Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Я использую на уроках интерактивную доску
Страница 1 из 1
Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии
Статья была опубликована в сборнике "Адаптация коллективов образовательных учреждений к инновациям в системе образования" Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009г. 276 стр. Автор Гальцева Ольга Николаевна, учитель МОУ Аннинская СОШ №1 п.г.т. Анна, Воронежской области.
Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии
Важнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является функция развития обучаемого. Для осуществления этого необходима специальная методическая обработка содержания учебной программы, особая организация учебного процесса и знание психофизиологических особенностей ученика.
Среди многочисленных средств, способствующих развивающему обучению химии, активный характер обеспечивается широким использованием средств наглядности и особенно интерактивных средств, информационно-коммуникационной технологии.
Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу веществ. Но многое в науке такого, что невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактное мышление. Преподаватели химии пользуются большим количеством таблиц, на которых схематически изображены химические процессы. Это статические таблицы. Такие таблицы затрудняют процесс восприятия учащимися изучаемого материала, так как при работе трудно сосредоточиться на какой-либо одной части, этапе. Учащиеся невольно рассматривают такие детали, которые учитель еще не объяснял. В таком случае не всегда удается установить связь между словом и зрительными образами.
Интерактивная доска - одно из средств ИКТ-технологии - инновационное решение материальных ресурсов в учебно- воспитательном процессе, позволяющее смоделировать происходящие в природе процессы, создать условия для лучшего восприятия учениками материала. На основе работы с доской применение различных педагогических технологий становится более ярким, наглядным, действенным. Мною используется возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д..
Для работы использую разнообразные программы, освоение которых дало новые возможности в усовершенствовании методических приемов обучения:
· SmartNotebook - программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке;
· Microsoft Office Power Point – программа для создания презентаций;
· Microsoft Office Word – программа для создания текстов, схем, таблиц;
· Hot Potatoes - программа используется для создания различных интерактивных упражнений, кроссворды, тесты и многое другое;
· MyTest – программа для компьютерного тестирования.
А также многочисленные образовательные диски и ресурсы Интернет.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет. Инновационные процессы не меняют методической основы урока, но усиливают её эффективность. Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Работа с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
В рамках деятельности областной экспериментальной площадки «Диагностико-мониторинговые исследования в образовательном процессе школы» изучается повышение эффективность учебного процесса при использовании интерактивной доски в преподавании химии в 8-9 классе. Была проведена диагностика 54 восьмиклассников на ведущую систему восприятия информации. В ходе диагностики в начале учебного года в 8 классе выяснилось, что:
· 76% детей воспринимают окружающий мир преимущественно с помощью органов зрения;
· 24% воспринимают преимущественно с помощью органа слуха.
Результаты психолого-педагогических исследований стали основой для исследования такой инновации как использование интерактивной доски на уроках химии.
В эксперименте участвовали 54 учеников за период их обучения в 8 и 9 классах. На протяжении двух лет изучения химии с использованием возможностей интерактивной доски позволило в большей мере развить у детей представления о строении вещества, о механизмах химических реакций. На уроках используется не только презентации учителя, но и творческие и исследовательские работы учеников, представленные в виде слайдов, а также создание кроссвордов и иллюстративных карточек, опорных схем и таблиц.
В работе за счет использования средств интернет: «Цифровые образовательные ресурсы», «Сеть творческих учителей. Химоза», «Контрен – Химия для всех» и т.д., каждый урок обогащается наглядным материалом, в том числе видео и анимационного характера, особенно по вопросам нахождения веществ в природе, роли химии в жизни общества. Вместе с учениками создан сайт кабинета «Химия 24» (chimia24.ucoz.ru), где мы делимся опытом, выкладываем информацию о научной и исследовательской работе учащихся, о деятельности в школе естественнонаучной секции научного общества учащихся «Поиск».
Результатом работы можно назвать стабильно высокие знания учеников о свойствах веществ, их использование человеком, умение составлять формулы веществ и химических уравнений, решать задачи, проводить химические опыты.
