Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 1)
Страница 1 из 1
Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 1)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С о д е р ж а н и е
Предисловие
Химия – наука практическая, и лабораторные работы – неотъемлемая составная часть уроков химии. Курс качественного химического анализа открывает дополнительные возможности для обучения этой дисциплине. Данный химический практикум может быть реализован в виде факультатива или элективного курса для 9-х классов, а также для 10–11-х классов химического, биологического и других естественно-научных профилей.
Цели курса:
• знакомство с методами аналитической химии;
• овладение навыками практической работы с химическими веществами;
• углубление знаний по курсу неорганической химии;
• рассмотрение некоторых вопросов из теоретических основ химии;
• приобретение новых знаний;
• обучение умению систематизировать и обобщать полученные знания.
Программа практикума рассчитана на 34 ч учебного времени (26 ч + 8 ч резервного времени, сдвоенные уроки один раз в две недели). Классы желательно разделить на две подгруппы, которые поочередно посещают химический практикум.
Курс основан на кислотно-основном методе разделения и определения ионов. Групповыми реагентами в этом случае являются соляная и серная кислоты, растворы гидроксида натрия и аммиака. В основе метода лежит различная растворимость в воде хлоридов, сульфатов и гидроксидов, амфотерные свойства гидроксидов некоторых элементов и способность к образованию растворимых комплексных соединений с аммиаком.
В рамках данного курса наиболее удобной является классификация катионов, соответствующая последовательности их разделения:
I группа: Ag+, Pb2+ – осаждаются соляной кислотой;
II группа: Ca2+, Sr2+, Ba2+ – осаждаются серной кислотой;
III группа: Al3+, Cr3+, Zn2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, растворяющиеся в избытке щелочи;
IV группа: Co2+, Ni2+, Cu2+, Cd2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, растворяющиеся в избытке раствора аммиака;
V группа: Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, не растворяющиеся под действием щелочи или аммиака;
VI группа: K+, Na+, NH4+ – не осаждаются под действием кислот и щелочей.
Классификация анионов основана на их отношении к солям бария и серебра:
I группа: SO42–, SO32–, S2O32–, CO32–, SiO32– – осаждаются хлоридом бария в нейтральном или слабощелочном растворе;
II группа: Cl–, Br–, I–, NCS– – осаждаются нитратом серебра в присутствии 2М азотной кислоты;
III группа: NO3–, NO2–, CH3COO– – не осаждаются солями бария и серебра.
Практические занятия начинаются с приготовления растворов, которые в дальнейшем используются для выполнения лабораторных работ. Дальнейшие уроки посвящены изучению свойств катионов и анионов различных групп. Полученные знания, умения и навыки проверяются при анализе контрольных растворов, в которых нужно обнаружить один или несколько ионов.
Проводить опыты лучше с использованием пробирок для полумикроанализа. Если пробирки бо?льшего объема, то необходимо пропорционально увеличить количества реагентов.
Каждая лабораторная работа начинается с формулировки цели и включает перечень реактивов и оборудования, подробное описание хода опытов, форму записи уравнений реакций и наблюдаемых явлений, а также вопросы и задания, которые позволяют обсудить полученные результаты и проверить усвоение материала.
Правила работы в лаборатории
Следует:
1. До выполнения опыта:
– внимательно прочитать его описание, а также рубрику “Обсуждение результатов”;
– написать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах;
– с рабочего места убрать посторонние предметы и в дальнейшем содержать его в чистоте.
2. При выполнении опыта:
– бережно относиться к оборудованию лаборатории, реактивам и материалам;
– брать только рекомендованные в описании количества реагентов;
– соблюдать последовательность введения реагентов;
– тщательно перемешивать растворы после добавления очередной порции реагентов.
3. По окончании опыта:
– вымыть химическую посуду, убрать рабочее место, выключить воду, электроприборы, газ, погасить спиртовки или сухое горючее;
– тщательно вымыть руки, так как многие вещества, с которыми приходится соприкасаться, вредны для организма человека.
Запрещается:
– нарушать комплектность приборов, установок, штативов и ящиков с реактивами;
– проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной лабораторной работой;
– принимать пищу в кабинете химии;
– пить воду из химической посуды;
– возвращать в банки и капельницы с реактивами избыточные количества сухих реагентов и растворов и оставлять сосуды с реактивами открытыми.
В случае плохого самочувствия или получения травмы (порезы, ожоги) немедленно сообщайте об этом учителю или лаборанту.
Лабораторная работа № 1.
Приготовление раствора заданного состава
Цель работы. Научиться готовить растворы заданной концентрации, используя весы и мерную посуду, определять концентрацию приготовленного раствора по его плотности.
