Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 2011-2012 учебный год(Башкортостан)
Страница 1 из 1
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 2011-2012 учебный год(Башкортостан)
Министерство образования Республики Башкортостан
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по химии
2011-2012 учебный год
9 класс
Задача 9-1. После прокаливания смеси нитрата меди с медным порошком общая масса уменьшилась на 45,45%. Вся ли медь прореагировала? Рассчитайте состав исходной смеси.
Задача 9-2. К 8% раствору хлорида алюминия постепенно добавили равную массу карбоната натрия. Смесь, образовавшуюся после реакции, отфильтровали и получили раствор, содержащий две соли с одинаковыми анионами и равными массовыми долями. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном фильтрате и массовую долю карбоната натрия в исходном растворе.
Задача 9-3. В четыре открытых стакана с водными растворами питьевой соды, железного купороса, цинкового купороса и кислого сернокислого аммония опустили по кусочку металлического натрия. Какие процессы будут протекать в каждом из этих стаканов? Запишите уравнения реакций.
Задача 9-4 Неизвестную неорганическую соль подвергли термическому разложению при температуре 145°С, при этом образовалось только два газа с соотношением объемов 2:1. Сумма молярных масс газов меньше 49. Что это за соль? Напишите уравнения реакций разложения и взаимодействия этой соли со щелочью и кислотой.
Задача 9-5. В закрытых сосудах имеются газы А и В. Газ А имеет резкий неприятный запах, газ В – удушливый. При взаимодействии с кислородом газ А образует 5,4 г воды и газ С, быстро превращающийся на воздухе в газ Д бурого цвета. Газ В растворяется в воде, его раствор окрашивает лакмус в красный цвет. При добавлении в водный раствор газа В нитрата серебра выпадает 14,35 г белого творожистого осадка. При смешивании А и В образуется соль, которая при нагревании разлагается на газы А и В.
Определите формулы всех названных веществ – А, В, С, Д и Е.
Напишите уравнения происходящих реакций.
Вычислите объемы исходных газов А и В при н.у.
Министерство образования Республики Башкортостан
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии
2011-12 учебный год
10 класс
Задача 10-1. При определенных условиях некоторый углеводород способен превращаться в другой углеводород в соответствии со схемой:
n1CxH3x-4 = n2 C2x+2 H3x.
Установите формулы углеводородов.
Назовите условия протекания данной реакции.
Назовите фамилию ученого, который впервые провел эту реакцию.
Имеет ли реакция практическое значение.
Задача 10-2. Смесь нитратов цинка, серебра и железа (III) общей массы 9,6 г сначала растворили в воде, а затем обработали избытком гидроксида калия. Образовавшийся осадок отфильтровали и высушили, его масса составила 3,39 г. После этого осадок прокалили при температуре 7000С, при этом выделилось 448 мл газообразных продуктов (при н.у.). Определите состав исходной смеси в мольных процентах. Найдите массу m1 осадка после прокаливания. Будет ли отличаться масса остатка m2 от m1, если прокалить при 700С исходную смесь нитратов, если – да, то насколько?
Задача 10-3. В воде растворили 5,0 г медного купороса, объем полученного раствора равен 200 мл. Осаждение гидроксида меди (II) из этого раствора начинается при рН = 4,84. Рассчитайте произведение растворимости гидроксида меди (II).
Задача 10-4. На химическом заводе из-за нарушения герметичности одного аппарата в помещение цеха стали попадать пары брома. Отделом охраны труда был проделан анализ воздушной среды. Специальный сосуд заполнили 10 мл 0,001М раствора мышьяковистой кислоты и пропустили 40 л воздуха. Бром прореагировал с мышьяковистой кислотой, а избыток ее был оттитрован 0,0005М раствором йода, которого было израсходовано 18 мл.
Напишите уравнения проведенных при анализе реакций.
Вычислите концентрацию брома в 1 л воздуха.
