Габриелян О.С."Информационные ресурсы по химии и работа с ними".Программа элективного курса
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Габриелян О.С."Информационные ресурсы по химии и работа с ними".Программа элективного курса
О.С.ГАБРИЕЛЯН, профессор
Педагогической академии
последипломного образования
(Московская обл.);
С.А.СЛАДКОВ,
учитель химии и биологии лицея № 77
(г. Челябинск)
Информационные ресурсы по химии
и работа с ними
Программа элективного курса
Пояснительная записка
Данный элективный курс расширяет знания по учебному предмету «Химия» в основном образовании школьников, формирует предметную информационную компетентность по химии. Этот элективный курс способствует расширению практических умений и навыков учащихся 9-х классов при работе с различными источниками информации, с одной стороны, и расширению, углублению предметных знаний по химии, с другой.
Этот курс необходим для подготовки выпускников основной школы к жизни в информационном обществе. Кроме того, профилизация школьного образования приводит к необходимости создания условий и механизмов обучения, ориентирующих не только на формирование определенной суммы знаний и умений школьников по выбранному профилю, но и на развитие личностных возможностей учащихся.
Информационная компетентность обязательно нужна учащимся как в период предпрофильной подготовки, так и в дальнейшем обучении по выбранному профилю.
Тенденция российских учителей химии к сохранению высокого содержательного уровня предмета при постоянном сокращении учебного времени, отведенного на изучение химии, диктует необходимость возрастания удельного веса различных форм самостоятельной работы учащихся (кратких сообщений на уроке, докладов, рефератов, проектов и т.д.). В свою очередь это определяет необходимость формирования у учеников такой ключевой компетентности, как информационная. Под информационной компетентностью понимается:
• выбор источника или источников информации (Интернет, цифровые образовательные ресурсы, СМИ, библиотеки, химический эксперимент и др.);
• умение быстро и качественно организовать работу с информационными источниками;
• получение информации;
• анализ и переработка информации;
• аргументированные выводы на их основе;
• принятие осознанного решения и ответственность за него;
• представление (презентация) результата.
Важно отметить, что предпочтения учителей и учеников к выбору информационного источника различны. Подавляющее большинство учителей старшего поколения, слабо владеющие информационными технологиями, предпочитают традиционные источники на печатной основе (книги, журналы, газеты), а учащиеся и молодые учителя – Интернет. Это противоречие легко разрешается, если учитель и ученики сотрудничают в процессе получения, переработки и представления химической информации в образовательном процессе (не только учитель обучает учеников химии, но и ученики обучают учителя работе с компьютером).
Указанная проблема особенно остра для школ сельской местности и небольших населенных пунктов, оторванных от хорошо оснащенных крупных городских библиотек. В рамках национального проекта «Образование» почти все школы РФ получили компьютеры и по решению правительства в течение одного-двух лет будут подключены к Интернету. Это даст возможность в малокомплектных и других сельских школах скомпенсировать объективные трудности в получении полноценного химического образования (в частности, преподавание химии учителем другого предмета).
Теперь зададим себе вопрос: каким образом современное российское образование готовит учеников к жизни в информационном обществе? Ответ будет, пожалуй, единственный и однозначный – наличием в программе общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Конечно, этот предмет вносит большой вклад в формирование информационно грамотного человека, но, на наш взгляд, в его содержании недостаточно внимания уделено: получению информации из таких ресурсов, как библиотеки, СМИ; общению со специалистами в определенной области знаний (в том числе и химических); рациональной работе с научной и научно-популярной книгой, а также с любым печатным текстом, его анализом и сделанным на основе этого анализа выводом.
Деятельность по формированию предметной информационной компетентности тем более актуальна, что такое центральное понятие курса, как «информация», выходит за рамки учебного предмета «Химия» и является общеучебным.
