В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 8)
Страница 1 из 1
В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 8)
МЕТОДИКА
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 3.2. Выполнение лабораторных опытов
Роль лабораторных опытов особенно велика в самом начале изучения курса химии, когда у учащихся только появляется интерес к химии и желание серьезно ею заниматься. Правильный подбор опытов облегчает усвоение теоретического материала, особенно тем ребятам, которые имеют большие пробелы в знаниях.
Проводить опыты следует уже с первого занятия, начиная с самых простых по содержанию и технике выполнения. Так, уже на первом занятии можно предложить детям самостоятельно расплавить в тигле кусочек парафина, нагреть кусочек медной проволоки или пластинку и ответить, к каким явлениям следует отнести наблюдаемые явления. При выполнении этого опыта совершенствуются навыки обращения с нагревательными приборами (горелка или спиртовка), тигельными щипцами и умения наблюдать и делать соответствующие выводы.
При изложении нового материала преподавателю рекомендуется показывать только такие опыты, которые подтверждали бы определенные теоретические положения и раскрывали сущность демонстрируемого явления. Затем можно предложить ребятам самостоятельно провести опыты, опираясь на полученные знания. Например, после демонстрации термического разложения хлорида аммония делается вывод, что это свойство характерно для всех солей аммония. После этого можно предложить ученикам выполнить опыты разложения солей нитрата, сульфата и карбоната аммония и ответить, в каком случае реакция протекает по-другому и в чем причина.
Самостоятельное выполнение лабораторных опытов создает условия для наблюдения и формирования экспериментальных умений и навыков.
Основное требование к проведению лабораторных опытов – сознательное их выполнение. Это значит, что ученики должны знать цель опыта, понимать назначение приборов, замечать самые важные моменты химических явлений. Самостоятельное получение знаний требует умения работать по инструкции, подбирать соответствующие реактивы, собирать приборы, наблюдать и фиксировать происходящие явления.
Например, при проведении ряда опытов, знакомящих со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов, перед школьниками ставится цель изучить отношение солей угольной кислоты к кислотам и нагреванию. Выполняя первый опыт, ребята подбирают необходимые реактивы, наблюдают выделение газа, определяют его, оформляют записи в тетрадях и делают выводы. Во втором опыте учащиеся собирают прибор для разложения гидрокарбоната натрия, руководствуясь инструкцией, обращают внимание на его укрепление в лабораторном штативе, на продукты, образующиеся при нагревании соли, способы их обнаружения, оформляют записи, делают выводы. После выполнения опытов преподаватель объясняет характерные свойства солей угольной кислоты, ссылаясь на конкретные наблюдения учащихся, и дополняет их ответы. Так, обсуждая области применения солей угольной кислоты, он указывает, что свойство гидрокарбоната натрия (питьевая сода) разлагаться при температуре 200 °С используется в хлебопечении и т. д. Способность солей угольной кислоты взаимодействовать с кислотами применяется геологами в полевых условиях для определения наличия в минералах или горных породах карбонатов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прибор для разложения
гидрокарбоната натрия
Как видно из этого примера, перед учениками была поставлена познавательная задача, которая решалась с помощью лабораторных опытов, ставших источником новых знаний.
После рассмотрения свойств солей угольной кислоты проводится опыт «Качественная реакция на карбонат-ионы» для подтверждения высказанного преподавателем предположения, что кислоты могут быть использованы для распознавания карбонат-ионов.
Из всех методов, которые стимулируют познавательную самостоятельность и воспитывают творческую инициативу при познании основ наук, наибольшее признание получил исследовательский метод. Он применяется в тех случаях, когда перед учениками в процессе обучения ставится какая-нибудь учебная задача, которую они не могут решить с помощью имеющихся знаний. Тогда преподаватель предлагает ее решить исследовательским методом. Для этого учащиеся намечают план работы, обдумывают способы проведения и проверки ее опытным путем, выполняют эти опыты, наблюдают, фиксируют факты, сравнивают, обобщают и делают выводы. Преподаватель руководит работой, наблюдает за выполнением опытов, помогает ученикам, если в этом есть необходимость, предупреждает ошибки и неверные выводы. Познавательная деятельность учащихся в таких условиях наиболее активна и отличается высоким уровнем самостоятельности.
Успех выполнения исследовательских опытов, их обучающее и развивающее значение во многом зависит от широты поиска, разнообразия применяемых методов решения. Этому способствует вводная беседа, в ходе которой может быть привлечен большой теоретический материал, намечены возможные пути решения, а также показаны возможности использования различных законов и явлений. Такая работа особенно необходима на первых этапах выполнения исследовательских опытов.