Предельно допустимая концентрация брома равна 0,002 мг/л. Можно ли продолжать работать в цехе после разгерметизации аппарата? Ответ поясните цифрами.
Задача 10-5. Азид натрия – бесцветная соль – является газообразующим компонентом в автомобильных системах подушек безопасности. Определите, какое количество азида натрия необходимо для заполнения подушки безопасности объемом 0,5 м3? Как получают азид натрия?
Министерство образования Республики Башкортостан
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии
2011-12 учебный год
11 класс
Задача 11-1. Минерал церуссит представляет собой карбонат некоторого металла Me-1, причем содержание металла в минерале составляет 77,5% вес. Справа от этого металла в Периодической таблице Д.И. Менделеева находится металл Ме-2. Выше металла Ме-1 в той же подгруппе Периодической таблицы находится металл Ме-3. Если взять эти металлы в мольном соотношении Ме1:Ме2:Ме3 = 1:1,98:1,74, то получится сплав Розе. Определите формулу церуссита, а также качественный и количественный (в вес. %) состав сплава Розе. Укажите особое свойство сплава Розе.
Задача 11-2. Смесь п-крезола (4-метил-фенола) и неизвестного циклического вторичного амина массой 16,52 г может прореагировать с 1792 мл (н.у.) хлороводорода или с 50,4 г 10 %-ного раствора гидроксида калия. Предложите структурные формулы трех изомеров этого амина.
Задача 11-3. Полициклический ароматический углеводород пирен имеет формулу С16Н10. Какой продукт и по какой причине образуется при гидрировании пирена, если 50,5 г пирена прореагировало с 5,6 л (н.у.) водорода? Нарисуйте структурные формула пирена и продукта гидрирования, назовите продукт реакции по принятой химической номенклатуре.
Задача 11-4. Углерод, являющийся одной из основных составляющих биологических организмов, присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов 12C (98.9%), 13C (1.1%) и радиоактивного 14C, который присутствует в следовых количествах (около 10 10%). Изотоп 14C постоянно образуется в верхних слоях атмосферы при столкновении вторичных нейтронов от космических лучей с ядрами атмосферного азота. Радиоизотоп углерода 14C подвержен β-распаду с периодом полураспада 5730 лет. Соотношение радиоактивного и стабильных изотопов углерода в атмосфере и в биосфере примерно одинаково из-за активного перемешивания атмосферы, поскольку все живые организмы постоянно участвуют в углеродном обмене, получая углерод из окружающей среды, а изотопы, в силу их химической неразличимости, участвуют в биохимических процессах практически одинаковым образом.
Удельная активность углерода в живых организмах соответствует атмосферному содержанию радиоуглерода и составляет 0,3 распада в секунду на грамм углерода. С гибелью организма углеродный обмен прекращается. После этого стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный (14C) постепенно распадается, в результате его содержание в останках постепенно уменьшается. Определив текущее соотношение содержания изотопов в биологическом материале, можно установить время, прошедшее с момента гибели организма.
Исследование фрагментов Туринской плащаницы (христианской святыни, якобы хранящей на себе следы тела распятого Христа), проведённое в 1988 году, показало, что удельная активность углерода плащаницы составляет 16,2 распада в минуту на грамм углерода. Определите возраст плащаницы. Могло ли тело Христа после казни быть завернуто в плащаницу?
Задача 11-5. Углеводород А, массой 0,19 г, простейшая формула которого C3H2, реагирует с 0,115 г металлического натрия. При гидрировании его в присутствии тонкоизмельченного никеля образуется углеводород В, имеющий простейшую формулу C3H7. Установите структурные формулы веществ А и В. Существуют ли данные соединения в виде пространственных изомеров, если существуют, приведите их формулы.
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по химии
2011-2012 учебный год
9 класс
Задача 9-1. После прокаливания смеси нитрата меди с медным порошком общая масса уменьшилась на 45,45%. Вся ли медь прореагировала? Рассчитайте состав исходной смеси.