Уровень качества знаний при обучении химии за последние 5 лет был невысок, наблюдалось некоторое снижение качества знаний по годам.
За период использования интерактивной доски видим стабильность качества знаний и не только учеников тех классов, которые участвуют в работе экспериментальной площадки.
Исследования показали, что повышения качества знаний обучаемых произошло за счет:
· интенсивности урока;
· разнообразия форм и методов воздействия на сенсорную систему детей, это не только визуальное, но и использование дикторского текста;
· стойкого интереса учеников к компьютеру.
Во время обучения был проведен опрос среди 84 учеников школы, с целью выяснить, что вызывает интерес к уроку химии. Причем ученики могли давать несколько ответов на заданные вопросы.
Интерактивная доска как инновационное решение вопросов обновления материальных ресурсов актуальна особенно на уроках химии. Её использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации.
Наряду с позитивными моментами обнаруживаются и некоторые проблемы: освоение интерактивной доски требует много времени; появляющиеся все новые и новые программы требуют осознанного, грамотного выбора предлагаемого материала; недостаточный процент педагогов в коллективе прошедших курсовую подготовку по использованию интерактивных методов обучения.
Желательно чтобы обозначенные проблемы решались быстрее и действеннее так, как осуществляются многие инновационные процессы на уроках с помощью интерактивных средств.
Литература
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.Москва, «Просвещение», 1959г
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.– Москва, «Просвещение» 1980г
Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир. Учительская газета, №37 (10170) / 2007-09-11
Носкова И.Н., Материалы выступлений на конференции «Возможности интерактивной доски» Пермский край, «Сеть творческих учителей»,2008г
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Москва. «Владос», 2000г
Интерактивная доска как средство продуктивного усвоения учебного материала на уроках химии
Важнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является функция развития обучаемого. Для осуществления этого необходима специальная методическая обработка содержания учебной программы, особая организация учебного процесса и знание психофизиологических особенностей ученика.
Среди многочисленных средств, способствующих развивающему обучению химии, активный характер обеспечивается широким использованием средств наглядности и особенно интерактивных средств, информационно-коммуникационной технологии.
Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу веществ. Но многое в науке такого, что невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактное мышление. Преподаватели химии пользуются большим количеством таблиц, на которых схематически изображены химические процессы. Это статические таблицы. Такие таблицы затрудняют процесс восприятия учащимися изучаемого материала, так как при работе трудно сосредоточиться на какой-либо одной части, этапе. Учащиеся невольно рассматривают такие детали, которые учитель еще не объяснял. В таком случае не всегда удается установить связь между словом и зрительными образами.
Интерактивная доска - одно из средств ИКТ-технологии - инновационное решение материальных ресурсов в учебно- воспитательном процессе, позволяющее смоделировать происходящие в природе процессы, создать условия для лучшего восприятия учениками материала. На основе работы с доской применение различных педагогических технологий становится более ярким, наглядным, действенным. Мною используется возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д..
Для работы использую разнообразные программы, освоение которых дало новые возможности в усовершенствовании методических приемов обучения:
· SmartNotebook - программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке;
· Microsoft Office Power Point – программа для создания презентаций;
· Microsoft Office Word – программа для создания текстов, схем, таблиц;
· Hot Potatoes - программа используется для создания различных интерактивных упражнений, кроссворды, тесты и многое другое;
· MyTest – программа для компьютерного тестирования.
А также многочисленные образовательные диски и ресурсы Интернет.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет. Инновационные процессы не меняют методической основы урока, но усиливают её эффективность. Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Работа с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
В рамках деятельности областной экспериментальной площадки «Диагностико-мониторинговые исследования в образовательном процессе школы» изучается повышение эффективность учебного процесса при использовании интерактивной доски в преподавании химии в 8-9 классе. Была проведена диагностика 54 восьмиклассников на ведущую систему восприятия информации. В ходе диагностики в начале учебного года в 8 классе выяснилось, что:
· 76% детей воспринимают окружающий мир преимущественно с помощью органов зрения;
· 24% воспринимают преимущественно с помощью органа слуха.
