Вьюнова Н.Г.Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Вьюнова Н.Г.Использование блочно-модульной технологии в обучении химии в старшей школе
Вьюнова Наталья Геннадьевна, учитель химии
Руководящей основой дидактики пусть
будет исследование и открытие метода,
при котором учащие меньше бы учили,
а учащиеся больше бы учились, в школах
было бы меньше шума, одурения, напрасного
труда, а больше радостей и основательного успеха.
Ян Амос Коменский.
Важнейшими принципами работы школы являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Понятие “педагогическая технология” я буду рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы” (Суртаева. И. И., 1997 год.)
В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.
Современная отечественная школа располагает большим спектром технологий. Меня заинтересовала разновидность технологий программированного обучения – блочно-модульное обучение.
Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, проанализировав их, я пришла к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
-учебная цель (целевая программа);
-банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
-методическое руководство;
-контрольная работа.
Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.
С целью контроля за усвоением материала, мною использована рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности.
Опыт работы по использованию блочно-модульной технологии я покажу на примере изучения темы “Углеводы” (использован учебник Фельдман Ф. Г., Рудзитис. Г. Е. “ Химия -10”)
Модуль “Углеводы”
Цели:
Образовательные: обзорно изучить общую характеристику углеводов и их классификацию; рассмотреть свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; сформировать представления о рибозе, дезоксирибозе, искусственных волокнах.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать знания о взаимосвязи строения, свойств и состава веществ; развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение решать задачи, работать с лабораторным оборудованием; развивать интеллектуальные способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы; воспитывать бережное отношение к живой природе, к школьному имуществу.
Темы рефератов, сообщений:
Кроме этой, обязательной программы, учащимся были предложены другие виды деятельности, в которых они могли показать свои способности, своё творчество и тем самым повысить рейтинг.
Применяются и штрафные санкции, позволяющие стимулировать своевременное выполнение работы:
Штрафные санкции применяют с согласия учащихся. Все виды работы для каждого учащегося индивидуально оцениваются в специальном журнале. В конце изучения темы, согласно набранной сумме баллов, выставляется оценка по следующим критериям:
350-400 б – “5”
300-349 б – “4”
230-299 б – “3”
<230 б – “2”
Как видно из программы модуля, в ходе изучения используется различные методы обучения – лекции, практикумы, конференции, выполнение лабораторных опытов и т.д., что позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности, придаёт ребятам уверенность в собственных силах, создаёт комфортность присутствия на уроке (Приложение 5).
Данная технология требует большой подготовки от учителя: как в методическом, так и в образовательном плане.
Требования к учителю:
Для консультаций требуется дополнительные часы; уходит много времени для проверки работ. Особенно трудна была разработка первого модуля, с остальными дело обстояло проще, так как алгоритм составления и оформления модуля уже отработан, рейтинговая система контроля апробирована.
Анализ качества знаний и уровня обученности по теме показал, что успеваемость составляет 100%, качество знаний – 76,2%, уровень обученности-4 (В сравнении: по традиционной методике успеваемость – 100%, качество знаний – 59,1%, уровень обученности – 3,.
Как видно, результаты обучения с применением блочно-модульной технологии выше, чем по традиционной. Причём, в классах гуманитарного профиля результаты выше, чем в классах математического профиля. Скорее всего это связано с тем, что в гуманитарном классе формируются навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по широкому кругу проблем, тогда как в математическом классе круг интересов имеет строгую направленность.
После окончания изучения темы модуля было проведено анкетирование. Анализ анкет показал:
Учащиеся сделали следующие предложения по совершенствованию применения блочно- модульной технологии обучения:
Итак, обобщив всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться в старшей школе, особенно в профильных классах по профилирующим предметам. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.
Руководящей основой дидактики пусть
будет исследование и открытие метода,
при котором учащие меньше бы учили,
а учащиеся больше бы учились, в школах
было бы меньше шума, одурения, напрасного
труда, а больше радостей и основательного успеха.
Ян Амос Коменский.
Важнейшими принципами работы школы являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Понятие “педагогическая технология” я буду рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы” (Суртаева. И. И., 1997 год.)
В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.
Современная отечественная школа располагает большим спектром технологий. Меня заинтересовала разновидность технологий программированного обучения – блочно-модульное обучение.
Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, проанализировав их, я пришла к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
-учебная цель (целевая программа);
-банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
-методическое руководство;
-контрольная работа.
Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.
С целью контроля за усвоением материала, мною использована рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности.
Опыт работы по использованию блочно-модульной технологии я покажу на примере изучения темы “Углеводы” (использован учебник Фельдман Ф. Г., Рудзитис. Г. Е. “ Химия -10”)
Модуль “Углеводы”
Цели:
Образовательные: обзорно изучить общую характеристику углеводов и их классификацию; рассмотреть свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; сформировать представления о рибозе, дезоксирибозе, искусственных волокнах.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать знания о взаимосвязи строения, свойств и состава веществ; развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение решать задачи, работать с лабораторным оборудованием; развивать интеллектуальные способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы; воспитывать бережное отношение к живой природе, к школьному имуществу.
