Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
9-1. Напишите 5-6 уравнений реакций получения селената рубидия Rb2SeO4 из различных исходных веществ, относящихся к разным классам. Для каждой реакции укажите условия, при которых она идет до конца.
9-2. Рабочая пчела приносит за один вылет в улей до 40 мг цветочного нектара, содержащего 9% глюкозы C6H12O6 и 12,5% сахарозы C12H22O11 . Сколько молекул глюкозы и сколько молекул сахарозы может принести пчела в улей за один вылет?
9-3. Из приведенного списка выберите три пары веществ, из которых в лаборатории можно получить водород в результате химической реакции:
K, Cd, Fe, Cu, Al, Si, HNO3(20%), HCl (20%), H2O, NaOH (20%), H3PO4 (20%), H2O2 (20%).
В трех выбранных Вами парах ни одно вещество не должно повторяться.
Для каждой пары:
1) Напишите уравнения реакции, укажите условия
2) Укажите возможные примеси в водороде и способы очистки от них.
3) Какая пара веществ самая удобная для получения водорода в лаборатории и почему?
9-4. Вещество А, представляющее собой бесцветные кристаллы массой m г (при н.у.), добавили к некоторому количеству 10%-ной соляной кислоты. После добавления А массовая доля кислоты стала равна 5%.
К полученному 5%-ному раствору соляной кислоты затем добавили гидроксид натрия до полной нейтрализации. После выпаривания нейтрального раствора и высушивания остатка получен единственный продукт, представляющий 16,03 г хлорида натрия.
1) Что представляет собой вещество А? Определите его состав и массу.
2) Приведите второе решение данной задачи, соответствующее ее условию.
3) Существует ли третье решение данной задачи?
9-5. Для полного сжигания некоторого количества угля потребовалось 1,12 л озонированного кислорода (смесь кислорода с озоном). При этом получено 1,288 л углекислого газа (единственный продукт). Объемы газов даны при 570С и 1 атм.
1) Сколько % озона (по объему) содержится в кислороде? Напишите уравнения реакций.
2) Вместо углерода для сжигания использовали серу. Возможно ли строгое решение задачи в этом случае? Дайте обоснованный ответ.
9-6. Для первых жидкостных реактивных двигателей использовали в качестве горючего этиловый спирт C2H6O , в качестве окислителя - 100%-ную азотную кислоту. Продуктами реакции между горючим и окислителем были углекислый газ, вода и азот.
1) Напишите уравнение реакции горения описанного ракетного топлива.
2) Какой объем газов образуется при 10920С и 1 атм при сжигании 10 кг топлива, состоящего из спирта и азотной кислоты, взятых точно в соотношении, соответствующем уравнению реакции?
Решения
9-1. Например:
Rb2O + SeO3 = Rb2SeO4 очень осторожно, при охлаждении
Rb2O + H2SeO4 = Rb2SeO4 + H2O очень осторожно, при охлаждении
2 RbOH + SeO3 = Rb2SeO4 + H2O очень осторожно, при охлаждении
2 RbOH + H2SeO4 = Rb2SeO4 + 2 H2O осторожно, при охлаждении
RbOH + RbHSeO4 = Rb2SeO4 + H2O в растворе идет спокойно
Rb2O2 + SeO2 = Rb2SeO4 в растворе
9-2. Молярная масса C6H12O6 : 180 г/моль и C12H22O11 : 342 г/моль
В 40 мг нектара будет глюкозы: 40 * 0,09 = 3,6 мг ; сахарозы: 40 * 0,125 = 5 мг
Количество молей сахаров: глюкозы 3,6*10-3 /180 = 2*10-5 моль;
сахарозы 5*10-3 /342 = 1,46*10-5 моль
Молекул: глюкозы 6,02*1023 *2*10-5 = 12*1018 = 1,2*1019 молекул
сахарозы 6,02*1023 *1,46*10-5 = 8,8*1018 молекул
9-3. 1) Не пригодны для получения водорода в лаборатории: K (слишком активен), Cu (не выделяет водород с кислотами), HNO3(20%) (почти не выделяет водород при реакции с металлами), H3PO4 (20%) (дает нерастворимые соли, замедляющие реакцию), H2O2 (20%) (не выделяет водород).
Реакции: Cd + 2 HCl = CdCl2 + H2
Лучше Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2
Al + NaOH + 3 H2O = Na[Al(OH)4] + 1,5 H2
Si + 2 NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2 H2
Fe + H2O = FeO + H2 (в раскаленной железной трубке –способ Лавуазье)
2) Примеси: пары воды и HCl ; очистка любым поглотителем воды, лучше щелочным, например, CaO.