В рамках данного элективного курса ученики должны познакомиться с некоторыми специальными компьютерными программами (HyperChem 6.0 и ChemOffice 6.0.), популярными химическими сайтами (приложение), списком современных газет и журналов в области химии, многообразием мультимедийных дисков по химии, узнать, как быстро найти специальную литературу в той или иной области современной химии. Кроме того, учащиеся узнают: приемы рационального поиска информации в Интернете, библиотеке, в СМИ; как получить информацию от специалистов; основные приемы интеллектуальной работы с книгой и текстом; технологию подготовки реферата и научной работы; законы в области информационного обеспечения.
Методическим основанием курса является практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися опыта учебно-исследовательской и познавательной деятельности теоретико-экспериментального характера. Это обеспечивает механизм закрепления и развития приобретенных знаний, умений, навыков. Поэтому основные способы деятельности и формы работы с информацией отрабатываются на практических занятиях. Зачетной работой по данному курсу может быть реферативная работа. Доминирующей дидактической целью курса является информационное самообеспечение учебной деятельности выпускников основной школы.
Элективный курс «Информационные ресурсы по химии и работа с ними» рассчитан на 17 ч.
Тематический план курса
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Содержание
Тема 1. Введение (1 ч)
Роль информации в жизни современного общества. Отличительные черты информационного общества. Информационная компетентность как интегративное качество личности.
Основные классификации информации: по содержанию (естественные науки, общественные и гуманитарные науки, прикладные и т.д.), по функции (массовая, специальная), по способу восприятия (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная), по знаковой форме фиксации информации (текстовая, изобразительная, музыкальная, картографическая, брайлевская, мимическая), по степени доступности (открытая и закрытая).
Основные источники химической информации: люди, Интернет, СМИ, библиотека, экскурсии, эксперимент, моделирование.
Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач
и алгоритмы их решения (1 ч)
Информационные запросы (задачи): адресный запрос – поиск определенного, конкретного документа (книги, статьи, файла, справочника и т.д.); фактографический запрос – выяснение значений химических терминов и понятий, уточнение характеристик химических объектов и явлений, уточнение авторства различных цитат, т.е. поиск информации о каких-либо химических фактах (элементах, веществах, реакциях, материалах, великих химиках и др.); тематический запрос – подбор химической информации из различных источников по теме доклада, реферата и т.д.
Алгоритмы поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе изучения химии. Технологии их выполнения.
Тема 3. Устройство современных библиотек
и технологии поиска информации в них (2 ч)
Классификация библиотек: по кругу читателей (детские, специальные, научные, иностранные и т.д.), по статусу (школьные, районные, городские, областные, государственные). Устройство современных библиотек: читальный зал, справочно-библиографический отдел, информационный центр (копирование, электронный поиск, выход в Интернет), абонемент (обычный, межбиблиотечный, заочный).
Технологии поиска информации в библиотеках: информационные издания, алфавитный каталог, систематический каталог, электронная поисковая система.
Практическая работа № 1 «Технология фактографического, адресного и тематического поиска химической информации в библиотеке».
Тема 4. Современные технологии поиска информации (2 ч)
Компьютер как средство поиска, отбора и представления химической информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Система World Wide Web (WWW как Всемирная Паутина). Информационно-поисковые системы (ИПС) Интернета. Алгоритмы поиска химических сайтов. Компьютерные программы по химии:
1. Molecules-3D 2.5. Графический редактор объемных изображений молекул и кристаллических структур.
2. Crocodile Chemistry 1.5. Симулятор химического эксперимента. Похимичьте виртуально!
3. MasSim v 2.0. Использование масс-спектрометрии в органической химии. База спектров, расшифровка, обучение.
4. Gepasi v 3.1. Моделирование и изучение кинетики химических и биохимических превращений.
5. Orgo-Tek 32 v 1.0. Обучающая программа по органической химии на уровне колледжей.
6. HyperChem 6.0. Пакет для квантово-химических расчетов.
7. Table 3.0. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева с возможностью получения исчерпывающей информации о каждом элементе.