План изучения темы “Углеводы”
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
УЭ1 | Урок изучения нового материала “Общий обзор углеводов. Глюкоза как представитель гексоз” (лекция) | Работа на лекции – 25 б Домашнее задание: 1. Стр.125-130 2. Конспект-схема “применение глюкозы” – 10 б 3. Упражнение 8(а), стр.137 – 5 б 4. Решите задачу: Определите формулу углевода, если известно, что это представитель гексоз, содержащий 40% С; 53,33% О; 6,67% Н Итого: 45 б | |
УЭ2 | Урок-практикум “Сахароза Как представитель дисахаридов” (Приложение 1. “ Инструкция для самостоятельной работы”) | 1. Самостоятельная работа с учебником на уроке – 25 б 2. Лабораторный опыт 9(1) стр.138 – 15 б 3. Вопрос 13 стр.138 – 5 б 4. Задачи 1,2 стр. 138 – 10 б Домашнее задание: стр.130-132 Итого: 55 б | |
УЭ3 | Комбинированный урок “Крахмал, его строение, химические свойства” | 1. Работа на уроке – 25 б 2. Самостоятельная работа с учебником – 5 б 3. Лабораторный опыт 11(1,2) – 30 б Домашнее задание:
Итого: 65 б | |
УЭ4 | Урок изучения нового материала “Целлюлоза, понятие об искусственных волокнах” (лекция) | 1. Работа на лекциим – 25 б 2. Написание реакции горения целлюлозы – 5 б 3. Лабораторный опыт 12 – 10 б Домашнее задание: стр. 134-137 Итого: 40 б | |
УЭ5 | Домашняя контрольная работа в 5 вариантах. (Приложение 2. Варианты контрольной работы.) | Итого: 0 – 60 б | |
УЭ6 | Итоговый урок-конференция (2 часа) | 1. Написание реферата – 50-60 б 2. Рецензия на реферат – 20-30 б 3. Участие в конференции а) присутствие – 20 б б) вопросы, исправления, дополнения – 25 б Итого: 20 – 135 б |
Темы рефератов, сообщений:
- Классификация углеводов.
- Генетическая связь между углеводами.
- Глюкоза.
- Крахмал.
- Целлюлоза.
- Понятие сладкого в химии.
- Биологические функции углеводов.
- Сахар, который мы едим.
- Углеводы в природе.
- Превращение углеводов в живом организме.
Кроме этой, обязательной программы, учащимся были предложены другие виды деятельности, в которых они могли показать свои способности, своё творчество и тем самым повысить рейтинг.
- Решение задач (10 задач по 10 б). (Приложение 3)
- Изготовление наглядных пособий (10-50 б).
- Оформление коллекции “Целлюлоза и продукты её переработки” (50 б).
- Сочинение сказки об углеводах (до 50 б).(Приложение 4).
- Поиск дополнительного материала к уроку (до 20 б).
Применяются и штрафные санкции, позволяющие стимулировать своевременное выполнение работы:
- Работа, не сданная в срок – сумма баллов снижается в два раза.
- Отсутствие на уроке без уважительной причины: – 25 б.
- Опоздание: – 5 б.
- Замечание за нарушение дисциплины: – 5 б.
Штрафные санкции применяют с согласия учащихся. Все виды работы для каждого учащегося индивидуально оцениваются в специальном журнале. В конце изучения темы, согласно набранной сумме баллов, выставляется оценка по следующим критериям:
350-400 б – “5”
300-349 б – “4”
230-299 б – “3”
<230 б – “2”
Как видно из программы модуля, в ходе изучения используется различные методы обучения – лекции, практикумы, конференции, выполнение лабораторных опытов и т.д., что позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности, придаёт ребятам уверенность в собственных силах, создаёт комфортность присутствия на уроке (Приложение 5).
Данная технология требует большой подготовки от учителя: как в методическом, так и в образовательном плане.
Требования к учителю:
- Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.
- Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у школьников навыки самообразования.
- Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
- Делать урок эмоционально ярким.
- Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
- Создавать психологический комфорт в классе.
Для консультаций требуется дополнительные часы; уходит много времени для проверки работ. Особенно трудна была разработка первого модуля, с остальными дело обстояло проще, так как алгоритм составления и оформления модуля уже отработан, рейтинговая система контроля апробирована.
Анализ качества знаний и уровня обученности по теме показал, что успеваемость составляет 100%, качество знаний – 76,2%, уровень обученности-4 (В сравнении: по традиционной методике успеваемость – 100%, качество знаний – 59,1%, уровень обученности – 3,.
Как видно, результаты обучения с применением блочно-модульной технологии выше, чем по традиционной. Причём, в классах гуманитарного профиля результаты выше, чем в классах математического профиля. Скорее всего это связано с тем, что в гуманитарном классе формируются навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по широкому кругу проблем, тогда как в математическом классе круг интересов имеет строгую направленность.
После окончания изучения темы модуля было проведено анкетирование. Анализ анкет показал:
- Поддержали форму проведения и оценки результатов 64 % от числа опрошенных. Это те учащиеся, которые обладают высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, дополнительной литературой.
- Категорически против – 36%. Из них – 13,5% мотивируют трудностью этой формы обучения, а остальные (22,5 %) просто не хотят учиться таким образом. В основном, в это число входят учащиеся с низким уровнем навыков самостоятельной работы, несформированной мотивацией к обучению и неопределённым профориентационным выбором.
Учащиеся сделали следующие предложения по совершенствованию применения блочно- модульной технологии обучения:
- Пересмотр видов заданий (увеличить разнообразие).
- Включать больше устных форм опроса.
- Увеличить число часов на семинарские занятия.
- Увеличивать стоимость балла.
- Организовать блочно-модульное обучение (хотя бы элементы) в школе 2 ступени.
Итак, обобщив всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться в старшей школе, особенно в профильных классах по профилирующим предметам. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.
Похожие темы
» "Спасова Г. В.Атомы химических элементов" – обобщающий урок в 8-м классе с использованием модульной технологии по химии
» Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
» Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие
» Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
» ПичугинаГ.А.Игры-минутки в обучении химии
» Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
» Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие
» Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе
» ПичугинаГ.А.Игры-минутки в обучении химии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42