Зайнуллина Ф.Ф.Организация исследовательской деятельности учащихся в школе
Участников: 2
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Зайнуллина Ф.Ф.Организация исследовательской деятельности учащихся в школе
Организация
исследовательской деятельности
учащихся в школе
Ф.Ф.ЗАЙНУЛЛИНА,
учитель химии
(г. Лесосибирск,
Красноярский край)
Огромное количество неизученных проблем существует в окружающем нас мире. Какую воду мы пьем? Сколько в ней содержится железа, хлора? Какое мыло не сушит кожу, каков его рН? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо провести исследование. Исследование – это научный способ познания человеком окружающего мира. Школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно работают, могут убедительно отстаивать свою точку зрения, понять и признать свои ошибки.
Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, способствует осмысленному усвоению знаний, чем отличается от традиционного учения в школе. Но в этой работе могут возникнуть трудности как у ученика, так и у учителя.
Работа учителя в данном случае – это своеобразная метадеятельность, «надстроенная» над деятельностью учащихся. Учитель не просто ставит цели, но стремится к тому, чтобы эти цели были приняты учениками; не просто ищет способы достижения поставленных целей, но и работает над тем, чтобы эти способы были освоены учениками, т.е. объектом деятельности учителя становится поисковая активность учащихся.
Руководитель исследовательской работы должен научить учащихся следовать установленным параметрам, определяющим исследовательскую работу.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе и в какой последовательности выполнять работу?
• Необходимо выбрать объект исследования: объектом исследования могут стать продукты питания (соки, овощи, фрукты и т.п.), предметы бытовой химии (мыло, стиральные порошки и др.), питьевая вода, почва – все, что интересно исследовать. Результаты исследования должны быть интересны людям.
• Сформулировать цель исследования, которая состоит в изучении явлений и объектов.
• Выдвинуть гипотезу (в ходе работы гипотеза может быть подтверждена или опровергнута).
• Сформулировать задачи исследования, которые предполагают определенные действия в работе по достижению цели.
• Сделать литературный обзор, в котором дается краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, объекте.
• Выбрать методы исследования и описать последовательность их использования.
• Провести исследование (по необходимости эксперимент повторяется несколько раз).
• Обработать результаты исследования, которые лучше представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм (полученные данные необходимо сопоставить друг с другом, с данными, представленными в литературных источниках, т. е. установить и сформулировать закономерности).
• Сформулировать выводы, которые должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.
• Оформить исследовательскую работу.
• Составить доклад на научно-практическую конференцию (юные исследователи должны понимать, что исследовательская работа и доклад к ней – это разные виды научной деятельности).
• Подготовить компьютерную презентацию результатов исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность по теме
«Сколько витамина С в яблоках?»
Цель работы (на выбор).
1) Исследовать содержание витамина С в различных сортах яблок.
2) Сравнить содержание витамина С в яблоках в зависимости от сроков и условий хранения.
3) Сравнить содержание витамина С в свежих, запеченных и замороженных яблоках.
4) Сравнить содержание витамина С в яблоках районированных сортов, выращенных на дачных участках, и в яблоках, реализуемых через торговую сеть.
В зависимости от поставленной цели формулируется рабочая гипотеза и задачи.
Методика определения содержания
аскорбиновой кислоты
Для проведения эксперимента использована методика окисления аскорбиновой кислоты йодом (титриметрический метод анализа).
Сущность метода. При окислении аскорбиновой кислоты раствором йода протекает реакция по следующей схеме:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Оборудование. Фарфоровая ступка с пестиком, пипетка (или бюретка), учебные весы.
Реактивы. Спиртовой раствор йода (0,125%-й раствор), раствор крахмала, разбавленный раствор соляной кислоты.
Приготовление раствора крахмала. 1 г крахмала развести в небольшом количестве воды и вылить в стакан кипятка, прокипятить 1 мин. Приготовленный раствор хранить в холодильнике не более 1 недели.
Приготовление спиртового раствора йода. Взять аптечный раствор йода (5%-й), разбавить в 40 раз, при этом получится 0,125%-й раствор. 1 мл данного раствора соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты.
Последовательность работы
1. Взвесить взятое для исследований яблоко, занести данные в таблицу (2-й столбец).
2. Ножом из нержавеющей стали вырезать ломтик яблока. Проба яблока должна быть взята от кожуры до сердцевины.
3. Взвесить остаток яблока и вычислить массу пробы. Занести данные в таблицу (3-й столбец).
4. Ломтик яблока поместить в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растереть пестиком.
5. Добавить раствор крахмала.
6. Титровать смесь раствором йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10–15 с. Занести данные в таблицу (4-й столбец).
7. Рассчитать количество раствора йода (в мл), необходимого для титрования целого яблока, занести данные в таблицу (5-й столбец).
8. Рассчитать массу аскорбиновой кислоты в целом яблоке, занести данные в таблицу (6-й столбец).
9. Рассчитать (в %) содержание аскорбиновой кислоты в яблоке, занести данные в таблицу (7-й столбец).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
исследовательской деятельности
учащихся в школе
Ф.Ф.ЗАЙНУЛЛИНА,
учитель химии
(г. Лесосибирск,
Красноярский край)
Огромное количество неизученных проблем существует в окружающем нас мире. Какую воду мы пьем? Сколько в ней содержится железа, хлора? Какое мыло не сушит кожу, каков его рН? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо провести исследование. Исследование – это научный способ познания человеком окружающего мира. Школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно работают, могут убедительно отстаивать свою точку зрения, понять и признать свои ошибки.
Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, способствует осмысленному усвоению знаний, чем отличается от традиционного учения в школе. Но в этой работе могут возникнуть трудности как у ученика, так и у учителя.
Работа учителя в данном случае – это своеобразная метадеятельность, «надстроенная» над деятельностью учащихся. Учитель не просто ставит цели, но стремится к тому, чтобы эти цели были приняты учениками; не просто ищет способы достижения поставленных целей, но и работает над тем, чтобы эти способы были освоены учениками, т.е. объектом деятельности учителя становится поисковая активность учащихся.
Руководитель исследовательской работы должен научить учащихся следовать установленным параметрам, определяющим исследовательскую работу.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе и в какой последовательности выполнять работу?
• Необходимо выбрать объект исследования: объектом исследования могут стать продукты питания (соки, овощи, фрукты и т.п.), предметы бытовой химии (мыло, стиральные порошки и др.), питьевая вода, почва – все, что интересно исследовать. Результаты исследования должны быть интересны людям.
• Сформулировать цель исследования, которая состоит в изучении явлений и объектов.
• Выдвинуть гипотезу (в ходе работы гипотеза может быть подтверждена или опровергнута).
• Сформулировать задачи исследования, которые предполагают определенные действия в работе по достижению цели.
• Сделать литературный обзор, в котором дается краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, объекте.
• Выбрать методы исследования и описать последовательность их использования.
• Провести исследование (по необходимости эксперимент повторяется несколько раз).
• Обработать результаты исследования, которые лучше представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм (полученные данные необходимо сопоставить друг с другом, с данными, представленными в литературных источниках, т. е. установить и сформулировать закономерности).
• Сформулировать выводы, которые должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.
• Оформить исследовательскую работу.
• Составить доклад на научно-практическую конференцию (юные исследователи должны понимать, что исследовательская работа и доклад к ней – это разные виды научной деятельности).
• Подготовить компьютерную презентацию результатов исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность по теме
«Сколько витамина С в яблоках?»
Цель работы (на выбор).
1) Исследовать содержание витамина С в различных сортах яблок.
2) Сравнить содержание витамина С в яблоках в зависимости от сроков и условий хранения.
3) Сравнить содержание витамина С в свежих, запеченных и замороженных яблоках.
4) Сравнить содержание витамина С в яблоках районированных сортов, выращенных на дачных участках, и в яблоках, реализуемых через торговую сеть.
В зависимости от поставленной цели формулируется рабочая гипотеза и задачи.
Методика определения содержания
аскорбиновой кислоты
Для проведения эксперимента использована методика окисления аскорбиновой кислоты йодом (титриметрический метод анализа).
Сущность метода. При окислении аскорбиновой кислоты раствором йода протекает реакция по следующей схеме:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Оборудование. Фарфоровая ступка с пестиком, пипетка (или бюретка), учебные весы.
Реактивы. Спиртовой раствор йода (0,125%-й раствор), раствор крахмала, разбавленный раствор соляной кислоты.
Приготовление раствора крахмала. 1 г крахмала развести в небольшом количестве воды и вылить в стакан кипятка, прокипятить 1 мин. Приготовленный раствор хранить в холодильнике не более 1 недели.
Приготовление спиртового раствора йода. Взять аптечный раствор йода (5%-й), разбавить в 40 раз, при этом получится 0,125%-й раствор. 1 мл данного раствора соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты.
Последовательность работы
1. Взвесить взятое для исследований яблоко, занести данные в таблицу (2-й столбец).
2. Ножом из нержавеющей стали вырезать ломтик яблока. Проба яблока должна быть взята от кожуры до сердцевины.
3. Взвесить остаток яблока и вычислить массу пробы. Занести данные в таблицу (3-й столбец).
4. Ломтик яблока поместить в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растереть пестиком.
5. Добавить раствор крахмала.
6. Титровать смесь раствором йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10–15 с. Занести данные в таблицу (4-й столбец).
7. Рассчитать количество раствора йода (в мл), необходимого для титрования целого яблока, занести данные в таблицу (5-й столбец).
8. Рассчитать массу аскорбиновой кислоты в целом яблоке, занести данные в таблицу (6-й столбец).
9. Рассчитать (в %) содержание аскорбиновой кислоты в яблоке, занести данные в таблицу (7-й столбец).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Re: Зайнуллина Ф.Ф.Организация исследовательской деятельности учащихся в школе
Спасибо большое за интересную информацию...
lakmus- новичок
- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2013-02-19
Место жительства : Бийск
Возраст : 58
Похожие темы
» Антонова А.Н.Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии
» Лебедева Л. В.Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы
» Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
» Информация о научной деятельности НОУ "Хранители ноосферы"
» Алексеева В.Е.Игра как средство активизации познавательной деятельности
» Лебедева Л. В.Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы
» Клевцова О. И.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии
» Информация о научной деятельности НОУ "Хранители ноосферы"
» Алексеева В.Е.Игра как средство активизации познавательной деятельности
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42