Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
Клевцова Ольга Ивановна, учитель химии и биологииАктивная самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке является одним из результатов внедрения ЛО обучения . На которое переходят многие образовательные учреждения в рамках современной педагогической концепции. Наиболее доступной технологией для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении школьников является модульная технология. Это связано с тем, что основные методы данной технологии хорошо известны учителям и широко применяются в практике формирующего и развивающего обучения:
метод самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками;
частично-поисковые и проблемные методы;
метод опорных сигналов и т. п.
Знакомы учителям и формы работы:
лекция;
семинар;
консультация;
зачёт и т. п.
Назначение данной технологии: организовать самостоятельное учение школьников; удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями; развивать интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением.
Модуль представляет собой комплекс методических рекомендаций по нахождению и изучению материала, комплекса дидактических материалов и заданий для выходного контроля.
На начальном этапе по применению модульной технологии большинство учителей используют уже готовые модули предлагаемые в методпособиях, предметных журналах.
В начале своей работы с модулями, учитель неизбежно сталкивается с определёнными затруднениями. Одним из них является неподготовленность учащихся к такой форме деятельности. Ученики, обучаясь в системе формирующих и развивающих технологий, чаще всего не умеют самостоятельно планировать свою учебную деятельность, объективно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности. Поэтому, многие педагоги, внедряя данную технологию, не сразу получают требуемый результат. Но не следует сразу разочаровываться в этой технологии. Постепенно ученики адаптируются к новой форме деятельности, и работать им становится легче. Учитель при этом освободится от функции информатора и контролёра и получит возможность проводить консультационно-координационную работу с учащимися.
Как сделать такой адаптивный переход с привычных развивающих технологий на новую ЛО технологию с наименьшими затратами времени, средств на тиражирование модульных пособий и не нанося при этом ущерб качеству освоения программного материала учащимися? Вот проблема над которой работают многие, находя свои оптимальные пути решения.
В данной работе предлагается один из вариантов внедрения модульной технологии в обучении химии.
Попытки применения модулей на уроках химии в старших классах, казалось бы, более самостоятельных, вызывают затруднения. Старшеклассники довольно долго адаптируются к новой форме работы. Слишком глубоко укоренилась привычка «работать по шаблону». Поэтому резкий переход к не просто самостоятельному изучению материала, но и планированию своей деятельности, самоанализу, самоконтролю вызывает у них трудности и, как следствие, снижение качества усвоения материала. Из этого следует, что начинать вводить элементы модульной технологии нужно на более раннем этапе. По химии это в 8 классе, если нет пропедевтического курса в 7 классе. Важным показателем готовности класса к внедрению модульной технологии является уровень развития межпредметных умений: техника чтения, умение работать с текстом и рисунками и т. п. Тема для введения новой технологии должна содержать не сложный материал для усвоения учащимися, и не большого объёма. Учащиеся не должны так сразу перегружаться работой и на уроке и дома, доделывая то , что не успели. Это может вызвать резкое негативное отношение к новой форме обучения и поставить психологический барьер на пути внедрения новой технологии. Особенно у той части учащихся, которые привыкли «отсиживаться» за спинами более активных одноклассников. Теперь им придётся работать самостоятельно на каждом уроке.
Эмоционально-психологический настрой учащихся очень важен, т.к. цель внедрения данной технологии: организация самостоятельного мотивационного учения школьников.
Итак, выбираем тему. Подходящей в курсе химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна является тема «Соединения химических элементов», т.к. изучается в основном только состав соединений, их классификация и названия, закрепляются уже приобретённые понятия, и развиваются уже приобретённые умения. Помимо этого, классы соединений химических элементов будут изучаться в следующей теме «Свойства растворов электролитов», где повторяются сведения о соединениях, и можно устранить пробелы в знаниях, если возникнет такая необходимость.
Пример урока. Тема: «Кислоты»
Цель урока: изучить состав, классификацию и названия кислот.
Задачи:
формировать знания о составе и классификации неорганических кислот и их названиях, умения определять принадлежность веществ к классу кислот по формулам и называть их;
развивать навыки самостоятельного учения (планирование своей деятельности, ориентируясь на собственный уровень усвоения материала, работа с учебником и модульным пособием);
воспитывать.
Оборудование: образцы неорганических кислот, тарелки с нарезанными фруктами (яблоки, апельсины, лимоны),драже витамина С, универсальная индикаторная бумага, модульные пособия.
На доске: дата и тема урока, опорный конспект приложение 3, таблица с этапами урока и графой для записи «лучших».
I. Организационный момент
1. Мотивация.
Учащимся на пробу предлагаются кусочки различных фруктов и витамин С, с просьбой определить какие они на вкус. Делается вывод о происхождении названия класса. Учащиеся знакомятся с образцами неорганических кислот в склянках. Проводится проба индикаторной бумагой. Сравнивая результаты действия кислот из склянок и фруктов, учащиеся делают вывод о сходных свойствах . Учитель обращает внимание на то, что не все кислоты можно пробовать на вкус и объясняет правила обращения с кислотами на уроках и в быту. Далее делается сравнение действия на индикаторы кислот и оснований.
