Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
10-1. При сливании водных растворов солей А и Б выпадает темный осадок вещества В. Осадок растворяется в концентрированной соляной кислоте с образованием соли А и с выделением газа Г. Если газ Г пропустить в водный раствор газа Д выпадает осадок простого вещества Е, который можно растворить в концентрированной азотной кислоте. Что могут представлять собой вещества А-Е? Напишите уравнения упомянутых реакций.
10-2. Углеводород, содержащий одну двойную и одну тройную связь (но не содержащий циклов), смешали с эквивалентным количеством кислорода и сожгли. После сгорания общее число молей в системе не изменилось. Определите структурную формулу углеводорода. Что можно сказать о его химических свойствах? (приведите не более 4 реакций).
10-3. Смесь алкена с водородом общим объемом 26,88 л (н.у.) пропустили над платиновым катализатором при 200°С. При этом прореагировало 75% алкена, и объем смеси уменьшился до 20,16 л (н.у.). При пропускании исходной смеси через склянку с бромной водой весь углеводород прореагировал, и масса склянки увеличилась на 16,8 г. Определите состав исходной смеси (в % по объему) и строение исходного алкена.
10-4. Атом углерода в органических соединениях называют первичным, вторичным, третичным или четвертичным, в зависимости от того, с каким числом соседних углеродных атомов он связан (с одним, двумя, тремя или четырьмя). В таблице представлены сведения о структуре некоторых углеводородов, не содержащих кратных связей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Изобразите структурные формулы углеводородов А-З
10-5. Имеется сплав двух металлов А и Б в молярном отношении 1 : 1. Один и тот же объем водорода -1120 мл (н.у.) - получается при растворении сплава массой 1,02 г (в виде порошка) в избытке соляной кислоты или при обработке 1,70 г сплава избытком раствора NaOH. Определить металлы А и Б и их массовые доли в сплаве.
10-6. В анализ природной воды входит определение множества параметров, например, цветность, жесткость, содержание металлов, нефтепродуктов, и т.д. Один из параметров носит название БПК и определяется как убыль в воде некоторого компонента за время инкубации (выдержки) воды при 20°C в темноте без доступа воздуха. Этот показатель рассчитывают как разность количеств этого компонента в воде до и после инкубации. Для определения количества указанного компонента к образцу воды прибавляют раствор хлорида или сульфата марганца(II) и щелочной раствор иодида калия. После прибавления выпадает белый осадок, который быстро темнеет. Смесь выдерживают без доступа воздуха от 10 мин до 24 часов. Затем добавляют соляную кислоту, при этом осадок растворяется, а раствор окрашивается в желтый цвет. Раствор титруют тиосульфатом натрия до слабожелтого цвета. После этого добавляют раствор крахмала и титруют до исчезновения синей окраски. 1. Какой компонент определяют по описанной методике? 2. Напишите уравнения происходящих реакций. 3. На что расходуется описанный компонент в процессе инкубации? 4. В каком случае для правильного определения БПК требуется разбавление исходной воды в несколько раз? (в этом случае полученный результат умножают на кратность разбавления).
Решения
10-1.
При сливании растворов выпадает осадок сульфида металла. Для того, чтобы удовлетворять условию задачи, сульфид должен быть нерастворим в воде, но растворим в соляной кислоте, кроме того, он должен быть темным. Все эти условия выполняются для железа: FeCl2 + Na2S = FeS
тогда В - сульфид железа, А - хлорид железа, а Б - сульфид щелочного металла.
Помимо железа, подходят некоторые другие сульфиды, например, сульфид никеля, но не сульфид меди, так как сульфид меди не растворяется в соляной кислоте, а растворяется только с окислением, то есть в азотной кислоте.
FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S (Г - сероводород)
2 H2S + SO2 = 3 S + 2H2O (газД - SO2, веществоЕ - сера)
S + 2 HNO3 = H2SO4 + 2 NO
Вместо SO2, подходят другие окислители, но только являющиеся газообразными веществами и существующие в виде водных растворов. Например, Cl2.
10-2.
Общая формула такого углеводорода CnH2n-4
Уравнение горения: CnH2n-4 + (1,5n - 1) O2 = nCO2 + (n - 2) H2O
Так как число молей в системе не изменилось
1 + 1,5n -1 = n + n - 2 Отсюда 1,5n = 2n - 2
n = 4
Таким образом, неизвестный углеводород имеет формулу CH2=CH—CºCH
Так как в молекуле имеется двойная и тройная связь, то его химические свойства включают реакции 1,2-присоединения по двойной либо тройной связи, а также 1,4-присоединение различных реагентов (H2, HBr, Br2), замещение атома водорода при тройной связи при реакции с аммиачным раствором оксида серебра и другие реакции, известные для алкенов и алкинов.
10-3.
CnH2n + H2 = CnH2n+2
В реакцию вступает 2 моля газов (углеводород и водород), а образуется один моль (алкан). Таким образом, уменьшение объема смеси равно объему водорода, который вступил в реакцию, либо объему прореагировавшего алкена.
