воде образуются ионы гидроксония H3O+; б) волнистой линией названия веществ, при диссоциации которых в воде образуются гидроксид-ионы OH–.
Дигидрофосфат лития, азотная кислота, гидросульфит калия, гидроксид натрия, гидрокарбонат натрия, дигидроксохлорид железа(III), гидроксид алюминия, хлороводород, сернистая кислота, сульфат натрия, дигидроксид цинка.
Упражнение 4. Из предложенных ионов составь формулы веществ:
а) Н+, Са2+, SO42–, МnO4– .............................................................................. ;
б) Nа+, Мg2+, СrO42–, I– ................................................................................. ;
в) K+, Ва2+, СО32–, СlO3– ................................................................................. ;
г) Н+, Аl3+, ОН–, РО43– .................................................................................. .
Из ионов Н+, Sr2+, ОН–, СO32– составь формулы кислоты, кислой соли, средней соли, основания: ................................................................................. .
продолжение следует
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Н.Е.Дерябина.Основные классы неорганических веществ.(учебник -тетрадь по химиии).Часть 2
» Н.Е.Дерябина.Основные классы неорганических веществ.(учебник -тетрадь по химии).Часть 1
» Р. Шиленков Тетрадь для учебной работы по химии по теме "Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации"(часть 7)
» Р. Шиленков Тетрадь для учебной работы по химии по теме "Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации"(часть 8)
» Р. Шиленков Тетрадь для учебной работы по химии по теме "Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации"(часть 9)
» Н.Е.Дерябина.Основные классы неорганических веществ.(учебник -тетрадь по химии).Часть 1
» Р. Шиленков Тетрадь для учебной работы по химии по теме "Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации"(часть 7)
» Р. Шиленков Тетрадь для учебной работы по химии по теме "Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации"(часть 8)
» Р. Шиленков Тетрадь для учебной работы по химии по теме "Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации"(часть 9)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42