8. МультиХром. Программный пакет по хроматографии.
9. Chem Office 6.0. Поиск химической информации в Интернете, возможность просмотра 3D-структур на сайтах.
Некоторые цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) по химии:
1. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) (в комплект входит 1 CD) ООО «Физикон».
2. Электронное издание «Химия, 8–11 класс. Виртуальная лаборатория» (в комплект входит 2 CD) МарГТУ.
3. «Открытая Химия 2.5» (в комплект входит 1 CD) ООО «Физикон».
Практическая работа № 2 «Поиск химической информации в Интернете».
Тема 5. СМИ как источник информации (2 ч)
СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты) как источник химической информации. Классификация каждого вида СМИ.
Научно-популярные передачи радио и телевидения как источники химической информации. Программы передач радио и телевидения. Отбор передач химической тематики. Фиксация и представление информации по результатам просмотра или прослушивания тематической передачи.
Газеты и журналы химической проблематики: «Наука и жизнь», «Химия и жизнь – XXI век», «Квант», «Нейшенел джеографик» (National Geographic), «Вокруг света», «GEO», «Химия для школьников», «Химия в школе», «Химия. Первое сентября» и др.
Практическая работа № 3 «Получение химической информации с помощью СМИ».
Тема 6. Информация из первых рук (общение со специалистами) (2 ч)
Люди как источник химической информации: старшеклассники (члены химического кружка или ученического научного общества), учителя, руководители химических кружков или научных обществ, ученые, специалисты. Специалисты профессий, связанных с химией: аналитики, фармацевты, технологи, криминалисты, работники пищевых производств, геологи и т.д. Подготовка учащихся к общению со специалистами: формулировка вопросов по определенной тематике, фиксация, анализ и представление полученной информации. Такт и культура общения со специалистами. Подготовка и проведение встреч с ними.
Экскурсия на предприятия, в лаборатории, аптеки, на водоочистные станции и другие объекты, связанные с химией. Подготовка и проведение экскурсии. Общение с экскурсоводом. Получение информации от него, фиксация, анализ и представление полученной информации.
Практическая работа № 4 «Экскурсия на промышленное предприятие, лабораторию или на объект, связанный с химией».
Тема 7. Основные приемы интеллектуальной работы с книгой по химии (2 ч)
Рациональные приемы интеллектуальной работы с книгой; правильное оформление библиографической записи; оценка книги с учетом ее дальнейшего использования; ключевые слова, абзацы, параграфы; пометки и закладки в книгах; знания о логико-психологических основах чтения.
Электронная книга и электронные носители информации. Особенности работы с ними. Достоинства и недостатки печатных и электронных книг.
Практическая работа № 5 «Алгоритм работы с книгой по химии» (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм работы с книгой по химии
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тема 8. Основные приемы интеллектуальной работы
с химическим текстом из различных источников (2 ч)
Принципы построения и структура текстов. Особенности текстов химической тематики. Химический язык: термины, химические знаки и формулы, уравнения и схемы химических реакций. Работа с химическим текстом: составление простого и сложного планов, выделение тезисов, основные правила составления конспектов и выписок. Цитирование отрывков текста. Логические приемы работы с текстом (синтез, анализ, обобщение, сравнение и др.).
Практическая работа № 6 «Работа с химическим текстом (статьей из энциклопедии, статьей из журнала или газеты, параграфом или разделом книги по химии)».
Тема 9. Подготовка и презентация полученной химической информации (3 ч)
Основные этапы и технология составления реферата, доклада, научной работы. Обзор литературы, оформление библиографического списка. Мультимедийное сопровождение. Подготовка к публичному выступлению. Участие в научных диспутах и дискуссиях.
Практическая работа № 7 «Ученическая конференция. Публичное выступление с докладом по химии» (2 ч) (табл. 2).