Значительное место в подготовке к выполнению исследовательских опытов должны занимать промежуточные опыты между тренировочными и исследовательскими. Их проведение требует самостоятельности и инициативы, но решение их имеет не творческий, а чисто логический характер. Например, задание «Будет ли характерна реакция “серебряного зеркала” для муравьиной кислоты; ответ обоснуйте, а затем проверьте на опыте» назвать исследовательским нельзя, потому что его выполнение не требует оригинального подхода. И все же такие задания подготавливают к выполнению исследовательских опытов.
В процессе работы над исследовательскими заданиями ребята могут по мере необходимости обращаться к преподавателю за консультациями. Но при оказании помощи им нельзя подсказывать. Ученику, обратившемуся за консультацией, следует объяснить, в чем он допустил ошибку, почему выбранное им решение неприемлемо, и предложить ему поработать дополнительно.
Завершается работа над исследовательскими опытами коллективным обсуждением итогов выполнения или анализом результатов. На обсуждение выносятся не только работы с новыми неординарными способами решения или методикой выполнения, но и работы с типичными ошибками. Это дает возможность более результативно обучать школьников методам и особенностям творческой работы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Лабораторные опыты играют важную роль на обобщающих и особенно на заключительных уроках, когда повторяют и систематизируют знания, отрабатывают умения и навыки за все годы обучения химии. Поскольку учащиеся выполняют эти опыты повторно, то уровень их проведения должен быть значительно выше, т. к., во-первых, у ребят к этому времени возрос запас знаний и, во-вторых, сформировались необходимые экспериментальные умения и навыки. Ученики самостоятельно выбирают реактивы и оборудование, составляют план выполнения опытов, собирают приборы и лишь затем проводят опыты.
Так, для заключительного урока по теме «Основные классы неорганических соединений» содержание опытов будет таким: «Из имеющихся на столе реактивов подберите такие растворы солей и оснований, чтобы в результате реакции между ними в одном случае выпадал осадок основания, в другом – осадок соли. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах и объясните их сущность». Аналогично этому заданию составляются опыты для всех классов веществ.
Для проведения опытов учащиеся делятся на четыре группы (соответственно классам веществ); полученные результаты обсуждают коллективно.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 3.2. Выполнение лабораторных опытов
Роль лабораторных опытов особенно велика в самом начале изучения курса химии, когда у учащихся только появляется интерес к химии и желание серьезно ею заниматься. Правильный подбор опытов облегчает усвоение теоретического материала, особенно тем ребятам, которые имеют большие пробелы в знаниях.
Проводить опыты следует уже с первого занятия, начиная с самых простых по содержанию и технике выполнения. Так, уже на первом занятии можно предложить детям самостоятельно расплавить в тигле кусочек парафина, нагреть кусочек медной проволоки или пластинку и ответить, к каким явлениям следует отнести наблюдаемые явления. При выполнении этого опыта совершенствуются навыки обращения с нагревательными приборами (горелка или спиртовка), тигельными щипцами и умения наблюдать и делать соответствующие выводы.
При изложении нового материала преподавателю рекомендуется показывать только такие опыты, которые подтверждали бы определенные теоретические положения и раскрывали сущность демонстрируемого явления. Затем можно предложить ребятам самостоятельно провести опыты, опираясь на полученные знания. Например, после демонстрации термического разложения хлорида аммония делается вывод, что это свойство характерно для всех солей аммония. После этого можно предложить ученикам выполнить опыты разложения солей нитрата, сульфата и карбоната аммония и ответить, в каком случае реакция протекает по-другому и в чем причина.
Самостоятельное выполнение лабораторных опытов создает условия для наблюдения и формирования экспериментальных умений и навыков.
Основное требование к проведению лабораторных опытов – сознательное их выполнение. Это значит, что ученики должны знать цель опыта, понимать назначение приборов, замечать самые важные моменты химических явлений. Самостоятельное получение знаний требует умения работать по инструкции, подбирать соответствующие реактивы, собирать приборы, наблюдать и фиксировать происходящие явления.