2. Ознакомление с темой урока, его задачами ( по модульным пособиям) и формой деятельности учащихся на уроке.
II. Проверка усвоения материала предыдущего урока
Игра «Лото» (Приложение 1)
Учащиеся работают в группах, сформированных в начале изучения раздела. Ведущими являются ученики, выбранные лучшими на прошлом уроке. Задача детей: узнать на карте лото формулы оксидов и оснований по названиям, которые зачитывает ведущий ученик, и закрыть их фишками малыми или большими. Большие фишки выдаёт ведущий игроку, первому, угадавшему формулу. Побеждает ученик закрывший игровое поле наибольшим количеством больших фишек. По окончанию игры ученики-ведущие сообщают фамилии лучших игроков. На доске записываются фамилии лучших учеников на данном этапе урока.
III. Изучение нового материала
1. Самостоятельная работа с учебником по модульным пособиям (Приложение 2)
Учащиеся работают по пути предложенному в графе «Задания и рекомендации для изучения темы» пункты 1-3.
2. Беседа по вопросам и заданиям модульного пособия и дополнение опорного конспекта на доске, начатого на втором уроке раздела. По результатам беседы учащиеся выбирают наиболее активных участников, их фамилии записываются на доске.
IV. Закрепление изученного материала
1. Выполнение проверочных работ. На уроке обязательно выполнить задания со значком , показывающие усвоение минимума содержания.
2. Самопроверка. Ученики проверяют своё решение по листам «Ответы и решения», в модульных пособиях отмечают в графе «Самопроверка» правильно выполненные задания - плюсом, неправильно выполненные – минусом. Производится подсчёт учеников, выполнивших верно все задания с треугольником, затем из них – дополнительно решивших задания с четырёхугольником и звёздочкой. Фамилии лучших учеников на данном этапе урока записываются на доске.
V. Подведение итогов урока
1. Выясняется в ходе беседы с учениками на сколько выполнены учебные элементы урока, т.е сколько учеников считает что справились с задачами урока.
2. Выставляются оценки «лучшим», записанным на доске. Остальные ученики самостоятельно определяют свою оценку по результатам проверочных работ, но в журнал данная оценка не выставляется.
VI. Домашнее задание
Изучить параграф 19. Проработать задания проверочных работ, выполненные на уроке с ошибками. Завершить работу с модульным пособием на достаточном для себя уровне.
метод самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками;
частично-поисковые и проблемные методы;
метод опорных сигналов и т. п.
Знакомы учителям и формы работы:
лекция;
семинар;
консультация;
зачёт и т. п.
Назначение данной технологии: организовать самостоятельное учение школьников; удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями; развивать интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением.
Модуль представляет собой комплекс методических рекомендаций по нахождению и изучению материала, комплекса дидактических материалов и заданий для выходного контроля.
На начальном этапе по применению модульной технологии большинство учителей используют уже готовые модули предлагаемые в методпособиях, предметных журналах.
В начале своей работы с модулями, учитель неизбежно сталкивается с определёнными затруднениями. Одним из них является неподготовленность учащихся к такой форме деятельности. Ученики, обучаясь в системе формирующих и развивающих технологий, чаще всего не умеют самостоятельно планировать свою учебную деятельность, объективно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности. Поэтому, многие педагоги, внедряя данную технологию, не сразу получают требуемый результат. Но не следует сразу разочаровываться в этой технологии. Постепенно ученики адаптируются к новой форме деятельности, и работать им становится легче. Учитель при этом освободится от функции информатора и контролёра и получит возможность проводить консультационно-координационную работу с учащимися.
Как сделать такой адаптивный переход с привычных развивающих технологий на новую ЛО технологию с наименьшими затратами времени, средств на тиражирование модульных пособий и не нанося при этом ущерб качеству освоения программного материала учащимися? Вот проблема над которой работают многие, находя свои оптимальные пути решения.
В данной работе предлагается один из вариантов внедрения модульной технологии в обучении химии.
Попытки применения модулей на уроках химии в старших классах, казалось бы, более самостоятельных, вызывают затруднения. Старшеклассники довольно долго адаптируются к новой форме работы. Слишком глубоко укоренилась привычка «работать по шаблону». Поэтому резкий переход к не просто самостоятельному изучению материала, но и планированию своей деятельности, самоанализу, самоконтролю вызывает у них трудности и, как следствие, снижение качества усвоения материала. Из этого следует, что начинать вводить элементы модульной технологии нужно на более раннем этапе. По химии это в 8 классе, если нет пропедевтического курса в 7 классе. Важным показателем готовности класса к внедрению модульной технологии является уровень развития межпредметных умений: техника чтения, умение работать с текстом и рисунками и т. п. Тема для введения новой технологии должна содержать не сложный материал для усвоения учащимися, и не большого объёма. Учащиеся не должны так сразу перегружаться работой и на уроке и дома, доделывая то , что не успели. Это может вызвать резкое негативное отношение к новой форме обучения и поставить психологический барьер на пути внедрения новой технологии. Особенно у той части учащихся, которые привыкли «отсиживаться» за спинами более активных одноклассников. Теперь им придётся работать самостоятельно на каждом уроке.