3) Лучшие пАры: Fe / HCl – в отличие, от кадмия, продукты не ядовиты
Si / NaOH – реакция идет интенсивнее и больше водорода на 1 грамм реагентов
9-4. 1) Определим исходную массу хлороводорода. При полной нейтрализации получено 16,03 г NaCl или 16,03/58,5 = 0,274 моль Масса HCl: 36,5*0,274 = 10,00 г. Следовательно, масса исходного раствора: 10/0,1 = 100 г
Вещество А может быть тем же гидроксидом натрия HCl + NaOH = NaCl + H2O
С Х г гидроксида натрия реагирует Х(36,5/40) г соляной кислоты. Чтобы определить массу NaOH, которая нужна для получения раствора HCl с массовой долей 5%, составим уравнение: [10 – (36,5/40)Х]/(100 + Х) = 0,05 Отсюда Х = 5,1948 г NaOH
2) Веществом А может быть и вода в виде льда. Тогда, чтобы из 100 г 10%-го раствора получить 5%-ный раствор, к нему нужно добавить 100 г льда.
3) Веществом А может быть любой реагент, взаимодействующий с соляной кислотой с образованием хлорида натрия в качестве единственного твердого продукта.
Например, карбонат натрия: 2 HCl + Na2CO3 = 2 NaCl + CO2 + H2O
С Y г карбоната натрия реагирует (73/106)Y соляной кислоты и выделяется (44/106)Y г углекислого газа. Расчет Y по уравнению:
[10 - (73/106)Y]/[100 + Y – (44/106)Y] = 0,05 Y равно 6,965 г Na2CO3
Аналогичное решение с сульфитом: 2 HCl + Na2SO3 = 2 NaCl + SO2 + H2O
[10 - (73/126)Z]/[100 + Z – (64/126)Z] = 0,05 Z равно 8,278 г Na2SO3
Формально соответствуют условию оксид и гидрид натрия, хотя их реакция с соляной кислотой будет происходить слишком бурно; возможно добавление сульфида натрия. В случае гидрида и сульфида нужно учесть потерю общей массы за счет выделения газа. Ответы: 4,074 г Na2O ; 3,191 г NaH ; 5,186 г Na2S.
Многие привели формальное решение – добавка хлорида натрия. К 100 г 10%-ного раствора соляной кислоты нужно добавить 100 г хлорида натрия, а чтобы в итоге было 16,03 г NaCl, добавка будет 13,78 г NaCl к 13,78 г раствора HCl. Решение только формальное, потому что вся добавленная соль не растворится.
9-5. 1) Реакции: C + O2 = CO2
3 C + 2 O3 = 3 CO2 или 1,5 C + O3 = 1,5 CO2
Только озон дает увеличение объема газообразного продукта (в 1,5 раза). Следовательно, все увеличение объема газа связано с озоном, причем озона в смеси было по объему в 2 раза больше, чем увеличение объема углекислого газа: 1,288 – 1,12 = 0,168 л ; 0,336 л озона. Содержание озона: (0,336/1,12)*100% = 30%
2) При горении серы в кислороде без катализатора получается в основном SO2, но образуется также и SO3 : S + O2 = SO2 ; S + 1,5 O2 = SO3 .
При горении серы в озоне SO3 является основным продуктом: S + O3 = SO3
SO3 , в отличие от SO2 , не является газом, и объем газообразных продуктов должен уменьшаться.
Следовательно, строго решить задачу при сжигании серы невозможно.
9-6. 1) 5 C2H6O + 12 HNO3 = 10 CO2 + 21 H2O + 6 N2
Такую реакцию лучше уравнивать по кислородному балансу:
2 HNO3 = H2O + N2 + 5 [O]
C2H6O + 6 [O] = 2 CO2 + 3H2O
Первое уравнение умножаем на 6, второе – на 5.
2) 5 C2H6O + 12 HNO3 = 10 CO2 + 21 H2O + 6 N2
230 756
При 00С и 1 атм из (230 + 756) = 986 г топлива получится газов (если воду считать паром):
22,4*10 + 22,4*21 + 22,4*6 = 828,8 л .
При повышении температуры объем газа увеличивается пропорционально абсолютной температуре (в градусах Кельвина). 10920С соответствует (1092 + 273) = 1365 К, или в 1365/273 = 5 раз больше, чем при н.у.