Например, при проведении ряда опытов, знакомящих со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов, перед школьниками ставится цель изучить отношение солей угольной кислоты к кислотам и нагреванию. Выполняя первый опыт, ребята подбирают необходимые реактивы, наблюдают выделение газа, определяют его, оформляют записи в тетрадях и делают выводы. Во втором опыте учащиеся собирают прибор для разложения гидрокарбоната натрия, руководствуясь инструкцией, обращают внимание на его укрепление в лабораторном штативе, на продукты, образующиеся при нагревании соли, способы их обнаружения, оформляют записи, делают выводы. После выполнения опытов преподаватель объясняет характерные свойства солей угольной кислоты, ссылаясь на конкретные наблюдения учащихся, и дополняет их ответы. Так, обсуждая области применения солей угольной кислоты, он указывает, что свойство гидрокарбоната натрия (питьевая сода) разлагаться при температуре 200 °С используется в хлебопечении и т. д. Способность солей угольной кислоты взаимодействовать с кислотами применяется геологами в полевых условиях для определения наличия в минералах или горных породах карбонатов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прибор для разложения
гидрокарбоната натрия
Как видно из этого примера, перед учениками была поставлена познавательная задача, которая решалась с помощью лабораторных опытов, ставших источником новых знаний.
После рассмотрения свойств солей угольной кислоты проводится опыт «Качественная реакция на карбонат-ионы» для подтверждения высказанного преподавателем предположения, что кислоты могут быть использованы для распознавания карбонат-ионов.
Из всех методов, которые стимулируют познавательную самостоятельность и воспитывают творческую инициативу при познании основ наук, наибольшее признание получил исследовательский метод. Он применяется в тех случаях, когда перед учениками в процессе обучения ставится какая-нибудь учебная задача, которую они не могут решить с помощью имеющихся знаний. Тогда преподаватель предлагает ее решить исследовательским методом. Для этого учащиеся намечают план работы, обдумывают способы проведения и проверки ее опытным путем, выполняют эти опыты, наблюдают, фиксируют факты, сравнивают, обобщают и делают выводы. Преподаватель руководит работой, наблюдает за выполнением опытов, помогает ученикам, если в этом есть необходимость, предупреждает ошибки и неверные выводы. Познавательная деятельность учащихся в таких условиях наиболее активна и отличается высоким уровнем самостоятельности.
Успех выполнения исследовательских опытов, их обучающее и развивающее значение во многом зависит от широты поиска, разнообразия применяемых методов решения. Этому способствует вводная беседа, в ходе которой может быть привлечен большой теоретический материал, намечены возможные пути решения, а также показаны возможности использования различных законов и явлений. Такая работа особенно необходима на первых этапах выполнения исследовательских опытов.
Значительное место в подготовке к выполнению исследовательских опытов должны занимать промежуточные опыты между тренировочными и исследовательскими. Их проведение требует самостоятельности и инициативы, но решение их имеет не творческий, а чисто логический характер. Например, задание «Будет ли характерна реакция “серебряного зеркала” для муравьиной кислоты; ответ обоснуйте, а затем проверьте на опыте» назвать исследовательским нельзя, потому что его выполнение не требует оригинального подхода. И все же такие задания подготавливают к выполнению исследовательских опытов.
В процессе работы над исследовательскими заданиями ребята могут по мере необходимости обращаться к преподавателю за консультациями. Но при оказании помощи им нельзя подсказывать. Ученику, обратившемуся за консультацией, следует объяснить, в чем он допустил ошибку, почему выбранное им решение неприемлемо, и предложить ему поработать дополнительно.
Завершается работа над исследовательскими опытами коллективным обсуждением итогов выполнения или анализом результатов. На обсуждение выносятся не только работы с новыми неординарными способами решения или методикой выполнения, но и работы с типичными ошибками. Это дает возможность более результативно обучать школьников методам и особенностям творческой работы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Лабораторные опыты играют важную роль на обобщающих и особенно на заключительных уроках, когда повторяют и систематизируют знания, отрабатывают умения и навыки за все годы обучения химии. Поскольку учащиеся выполняют эти опыты повторно, то уровень их проведения должен быть значительно выше, т. к., во-первых, у ребят к этому времени возрос запас знаний и, во-вторых, сформировались необходимые экспериментальные умения и навыки. Ученики самостоятельно выбирают реактивы и оборудование, составляют план выполнения опытов, собирают приборы и лишь затем проводят опыты.
Так, для заключительного урока по теме «Основные классы неорганических соединений» содержание опытов будет таким: «Из имеющихся на столе реактивов подберите такие растворы солей и оснований, чтобы в результате реакции между ними в одном случае выпадал осадок основания, в другом – осадок соли. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах и объясните их сущность». Аналогично этому заданию составляются опыты для всех классов веществ.
Для проведения опытов учащиеся делятся на четыре группы (соответственно классам веществ); полученные результаты обсуждают коллективно.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 4)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 10)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 5)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 6)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 11)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 10)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 5)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 6)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 11)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42