Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
8-1. Из курса математики Вам знакомо понятие "признак". Например, признак равенства треугольников гласит: "Если все стороны двух треугольников равны, то треугольники равны". Понятие "признак" является "необходимым и достаточным", то есть, обратное утверждение тоже верно: "У равных треугольников все три стороны равны". В химии тоже существует понятие признака. Вы знаете признаки протекания химической реакции. Это а) изменение окраски; б) выпадение (растворение) осадка; в) выделение газа; г) выделение (поглощение) энергии в виде тепла или света. А. Для каждого признака приведите пример реакции, протекающей так, что его можно наблюдать (с уравнением). Б. Являются признаки протекания химической реакции "необходимыми и достаточными" (т.е. наблюдение одного или нескольких из этих явлений однозначно свидетельствует о протекании реакции)? Ответ поясните (можно просто привести примеры).
8-2. Студент Иванов нашел у себя на чердаке американские монеты достоинством 5 долларов чеканки 1885 года из золота 18-тикаратной пробы. Каждая монета весила 15 г. Приятель-коллекционер предложил Иванову по 200$ за каждую монету. Иванов решил оценить, сколько стоит золото, содержащееся в этих монетах. А. Покрывает ли плата, предложенная коллекционером стоимость золота, содержащегося в монете? Б. Сколько атомов золота содержится в одной монетке?
В. Сколько долларов стоит 1 атом золота (если исходить из биржевой стоимости золота)?
Для справок. Проба показывает массовую долю золота в сплаве. В России использовали тысячную пробу (массу золота в 1 кг сплава). Например, 950 проба показывала, что в 1000 г сплава содержится 950 г золота. В США пользовались каратной пробой (в ней проба 24 соответствовала Российской пробе 1000). 1 унция золота соответствует 31,1035 г и стоит на бирже 518$.
8-3. В химической лаборатории есть любое оборудование и источники энергии. Из реагентов - только дистиллированная вода, поваренная соль (NaCl), песок (SiO2) и уголь. Какие вещества можно синтезировать в этой лаборатории? Напишите уравнения реакций, укажите условия их проведения, опишите возможное применение полученных веществ в быту или промышленности.
8-4. Ниже приведено два примера химических реакций и названия участвующих в них веществ.
SO2Cl2 + 2H2O = H2SO4 + 2HCl SOBr2 + H2O = SO2 + 2HBr
Хлорангидрид серная хлороводородная бромангидрид бромоводородная
серной кислоты кислота кислота сернистой кислоты кислота
Допишите уравнения нижеприведенных реакций, назвав все вещества.
А. SOCl2 + H2O = Б. SO2ClBr + H2O = В. SOClBr + H2O = Г. POCl3 + H2O =
8-5. При прокаливании 10,00 г минерала малахита образовалось 7,21 г оксида меди (II), 0,81 г воды, 1,98 г углекислого газа (оксида углерода (IV)). Массы воды и углекислого газа определяли по увеличению массы поглотительных склянок с растворами серной кислоты и гидроксида натрия.
А. Установите формулу минерала. Б. В каком порядке должны быть расположены эти склянки и почему? В. Напишите уравнения всех упомянутых реакций.
8-6. Как вы знаете, многие металлы способны гореть на воздухе. При этом образуются вещества, которые в XVIII в. назвали "землями", при этом масса "земель" превышала массу металла. Чтобы объяснить это явление, Георг Шталь предложил использовать теорию флогистона. Флогистоном он назвал невесомую субстанцию, которая обретает массу при сжигании веществ. В 80-е годы XVIII в. А.Л. Лавуазье во Франции и независимо от него М.В. Ломоносов в России показали несостоятельность этой теории. А. Какому закону химии, изучаемому в школе, противоречит теория флогистона? Сформулируйте его. Б. За счет чего увеличивается масса металла при сжигании? В. Как Вы думаете, какие опыты нужно провести, чтобы опровергнуть теорию флогистона? Г. Какой класс веществ в XVIII в. называли "землями"?
Решения
8-1. А) Любые уравнения из школьного курса подойдут. Изменение окраски:
Cu(OH)2 CuO + H2O
Выпадение осадка – CuSO4 + 2NaOH=Cu(OH)2 + Na2SO4 выделение энергии — 2H2 + O2 = 2H2O, выделение газа – Zn+2HCl=ZnCl2 + H2
Б) Нет. Ответ очевиден При горении лампочки выделяется энергия, а химическая реакция не идет. При кипении воды выделяется газ, а реакции нет и т.п.