Следовательно, из 986 г топлива при 10920С выделится 4144 л газов, а из 10 кг:
4144*(10000/986) = 42028 л газов
9-2. Рабочая пчела приносит за один вылет в улей до 40 мг цветочного нектара, содержащего 9% глюкозы C6H12O6 и 12,5% сахарозы C12H22O11 . Сколько молекул глюкозы и сколько молекул сахарозы может принести пчела в улей за один вылет?
9-3. Из приведенного списка выберите три пары веществ, из которых в лаборатории можно получить водород в результате химической реакции:
K, Cd, Fe, Cu, Al, Si, HNO3(20%), HCl (20%), H2O, NaOH (20%), H3PO4 (20%), H2O2 (20%).
В трех выбранных Вами парах ни одно вещество не должно повторяться.
Для каждой пары:
1) Напишите уравнения реакции, укажите условия
2) Укажите возможные примеси в водороде и способы очистки от них.
3) Какая пара веществ самая удобная для получения водорода в лаборатории и почему?
9-4. Вещество А, представляющее собой бесцветные кристаллы массой m г (при н.у.), добавили к некоторому количеству 10%-ной соляной кислоты. После добавления А массовая доля кислоты стала равна 5%.
К полученному 5%-ному раствору соляной кислоты затем добавили гидроксид натрия до полной нейтрализации. После выпаривания нейтрального раствора и высушивания остатка получен единственный продукт, представляющий 16,03 г хлорида натрия.
1) Что представляет собой вещество А? Определите его состав и массу.
2) Приведите второе решение данной задачи, соответствующее ее условию.
3) Существует ли третье решение данной задачи?
9-5. Для полного сжигания некоторого количества угля потребовалось 1,12 л озонированного кислорода (смесь кислорода с озоном). При этом получено 1,288 л углекислого газа (единственный продукт). Объемы газов даны при 570С и 1 атм.
1) Сколько % озона (по объему) содержится в кислороде? Напишите уравнения реакций.
2) Вместо углерода для сжигания использовали серу. Возможно ли строгое решение задачи в этом случае? Дайте обоснованный ответ.
9-6. Для первых жидкостных реактивных двигателей использовали в качестве горючего этиловый спирт C2H6O , в качестве окислителя - 100%-ную азотную кислоту. Продуктами реакции между горючим и окислителем были углекислый газ, вода и азот.
1) Напишите уравнение реакции горения описанного ракетного топлива.
2) Какой объем газов образуется при 10920С и 1 атм при сжигании 10 кг топлива, состоящего из спирта и азотной кислоты, взятых точно в соотношении, соответствующем уравнению реакции?
Решения
9-1. Например:
Rb2O + SeO3 = Rb2SeO4 очень осторожно, при охлаждении
Rb2O + H2SeO4 = Rb2SeO4 + H2O очень осторожно, при охлаждении
2 RbOH + SeO3 = Rb2SeO4 + H2O очень осторожно, при охлаждении
2 RbOH + H2SeO4 = Rb2SeO4 + 2 H2O осторожно, при охлаждении
RbOH + RbHSeO4 = Rb2SeO4 + H2O в растворе идет спокойно
Rb2O2 + SeO2 = Rb2SeO4 в растворе
9-2. Молярная масса C6H12O6 : 180 г/моль и C12H22O11 : 342 г/моль
В 40 мг нектара будет глюкозы: 40 * 0,09 = 3,6 мг ; сахарозы: 40 * 0,125 = 5 мг
Количество молей сахаров: глюкозы 3,6*10-3 /180 = 2*10-5 моль;
сахарозы 5*10-3 /342 = 1,46*10-5 моль
Молекул: глюкозы 6,02*1023 *2*10-5 = 12*1018 = 1,2*1019 молекул
сахарозы 6,02*1023 *1,46*10-5 = 8,8*1018 молекул
9-3. 1) Не пригодны для получения водорода в лаборатории: K (слишком активен), Cu (не выделяет водород с кислотами), HNO3(20%) (почти не выделяет водород при реакции с металлами), H3PO4 (20%) (дает нерастворимые соли, замедляющие реакцию), H2O2 (20%) (не выделяет водород).
Реакции: Cd + 2 HCl = CdCl2 + H2
Лучше Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2
Al + NaOH + 3 H2O = Na[Al(OH)4] + 1,5 H2
Si + 2 NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2 H2
Fe + H2O = FeO + H2 (в раскаленной железной трубке –способ Лавуазье)
2) Примеси: пары воды и HCl ; очистка любым поглотителем воды, лучше щелочным, например, CaO.