Этот объем составляет 26,88 - 20,16 = 6,72 л, то есть 0,3 моль. Так как прореагировало 75% алкена, то всего его было 0,4 моль.
При пропускании через бромную воду масса склянки увеличилась на массу углеводорода, т.е. 0,4 моль алкена весят 16,8 г. Молярная масса 16,8/0,4 = 42 г/моль.
Алкен с такой молярной массой - C3H6 , пропен.
Состав смеси:
0,4 моль пропена занимают объем 8,96 л. Это составляет 33% (1/3) от объема смеси. Остальное - 67% (2/3) - водород.
10-4. Формулы углеводородов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(атомы водорода не указаны)
10-5.
Так как при растворении в соляной кислоте и в щелочи, степень окисления металла - одна и та же, очевидно, что во втором случае растворяется только один металл.
Пусть первая навеска содержит Х моль каждого из металлов, МА и МБ - их молярные массы, а и б - валентности.
объем водорода соответствует 0,05 моль
тогда Х а + Х б = 0,05 2 = 0,1 (для растворения в HCl)
(1,70/1,02) Х б = 0,1 (для растворения в NaOH)
отсюда (а + б)/б = 1,67 или а : б = 2 : 3, т.е. степени окисления металлов 2 и 3.
таккак Х а + Х б = 0,1, Х = 0,02
Х МА + Х МБ = 1,02 отсюда МА + МБ = 1,02/Х = 1,02/0,02= 51
Трехвалентный амфотерный металл скорее всего алюминий (остальные слишком тяжелые),
второй металл 51 - 27 = 24 магний.
Массовые доли металлов: 27/51 = 53% и 47%.
10-6.
1. По описанной методике определяют содержание растворенного кислорода
2. Уравнения происходящих реакций
MnCl2 + 2 KOH = Mn(OH)2 (белый осадок) + 2 KCl
2Mn(OH)2 + O2 = 2 MnO(OH)2 (темный)
MnO(OH)2 + 2HCl + 2 KI = MnCl2 + I2 + 3 H2O + KCl
I2 + KI = KI3 (желтое окрашивание раствора)
прититровании: I2 + 2 Na2S2O3 = 2 NaI + Na2S4O6
3. БПК - биологическое потребление кислорода, т.е. в процессе инкубации кислород поглощается в результате жизнедеятельности микроорганизмов, а также окисления легкоокисляющихся веществ.
4. Если после инкубации кислород в растворе отсутствует, значит он израсходовался слишком рано, и неизвестно, сколько еще осталось в воде "потребителей кислорода", процесс должен проходить в аэробных условиях (т.е. должен быть избыток кислорода). Так как количество кислорода в растворе равновесное (при разбавлении не меняется), а количество его потребителей снижается в соответствии с кратностью разбавления, то в этом случае нужно повторить эксперимент в разбавленном растворе.
10-2. Углеводород, содержащий одну двойную и одну тройную связь (но не содержащий циклов), смешали с эквивалентным количеством кислорода и сожгли. После сгорания общее число молей в системе не изменилось. Определите структурную формулу углеводорода. Что можно сказать о его химических свойствах? (приведите не более 4 реакций).
10-3. Смесь алкена с водородом общим объемом 26,88 л (н.у.) пропустили над платиновым катализатором при 200°С. При этом прореагировало 75% алкена, и объем смеси уменьшился до 20,16 л (н.у.). При пропускании исходной смеси через склянку с бромной водой весь углеводород прореагировал, и масса склянки увеличилась на 16,8 г. Определите состав исходной смеси (в % по объему) и строение исходного алкена.
10-4. Атом углерода в органических соединениях называют первичным, вторичным, третичным или четвертичным, в зависимости от того, с каким числом соседних углеродных атомов он связан (с одним, двумя, тремя или четырьмя). В таблице представлены сведения о структуре некоторых углеводородов, не содержащих кратных связей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Изобразите структурные формулы углеводородов А-З
10-5. Имеется сплав двух металлов А и Б в молярном отношении 1 : 1. Один и тот же объем водорода -1120 мл (н.у.) - получается при растворении сплава массой 1,02 г (в виде порошка) в избытке соляной кислоты или при обработке 1,70 г сплава избытком раствора NaOH. Определить металлы А и Б и их массовые доли в сплаве.
10-6. В анализ природной воды входит определение множества параметров, например, цветность, жесткость, содержание металлов, нефтепродуктов, и т.д. Один из параметров носит название БПК и определяется как убыль в воде некоторого компонента за время инкубации (выдержки) воды при 20°C в темноте без доступа воздуха. Этот показатель рассчитывают как разность количеств этого компонента в воде до и после инкубации. Для определения количества указанного компонента к образцу воды прибавляют раствор хлорида или сульфата марганца(II) и щелочной раствор иодида калия. После прибавления выпадает белый осадок, который быстро темнеет. Смесь выдерживают без доступа воздуха от 10 мин до 24 часов. Затем добавляют соляную кислоту, при этом осадок растворяется, а раствор окрашивается в желтый цвет. Раствор титруют тиосульфатом натрия до слабожелтого цвета. После этого добавляют раствор крахмала и титруют до исчезновения синей окраски. 1. Какой компонент определяют по описанной методике? 2. Напишите уравнения происходящих реакций. 3. На что расходуется описанный компонент в процессе инкубации? 4. В каком случае для правильного определения БПК требуется разбавление исходной воды в несколько раз? (в этом случае полученный результат умножают на кратность разбавления).
