Московская городская олимпиада школьников по химии 2003/2004 уч. год / Городской этап / Задания / 9 -10класс
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии 2003/2004 уч. год / Городской этап / Задания / 9 -10класс
10 класс
10-1 Качественный анализ минерала леонита показал присутствие в нем ионов калия, магния и сульфат-ионов. При прокаливании образца минерала массой 7,82 г его масса уменьшается на 1,44 г. Такая же навеска минерала при растворении в воде и последующем прибавлении избытка раствора хлорида бария образует 9,32 г осадка.
Определите формулу леонита.
10-2 Смесь этана, этилена и пропена имеет плотность по водороду 15,9. К 1 литру этой смеси добавили 1 литр водорода и пропустили полученную смесь над платиновым катализатором. Общий объем газов на выходе из реактора составил 1,5 л.
Рассчитайте состав исходной смеси углеводородов в процентах по объему, считая что реакция прошла количественно (все объемы измерены при одинаковых условиях).
10-3 При взаимодействии смеси двух монобромалканов с металлическим натрием получена смесь углеводородов А , Б и В (в порядке возрастания молекулярной массы). Бромированием А можно получить два изомерных монобромпроизводных с плотностью по воздуху 4,72. Бромирование В приводит к трем продуктам с плотностью по воздуху 6,66.
1) Определите структурные формулы всех упомянутых веществ.
2) Приведите уравнения реакций
3) Как Вы думаете, какой из трех продуктов бромирования углеводорода В образуется в большем количестве и почему?
10-4 Газ А получается при нагревании кусочков парафина с простым веществом Х. Газ Б образуется при взаимодействии некоторых металлов с кислотой В. Газы А и Б реагируют друг с другом в объемном отношении 2:1, при этом получается вещество Х.
О каких веществах идет речь? Напишите уравнения упомянутых реакций.
10-5 Перед вами отрывок из книги Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», в котором пропущены некоторые слова или словосочетания, обозначенные цифрами.
– Это обыкновенная колба, в которую я наливаю ... и кладу несколько кусочков... Тут выделяется водород, так? Если теперь сюда ввести мышьяк в каком угодно виде, то получится газ ... Отсюда газ поступает для просушивания в трубку с сухим... , а затем вот в эту узенькую трубочку. Здесь мы подогреваем газ на спиртовке, и он распадается на ... и ... Причем... оседает на стенках трубки в виде блестящего серо-черного налета. Так называемое мышьяково... – надеюсь, вы о нем слышали, мой молодой друг. Его молодой друг вообще ни о чем не слышал, но он с неослабевающим интересом следил за всеми приготовлениями. – Но не забудьте – я вовсе не утверждаю, что в шоколаде действительно есть мышьяк,– заметил Калле, когда он наконец зажег спиртовку.– Просто я для порядка делаю небольшой опыт и искренне надеюсь, что мои подозрения неосновательны.
1) Вставьте пропущенные слова, соответствующие цифрам.
2) Напишите уравнения реакций
3) Возможно, Вы знаете, как называется указанный метод обнаружения мышьяка. В каких материалах определяют мышьяк (качественно и количественно) и для чего?
10-6 Простое вещество А взаимодействует с жидкостью, состоящей из элементов Б и В. При этом выделяется газ Б2 , а из раствора можно выделить легко возгоняющееся вещество состава АВ3 , содержащее 33,33% элемента В. АВ3 реагирует с газом Б2 , образуя при этом вещество А и другое соединение элементов Б и В.
Определите, о каких веществах идет речь. Напишите уравнения реакций.
[/color]
11 класс
[color=orange]
11-1 Образец сплава цинка с алюминием массой 10,0 г растворили в соляной кислоте. При этом выделилось 7,03 л газа (приведено к н.у.).
Определите массовые доли металлов в сплаве. Какой объём газа (н.у.) выделится при растворении 20,0 г того же сплава в растворе щелочи?
11-2 При бромировании некоторого ароматического соединения в присутствии катализатора AlBr3 в темноте образуется только одно монобромпроизводное, причем из 10,0 г исходного соединения образовалось 15,7 г этого монобромпроизводного (выход продукта реакции составил 90%).
Определите строение упомянутых в задаче органических веществ.