3) Лучшие пАры: Fe / HCl – в отличие, от кадмия, продукты не ядовиты
Si / NaOH – реакция идет интенсивнее и больше водорода на 1 грамм реагентов
9-4. 1) Определим исходную массу хлороводорода. При полной нейтрализации получено 16,03 г NaCl или 16,03/58,5 = 0,274 моль Масса HCl: 36,5*0,274 = 10,00 г. Следовательно, масса исходного раствора: 10/0,1 = 100 г
Вещество А может быть тем же гидроксидом натрия HCl + NaOH = NaCl + H2O
С Х г гидроксида натрия реагирует Х(36,5/40) г соляной кислоты. Чтобы определить массу NaOH, которая нужна для получения раствора HCl с массовой долей 5%, составим уравнение: [10 – (36,5/40)Х]/(100 + Х) = 0,05 Отсюда Х = 5,1948 г NaOH
2) Веществом А может быть и вода в виде льда. Тогда, чтобы из 100 г 10%-го раствора получить 5%-ный раствор, к нему нужно добавить 100 г льда.
3) Веществом А может быть любой реагент, взаимодействующий с соляной кислотой с образованием хлорида натрия в качестве единственного твердого продукта.
Например, карбонат натрия: 2 HCl + Na2CO3 = 2 NaCl + CO2 + H2O
С Y г карбоната натрия реагирует (73/106)Y соляной кислоты и выделяется (44/106)Y г углекислого газа. Расчет Y по уравнению:
[10 - (73/106)Y]/[100 + Y – (44/106)Y] = 0,05 Y равно 6,965 г Na2CO3
Аналогичное решение с сульфитом: 2 HCl + Na2SO3 = 2 NaCl + SO2 + H2O
[10 - (73/126)Z]/[100 + Z – (64/126)Z] = 0,05 Z равно 8,278 г Na2SO3
Формально соответствуют условию оксид и гидрид натрия, хотя их реакция с соляной кислотой будет происходить слишком бурно; возможно добавление сульфида натрия. В случае гидрида и сульфида нужно учесть потерю общей массы за счет выделения газа. Ответы: 4,074 г Na2O ; 3,191 г NaH ; 5,186 г Na2S.
Многие привели формальное решение – добавка хлорида натрия. К 100 г 10%-ного раствора соляной кислоты нужно добавить 100 г хлорида натрия, а чтобы в итоге было 16,03 г NaCl, добавка будет 13,78 г NaCl к 13,78 г раствора HCl. Решение только формальное, потому что вся добавленная соль не растворится.
9-5. 1) Реакции: C + O2 = CO2
3 C + 2 O3 = 3 CO2 или 1,5 C + O3 = 1,5 CO2
Только озон дает увеличение объема газообразного продукта (в 1,5 раза). Следовательно, все увеличение объема газа связано с озоном, причем озона в смеси было по объему в 2 раза больше, чем увеличение объема углекислого газа: 1,288 – 1,12 = 0,168 л ; 0,336 л озона. Содержание озона: (0,336/1,12)*100% = 30%
2) При горении серы в кислороде без катализатора получается в основном SO2, но образуется также и SO3 : S + O2 = SO2 ; S + 1,5 O2 = SO3 .
При горении серы в озоне SO3 является основным продуктом: S + O3 = SO3
SO3 , в отличие от SO2 , не является газом, и объем газообразных продуктов должен уменьшаться.
Следовательно, строго решить задачу при сжигании серы невозможно.
9-6. 1) 5 C2H6O + 12 HNO3 = 10 CO2 + 21 H2O + 6 N2
Такую реакцию лучше уравнивать по кислородному балансу:
2 HNO3 = H2O + N2 + 5 [O]
C2H6O + 6 [O] = 2 CO2 + 3H2O
Первое уравнение умножаем на 6, второе – на 5.
2) 5 C2H6O + 12 HNO3 = 10 CO2 + 21 H2O + 6 N2
230 756
При 00С и 1 атм из (230 + 756) = 986 г топлива получится газов (если воду считать паром):
22,4*10 + 22,4*21 + 22,4*6 = 828,8 л .
При повышении температуры объем газа увеличивается пропорционально абсолютной температуре (в градусах Кельвина). 10920С соответствует (1092 + 273) = 1365 К, или в 1365/273 = 5 раз больше, чем при н.у.
Следовательно, из 986 г топлива при 10920С выделится 4144 л газов, а из 10 кг:
4144*(10000/986) = 42028 л газов
Похожие темы
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42