Реактивы. Соль заданного состава (кристаллогидрат).
Оборудование. Весы, стакан, цилиндр, мерная колба, воронка, промывалка, ареометр, справочные данные о плотности и массовой доле растворов (Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. М.: Химия, 1987; [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Описание опыта.
1) Получите у учителя индивидуальное задание на приготовление определенного объема раствора соли заданного состава. Заполните соответствующие графы таблицы.
2) Запишите в соответствующей графе таблицы молярную массу соли (кристаллогидрата).
3) Рассчитайте массу вещества, необходимую для приготовления раствора, и запишите ее в таблицу.
4) Взвесьте вещество в стакане. Высыпьте его через воронку в мерную колбу. Остатки вещества смойте струей воды из промывалки. Налейте в мерную колбу воду примерно на 1/3. Круговыми движениями перемешивайте содержимое колбы до полного растворения вещества.
5) Доведите объем раствора до метки. Мениск воды должен быть установлен так, чтобы плоскость верхнего края линии градуировки была горизонтальна и проходила через нижнюю точку мениска; линия взгляда при этом должна находиться в той же плоскости (рис. 1).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
6) Налейте раствор в цилиндр и измерьте его плотность ареометром, занесите полученное значение в таблицу.
7) По справочным данным о плотности растворов различного состава постройте графическую зависимость плотности раствора вещества от его массовой доли (рис. 2). По экспериментальному значению плотности найдите массовую долю вещества в растворе и рассчитайте фактическую молярную концентрацию, а затем – относительную ошибку. Занесите эти сведения в таблицу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С о д е р ж а н и е
Предисловие
Правила работы в лаборатории
Лабораторная работа № 1. Приготовление раствора заданного состава
Лабораторная работа № 2. Катионы, осаждаемые соляной кислотой (Ag+, Pb2+)
Лабораторная работа № 3. Катионы, осаждаемые серной кислотой (Сa2+, Sr2+, Ba2+)
Лабораторная работа № 4. Катионы, осаждаемые аммиаком (Al3+, Cr3+, Zn2+)
Лабораторная работа № 5. Катионы, осаждаемые щелочами (Co2+, Ni2+, Cu2+, Cd2+)
Лабораторная работа № 6. Катионы, осаждаемые щелочами и аммиаком (Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+)
Лабораторная работа № 7. Катионы, не осаждаемые кислотами, щелочами и аммиаком (Na+, K+, NH4+)
Лабораторная работа № 8. Определение катиона
Лабораторная работа № 9. Определение катионов в смеси
Лабораторная работа № 10. Анионы
Лабораторная работа № 11. Определение аниона
Лабораторная работа № 12. Определение анионов в смеси
Лабораторная работа № 13. Определение соли
Предисловие
Химия – наука практическая, и лабораторные работы – неотъемлемая составная часть уроков химии. Курс качественного химического анализа открывает дополнительные возможности для обучения этой дисциплине. Данный химический практикум может быть реализован в виде факультатива или элективного курса для 9-х классов, а также для 10–11-х классов химического, биологического и других естественно-научных профилей.
Цели курса:
• знакомство с методами аналитической химии;
• овладение навыками практической работы с химическими веществами;
• углубление знаний по курсу неорганической химии;
• рассмотрение некоторых вопросов из теоретических основ химии;
• приобретение новых знаний;
• обучение умению систематизировать и обобщать полученные знания.
Программа практикума рассчитана на 34 ч учебного времени (26 ч + 8 ч резервного времени, сдвоенные уроки один раз в две недели). Классы желательно разделить на две подгруппы, которые поочередно посещают химический практикум.
Курс основан на кислотно-основном методе разделения и определения ионов. Групповыми реагентами в этом случае являются соляная и серная кислоты, растворы гидроксида натрия и аммиака. В основе метода лежит различная растворимость в воде хлоридов, сульфатов и гидроксидов, амфотерные свойства гидроксидов некоторых элементов и способность к образованию растворимых комплексных соединений с аммиаком.
В рамках данного курса наиболее удобной является классификация катионов, соответствующая последовательности их разделения:
I группа: Ag+, Pb2+ – осаждаются соляной кислотой;
II группа: Ca2+, Sr2+, Ba2+ – осаждаются серной кислотой;
III группа: Al3+, Cr3+, Zn2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, растворяющиеся в избытке щелочи;
IV группа: Co2+, Ni2+, Cu2+, Cd2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, растворяющиеся в избытке раствора аммиака;
V группа: Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+ – образуют малорастворимые гидроксиды, не растворяющиеся под действием щелочи или аммиака;
VI группа: K+, Na+, NH4+ – не осаждаются под действием кислот и щелочей.
