Лаптева Н.А. Самостоятельная работа учащихся на уроках химии
Страница 1 из 1
Лаптева Н.А. Самостоятельная работа учащихся на уроках химии
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся на уроках химии
Н.А.Лаптева,
учитель школы № 49
(г. Слюдянка, Иркутская обл.)
Самостоятельная работа учащихся всегда очень актуальна, т.к. без систематического повторения и закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний. Важную роль при этом играют упражнения и задачи, которые выполняются на уроке и дома. Чем больше задач и упражнений будет иметь учитель по теме каждого урока, тем лучше он сможет организовать самостоятельную работу учащихся. Необходимо составить и подобрать такие варианты, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей детей, характера их ошибок и сложности учебного материала. Систематически выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями, овладевают определенными навыками самообразования.
Для проверки знаний учащихся и при организации самостоятельной работы в классе можно использовать тестовые задания с выбором ответа. На это уходит сравнительно немного времени на уроке.
В каждом классе по различным темам я составила тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний учащихся. Например, в 8-м классе табл. 1 можно использовать при изучении нескольких тем, составляя различные задания.
Таблица 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение» я даю задание: выписать из табл. 1 оксиды и назвать их. При изучении темы «Водород. Кислоты. Соли» – задание: найти в табл. 1 кислоты или соли и назвать их. При обобщении знаний об основных классах неорганических соединений можно составить, например, такие задания.
1. Какая соль получится при взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди(II)?
2. С какими оксидами из табл. 1 реагирует серная кислота?
3. Какое вещество получается при взаимодействии оксида калия с водой?
4. Какая соль получится при взаимодействии избытка оксида натрия с фосфорной кислотой?
5. С какими оксидами из табл. 1 реагирует гидроксид калия.
6. Какое вещество получится при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой?
При изучении и закреплении этих тем можно использовать расширенную табл. 2.
К табл. 2 я составляю задания, с помощью которых проверяю усвоение номенклатуры неорганических соединений.
Таблица 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Используя данные табл. 3, легко составить задания, а также найти пути их решения.
Вариант I
1. К какому типу относится каждая реакция:
а) 2H2 + O2 = 2H2O;
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;
в) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2;
г) KOH + HCl = KCl + H2O?
2. Какое вещество получается при взаимодействии кислотного и основного оксидов?
3. С чем должен прореагировать основный оксид, чтобы получилась щелочь?
Вариант II
1. К какому типу относится каждая реакция:
а) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O;
б) S + O2 = SO2;
в) 2HgO = 2Hg + O2;
г) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2?
2. Какие вещества получаются в реакции нейтрализации?
3. Какие вещества получаются при взаимодействии металла с кислотой?
В курсе органической химии 10-го класса при изучении и обобщении тем «Алканы», «Алкены», «Алкадиены», «Арены» я использую табл. 4.
Данные табл. 4 помогают при выполнении заданий по обобщению темы «Непредельные углеводороды».
Таблица 4
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задание. Используя табл. 4, укажите:
1) алкены, не имеющие изомеров;
2) общую формулу гомологического ряда алкенов;
3) общую формулу алканов;
4) чем являются по отношению друг к другу вещества ряда этилена;
5) формулу, передающую качественный и количественный состав всех изомеров и гомологов алкенов;
6) название связей в алкинах;
7) тип гибридизации в алкенах;
тип гибридизации в алкинах;
9) длину связи в алкинах;
10) общую формулу алкадиенов;
11) валентный угол в молекуле этилена;
12) валентный угол в молекуле ацетилена;
13) вещества, относящиеся к алкинам;
14) вещества, относящиеся к алкадиенам.
В разделе «Кислородсодержащие органические соединения» я использую табл. 5.
Задание. Используя табл. 5, укажите:
1) общую формулу одноатомных спиртов;
2) общую формулу карбоновых кислот;
3) функциональную группу альдегидов;
4) гомологи метанола;
5) продукт взаимодействия этанола с натрием;
6) гомологи муравьиной кислоты;
7) функциональную группу карбоновых кислот;
продукт окисления этаналя;
9) продукт восстановления этаналя;
10) гомологи метаналя;
11) продукт этерификации муравьиной кислоты;
12) метилэтиловый эфир;
13) вещества, с которыми реагируют карбоновые кислоты;
14) продукты окисления этанола;
15) вещества, с которыми реагируют спирты;
16) хлоруксусную кислоту;
17) общую формулу сложных эфиров;
18) пропантриол-1,2,3;
19) реактив для качественной реакции на альдегиды.
Такие таблицы для самостоятельной работы и контроля знаний учащихся у меня составлены по многим темам неорганической и органической химии, что позволяет быстро и оперативно проверить и закрепить знания учащихся.
Таблица 5
Строение кислородсодержащих органических соединений
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Н.А.Лаптева,
учитель школы № 49
(г. Слюдянка, Иркутская обл.)
