Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 3)
Страница 1 из 1
Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 3)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Лабораторная работа № 3.
Катионы, осаждаемые серной кислотой (Ca2+, Sr2+, Ba2+)
Цель работы. Научиться выделять, распознавать и отделять друг от друга катионы Ca2+, Sr2+, Ba2+.
Общая характеристика катионов. Образуют малорастворимые сульфаты.
Групповой реагент: H2SO4 (водный раствор).
Реактивы. Растворы (0,1 М): хлоридов кальция, стронция, бария, карбоната аммония, дихромата калия, гидроортофосфата натрия, оксалата аммония; растворы (1 М): хромата натрия, серной, соляной и уксусной кислот.
Оборудование. Пробирки, нихромовая проволока, газовая горелка, предметное стекло, микроскоп, справочные данные о растворимости солей кальция, стронция и бария (Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997).
Опыт 1. Взаимодействие с H2SO4
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель разбавленной серной кислоты.
2) На предметное стекло поместите каплю раствора хлорида кальция, рядом поместите каплю серной кислоты. Стеклянной палочкой соедините капли, дайте постоять и рассмотрите под микроскопом кристаллы (главным образом по краям капли).
Оформление результатов. Заполните таблицу 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Примечание. Сульфат кальция выпадает в осадок в виде дигидрата.
Обсуждение результатов.
Почему сульфаты кальция, стронция и бария переходят в раствор под действием концентрированной серной кислоты? (Напишите уравнения реакций.)
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………... .
Сульфаты кальция, стронция и бария переводят в карбонаты, многократно обрабатывая насыщенным раствором карбоната натрия, каждый раз сливая жидкость с осадка. Как полученные карбонаты можно перевести в раствор? (Напишите уравнения реакций.)
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………... .
Опыт 2. Взаимодействие с (NH4)2CO3
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора карбоната аммония.
2) К выпавшим осадкам прилейте по несколько капель уксусной кислоты.
Оформление результатов. Заполните таблицу 2.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
бсуждение результатов.
По справочным данным сравните растворимость сульфатов и карбонатов кальция, стронция, бария. Как она меняется при изменении катиона и аниона?
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………….. .
Опыт 3. Взаимодействие с K2Cr2O7
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора дихромата калия.
2) К выпавшему осадку прилейте немного соляной кислоты.
Оформление результатов. Заполните таблицу 3.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Почему в условиях опыта не образуются осадки хроматов кальция и стронция?
………………………………………………………………………….. .
Почему осадок хромата бария растворим в сильных кислотах?
………………………………………………………………………….. .
Можно ли эту реакцию использовать для отделения бария от стронция и кальция?
………………………………………………………………………… .
Опыт 4. Взаимодействие с Na2CrO4
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель концентрированного раствора хромата натрия.
2) К выпавшим осадкам прилейте немного уксусной кислоты.
Оформление результатов. Заполните таблицу 4.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Почему в условиях опыта не образуется осадок хромата кальция?
………………………………………………………………………… .
Почему для перевода хромата стронция в дихромат достаточно такой слабой кислоты, как уксусная?
………………………………………………………………………… .
Почему хромат бария не переходит в раствор под действием уксусной кислоты?
………………………………………………………………………… .
Можно ли эту реакцию использовать для разделения бария, стронция и кальция?
………………………………………………………………………… .
Опыт 5. Взаимодействие с (NH4)2C2O4
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Сa2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора оксалата аммония.
2) К выпавшим осадкам добавьте соляную кислоту.
Оформление результатов. Заполните таблицу 5.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Кислые оксалаты кальция, стронция и бария растворимы в воде. Почему оксалаты бария и стронция растворимы в слабой уксусной кислоте, а оксалат кальция нет?
………………………………………………………………………… .
Опыт 6. Взаимодействие с Na2HPO4
Описание опыта.
В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора гидроортофосфата натрия.
Оформление результатов. Заполните таблицу 6.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
В условиях опыта в осадок выпадают гидроортофосфаты кальция, стронция и бария. Чем они отличаются от гидроортофосфатов серебра и свинца?
…………………………………………………………………………... .
Какие соли ортофосфорной кислоты и кальция, стронция, бария растворимы в воде?
…………………………………………………………………………... .
Опыт 7. Окрашивание пламени
1) В бесцветное пламя газовой горелки внесите нихромовую проволоку, смоченную в растворе хлорида кальция.
2) Промойте проволоку в соляной кислоте, прокалите ее и проделайте то же самое с хлоридами стронция и бария.
Оформление результатов. Заполните таблицу 7.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Где используется способность солей щелочно-земельных элементов окрашивать пламя?
………………………………………………………………………….. .
Как отделить катионы кальция, стронция и бария от катионов серебра и свинца?
……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………….. .
Как разделить катионы кальция, стронция и бария при совместном присутствии?
Лабораторная работа № 3.
Катионы, осаждаемые серной кислотой (Ca2+, Sr2+, Ba2+)
Цель работы. Научиться выделять, распознавать и отделять друг от друга катионы Ca2+, Sr2+, Ba2+.