Эмоционально-психологический настрой учащихся очень важен, т.к. цель внедрения данной технологии: организация самостоятельного мотивационного учения школьников.
Итак, выбираем тему. Подходящей в курсе химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна является тема «Соединения химических элементов», т.к. изучается в основном только состав соединений, их классификация и названия, закрепляются уже приобретённые понятия, и развиваются уже приобретённые умения. Помимо этого, классы соединений химических элементов будут изучаться в следующей теме «Свойства растворов электролитов», где повторяются сведения о соединениях, и можно устранить пробелы в знаниях, если возникнет такая необходимость.
Пример урока. Тема: «Кислоты»
Цель урока: изучить состав, классификацию и названия кислот.
Задачи:
формировать знания о составе и классификации неорганических кислот и их названиях, умения определять принадлежность веществ к классу кислот по формулам и называть их;
развивать навыки самостоятельного учения (планирование своей деятельности, ориентируясь на собственный уровень усвоения материала, работа с учебником и модульным пособием);
воспитывать.
Оборудование: образцы неорганических кислот, тарелки с нарезанными фруктами (яблоки, апельсины, лимоны),драже витамина С, универсальная индикаторная бумага, модульные пособия.
На доске: дата и тема урока, опорный конспект приложение 3, таблица с этапами урока и графой для записи «лучших».
I. Организационный момент
1. Мотивация.
Учащимся на пробу предлагаются кусочки различных фруктов и витамин С, с просьбой определить какие они на вкус. Делается вывод о происхождении названия класса. Учащиеся знакомятся с образцами неорганических кислот в склянках. Проводится проба индикаторной бумагой. Сравнивая результаты действия кислот из склянок и фруктов, учащиеся делают вывод о сходных свойствах . Учитель обращает внимание на то, что не все кислоты можно пробовать на вкус и объясняет правила обращения с кислотами на уроках и в быту. Далее делается сравнение действия на индикаторы кислот и оснований.
2. Ознакомление с темой урока, его задачами ( по модульным пособиям) и формой деятельности учащихся на уроке.
II. Проверка усвоения материала предыдущего урока
Игра «Лото» (Приложение 1)
Учащиеся работают в группах, сформированных в начале изучения раздела. Ведущими являются ученики, выбранные лучшими на прошлом уроке. Задача детей: узнать на карте лото формулы оксидов и оснований по названиям, которые зачитывает ведущий ученик, и закрыть их фишками малыми или большими. Большие фишки выдаёт ведущий игроку, первому, угадавшему формулу. Побеждает ученик закрывший игровое поле наибольшим количеством больших фишек. По окончанию игры ученики-ведущие сообщают фамилии лучших игроков. На доске записываются фамилии лучших учеников на данном этапе урока.
III. Изучение нового материала
1. Самостоятельная работа с учебником по модульным пособиям (Приложение 2)
Учащиеся работают по пути предложенному в графе «Задания и рекомендации для изучения темы» пункты 1-3.
2. Беседа по вопросам и заданиям модульного пособия и дополнение опорного конспекта на доске, начатого на втором уроке раздела. По результатам беседы учащиеся выбирают наиболее активных участников, их фамилии записываются на доске.
IV. Закрепление изученного материала
1. Выполнение проверочных работ. На уроке обязательно выполнить задания со значком , показывающие усвоение минимума содержания.
2. Самопроверка. Ученики проверяют своё решение по листам «Ответы и решения», в модульных пособиях отмечают в графе «Самопроверка» правильно выполненные задания - плюсом, неправильно выполненные – минусом. Производится подсчёт учеников, выполнивших верно все задания с треугольником, затем из них – дополнительно решивших задания с четырёхугольником и звёздочкой. Фамилии лучших учеников на данном этапе урока записываются на доске.
V. Подведение итогов урока
1. Выясняется в ходе беседы с учениками на сколько выполнены учебные элементы урока, т.е сколько учеников считает что справились с задачами урока.
2. Выставляются оценки «лучшим», записанным на доске. Остальные ученики самостоятельно определяют свою оценку по результатам проверочных работ, но в журнал данная оценка не выставляется.
VI. Домашнее задание
Изучить параграф 19. Проработать задания проверочных работ, выполненные на уроке с ошибками. Завершить работу с модульным пособием на достаточном для себя уровне.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Антонова А.Н.Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии
» Лебедева Л. В.Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы
» Вьюнова Н.Г.Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
» "Спасова Г. В.Атомы химических элементов" – обобщающий урок в 8-м классе с использованием модульной технологии по химии
» Абрамова С. И.Компьютерные технологии на уроках химии
» Лебедева Л. В.Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы
» Вьюнова Н.Г.Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
» "Спасова Г. В.Атомы химических элементов" – обобщающий урок в 8-м классе с использованием модульной технологии по химии
» Абрамова С. И.Компьютерные технологии на уроках химии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42