Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11 класс
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11 класс
11-1. Определите брутто-формулу углеводорода, который имеет плотность по водороду меньше 75 и содержит 87,27% углерода по массе. Предложите строение этого углеводорода, если известно, что он имеет в своей структуре только вторичные и третичные атомы углерода и как минимум два шестичленных цикла. Сколько различных монохлорпроизводных образуется при его неселективном радикальном хлорировании на свету?
11-2. Определите сколько тепла выделится при образовании 1 моль бромоводорода по реакции:
H2(газ) + Br2(раствор) = 2HBr(раствор), если известно, что:
2KBr(раствор) + Cl2(газ) = 2KCl(раствор) + Br2(раствор) + 92,9 кДж
b) H2(газ) + Cl2(газ) = 2HCl(раствор) + 333,6 кДж
c) KOH(раствор) + HCl(раствор) = KCl(раствор) + H2O + 55,8 кДж
d) KOH(раствор) + HBr(раствор) = KBr(раствор) + H2O + 55,8 кДж
Все данные приведены для реакций при одинаковой температуре и давлении.
Объясните, почему в реакциях с) и d) выделяется одинаковое количество тепла.
11-3. В вашем распоряжении имеются три монеты – железная, медная и золотая; водный раствор FeCl3, кварцевые стаканы и дистиллированная вода. Кратко опишите последовательность действий позволяющих покрыть железную и золотую монету слоем меди. Приведите уравнения реакций.
11-4. В ходе вьетнамской войны американская армия применяла гербицид 2,4,5-T, который вызывал опадение листьев в джунглях. Вещество 2,4,5-T синтезировали из основного продукта реакции бензола с избытком хлора в присутствии FeCl3 – вещества X. Обработка X гидроксидом натрия при 150 °С приводит к веществу Y состава С6H2Cl3NaO. Однако, как было обнаружено позднее, эта реакция дает еще и соединение Z состава С12H4Cl4O2. Примесь Z в гербициде привела впоследствии к массовой гибели солдат американской армии от рака. Приведите структурные формулы веществ X, Y, Z. Предложите структуру гербицида 2,4,5-Т, если известно, что он получается при реакции Y c хлоруксусной кислотой.Расшифруйте аббревиатуру 2,4,5-Т и приведите тривиальное название вещества Z.
11-5. При нагревании 1,000 грамма некоторой соли образуется три оксида: твердый (0,878 г), жидкий (0,0354 г) и газообразный (0,0866 г) (агрегатное состояние приведено для 25°С и 1 атм). С помощью расчетов определите формулу соли и напишите реакцию ее разложения.
11-6.Расшифруйте цепочку превращений (приведите структурные формулы конечного продукта и промежуточных веществ). Изобразите возможное пространственное строение конечного продукта синтеза (C8H16BrLiO4). Предложите метод превращения C8H16BrLiO4 в соединение C8H16O4, которое обладает таким же углеродным скелетом.
Решения
11-1.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Определим молярную массу искомого углеводорода: n*12,01/0,8727 = n*13,75, где n = число атомов углерода, что соответствует простейшей формуле C4H7. При условии, что плотность паров вещества по водороду меньше 75, единственной подходящей брутто-формулой является C8H14. Для того, чтобы получить структурную формулу углеводорода с таким составом, содержащим два шестичленных цикла, невозможно ограничиться рассмотрением плоских структур. Решением задачи является 2,2,2-бициклооктан (см. рис). При неселективном радикальном хлорировании на свету он образует два изомерных монохлорпроизводных одно из которых может существовать в виде двух энантиомеров.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11-2.
Согласно закону Гесса тепловой эффект реакции может быть представлен в виде суммы нескольких тепловых эффектов. В данном случае при суммировании уравнений следующим образом "−2d+2c+b−a" получается искомая реакция:
H2(газ) + Br2(раствор) = 2HBr(раствор) и ее тепловой эффект 240,7 кДж
На один моль HBr тепловой эффект составляет 120,4 кДж. В реакциях с) и d) выделяется одинаковое количество тепла, так как они имеют одинаковое сокращенное ионное уравнение: H+ + OH− = H2O.
11-3.