Общая характеристика катионов. Образуют малорастворимые сульфаты.
Групповой реагент: H2SO4 (водный раствор).
Реактивы. Растворы (0,1 М): хлоридов кальция, стронция, бария, карбоната аммония, дихромата калия, гидроортофосфата натрия, оксалата аммония; растворы (1 М): хромата натрия, серной, соляной и уксусной кислот.
Оборудование. Пробирки, нихромовая проволока, газовая горелка, предметное стекло, микроскоп, справочные данные о растворимости солей кальция, стронция и бария (Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997).
Опыт 1. Взаимодействие с H2SO4
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель разбавленной серной кислоты.
2) На предметное стекло поместите каплю раствора хлорида кальция, рядом поместите каплю серной кислоты. Стеклянной палочкой соедините капли, дайте постоять и рассмотрите под микроскопом кристаллы (главным образом по краям капли).
Оформление результатов. Заполните таблицу 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Примечание. Сульфат кальция выпадает в осадок в виде дигидрата.
Обсуждение результатов.
Почему сульфаты кальция, стронция и бария переходят в раствор под действием концентрированной серной кислоты? (Напишите уравнения реакций.)
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………... .
Сульфаты кальция, стронция и бария переводят в карбонаты, многократно обрабатывая насыщенным раствором карбоната натрия, каждый раз сливая жидкость с осадка. Как полученные карбонаты можно перевести в раствор? (Напишите уравнения реакций.)
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………... .
Опыт 2. Взаимодействие с (NH4)2CO3
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора карбоната аммония.
2) К выпавшим осадкам прилейте по несколько капель уксусной кислоты.
Оформление результатов. Заполните таблицу 2.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
бсуждение результатов.
По справочным данным сравните растворимость сульфатов и карбонатов кальция, стронция, бария. Как она меняется при изменении катиона и аниона?
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………….. .
Опыт 3. Взаимодействие с K2Cr2O7
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора дихромата калия.
2) К выпавшему осадку прилейте немного соляной кислоты.
Оформление результатов. Заполните таблицу 3.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Почему в условиях опыта не образуются осадки хроматов кальция и стронция?
………………………………………………………………………….. .
Почему осадок хромата бария растворим в сильных кислотах?
………………………………………………………………………….. .
Можно ли эту реакцию использовать для отделения бария от стронция и кальция?
………………………………………………………………………… .
Опыт 4. Взаимодействие с Na2CrO4
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель концентрированного раствора хромата натрия.
2) К выпавшим осадкам прилейте немного уксусной кислоты.
Оформление результатов. Заполните таблицу 4.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Почему в условиях опыта не образуется осадок хромата кальция?
………………………………………………………………………… .
Почему для перевода хромата стронция в дихромат достаточно такой слабой кислоты, как уксусная?
………………………………………………………………………… .
Почему хромат бария не переходит в раствор под действием уксусной кислоты?
………………………………………………………………………… .
Можно ли эту реакцию использовать для разделения бария, стронция и кальция?
………………………………………………………………………… .
Опыт 5. Взаимодействие с (NH4)2C2O4
Описание опыта.
1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Сa2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора оксалата аммония.
2) К выпавшим осадкам добавьте соляную кислоту.
Оформление результатов. Заполните таблицу 5.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Кислые оксалаты кальция, стронция и бария растворимы в воде. Почему оксалаты бария и стронция растворимы в слабой уксусной кислоте, а оксалат кальция нет?
………………………………………………………………………… .
Опыт 6. Взаимодействие с Na2HPO4
Описание опыта.
В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора гидроортофосфата натрия.
Оформление результатов. Заполните таблицу 6.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
В условиях опыта в осадок выпадают гидроортофосфаты кальция, стронция и бария. Чем они отличаются от гидроортофосфатов серебра и свинца?
…………………………………………………………………………... .
Какие соли ортофосфорной кислоты и кальция, стронция, бария растворимы в воде?
…………………………………………………………………………... .
Опыт 7. Окрашивание пламени
1) В бесцветное пламя газовой горелки внесите нихромовую проволоку, смоченную в растворе хлорида кальция.
2) Промойте проволоку в соляной кислоте, прокалите ее и проделайте то же самое с хлоридами стронция и бария.
Оформление результатов. Заполните таблицу 7.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обсуждение результатов.
Где используется способность солей щелочно-земельных элементов окрашивать пламя?
………………………………………………………………………….. .
Как отделить катионы кальция, стронция и бария от катионов серебра и свинца?
……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………….. .
Как разделить катионы кальция, стронция и бария при совместном присутствии?
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 1)
» Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 2)
» Прохорова К. Качественный химический анализ. Практикум для школьников.
» Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"
» Дерябина Г.И.Практикум по органической химии.Часть 2.
» Савинкина Е.В.Химический практикум.Качественный анализ.Лабораторный журнал(часть 2)
» Прохорова К. Качественный химический анализ. Практикум для школьников.
» Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"
» Дерябина Г.И.Практикум по органической химии.Часть 2.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42