Классификация анионов основана на их отношении к солям бария и серебра:
I группа: SO42–, SO32–, S2O32–, CO32–, SiO32– – осаждаются хлоридом бария в нейтральном или слабощелочном растворе;
II группа: Cl–, Br–, I–, NCS– – осаждаются нитратом серебра в присутствии 2М азотной кислоты;
III группа: NO3–, NO2–, CH3COO– – не осаждаются солями бария и серебра.
Практические занятия начинаются с приготовления растворов, которые в дальнейшем используются для выполнения лабораторных работ. Дальнейшие уроки посвящены изучению свойств катионов и анионов различных групп. Полученные знания, умения и навыки проверяются при анализе контрольных растворов, в которых нужно обнаружить один или несколько ионов.
Проводить опыты лучше с использованием пробирок для полумикроанализа. Если пробирки бо?льшего объема, то необходимо пропорционально увеличить количества реагентов.
Каждая лабораторная работа начинается с формулировки цели и включает перечень реактивов и оборудования, подробное описание хода опытов, форму записи уравнений реакций и наблюдаемых явлений, а также вопросы и задания, которые позволяют обсудить полученные результаты и проверить усвоение материала.
Правила работы в лаборатории
Следует:
1. До выполнения опыта:
– внимательно прочитать его описание, а также рубрику “Обсуждение результатов”;
– написать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах;
– с рабочего места убрать посторонние предметы и в дальнейшем содержать его в чистоте.
2. При выполнении опыта:
– бережно относиться к оборудованию лаборатории, реактивам и материалам;
– брать только рекомендованные в описании количества реагентов;
– соблюдать последовательность введения реагентов;
– тщательно перемешивать растворы после добавления очередной порции реагентов.
3. По окончании опыта:
– вымыть химическую посуду, убрать рабочее место, выключить воду, электроприборы, газ, погасить спиртовки или сухое горючее;
– тщательно вымыть руки, так как многие вещества, с которыми приходится соприкасаться, вредны для организма человека.
Запрещается:
– нарушать комплектность приборов, установок, штативов и ящиков с реактивами;
– проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной лабораторной работой;
– принимать пищу в кабинете химии;
– пить воду из химической посуды;
– возвращать в банки и капельницы с реактивами избыточные количества сухих реагентов и растворов и оставлять сосуды с реактивами открытыми.
В случае плохого самочувствия или получения травмы (порезы, ожоги) немедленно сообщайте об этом учителю или лаборанту.
Лабораторная работа № 1.
Приготовление раствора заданного состава
Цель работы. Научиться готовить растворы заданной концентрации, используя весы и мерную посуду, определять концентрацию приготовленного раствора по его плотности.
Реактивы. Соль заданного состава (кристаллогидрат).
Оборудование. Весы, стакан, цилиндр, мерная колба, воронка, промывалка, ареометр, справочные данные о плотности и массовой доле растворов (Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. М.: Химия, 1987; [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Описание опыта.
1) Получите у учителя индивидуальное задание на приготовление определенного объема раствора соли заданного состава. Заполните соответствующие графы таблицы.
2) Запишите в соответствующей графе таблицы молярную массу соли (кристаллогидрата).
3) Рассчитайте массу вещества, необходимую для приготовления раствора, и запишите ее в таблицу.
4) Взвесьте вещество в стакане. Высыпьте его через воронку в мерную колбу. Остатки вещества смойте струей воды из промывалки. Налейте в мерную колбу воду примерно на 1/3. Круговыми движениями перемешивайте содержимое колбы до полного растворения вещества.
5) Доведите объем раствора до метки. Мениск воды должен быть установлен так, чтобы плоскость верхнего края линии градуировки была горизонтальна и проходила через нижнюю точку мениска; линия взгляда при этом должна находиться в той же плоскости (рис. 1).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
6) Налейте раствор в цилиндр и измерьте его плотность ареометром, занесите полученное значение в таблицу.
7) По справочным данным о плотности растворов различного состава постройте графическую зависимость плотности раствора вещества от его массовой доли (рис. 2). По экспериментальному значению плотности найдите массовую долю вещества в растворе и рассчитайте фактическую молярную концентрацию, а затем – относительную ошибку. Занесите эти сведения в таблицу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 3)
» Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 2)
» Прохорова К. Качественный химический анализ. Практикум для школьников.
» Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"
» Дерябина Г.И. и др.Практикум по органической химии.Часть I
» Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 2)
» Прохорова К. Качественный химический анализ. Практикум для школьников.
» Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"
» Дерябина Г.И. и др.Практикум по органической химии.Часть I
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42