Для переведения меди в раствор следует воспользоваться реакцией: FeCl3 + Cu = FeCl2 + CuCl2. Дальнейшее опускание в этот раствор железной монеты приводит к вытеснению меди из CuCl2 (согласно ряду активности металлов) и осаждению ее на монете по уравнению: Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu. Для того, чтобы покрыть медью золотую монету необходимо опустить ее в раствор вместе с железной так, чтобы они касались ребром. При этом образуется гальванический элемент Au/Fe и железо окисляясь переходит в раствор, а медь восстанавливаясь осаждается на золоте.
11-4.
Исходя из состава и метода получения логично предположить, что вещество Y является трихлорзамещенным фенолятом натрия. Положения атомов хлора 2,4,5 определяются либо по названию 2,4,5-T, либо по строению вещества X, которое очевидно является тетрахлорбензолом. При последовательном хлорировании бензола, согласно правилам ароматического замещения должен преимущественно образовываться 1,2,4,5-изомер. Состав вещества Z указывает на наличие в нем двух бензольных колец, в каждом из которых находится 2 хлорных заместителя. Легко заметить, что состав Z можно получить при удвоении состава Y и вычитании 2 NaCl, исходя из чего строится структурная формула Z. Тривиальное название этого вещества - диоксин, один из сильнейших ядов и канцерогенов. Структурная формула 2,4,5-T получается замещением атома хлора в хлоруксусной кислоте на радикал Y.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11-5.
Наиболее вероятным жидким оксидом является вода. Исходя из этого определим молярную массу газообразного оксида: 0,0866/(0,0354/18) = 44. Наиболее вероятный оксид с такой массой - CO2. Тогда первоначальная соль является основным карбонатом тяжелого металла, разлагающимся по уравнению: (MOH)2CO3 = 2MO + H2O + CO2 (для двухвалентного металла). Определим молярную массу оксида металла: 0,878/(0,0354/18) = 446,4*n. В случае двухвалентного металла n (соотношение между коэффициентами перед водой и оксидом металла в уравнении разложения соли) составляет 0,5. Получаем молярную массу оксида металла 223,2, которая соответствует PbO. Ответ:
(PbOH)2CO3 = 2PbO + H2O + CO2
11-6.
Целевое вещество - соль LiBr с 12-краун-эфиром-4. Выделить чистый краун-эфир можно с помощью электролиза раствора или (что существенно хуже) с помощью переведения Li в нерастворимые соли.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11-2. Определите сколько тепла выделится при образовании 1 моль бромоводорода по реакции:
H2(газ) + Br2(раствор) = 2HBr(раствор), если известно, что:
2KBr(раствор) + Cl2(газ) = 2KCl(раствор) + Br2(раствор) + 92,9 кДж
b) H2(газ) + Cl2(газ) = 2HCl(раствор) + 333,6 кДж
c) KOH(раствор) + HCl(раствор) = KCl(раствор) + H2O + 55,8 кДж
d) KOH(раствор) + HBr(раствор) = KBr(раствор) + H2O + 55,8 кДж
Все данные приведены для реакций при одинаковой температуре и давлении.
Объясните, почему в реакциях с) и d) выделяется одинаковое количество тепла.
11-3. В вашем распоряжении имеются три монеты – железная, медная и золотая; водный раствор FeCl3, кварцевые стаканы и дистиллированная вода. Кратко опишите последовательность действий позволяющих покрыть железную и золотую монету слоем меди. Приведите уравнения реакций.
11-4. В ходе вьетнамской войны американская армия применяла гербицид 2,4,5-T, который вызывал опадение листьев в джунглях. Вещество 2,4,5-T синтезировали из основного продукта реакции бензола с избытком хлора в присутствии FeCl3 – вещества X. Обработка X гидроксидом натрия при 150 °С приводит к веществу Y состава С6H2Cl3NaO. Однако, как было обнаружено позднее, эта реакция дает еще и соединение Z состава С12H4Cl4O2. Примесь Z в гербициде привела впоследствии к массовой гибели солдат американской армии от рака. Приведите структурные формулы веществ X, Y, Z. Предложите структуру гербицида 2,4,5-Т, если известно, что он получается при реакции Y c хлоруксусной кислотой.Расшифруйте аббревиатуру 2,4,5-Т и приведите тривиальное название вещества Z.
