Максимова Г.Д."Химия в быту".Программа элективного курса • 9 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Максимова Г.Д."Химия в быту".Программа элективного курса • 9 класс
Г.Д.МАКСИМОВА,
учитель химии школы № 9
(г. Вязники, Владимирская обл.)
ХИМИЯ В БЫТУ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА • 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа (17 ч) предназначена для учащихся 9-х классов (рассчитана на 0,5 ч в неделю). Темы для занятий выбраны из окружающей жизни, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта. Почти половина часов отводится на практические исследования. Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся. Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни.
Основные цели курса. Стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.
Требования к результатам
усвоения материала элективного курса
Учащиеся должны знать:
• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;
• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;
• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.
Учащиеся должны уметь:
• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;
• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;
• применять бытовые химикаты по их назначению;
• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).
Оценка результатов производится не только учителем, но и самими ребятами (самооценка учащихся) – в конце каждой темы и итоговая.
Оцениванию подлежит:
• знание основных понятий темы;
• умение адекватно их применять;
• применение технических навыков;
• активное участие в работе.
Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.
Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, экскурсии, химические тематические вечера, рефераты, самостоятельные работы, конференции, консультации.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ПРОГРАММА
Т е м а 1. Техника безопасности
при обращении с бытовыми химикатами (1 ч)
Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.
Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Т е м а 2. Вода (2 ч)
Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.
Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.
Внеклассное мероприятие на тему «Вода».
(Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)
Т е м а 3. Соли (2 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.
Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.
Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.
(Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь.)
Т е м а 4. Лакокрасочные материалы, клеи (2 ч)
Цель. Познакомить учащихся с многообразием химических веществ, применяющихся при строительстве и ремонте жилья, а также с пищевыми красителями.
Содержание. Классификация лакокрасочных материалов, их состав и назначение. Пищевые красители в домашних условиях. Классификация клеев, их состав и назначение. Выбор клея для различных материалов. Удаление пятен от лакокрасочных материалов и клея.
(Основные понятия: лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.)
Т е м а 5. Моющие средства (2 ч)
Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.
Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях.
(Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)
Т е м а 6. Парфюмерия и косметика (2 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.
Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.
(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)
Т е м а 7. Химический состав пищи (3 ч)
Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.
Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д. Витамины.
Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.
(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.)
Т е м а 8. Лекарства (3 ч)
Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.
Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Экскурсия в аптеку.
(Основные понятия: лекарственные препараты, правила применения лекарств, лекарственные растения.)
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1978; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992; Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984.
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии. М.: Просвещение, 1985; Войтович В.А. Химия в быту. М.: Знание, 1980; Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1984; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996; Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для вас. М.: Химия, 1984.
учитель химии школы № 9
(г. Вязники, Владимирская обл.)
ХИМИЯ В БЫТУ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА • 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа (17 ч) предназначена для учащихся 9-х классов (рассчитана на 0,5 ч в неделю). Темы для занятий выбраны из окружающей жизни, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта. Почти половина часов отводится на практические исследования. Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся. Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни.
Основные цели курса. Стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.
Требования к результатам
усвоения материала элективного курса
Учащиеся должны знать:
• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;
• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;
• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.
Учащиеся должны уметь:
• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;
• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;
• применять бытовые химикаты по их назначению;
• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).
Оценка результатов производится не только учителем, но и самими ребятами (самооценка учащихся) – в конце каждой темы и итоговая.
Оцениванию подлежит:
• знание основных понятий темы;
• умение адекватно их применять;
• применение технических навыков;
• активное участие в работе.
Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.
Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, экскурсии, химические тематические вечера, рефераты, самостоятельные работы, конференции, консультации.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ПРОГРАММА
Т е м а 1. Техника безопасности
при обращении с бытовыми химикатами (1 ч)
Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.
Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Т е м а 2. Вода (2 ч)
Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.
Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.
Внеклассное мероприятие на тему «Вода».
(Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)
Т е м а 3. Соли (2 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.
Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.
Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.
(Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь.)
Т е м а 4. Лакокрасочные материалы, клеи (2 ч)
Цель. Познакомить учащихся с многообразием химических веществ, применяющихся при строительстве и ремонте жилья, а также с пищевыми красителями.
Содержание. Классификация лакокрасочных материалов, их состав и назначение. Пищевые красители в домашних условиях. Классификация клеев, их состав и назначение. Выбор клея для различных материалов. Удаление пятен от лакокрасочных материалов и клея.
(Основные понятия: лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.)
Т е м а 5. Моющие средства (2 ч)
Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.
Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях.
(Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)
Т е м а 6. Парфюмерия и косметика (2 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.
Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.
(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)
Т е м а 7. Химический состав пищи (3 ч)
Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.
Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д. Витамины.
Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.
(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.)
Т е м а 8. Лекарства (3 ч)
Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.
Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Экскурсия в аптеку.
(Основные понятия: лекарственные препараты, правила применения лекарств, лекарственные растения.)
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1978; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992; Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984.
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии. М.: Просвещение, 1985; Войтович В.А. Химия в быту. М.: Знание, 1980; Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1984; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996; Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для вас. М.: Химия, 1984.
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08

» Ухова Э. Р.Начинающему агроному Программа элективного курса • 9 класс
» Габриелян .С.,Десятниченко О.А. Химия вокруг нас.Программа элективного курса
» Золотухина О. И.Программа элективного курса «Общая химия в экспериментальных задачах».
» Ким Н.В. Программа элективного курса. 10 класс.Механизмы реакций в органической химии
» Арнаутова Н.З.Металлы в окружающей среде и здоровье человека.Программа элективного курса • 10 класс
» Габриелян .С.,Десятниченко О.А. Химия вокруг нас.Программа элективного курса
» Золотухина О. И.Программа элективного курса «Общая химия в экспериментальных задачах».
» Ким Н.В. Программа элективного курса. 10 класс.Механизмы реакций в органической химии
» Арнаутова Н.З.Металлы в окружающей среде и здоровье человека.Программа элективного курса • 10 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» Программа Изоляция
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728