Таблица 2
Алгоритм подготовки к публичному выступлению с докладом
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Л и т е р а т у р а
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: Техника быстрого чтения: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994, 208 с.; Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991, 160 с.; Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: Учебник для институтов культуры и педагогических вузов. М.: Книжная палата, 1990, 255 с.; Гаги Н.А. Сервис в Интернет – практическое рассмотрение. М.: Jet Infosystems, 1996, 123 с.; Гендина Н.И., Скипор И.Л. Методика формализованного составления справочной аннотации. В сб.: Основы информационной культуры. Кемерово, 1999, с. 44–60; Гендина Н.И., Скипор И.Л. Методика формализованного составления рефератов. Там же. с.75–89; Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. М.: Школьная библиотека, 2003; Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов и других источников. Приемы традиционные и новые. Практическое пособие. М., 2006; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М.: Знание, 1989, 144 с.; Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. М.: Книга, 1975, 109 с.; Гутман Н.И. Библиография и ее роль в обучении и воспитании школьников: Учебное пособие. Л., 1982, 78 с.; Гречихин А.А., Здоров И.П., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. М.: Книга, 1983, 320 с.; Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учебное пособие. Краснодар, 1996, 136 с.; Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура. Проблемы информационной культуры. М., 1994, с. 6–11; Пушкарев А.Э. и др. Интернет – учителю: Химия. Челябинск: Взгляд, 2006; Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. Педагогическая информатика. 2000, № 2; Моргенштерн И.Г. Информационное общество: Учебное пособие. Челябинск: Урал LTD, 2000; Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практическое пособие. М.: Либерия, 1999, 80 с.; Рудняньский Я.Р. Как учиться? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992, 117 с.; Стрельцова Ж. Как написать реферат: основные шаги. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Педагогической академии
последипломного образования
(Московская обл.);
С.А.СЛАДКОВ,
учитель химии и биологии лицея № 77
(г. Челябинск)
Информационные ресурсы по химии
и работа с ними
Программа элективного курса
Пояснительная записка
Данный элективный курс расширяет знания по учебному предмету «Химия» в основном образовании школьников, формирует предметную информационную компетентность по химии. Этот элективный курс способствует расширению практических умений и навыков учащихся 9-х классов при работе с различными источниками информации, с одной стороны, и расширению, углублению предметных знаний по химии, с другой.
Этот курс необходим для подготовки выпускников основной школы к жизни в информационном обществе. Кроме того, профилизация школьного образования приводит к необходимости создания условий и механизмов обучения, ориентирующих не только на формирование определенной суммы знаний и умений школьников по выбранному профилю, но и на развитие личностных возможностей учащихся.
Информационная компетентность обязательно нужна учащимся как в период предпрофильной подготовки, так и в дальнейшем обучении по выбранному профилю.
Тенденция российских учителей химии к сохранению высокого содержательного уровня предмета при постоянном сокращении учебного времени, отведенного на изучение химии, диктует необходимость возрастания удельного веса различных форм самостоятельной работы учащихся (кратких сообщений на уроке, докладов, рефератов, проектов и т.д.). В свою очередь это определяет необходимость формирования у учеников такой ключевой компетентности, как информационная. Под информационной компетентностью понимается:
• выбор источника или источников информации (Интернет, цифровые образовательные ресурсы, СМИ, библиотеки, химический эксперимент и др.);
• умение быстро и качественно организовать работу с информационными источниками;
• получение информации;
• анализ и переработка информации;
• аргументированные выводы на их основе;
• принятие осознанного решения и ответственность за него;
• представление (презентация) результата.
Важно отметить, что предпочтения учителей и учеников к выбору информационного источника различны. Подавляющее большинство учителей старшего поколения, слабо владеющие информационными технологиями, предпочитают традиционные источники на печатной основе (книги, журналы, газеты), а учащиеся и молодые учителя – Интернет. Это противоречие легко разрешается, если учитель и ученики сотрудничают в процессе получения, переработки и представления химической информации в образовательном процессе (не только учитель обучает учеников химии, но и ученики обучают учителя работе с компьютером).