11-3 Навеску 3,07 г соединения Д растворили в избытке водного раствора NaOH. Полученный раствор нейтрализовали азотной кислотой до pH=7 и добавили избыток раствора нитрата кальция. Выпавший белый осадок отфильтровали, высушили и взвесили – его масса составила 3,10 г. К оставшемуся раствору добавили избыток раствора нитрата серебра, что вызвало выпадение 8,61 г белого осадка.
Определите вещество Д и напишите уравнения всех реакций упомянутых в задаче. Какие вещества могут образовываться при реакции Д с аммиаком?
11-4 Вещество К является летучей жидкостью с плотностью паров по водороду 42. При обработке К разбавленным раствором NaOH и при последующем подкислении образуется неустойчивая кислота Л , которая легко декарбоксилируется с образованием ацетона.
Определите вещества К и Л. Как получают вещество К в промышленности и лаборатории? Приведите реакции вещества К с:
1) аммиаком (молярная масса продукта равна 101 г/моль)
2) бензолом в присутствии хлорида алюминия (молярная масса продукта равна162 г/моль).
11-5 Разбираясь на старых полках в лаборатории, химики обнаружили банку с белым кристаллическим веществом. Вещество хорошо растворялось в воде, образуя кислый раствор. При быстром добавлении по каплям к раствору 1,00 г этого вещества раствора AgNO3 образовалось 2,73 г белого творожистого осадка. При дальнейшем добавлении AgNO3 наблюдалось выпадение черного осадка и выделение газа с плотностью по водороду 14.
Определите, какое вещество нашли химики и напишите уравнения его реакций с нитратом серебра.
11-6 Органическое вещество А при нагревании с концентрированной фосфорной кислотой разлагается, образуя газ с плотностью по водороду 25,5, причем в растворе не остается органических веществ. Если образующийся газ пропустить через бромную воду, то его объем уменьшается вдвое, а при последующем пропускании через раствор щелочи остаток газа поглощается полностью.
Определите вещество А, если известно, что атомы водорода в нем неразличимы. Напишите уравнения упомянутых реакций. Предложите способ получения вещества А . Для каких целей вещество А используется в органическом синтезе? Приведите пример.
10-1 Качественный анализ минерала леонита показал присутствие в нем ионов калия, магния и сульфат-ионов. При прокаливании образца минерала массой 7,82 г его масса уменьшается на 1,44 г. Такая же навеска минерала при растворении в воде и последующем прибавлении избытка раствора хлорида бария образует 9,32 г осадка.
Определите формулу леонита.
10-2 Смесь этана, этилена и пропена имеет плотность по водороду 15,9. К 1 литру этой смеси добавили 1 литр водорода и пропустили полученную смесь над платиновым катализатором. Общий объем газов на выходе из реактора составил 1,5 л.
Рассчитайте состав исходной смеси углеводородов в процентах по объему, считая что реакция прошла количественно (все объемы измерены при одинаковых условиях).
10-3 При взаимодействии смеси двух монобромалканов с металлическим натрием получена смесь углеводородов А , Б и В (в порядке возрастания молекулярной массы). Бромированием А можно получить два изомерных монобромпроизводных с плотностью по воздуху 4,72. Бромирование В приводит к трем продуктам с плотностью по воздуху 6,66.
1) Определите структурные формулы всех упомянутых веществ.
2) Приведите уравнения реакций
3) Как Вы думаете, какой из трех продуктов бромирования углеводорода В образуется в большем количестве и почему?
10-4 Газ А получается при нагревании кусочков парафина с простым веществом Х. Газ Б образуется при взаимодействии некоторых металлов с кислотой В. Газы А и Б реагируют друг с другом в объемном отношении 2:1, при этом получается вещество Х.
О каких веществах идет речь? Напишите уравнения упомянутых реакций.
10-5 Перед вами отрывок из книги Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», в котором пропущены некоторые слова или словосочетания, обозначенные цифрами.