Самостоятельная работа учащихся всегда очень актуальна, т.к. без систематического повторения и закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний. Важную роль при этом играют упражнения и задачи, которые выполняются на уроке и дома. Чем больше задач и упражнений будет иметь учитель по теме каждого урока, тем лучше он сможет организовать самостоятельную работу учащихся. Необходимо составить и подобрать такие варианты, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей детей, характера их ошибок и сложности учебного материала. Систематически выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями, овладевают определенными навыками самообразования.
Для проверки знаний учащихся и при организации самостоятельной работы в классе можно использовать тестовые задания с выбором ответа. На это уходит сравнительно немного времени на уроке.
В каждом классе по различным темам я составила тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний учащихся. Например, в 8-м классе табл. 1 можно использовать при изучении нескольких тем, составляя различные задания.
Таблица 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение» я даю задание: выписать из табл. 1 оксиды и назвать их. При изучении темы «Водород. Кислоты. Соли» – задание: найти в табл. 1 кислоты или соли и назвать их. При обобщении знаний об основных классах неорганических соединений можно составить, например, такие задания.
1. Какая соль получится при взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди(II)?
2. С какими оксидами из табл. 1 реагирует серная кислота?
3. Какое вещество получается при взаимодействии оксида калия с водой?
4. Какая соль получится при взаимодействии избытка оксида натрия с фосфорной кислотой?
5. С какими оксидами из табл. 1 реагирует гидроксид калия.
6. Какое вещество получится при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой?
При изучении и закреплении этих тем можно использовать расширенную табл. 2.
К табл. 2 я составляю задания, с помощью которых проверяю усвоение номенклатуры неорганических соединений.
Таблица 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Используя данные табл. 3, легко составить задания, а также найти пути их решения.
Вариант I
1. К какому типу относится каждая реакция:
а) 2H2 + O2 = 2H2O;
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;
в) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2;
г) KOH + HCl = KCl + H2O?
2. Какое вещество получается при взаимодействии кислотного и основного оксидов?
3. С чем должен прореагировать основный оксид, чтобы получилась щелочь?
Вариант II
1. К какому типу относится каждая реакция:
а) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O;
б) S + O2 = SO2;
в) 2HgO = 2Hg + O2;
г) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2?
2. Какие вещества получаются в реакции нейтрализации?
3. Какие вещества получаются при взаимодействии металла с кислотой?
В курсе органической химии 10-го класса при изучении и обобщении тем «Алканы», «Алкены», «Алкадиены», «Арены» я использую табл. 4.
Данные табл. 4 помогают при выполнении заданий по обобщению темы «Непредельные углеводороды».
Таблица 4
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задание. Используя табл. 4, укажите:
1) алкены, не имеющие изомеров;
2) общую формулу гомологического ряда алкенов;
3) общую формулу алканов;
4) чем являются по отношению друг к другу вещества ряда этилена;
5) формулу, передающую качественный и количественный состав всех изомеров и гомологов алкенов;
6) название связей в алкинах;
7) тип гибридизации в алкенах;
тип гибридизации в алкинах;
9) длину связи в алкинах;
10) общую формулу алкадиенов;
11) валентный угол в молекуле этилена;
12) валентный угол в молекуле ацетилена;
13) вещества, относящиеся к алкинам;
14) вещества, относящиеся к алкадиенам.
В разделе «Кислородсодержащие органические соединения» я использую табл. 5.
Задание. Используя табл. 5, укажите:
1) общую формулу одноатомных спиртов;
2) общую формулу карбоновых кислот;
3) функциональную группу альдегидов;
4) гомологи метанола;
5) продукт взаимодействия этанола с натрием;
6) гомологи муравьиной кислоты;
7) функциональную группу карбоновых кислот;
продукт окисления этаналя;
9) продукт восстановления этаналя;
10) гомологи метаналя;
11) продукт этерификации муравьиной кислоты;
12) метилэтиловый эфир;
13) вещества, с которыми реагируют карбоновые кислоты;
14) продукты окисления этанола;
15) вещества, с которыми реагируют спирты;
16) хлоруксусную кислоту;
17) общую формулу сложных эфиров;
18) пропантриол-1,2,3;
19) реактив для качественной реакции на альдегиды.
Такие таблицы для самостоятельной работы и контроля знаний учащихся у меня составлены по многим темам неорганической и органической химии, что позволяет быстро и оперативно проверить и закрепить знания учащихся.
Таблица 5
Строение кислородсодержащих органических соединений
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Чумакова И.Н.Использование психокоррекционных упражнений для развития внимания учащихся в классах ЗПР на уроках химии»
» Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
» Лебедева Л. В.Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы
» Баринова Т. С.Внеклассная работа по химии – проектно-исследовательская деятельность учащихся
» Семенова Е.А.Самостоятельная работа - Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
» Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
» Лебедева Л. В.Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы
» Баринова Т. С.Внеклассная работа по химии – проектно-исследовательская деятельность учащихся
» Семенова Е.А.Самостоятельная работа - Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42