В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 9)
Страница 1 из 1
В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 9)
МЕТОДИКА
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 3.3. Проведение практических работ
Примерные сроки проведения практических работ определяются по тематическому плану.
В поурочном плане преподаватель намечает, как будет осуществлять наблюдения и контроль за работой всего класса и отдельных учеников, с какими затруднениями технического и теоретического характера могут встретиться ребята при выполнении опытов, какую дифференцированную помощь нужно им оказать для успешного выполнения и оформления работы.
В плане зафиксированы также возможная замена реактивов или оборудования, изменение содержания какого-нибудь опыта, перечислены вопросы, по которым будет проверяться теоретическая подготовленность учащихся к занятию, а также приведены указания по технике выполнения опытов.
Практические умения и навыки успешно вырабатываются в том случае, если у школьников уже есть достаточные теоретические знания. В этом случае более осмысленно выполняются отдельные операции и приобретаются прочные умения и навыки. Следовательно, преподавателю в первую очередь необходимо проверить теоретическую подготовку учащихся к предстоящей работе. С этой целью предлагаются вопросы, с помощью которых учитель контролирует прочность и глубину знаний и одновременно активизирует мыслительную деятельность.
Вопросы, естественно, должны вытекать из содержания самой практической работы. Если намечаются какие-либо изменения в работе, то об этом также сообщается в самом начале урока. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие при подготовке к занятию дома, объясняет и показывает те приемы, которые будут применяться впервые. Разъяснению техники проведения уже известных операций и приемов, с которыми ребята еще раз знакомятся по предписаниям к практическим работам, уделяется меньше времени. Но зато значительно больше времени отводится наблюдению за выполнением этих операций в ходе работы.
После этого ученики ставят опыты, а преподаватель наблюдает за качеством их проведения и при затруднениях оказывает дифференцированную помощь. Обнаруженную ошибку не нужно спешить исправлять, надо дать ученику возможность подумать и сделать это самостоятельно.
Если химический кабинет оснащен всем необходимым для эксперимента, то на практических занятиях каждый ученик выполняет опыты самостоятельно. Если такие условия отсутствуют, то практическая работа выполняется двумя учениками поочередно: каждый проводит примерно половину намеченных опытов. Но даже если школьники выполняют опыты парами, отчет о проделанной работе каждый представляет отдельно. Это заставляет их вникать в суть проводимой товарищем работы, наблюдать, делать выводы.
При проведении опытов следует добиваться, чтобы каждый ученик был активным исполнителем, а не пассивным созерцателем. Только при этом условии экспериментальные умения и навыки закрепляются и совершенствуются.
Свои наблюдения преподаватель заносит в тетрадь, где записаны фамилии учащихся, элементы операций, а также умения и навыки, которые приобретаются или совершенствуются на этом занятии. Отдельные замечания кратко фиксируются в графе «Примечания».
Например, по ходу проведения практической работы по теме «Распознавание полимерных материалов – пластмасс, химических волокон» преподаватель наблюдает за правильностью выработки следующих экспериментальных умений и навыков:
зажигать и гасить горелки (спиртовки);
определять пластмассу и волокна по внешнему виду;
определять плотность пластмассы;
определять пластмассу и волокна по характеру горения;
пользоваться тигельными щипцами;
работать со справочными таблицами.
По мере выполнения опытов ребята фиксируют их результаты в тетрадях, а затем составляют письменный отчет. При любой форме отчета в нем должны быть краткая запись наблюдений, их объяснение и выводы. Порядок выполнения опытов школьники продумывают дома при подготовке к занятию, поэтому на составление отчета во время практической работы они тратят значительно меньше времени. Не следует переносить оформления отчетов на дом, т. к. это расхолаживает учащихся на уроке. Кроме того, полученные при наблюдении результаты быстро забываются, что приводит к списыванию.
Очень большую помощь в подготовке практических работ оказывают учащиеся-лаборанты. Они помогают выставлять и убирать все наборы на подносах. Этих учеников можно привлекать для наблюдения за работой своих товарищей и оказания им помощи при возникших затруднениях. Чтобы обеспечить работе успех, целесообразно дать этим ученикам возможность выполнить практические работы заранее и снабдить их перечнем вопросов, по которым они должны вести наблюдения.