Указанная проблема особенно остра для школ сельской местности и небольших населенных пунктов, оторванных от хорошо оснащенных крупных городских библиотек. В рамках национального проекта «Образование» почти все школы РФ получили компьютеры и по решению правительства в течение одного-двух лет будут подключены к Интернету. Это даст возможность в малокомплектных и других сельских школах скомпенсировать объективные трудности в получении полноценного химического образования (в частности, преподавание химии учителем другого предмета).
Теперь зададим себе вопрос: каким образом современное российское образование готовит учеников к жизни в информационном обществе? Ответ будет, пожалуй, единственный и однозначный – наличием в программе общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Конечно, этот предмет вносит большой вклад в формирование информационно грамотного человека, но, на наш взгляд, в его содержании недостаточно внимания уделено: получению информации из таких ресурсов, как библиотеки, СМИ; общению со специалистами в определенной области знаний (в том числе и химических); рациональной работе с научной и научно-популярной книгой, а также с любым печатным текстом, его анализом и сделанным на основе этого анализа выводом.
Деятельность по формированию предметной информационной компетентности тем более актуальна, что такое центральное понятие курса, как «информация», выходит за рамки учебного предмета «Химия» и является общеучебным.
В рамках данного элективного курса ученики должны познакомиться с некоторыми специальными компьютерными программами (HyperChem 6.0 и ChemOffice 6.0.), популярными химическими сайтами (приложение), списком современных газет и журналов в области химии, многообразием мультимедийных дисков по химии, узнать, как быстро найти специальную литературу в той или иной области современной химии. Кроме того, учащиеся узнают: приемы рационального поиска информации в Интернете, библиотеке, в СМИ; как получить информацию от специалистов; основные приемы интеллектуальной работы с книгой и текстом; технологию подготовки реферата и научной работы; законы в области информационного обеспечения.
Методическим основанием курса является практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися опыта учебно-исследовательской и познавательной деятельности теоретико-экспериментального характера. Это обеспечивает механизм закрепления и развития приобретенных знаний, умений, навыков. Поэтому основные способы деятельности и формы работы с информацией отрабатываются на практических занятиях. Зачетной работой по данному курсу может быть реферативная работа. Доминирующей дидактической целью курса является информационное самообеспечение учебной деятельности выпускников основной школы.
Элективный курс «Информационные ресурсы по химии и работа с ними» рассчитан на 17 ч.
Тематический план курса
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Содержание
Тема 1. Введение (1 ч)
Роль информации в жизни современного общества. Отличительные черты информационного общества. Информационная компетентность как интегративное качество личности.
Основные классификации информации: по содержанию (естественные науки, общественные и гуманитарные науки, прикладные и т.д.), по функции (массовая, специальная), по способу восприятия (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная), по знаковой форме фиксации информации (текстовая, изобразительная, музыкальная, картографическая, брайлевская, мимическая), по степени доступности (открытая и закрытая).
Основные источники химической информации: люди, Интернет, СМИ, библиотека, экскурсии, эксперимент, моделирование.
Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач
и алгоритмы их решения (1 ч)
Информационные запросы (задачи): адресный запрос – поиск определенного, конкретного документа (книги, статьи, файла, справочника и т.д.); фактографический запрос – выяснение значений химических терминов и понятий, уточнение характеристик химических объектов и явлений, уточнение авторства различных цитат, т.е. поиск информации о каких-либо химических фактах (элементах, веществах, реакциях, материалах, великих химиках и др.); тематический запрос – подбор химической информации из различных источников по теме доклада, реферата и т.д.
Алгоритмы поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе изучения химии. Технологии их выполнения.
Тема 3. Устройство современных библиотек
и технологии поиска информации в них (2 ч)
Классификация библиотек: по кругу читателей (детские, специальные, научные, иностранные и т.д.), по статусу (школьные, районные, городские, областные, государственные). Устройство современных библиотек: читальный зал, справочно-библиографический отдел, информационный центр (копирование, электронный поиск, выход в Интернет), абонемент (обычный, межбиблиотечный, заочный).