8-2. А) Сначала переведем каратную пробу в тысячную. . Следовательно, в 1000 г сплава содержится 750 г золота. Монета весит 15 г, значит, в ней 0,75*15=11,25 г золота. Это соответствует 11,25/31,1035=0,362 унции золота. Столько золота стоит 0,362*518=187,5 $. Т. е. плата друга покрывает стоимость золота.
Б) В одной монете содержится 11,25 г золота, т.е. 11,25 г/197 г/моль=0,057 моль золота. Что соответствует 0,057*6,02*1023=3,43*1022 атомов.
В) Одна унция золота 31,1035 г содержит 31,1035/197*6,02*1023=9,5*1022 атомов. Она стоит 518 $. Значит, 1 атом стоит 518/9,55e22=5,4*10-21 $.
8-3. Любые разумные уравнения реакции.
8-4.А. SOCl2 + H2O =SO2 +
Б. SO2ClBr + 2 H2O = H2SO4 + HBr +HCl
В. SOClBr + H2O = SO2 + HCl + HBr
Г. POCl3 + 3 H2O = 3HCl + H3PO4 (либо HPO3)
Хлорангидридсернистойкислоты, хлорбромангидридсернистойкислоты, хлорбромангидридсернойкислоты, хлорангидридфосфорнойкислоты, ортофосфорнаякислота/метафософрнаякислота
8-5. Очевидно, что вещество состоит из атомов меди, углерода, кислорода и водорода. Найдем количества веществ: n(CuO)=7.21/(64+16)= 0,090 моль n(H2O)=0,045 моль, n(CO2)= 0,045 моль. Тогда количества моль атомов химических элементов равны: n(Cu)=0.090 моль, n(H)=0.090 моль, n(C)=0.045 моль, n(O)=0,090+0,045+0,090=0,225 моль. Тогда соотношение n(Cu):n(H):n(C):n(O)=2:2:1:5. Состав Cu2H2CO5. Тем, кто написал формулу Cu2(OH)2CO3 — бонус.
Cu2(OH)2CO3=2CuO + H2O + CO2
CO2 + 2NaOH= Na2CO3 + H2O.
8-6. А) Теория флогистона противоречит закону сохранения массы: "Масса веществ, вступивших в реакцию равна массе образовавшихся в ней веществ"
Б) Масса металла увеличивается за счет поглощения кислорода из воздуха. За ответ "поглощение воздуха".
В) За любой разумный вариант (сжигание металла в запаянной колбе и т.п.).
Г) Оксиды.
8-2. Студент Иванов нашел у себя на чердаке американские монеты достоинством 5 долларов чеканки 1885 года из золота 18-тикаратной пробы. Каждая монета весила 15 г. Приятель-коллекционер предложил Иванову по 200$ за каждую монету. Иванов решил оценить, сколько стоит золото, содержащееся в этих монетах. А. Покрывает ли плата, предложенная коллекционером стоимость золота, содержащегося в монете? Б. Сколько атомов золота содержится в одной монетке?
В. Сколько долларов стоит 1 атом золота (если исходить из биржевой стоимости золота)?
Для справок. Проба показывает массовую долю золота в сплаве. В России использовали тысячную пробу (массу золота в 1 кг сплава). Например, 950 проба показывала, что в 1000 г сплава содержится 950 г золота. В США пользовались каратной пробой (в ней проба 24 соответствовала Российской пробе 1000). 1 унция золота соответствует 31,1035 г и стоит на бирже 518$.
8-3. В химической лаборатории есть любое оборудование и источники энергии. Из реагентов - только дистиллированная вода, поваренная соль (NaCl), песок (SiO2) и уголь. Какие вещества можно синтезировать в этой лаборатории? Напишите уравнения реакций, укажите условия их проведения, опишите возможное применение полученных веществ в быту или промышленности.
8-4. Ниже приведено два примера химических реакций и названия участвующих в них веществ.
SO2Cl2 + 2H2O = H2SO4 + 2HCl SOBr2 + H2O = SO2 + 2HBr
Хлорангидрид серная хлороводородная бромангидрид бромоводородная
серной кислоты кислота кислота сернистой кислоты кислота
Допишите уравнения нижеприведенных реакций, назвав все вещества.