Решения
10-1.
При сливании растворов выпадает осадок сульфида металла. Для того, чтобы удовлетворять условию задачи, сульфид должен быть нерастворим в воде, но растворим в соляной кислоте, кроме того, он должен быть темным. Все эти условия выполняются для железа: FeCl2 + Na2S = FeS
тогда В - сульфид железа, А - хлорид железа, а Б - сульфид щелочного металла.
Помимо железа, подходят некоторые другие сульфиды, например, сульфид никеля, но не сульфид меди, так как сульфид меди не растворяется в соляной кислоте, а растворяется только с окислением, то есть в азотной кислоте.
FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S (Г - сероводород)
2 H2S + SO2 = 3 S + 2H2O (газД - SO2, веществоЕ - сера)
S + 2 HNO3 = H2SO4 + 2 NO
Вместо SO2, подходят другие окислители, но только являющиеся газообразными веществами и существующие в виде водных растворов. Например, Cl2.
10-2.
Общая формула такого углеводорода CnH2n-4
Уравнение горения: CnH2n-4 + (1,5n - 1) O2 = nCO2 + (n - 2) H2O
Так как число молей в системе не изменилось
1 + 1,5n -1 = n + n - 2 Отсюда 1,5n = 2n - 2
n = 4
Таким образом, неизвестный углеводород имеет формулу CH2=CH—CºCH
Так как в молекуле имеется двойная и тройная связь, то его химические свойства включают реакции 1,2-присоединения по двойной либо тройной связи, а также 1,4-присоединение различных реагентов (H2, HBr, Br2), замещение атома водорода при тройной связи при реакции с аммиачным раствором оксида серебра и другие реакции, известные для алкенов и алкинов.
10-3.
CnH2n + H2 = CnH2n+2
В реакцию вступает 2 моля газов (углеводород и водород), а образуется один моль (алкан). Таким образом, уменьшение объема смеси равно объему водорода, который вступил в реакцию, либо объему прореагировавшего алкена.
Этот объем составляет 26,88 - 20,16 = 6,72 л, то есть 0,3 моль. Так как прореагировало 75% алкена, то всего его было 0,4 моль.
При пропускании через бромную воду масса склянки увеличилась на массу углеводорода, т.е. 0,4 моль алкена весят 16,8 г. Молярная масса 16,8/0,4 = 42 г/моль.
Алкен с такой молярной массой - C3H6 , пропен.
Состав смеси:
0,4 моль пропена занимают объем 8,96 л. Это составляет 33% (1/3) от объема смеси. Остальное - 67% (2/3) - водород.
10-4. Формулы углеводородов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(атомы водорода не указаны)
10-5.
Так как при растворении в соляной кислоте и в щелочи, степень окисления металла - одна и та же, очевидно, что во втором случае растворяется только один металл.
Пусть первая навеска содержит Х моль каждого из металлов, МА и МБ - их молярные массы, а и б - валентности.
объем водорода соответствует 0,05 моль
тогда Х а + Х б = 0,05 2 = 0,1 (для растворения в HCl)
(1,70/1,02) Х б = 0,1 (для растворения в NaOH)
отсюда (а + б)/б = 1,67 или а : б = 2 : 3, т.е. степени окисления металлов 2 и 3.
таккак Х а + Х б = 0,1, Х = 0,02
Х МА + Х МБ = 1,02 отсюда МА + МБ = 1,02/Х = 1,02/0,02= 51
Трехвалентный амфотерный металл скорее всего алюминий (остальные слишком тяжелые),
второй металл 51 - 27 = 24 магний.
Массовые доли металлов: 27/51 = 53% и 47%.
10-6.
1. По описанной методике определяют содержание растворенного кислорода
2. Уравнения происходящих реакций
MnCl2 + 2 KOH = Mn(OH)2 (белый осадок) + 2 KCl
2Mn(OH)2 + O2 = 2 MnO(OH)2 (темный)
MnO(OH)2 + 2HCl + 2 KI = MnCl2 + I2 + 3 H2O + KCl
I2 + KI = KI3 (желтое окрашивание раствора)
прититровании: I2 + 2 Na2S2O3 = 2 NaI + Na2S4O6
3. БПК - биологическое потребление кислорода, т.е. в процессе инкубации кислород поглощается в результате жизнедеятельности микроорганизмов, а также окисления легкоокисляющихся веществ.
4. Если после инкубации кислород в растворе отсутствует, значит он израсходовался слишком рано, и неизвестно, сколько еще осталось в воде "потребителей кислорода", процесс должен проходить в аэробных условиях (т.е. должен быть избыток кислорода). Так как количество кислорода в растворе равновесное (при разбавлении не меняется), а количество его потребителей снижается в соответствии с кратностью разбавления, то в этом случае нужно повторить эксперимент в разбавленном растворе.
Похожие темы
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42