Технологии поиска информации в библиотеках: информационные издания, алфавитный каталог, систематический каталог, электронная поисковая система.
Практическая работа № 1 «Технология фактографического, адресного и тематического поиска химической информации в библиотеке».
Тема 4. Современные технологии поиска информации (2 ч)
Компьютер как средство поиска, отбора и представления химической информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Система World Wide Web (WWW как Всемирная Паутина). Информационно-поисковые системы (ИПС) Интернета. Алгоритмы поиска химических сайтов. Компьютерные программы по химии:
1. Molecules-3D 2.5. Графический редактор объемных изображений молекул и кристаллических структур.
2. Crocodile Chemistry 1.5. Симулятор химического эксперимента. Похимичьте виртуально!
3. MasSim v 2.0. Использование масс-спектрометрии в органической химии. База спектров, расшифровка, обучение.
4. Gepasi v 3.1. Моделирование и изучение кинетики химических и биохимических превращений.
5. Orgo-Tek 32 v 1.0. Обучающая программа по органической химии на уровне колледжей.
6. HyperChem 6.0. Пакет для квантово-химических расчетов.
7. Table 3.0. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева с возможностью получения исчерпывающей информации о каждом элементе.
8. МультиХром. Программный пакет по хроматографии.
9. Chem Office 6.0. Поиск химической информации в Интернете, возможность просмотра 3D-структур на сайтах.
Некоторые цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) по химии:
1. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) (в комплект входит 1 CD) ООО «Физикон».
2. Электронное издание «Химия, 8–11 класс. Виртуальная лаборатория» (в комплект входит 2 CD) МарГТУ.
3. «Открытая Химия 2.5» (в комплект входит 1 CD) ООО «Физикон».
Практическая работа № 2 «Поиск химической информации в Интернете».
Тема 5. СМИ как источник информации (2 ч)
СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты) как источник химической информации. Классификация каждого вида СМИ.
Научно-популярные передачи радио и телевидения как источники химической информации. Программы передач радио и телевидения. Отбор передач химической тематики. Фиксация и представление информации по результатам просмотра или прослушивания тематической передачи.
Газеты и журналы химической проблематики: «Наука и жизнь», «Химия и жизнь – XXI век», «Квант», «Нейшенел джеографик» (National Geographic), «Вокруг света», «GEO», «Химия для школьников», «Химия в школе», «Химия. Первое сентября» и др.
Практическая работа № 3 «Получение химической информации с помощью СМИ».
Тема 6. Информация из первых рук (общение со специалистами) (2 ч)
Люди как источник химической информации: старшеклассники (члены химического кружка или ученического научного общества), учителя, руководители химических кружков или научных обществ, ученые, специалисты. Специалисты профессий, связанных с химией: аналитики, фармацевты, технологи, криминалисты, работники пищевых производств, геологи и т.д. Подготовка учащихся к общению со специалистами: формулировка вопросов по определенной тематике, фиксация, анализ и представление полученной информации. Такт и культура общения со специалистами. Подготовка и проведение встреч с ними.
Экскурсия на предприятия, в лаборатории, аптеки, на водоочистные станции и другие объекты, связанные с химией. Подготовка и проведение экскурсии. Общение с экскурсоводом. Получение информации от него, фиксация, анализ и представление полученной информации.
Практическая работа № 4 «Экскурсия на промышленное предприятие, лабораторию или на объект, связанный с химией».
Тема 7. Основные приемы интеллектуальной работы с книгой по химии (2 ч)
Рациональные приемы интеллектуальной работы с книгой; правильное оформление библиографической записи; оценка книги с учетом ее дальнейшего использования; ключевые слова, абзацы, параграфы; пометки и закладки в книгах; знания о логико-психологических основах чтения.