Задача 9-2. К 8% раствору хлорида алюминия постепенно добавили равную массу карбоната натрия. Смесь, образовавшуюся после реакции, отфильтровали и получили раствор, содержащий две соли с одинаковыми анионами и равными массовыми долями. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном фильтрате и массовую долю карбоната натрия в исходном растворе.
Задача 9-3. В четыре открытых стакана с водными растворами питьевой соды, железного купороса, цинкового купороса и кислого сернокислого аммония опустили по кусочку металлического натрия. Какие процессы будут протекать в каждом из этих стаканов? Запишите уравнения реакций.
Задача 9-4 Неизвестную неорганическую соль подвергли термическому разложению при температуре 145°С, при этом образовалось только два газа с соотношением объемов 2:1. Сумма молярных масс газов меньше 49. Что это за соль? Напишите уравнения реакций разложения и взаимодействия этой соли со щелочью и кислотой.
Задача 9-5. В закрытых сосудах имеются газы А и В. Газ А имеет резкий неприятный запах, газ В – удушливый. При взаимодействии с кислородом газ А образует 5,4 г воды и газ С, быстро превращающийся на воздухе в газ Д бурого цвета. Газ В растворяется в воде, его раствор окрашивает лакмус в красный цвет. При добавлении в водный раствор газа В нитрата серебра выпадает 14,35 г белого творожистого осадка. При смешивании А и В образуется соль, которая при нагревании разлагается на газы А и В.
Определите формулы всех названных веществ – А, В, С, Д и Е.
Напишите уравнения происходящих реакций.
Вычислите объемы исходных газов А и В при н.у.
Министерство образования Республики Башкортостан
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии
2011-12 учебный год
10 класс
Задача 10-1. При определенных условиях некоторый углеводород способен превращаться в другой углеводород в соответствии со схемой:
n1CxH3x-4 = n2 C2x+2 H3x.
Установите формулы углеводородов.
Назовите условия протекания данной реакции.
Назовите фамилию ученого, который впервые провел эту реакцию.
Имеет ли реакция практическое значение.
Задача 10-2. Смесь нитратов цинка, серебра и железа (III) общей массы 9,6 г сначала растворили в воде, а затем обработали избытком гидроксида калия. Образовавшийся осадок отфильтровали и высушили, его масса составила 3,39 г. После этого осадок прокалили при температуре 7000С, при этом выделилось 448 мл газообразных продуктов (при н.у.). Определите состав исходной смеси в мольных процентах. Найдите массу m1 осадка после прокаливания. Будет ли отличаться масса остатка m2 от m1, если прокалить при 700С исходную смесь нитратов, если – да, то насколько?
Задача 10-3. В воде растворили 5,0 г медного купороса, объем полученного раствора равен 200 мл. Осаждение гидроксида меди (II) из этого раствора начинается при рН = 4,84. Рассчитайте произведение растворимости гидроксида меди (II).
Задача 10-4. На химическом заводе из-за нарушения герметичности одного аппарата в помещение цеха стали попадать пары брома. Отделом охраны труда был проделан анализ воздушной среды. Специальный сосуд заполнили 10 мл 0,001М раствора мышьяковистой кислоты и пропустили 40 л воздуха. Бром прореагировал с мышьяковистой кислотой, а избыток ее был оттитрован 0,0005М раствором йода, которого было израсходовано 18 мл.
Напишите уравнения проведенных при анализе реакций.
Вычислите концентрацию брома в 1 л воздуха.
Предельно допустимая концентрация брома равна 0,002 мг/л. Можно ли продолжать работать в цехе после разгерметизации аппарата? Ответ поясните цифрами.
Задача 10-5. Азид натрия – бесцветная соль – является газообразующим компонентом в автомобильных системах подушек безопасности. Определите, какое количество азида натрия необходимо для заполнения подушки безопасности объемом 0,5 м3? Как получают азид натрия?