А. SOCl2 + H2O = Б. SO2ClBr + H2O = В. SOClBr + H2O = Г. POCl3 + H2O =
8-5. При прокаливании 10,00 г минерала малахита образовалось 7,21 г оксида меди (II), 0,81 г воды, 1,98 г углекислого газа (оксида углерода (IV)). Массы воды и углекислого газа определяли по увеличению массы поглотительных склянок с растворами серной кислоты и гидроксида натрия.
А. Установите формулу минерала. Б. В каком порядке должны быть расположены эти склянки и почему? В. Напишите уравнения всех упомянутых реакций.
8-6. Как вы знаете, многие металлы способны гореть на воздухе. При этом образуются вещества, которые в XVIII в. назвали "землями", при этом масса "земель" превышала массу металла. Чтобы объяснить это явление, Георг Шталь предложил использовать теорию флогистона. Флогистоном он назвал невесомую субстанцию, которая обретает массу при сжигании веществ. В 80-е годы XVIII в. А.Л. Лавуазье во Франции и независимо от него М.В. Ломоносов в России показали несостоятельность этой теории. А. Какому закону химии, изучаемому в школе, противоречит теория флогистона? Сформулируйте его. Б. За счет чего увеличивается масса металла при сжигании? В. Как Вы думаете, какие опыты нужно провести, чтобы опровергнуть теорию флогистона? Г. Какой класс веществ в XVIII в. называли "землями"?
Решения
8-1. А) Любые уравнения из школьного курса подойдут. Изменение окраски:
Cu(OH)2 CuO + H2O
Выпадение осадка – CuSO4 + 2NaOH=Cu(OH)2 + Na2SO4 выделение энергии — 2H2 + O2 = 2H2O, выделение газа – Zn+2HCl=ZnCl2 + H2
Б) Нет. Ответ очевиден При горении лампочки выделяется энергия, а химическая реакция не идет. При кипении воды выделяется газ, а реакции нет и т.п.
8-2. А) Сначала переведем каратную пробу в тысячную. . Следовательно, в 1000 г сплава содержится 750 г золота. Монета весит 15 г, значит, в ней 0,75*15=11,25 г золота. Это соответствует 11,25/31,1035=0,362 унции золота. Столько золота стоит 0,362*518=187,5 $. Т. е. плата друга покрывает стоимость золота.
Б) В одной монете содержится 11,25 г золота, т.е. 11,25 г/197 г/моль=0,057 моль золота. Что соответствует 0,057*6,02*1023=3,43*1022 атомов.
В) Одна унция золота 31,1035 г содержит 31,1035/197*6,02*1023=9,5*1022 атомов. Она стоит 518 $. Значит, 1 атом стоит 518/9,55e22=5,4*10-21 $.
8-3. Любые разумные уравнения реакции.
8-4.А. SOCl2 + H2O =SO2 +
Б. SO2ClBr + 2 H2O = H2SO4 + HBr +HCl
В. SOClBr + H2O = SO2 + HCl + HBr
Г. POCl3 + 3 H2O = 3HCl + H3PO4 (либо HPO3)
Хлорангидридсернистойкислоты, хлорбромангидридсернистойкислоты, хлорбромангидридсернойкислоты, хлорангидридфосфорнойкислоты, ортофосфорнаякислота/метафософрнаякислота
8-5. Очевидно, что вещество состоит из атомов меди, углерода, кислорода и водорода. Найдем количества веществ: n(CuO)=7.21/(64+16)= 0,090 моль n(H2O)=0,045 моль, n(CO2)= 0,045 моль. Тогда количества моль атомов химических элементов равны: n(Cu)=0.090 моль, n(H)=0.090 моль, n(C)=0.045 моль, n(O)=0,090+0,045+0,090=0,225 моль. Тогда соотношение n(Cu):n(H):n(C):n(O)=2:2:1:5. Состав Cu2H2CO5. Тем, кто написал формулу Cu2(OH)2CO3 — бонус.
Cu2(OH)2CO3=2CuO + H2O + CO2
CO2 + 2NaOH= Na2CO3 + H2O.
8-6. А) Теория флогистона противоречит закону сохранения массы: "Масса веществ, вступивших в реакцию равна массе образовавшихся в ней веществ"
Б) Масса металла увеличивается за счет поглощения кислорода из воздуха. За ответ "поглощение воздуха".
В) За любой разумный вариант (сжигание металла в запаянной колбе и т.п.).
Г) Оксиды.
Похожие темы
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42