Электронная книга и электронные носители информации. Особенности работы с ними. Достоинства и недостатки печатных и электронных книг.
Практическая работа № 5 «Алгоритм работы с книгой по химии» (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм работы с книгой по химии
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тема 8. Основные приемы интеллектуальной работы
с химическим текстом из различных источников (2 ч)
Принципы построения и структура текстов. Особенности текстов химической тематики. Химический язык: термины, химические знаки и формулы, уравнения и схемы химических реакций. Работа с химическим текстом: составление простого и сложного планов, выделение тезисов, основные правила составления конспектов и выписок. Цитирование отрывков текста. Логические приемы работы с текстом (синтез, анализ, обобщение, сравнение и др.).
Практическая работа № 6 «Работа с химическим текстом (статьей из энциклопедии, статьей из журнала или газеты, параграфом или разделом книги по химии)».
Тема 9. Подготовка и презентация полученной химической информации (3 ч)
Основные этапы и технология составления реферата, доклада, научной работы. Обзор литературы, оформление библиографического списка. Мультимедийное сопровождение. Подготовка к публичному выступлению. Участие в научных диспутах и дискуссиях.
Практическая работа № 7 «Ученическая конференция. Публичное выступление с докладом по химии» (2 ч) (табл. 2).
Таблица 2
Алгоритм подготовки к публичному выступлению с докладом
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Л и т е р а т у р а
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: Техника быстрого чтения: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994, 208 с.; Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991, 160 с.; Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: Учебник для институтов культуры и педагогических вузов. М.: Книжная палата, 1990, 255 с.; Гаги Н.А. Сервис в Интернет – практическое рассмотрение. М.: Jet Infosystems, 1996, 123 с.; Гендина Н.И., Скипор И.Л. Методика формализованного составления справочной аннотации. В сб.: Основы информационной культуры. Кемерово, 1999, с. 44–60; Гендина Н.И., Скипор И.Л. Методика формализованного составления рефератов. Там же. с.75–89; Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. М.: Школьная библиотека, 2003; Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов и других источников. Приемы традиционные и новые. Практическое пособие. М., 2006; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М.: Знание, 1989, 144 с.; Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. М.: Книга, 1975, 109 с.; Гутман Н.И. Библиография и ее роль в обучении и воспитании школьников: Учебное пособие. Л., 1982, 78 с.; Гречихин А.А., Здоров И.П., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. М.: Книга, 1983, 320 с.; Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учебное пособие. Краснодар, 1996, 136 с.; Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура. Проблемы информационной культуры. М., 1994, с. 6–11; Пушкарев А.Э. и др. Интернет – учителю: Химия. Челябинск: Взгляд, 2006; Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. Педагогическая информатика. 2000, № 2; Моргенштерн И.Г. Информационное общество: Учебное пособие. Челябинск: Урал LTD, 2000; Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практическое пособие. М.: Либерия, 1999, 80 с.; Рудняньский Я.Р. Как учиться? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992, 117 с.; Стрельцова Ж. Как написать реферат: основные шаги. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Габриелян .С.,Десятниченко О.А. Химия вокруг нас.Программа элективного курса
» Авторская программа элективного курса "Нестандартные физико-химические задачи по некоторым разделам школьного курса химии как средство развития творческих способностей старшеклассников"
» Аспицкая А.Ф.Программа элективного курса «История развития химии»
» Золотухина О. И.Программа элективного курса «Общая химия в экспериментальных задачах».
» Ким Н.В. Программа элективного курса. 10 класс.Механизмы реакций в органической химии
» Авторская программа элективного курса "Нестандартные физико-химические задачи по некоторым разделам школьного курса химии как средство развития творческих способностей старшеклассников"
» Аспицкая А.Ф.Программа элективного курса «История развития химии»
» Золотухина О. И.Программа элективного курса «Общая химия в экспериментальных задачах».
» Ким Н.В. Программа элективного курса. 10 класс.Механизмы реакций в органической химии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42