11-5. При нагревании 1,000 грамма некоторой соли образуется три оксида: твердый (0,878 г), жидкий (0,0354 г) и газообразный (0,0866 г) (агрегатное состояние приведено для 25°С и 1 атм). С помощью расчетов определите формулу соли и напишите реакцию ее разложения.
11-6.Расшифруйте цепочку превращений (приведите структурные формулы конечного продукта и промежуточных веществ). Изобразите возможное пространственное строение конечного продукта синтеза (C8H16BrLiO4). Предложите метод превращения C8H16BrLiO4 в соединение C8H16O4, которое обладает таким же углеродным скелетом.
Решения
11-1.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Определим молярную массу искомого углеводорода: n*12,01/0,8727 = n*13,75, где n = число атомов углерода, что соответствует простейшей формуле C4H7. При условии, что плотность паров вещества по водороду меньше 75, единственной подходящей брутто-формулой является C8H14. Для того, чтобы получить структурную формулу углеводорода с таким составом, содержащим два шестичленных цикла, невозможно ограничиться рассмотрением плоских структур. Решением задачи является 2,2,2-бициклооктан (см. рис). При неселективном радикальном хлорировании на свету он образует два изомерных монохлорпроизводных одно из которых может существовать в виде двух энантиомеров.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11-2.
Согласно закону Гесса тепловой эффект реакции может быть представлен в виде суммы нескольких тепловых эффектов. В данном случае при суммировании уравнений следующим образом "−2d+2c+b−a" получается искомая реакция:
H2(газ) + Br2(раствор) = 2HBr(раствор) и ее тепловой эффект 240,7 кДж
На один моль HBr тепловой эффект составляет 120,4 кДж. В реакциях с) и d) выделяется одинаковое количество тепла, так как они имеют одинаковое сокращенное ионное уравнение: H+ + OH− = H2O.
11-3.
Для переведения меди в раствор следует воспользоваться реакцией: FeCl3 + Cu = FeCl2 + CuCl2. Дальнейшее опускание в этот раствор железной монеты приводит к вытеснению меди из CuCl2 (согласно ряду активности металлов) и осаждению ее на монете по уравнению: Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu. Для того, чтобы покрыть медью золотую монету необходимо опустить ее в раствор вместе с железной так, чтобы они касались ребром. При этом образуется гальванический элемент Au/Fe и железо окисляясь переходит в раствор, а медь восстанавливаясь осаждается на золоте.
11-4.
Исходя из состава и метода получения логично предположить, что вещество Y является трихлорзамещенным фенолятом натрия. Положения атомов хлора 2,4,5 определяются либо по названию 2,4,5-T, либо по строению вещества X, которое очевидно является тетрахлорбензолом. При последовательном хлорировании бензола, согласно правилам ароматического замещения должен преимущественно образовываться 1,2,4,5-изомер. Состав вещества Z указывает на наличие в нем двух бензольных колец, в каждом из которых находится 2 хлорных заместителя. Легко заметить, что состав Z можно получить при удвоении состава Y и вычитании 2 NaCl, исходя из чего строится структурная формула Z. Тривиальное название этого вещества - диоксин, один из сильнейших ядов и канцерогенов. Структурная формула 2,4,5-T получается замещением атома хлора в хлоруксусной кислоте на радикал Y.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11-5.
Наиболее вероятным жидким оксидом является вода. Исходя из этого определим молярную массу газообразного оксида: 0,0866/(0,0354/18) = 44. Наиболее вероятный оксид с такой массой - CO2. Тогда первоначальная соль является основным карбонатом тяжелого металла, разлагающимся по уравнению: (MOH)2CO3 = 2MO + H2O + CO2 (для двухвалентного металла). Определим молярную массу оксида металла: 0,878/(0,0354/18) = 446,4*n. В случае двухвалентного металла n (соотношение между коэффициентами перед водой и оксидом металла в уравнении разложения соли) составляет 0,5. Получаем молярную массу оксида металла 223,2, которая соответствует PbO. Ответ:
(PbOH)2CO3 = 2PbO + H2O + CO2
11-6.
Целевое вещество - соль LiBr с 12-краун-эфиром-4. Выделить чистый краун-эфир можно с помощью электролиза раствора или (что существенно хуже) с помощью переведения Li в нерастворимые соли.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Похожие темы
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42