Деятельность учащихся на практической работе оценивается на основании письменного отчета и результатов наблюдений. Такими критериями могут быть:
безошибочное и аккуратное выполнение опытов;
правильная запись объяснений, выводов и уравнений реакций;
умелое обращение с реактивами и оборудованием;
качество оформления отчета;
соблюдение техники безопасности и дисциплины во время занятий.
Допущенные типичные ошибки при выполнении опытов обсуждают на следующем уроке. Отдельным ученикам предлагается провести некоторые опыты из практической работы у демонстрационного стола. В обсуждении их результатов участвует весь класс.
Практические работы, выполняемые по инструкциям учебников, ограничивают самостоятельность учащихся, т. к. содержание этих работ предполагает в основном исполнительную деятельность. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, следует решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических работ.
Рассмотрим в качестве примера практическую работу по теме «Определение минеральных удобрений», выполнение которой требует большой активности и самостоятельности.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Определение задач эксперимента, составление плана исследования помогает учащимся сосредоточить внимание на самом главном во время проведения опытов. С помощью контрольных вопросов к практической работе выясняют степень понимания ими сущности явлений и процессов, а также умение применять полученные знания в новых ситуациях.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Преподаватель может по аналогии самостоятельно составить содержание других практических работ.
На заключительных уроках практические работы нового содержания не проводят. Однако целесообразно два последних урока посвятить только химическому эксперименту. На одном из них учащиеся получают известные им газы (кислород, аммиак, оксид углерода(IV), водород, этилен и др.) и доказывают их наличие, на другом – решают экспериментальные задачи на распознавание неорганических и органических веществ. Несмотря на то, что учащиеся эти опыты выполняли раньше, их повторение проходит на новой и более высокой качественной основе. Это выражается не только в умении быстро и самостоятельно провести опыты, но и в большей требовательности к оценке результатов работы.
Качество и прочность приобретенных умений и навыков зависят от частоты их применения на практических работах. Тот факт, что некоторые умения и навыки используют на протяжении обучения всего один-два раза и то с большим перерывом, не исключает того, что учащиеся при необходимости будут их применять и совершенствовать в своей трудовой деятельности.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 3.3. Проведение практических работ
Примерные сроки проведения практических работ определяются по тематическому плану.
В поурочном плане преподаватель намечает, как будет осуществлять наблюдения и контроль за работой всего класса и отдельных учеников, с какими затруднениями технического и теоретического характера могут встретиться ребята при выполнении опытов, какую дифференцированную помощь нужно им оказать для успешного выполнения и оформления работы.
В плане зафиксированы также возможная замена реактивов или оборудования, изменение содержания какого-нибудь опыта, перечислены вопросы, по которым будет проверяться теоретическая подготовленность учащихся к занятию, а также приведены указания по технике выполнения опытов.
Практические умения и навыки успешно вырабатываются в том случае, если у школьников уже есть достаточные теоретические знания. В этом случае более осмысленно выполняются отдельные операции и приобретаются прочные умения и навыки. Следовательно, преподавателю в первую очередь необходимо проверить теоретическую подготовку учащихся к предстоящей работе. С этой целью предлагаются вопросы, с помощью которых учитель контролирует прочность и глубину знаний и одновременно активизирует мыслительную деятельность.
Вопросы, естественно, должны вытекать из содержания самой практической работы. Если намечаются какие-либо изменения в работе, то об этом также сообщается в самом начале урока. Затем преподаватель отвечает на вопросы, возникшие при подготовке к занятию дома, объясняет и показывает те приемы, которые будут применяться впервые. Разъяснению техники проведения уже известных операций и приемов, с которыми ребята еще раз знакомятся по предписаниям к практическим работам, уделяется меньше времени. Но зато значительно больше времени отводится наблюдению за выполнением этих операций в ходе работы.
После этого ученики ставят опыты, а преподаватель наблюдает за качеством их проведения и при затруднениях оказывает дифференцированную помощь. Обнаруженную ошибку не нужно спешить исправлять, надо дать ученику возможность подумать и сделать это самостоятельно.
Если химический кабинет оснащен всем необходимым для эксперимента, то на практических занятиях каждый ученик выполняет опыты самостоятельно. Если такие условия отсутствуют, то практическая работа выполняется двумя учениками поочередно: каждый проводит примерно половину намеченных опытов. Но даже если школьники выполняют опыты парами, отчет о проделанной работе каждый представляет отдельно. Это заставляет их вникать в суть проводимой товарищем работы, наблюдать, делать выводы.