Результаты психолого-педагогических исследований стали основой для исследования такой инновации как использование интерактивной доски на уроках химии.
В эксперименте участвовали 54 учеников за период их обучения в 8 и 9 классах. На протяжении двух лет изучения химии с использованием возможностей интерактивной доски позволило в большей мере развить у детей представления о строении вещества, о механизмах химических реакций. На уроках используется не только презентации учителя, но и творческие и исследовательские работы учеников, представленные в виде слайдов, а также создание кроссвордов и иллюстративных карточек, опорных схем и таблиц.
В работе за счет использования средств интернет: «Цифровые образовательные ресурсы», «Сеть творческих учителей. Химоза», «Контрен – Химия для всех» и т.д., каждый урок обогащается наглядным материалом, в том числе видео и анимационного характера, особенно по вопросам нахождения веществ в природе, роли химии в жизни общества. Вместе с учениками создан сайт кабинета «Химия 24» (chimia24.ucoz.ru), где мы делимся опытом, выкладываем информацию о научной и исследовательской работе учащихся, о деятельности в школе естественнонаучной секции научного общества учащихся «Поиск».
Результатом работы можно назвать стабильно высокие знания учеников о свойствах веществ, их использование человеком, умение составлять формулы веществ и химических уравнений, решать задачи, проводить химические опыты.
Уровень качества знаний при обучении химии за последние 5 лет был невысок, наблюдалось некоторое снижение качества знаний по годам.
За период использования интерактивной доски видим стабильность качества знаний и не только учеников тех классов, которые участвуют в работе экспериментальной площадки.
Исследования показали, что повышения качества знаний обучаемых произошло за счет:
· интенсивности урока;
· разнообразия форм и методов воздействия на сенсорную систему детей, это не только визуальное, но и использование дикторского текста;
· стойкого интереса учеников к компьютеру.
Во время обучения был проведен опрос среди 84 учеников школы, с целью выяснить, что вызывает интерес к уроку химии. Причем ученики могли давать несколько ответов на заданные вопросы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Опыт показал, что работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Дети считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной или с печатным раздаточным материалом. Они признают, что деятельностный подход способствует активности учащихся на уроке.Интерактивная доска как инновационное решение вопросов обновления материальных ресурсов актуальна особенно на уроках химии. Её использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации.
Наряду с позитивными моментами обнаруживаются и некоторые проблемы: освоение интерактивной доски требует много времени; появляющиеся все новые и новые программы требуют осознанного, грамотного выбора предлагаемого материала; недостаточный процент педагогов в коллективе прошедших курсовую подготовку по использованию интерактивных методов обучения.
Желательно чтобы обозначенные проблемы решались быстрее и действеннее так, как осуществляются многие инновационные процессы на уроках с помощью интерактивных средств.
Литература
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.Москва, «Просвещение», 1959г
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.– Москва, «Просвещение» 1980г
Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир. Учительская газета, №37 (10170) / 2007-09-11
Носкова И.Н., Материалы выступлений на конференции «Возможности интерактивной доски» Пермский край, «Сеть творческих учителей»,2008г
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Москва. «Владос», 2000г
Похожие темы
» Е.В.ЛЕТАШКОВА.Интерактивная доска на уроках химии
» В какой степени применение электронных средств обучения влияет на уровень усвоения учебного материала?
» интерактивная доска
» ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА!?
» "Горячая линия" по вопросам работы интерактивной доски
» В какой степени применение электронных средств обучения влияет на уровень усвоения учебного материала?
» интерактивная доска
» ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА!?
» "Горячая линия" по вопросам работы интерактивной доски
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Я использую на уроках интерактивную доску
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42