– Это обыкновенная колба, в которую я наливаю ... и кладу несколько кусочков... Тут выделяется водород, так? Если теперь сюда ввести мышьяк в каком угодно виде, то получится газ ... Отсюда газ поступает для просушивания в трубку с сухим... , а затем вот в эту узенькую трубочку. Здесь мы подогреваем газ на спиртовке, и он распадается на ... и ... Причем... оседает на стенках трубки в виде блестящего серо-черного налета. Так называемое мышьяково... – надеюсь, вы о нем слышали, мой молодой друг. Его молодой друг вообще ни о чем не слышал, но он с неослабевающим интересом следил за всеми приготовлениями. – Но не забудьте – я вовсе не утверждаю, что в шоколаде действительно есть мышьяк,– заметил Калле, когда он наконец зажег спиртовку.– Просто я для порядка делаю небольшой опыт и искренне надеюсь, что мои подозрения неосновательны.
1) Вставьте пропущенные слова, соответствующие цифрам.
2) Напишите уравнения реакций
3) Возможно, Вы знаете, как называется указанный метод обнаружения мышьяка. В каких материалах определяют мышьяк (качественно и количественно) и для чего?
10-6 Простое вещество А взаимодействует с жидкостью, состоящей из элементов Б и В. При этом выделяется газ Б2 , а из раствора можно выделить легко возгоняющееся вещество состава АВ3 , содержащее 33,33% элемента В. АВ3 реагирует с газом Б2 , образуя при этом вещество А и другое соединение элементов Б и В.
Определите, о каких веществах идет речь. Напишите уравнения реакций.
[/color]
11 класс
[color=orange]
11-1 Образец сплава цинка с алюминием массой 10,0 г растворили в соляной кислоте. При этом выделилось 7,03 л газа (приведено к н.у.).
Определите массовые доли металлов в сплаве. Какой объём газа (н.у.) выделится при растворении 20,0 г того же сплава в растворе щелочи?
11-2 При бромировании некоторого ароматического соединения в присутствии катализатора AlBr3 в темноте образуется только одно монобромпроизводное, причем из 10,0 г исходного соединения образовалось 15,7 г этого монобромпроизводного (выход продукта реакции составил 90%).
Определите строение упомянутых в задаче органических веществ.
11-3 Навеску 3,07 г соединения Д растворили в избытке водного раствора NaOH. Полученный раствор нейтрализовали азотной кислотой до pH=7 и добавили избыток раствора нитрата кальция. Выпавший белый осадок отфильтровали, высушили и взвесили – его масса составила 3,10 г. К оставшемуся раствору добавили избыток раствора нитрата серебра, что вызвало выпадение 8,61 г белого осадка.
Определите вещество Д и напишите уравнения всех реакций упомянутых в задаче. Какие вещества могут образовываться при реакции Д с аммиаком?
11-4 Вещество К является летучей жидкостью с плотностью паров по водороду 42. При обработке К разбавленным раствором NaOH и при последующем подкислении образуется неустойчивая кислота Л , которая легко декарбоксилируется с образованием ацетона.
Определите вещества К и Л. Как получают вещество К в промышленности и лаборатории? Приведите реакции вещества К с:
1) аммиаком (молярная масса продукта равна 101 г/моль)
2) бензолом в присутствии хлорида алюминия (молярная масса продукта равна162 г/моль).
11-5 Разбираясь на старых полках в лаборатории, химики обнаружили банку с белым кристаллическим веществом. Вещество хорошо растворялось в воде, образуя кислый раствор. При быстром добавлении по каплям к раствору 1,00 г этого вещества раствора AgNO3 образовалось 2,73 г белого творожистого осадка. При дальнейшем добавлении AgNO3 наблюдалось выпадение черного осадка и выделение газа с плотностью по водороду 14.
Определите, какое вещество нашли химики и напишите уравнения его реакций с нитратом серебра.
11-6 Органическое вещество А при нагревании с концентрированной фосфорной кислотой разлагается, образуя газ с плотностью по водороду 25,5, причем в растворе не остается органических веществ. Если образующийся газ пропустить через бромную воду, то его объем уменьшается вдвое, а при последующем пропускании через раствор щелочи остаток газа поглощается полностью.
Определите вещество А, если известно, что атомы водорода в нем неразличимы. Напишите уравнения упомянутых реакций. Предложите способ получения вещества А . Для каких целей вещество А используется в органическом синтезе? Приведите пример.

» Московская городская олимпиада школьников по химии 2003/2004 уч. год / Городской этап / Задания / 8 -9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» Программа Изоляция
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728