При проведении опытов следует добиваться, чтобы каждый ученик был активным исполнителем, а не пассивным созерцателем. Только при этом условии экспериментальные умения и навыки закрепляются и совершенствуются.
Свои наблюдения преподаватель заносит в тетрадь, где записаны фамилии учащихся, элементы операций, а также умения и навыки, которые приобретаются или совершенствуются на этом занятии. Отдельные замечания кратко фиксируются в графе «Примечания».
Например, по ходу проведения практической работы по теме «Распознавание полимерных материалов – пластмасс, химических волокон» преподаватель наблюдает за правильностью выработки следующих экспериментальных умений и навыков:
зажигать и гасить горелки (спиртовки);
определять пластмассу и волокна по внешнему виду;
определять плотность пластмассы;
определять пластмассу и волокна по характеру горения;
пользоваться тигельными щипцами;
работать со справочными таблицами.
По мере выполнения опытов ребята фиксируют их результаты в тетрадях, а затем составляют письменный отчет. При любой форме отчета в нем должны быть краткая запись наблюдений, их объяснение и выводы. Порядок выполнения опытов школьники продумывают дома при подготовке к занятию, поэтому на составление отчета во время практической работы они тратят значительно меньше времени. Не следует переносить оформления отчетов на дом, т. к. это расхолаживает учащихся на уроке. Кроме того, полученные при наблюдении результаты быстро забываются, что приводит к списыванию.
Очень большую помощь в подготовке практических работ оказывают учащиеся-лаборанты. Они помогают выставлять и убирать все наборы на подносах. Этих учеников можно привлекать для наблюдения за работой своих товарищей и оказания им помощи при возникших затруднениях. Чтобы обеспечить работе успех, целесообразно дать этим ученикам возможность выполнить практические работы заранее и снабдить их перечнем вопросов, по которым они должны вести наблюдения.
Деятельность учащихся на практической работе оценивается на основании письменного отчета и результатов наблюдений. Такими критериями могут быть:
безошибочное и аккуратное выполнение опытов;
правильная запись объяснений, выводов и уравнений реакций;
умелое обращение с реактивами и оборудованием;
качество оформления отчета;
соблюдение техники безопасности и дисциплины во время занятий.
Допущенные типичные ошибки при выполнении опытов обсуждают на следующем уроке. Отдельным ученикам предлагается провести некоторые опыты из практической работы у демонстрационного стола. В обсуждении их результатов участвует весь класс.
Практические работы, выполняемые по инструкциям учебников, ограничивают самостоятельность учащихся, т. к. содержание этих работ предполагает в основном исполнительную деятельность. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, следует решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических работ.
Рассмотрим в качестве примера практическую работу по теме «Определение минеральных удобрений», выполнение которой требует большой активности и самостоятельности.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Определение задач эксперимента, составление плана исследования помогает учащимся сосредоточить внимание на самом главном во время проведения опытов. С помощью контрольных вопросов к практической работе выясняют степень понимания ими сущности явлений и процессов, а также умение применять полученные знания в новых ситуациях.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Преподаватель может по аналогии самостоятельно составить содержание других практических работ.
На заключительных уроках практические работы нового содержания не проводят. Однако целесообразно два последних урока посвятить только химическому эксперименту. На одном из них учащиеся получают известные им газы (кислород, аммиак, оксид углерода(IV), водород, этилен и др.) и доказывают их наличие, на другом – решают экспериментальные задачи на распознавание неорганических и органических веществ. Несмотря на то, что учащиеся эти опыты выполняли раньше, их повторение проходит на новой и более высокой качественной основе. Это выражается не только в умении быстро и самостоятельно провести опыты, но и в большей требовательности к оценке результатов работы.
Качество и прочность приобретенных умений и навыков зависят от частоты их применения на практических работах. Тот факт, что некоторые умения и навыки используют на протяжении обучения всего один-два раза и то с большим перерывом, не исключает того, что учащиеся при необходимости будут их применять и совершенствовать в своей трудовой деятельности.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 2)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 3)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 7)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 8)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 4)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 3)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 7)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 8)
» В.Я.Вивюрский.Методика химического эксперимента в средней школе (часть 4)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42