Министерство образования Республики Башкортостан
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии
2011-12 учебный год
11 класс
Задача 11-1. Минерал церуссит представляет собой карбонат некоторого металла Me-1, причем содержание металла в минерале составляет 77,5% вес. Справа от этого металла в Периодической таблице Д.И. Менделеева находится металл Ме-2. Выше металла Ме-1 в той же подгруппе Периодической таблицы находится металл Ме-3. Если взять эти металлы в мольном соотношении Ме1:Ме2:Ме3 = 1:1,98:1,74, то получится сплав Розе. Определите формулу церуссита, а также качественный и количественный (в вес. %) состав сплава Розе. Укажите особое свойство сплава Розе.
Задача 11-2. Смесь п-крезола (4-метил-фенола) и неизвестного циклического вторичного амина массой 16,52 г может прореагировать с 1792 мл (н.у.) хлороводорода или с 50,4 г 10 %-ного раствора гидроксида калия. Предложите структурные формулы трех изомеров этого амина.
Задача 11-3. Полициклический ароматический углеводород пирен имеет формулу С16Н10. Какой продукт и по какой причине образуется при гидрировании пирена, если 50,5 г пирена прореагировало с 5,6 л (н.у.) водорода? Нарисуйте структурные формула пирена и продукта гидрирования, назовите продукт реакции по принятой химической номенклатуре.
Задача 11-4. Углерод, являющийся одной из основных составляющих биологических организмов, присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов 12C (98.9%), 13C (1.1%) и радиоактивного 14C, который присутствует в следовых количествах (около 10 10%). Изотоп 14C постоянно образуется в верхних слоях атмосферы при столкновении вторичных нейтронов от космических лучей с ядрами атмосферного азота. Радиоизотоп углерода 14C подвержен β-распаду с периодом полураспада 5730 лет. Соотношение радиоактивного и стабильных изотопов углерода в атмосфере и в биосфере примерно одинаково из-за активного перемешивания атмосферы, поскольку все живые организмы постоянно участвуют в углеродном обмене, получая углерод из окружающей среды, а изотопы, в силу их химической неразличимости, участвуют в биохимических процессах практически одинаковым образом.
Удельная активность углерода в живых организмах соответствует атмосферному содержанию радиоуглерода и составляет 0,3 распада в секунду на грамм углерода. С гибелью организма углеродный обмен прекращается. После этого стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный (14C) постепенно распадается, в результате его содержание в останках постепенно уменьшается. Определив текущее соотношение содержания изотопов в биологическом материале, можно установить время, прошедшее с момента гибели организма.
Исследование фрагментов Туринской плащаницы (христианской святыни, якобы хранящей на себе следы тела распятого Христа), проведённое в 1988 году, показало, что удельная активность углерода плащаницы составляет 16,2 распада в минуту на грамм углерода. Определите возраст плащаницы. Могло ли тело Христа после казни быть завернуто в плащаницу?
Задача 11-5. Углеводород А, массой 0,19 г, простейшая формула которого C3H2, реагирует с 0,115 г металлического натрия. При гидрировании его в присутствии тонкоизмельченного никеля образуется углеводород В, имеющий простейшую формулу C3H7. Установите структурные формулы веществ А и В. Существуют ли данные соединения в виде пространственных изомеров, если существуют, приведите их формулы.
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Задания
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Решения
» I городской/районный этап Всероссийской олимпиады школьников г. Владивосток -9 класс-2000/2001 учебный год
» Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2008/2009 учебный год.Задания.
» I городской/районный этап Всероссийской олимпиады школьников г. Владивосток -11 класс-2000/2001 учебный год
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Решения
» I городской/районный этап Всероссийской олимпиады школьников г. Владивосток -9 класс-2000/2001 учебный год
» Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2008/2009 учебный год.Задания.
» I городской/районный этап Всероссийской олимпиады школьников г. Владивосток -11 класс-2000/2001 учебный год
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42