Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
Участников: 3
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
10-1. Качественная реакция на альдегиды — реакция серебряного зеркала — представляет собой взаимодействие альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра.
1. Какие химические неточности содержатся в названии "аммиачный раствор оксида серебра?". Что в действительности представляет собой этот реактив?
2. Неизвестный альдегид маccой 1,5 г ввели в реакцию с избытком аммиачного раствора оксида серебра. При этом было получено 21,6 г металлического серебра. Какой альдегид был взят?
10-2. Одинаковые навески двух веществ — соединений одного и того же металла с кислородом и с водородом — полностью прореагировали с водой с образованием растворов 1 и 2. На нейтрализацию раствора 1 израсходовано в 1,625 раз больше соляной кислоты, чем на нейтрализацию раствора 2. Определите неизвестный металл и напишите уравнения упомянутых реакций.
10-3. Предложите химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения и выделить все указанные вещества в индивидуальном виде. Каждая стрелка может соответствовать как одной стадии, так и нескольким.
NH3 NO HNO3 (NH4)2SO4 NH4Cl N2
10-4.В лаборатории стоят пять колб с водными растворами различных веществ. На каждой колбе имеется этикетка с названием. На первой колбе написано "иодид калия", на второй – "карбонат калия", на третьей – "соляная кислота", на четвертой – "хлорид меди" и на пятой – "гидроксид бария". К сожалению, этикетки перепутаны, так что ни один из растворов не подписан правильно. При сливании раствора из первой колбы с раствором из второй колбы выделяется газ, а при сливании содержимого первой колбы с содержимым третьей колбы образуется белый осадок.
1. Какие растворы в действительности находятся в каждой из колб?
2. Напишите уравнения реакций, упомянутых в условии.
3. Какие еще реакции можно провести между указанными веществами?
10-5.Газообразный тритий T2подвергается радиоактивному b-распаду с образованием газообразного гелия (изотопа 3He). Во сколько раз изменится давление в сосуде по истечении двух периодов полураспада трития? Температуру считать постоянной.
10-6. Вещество А состава C3H6Br2 ввели в реакцию с избытком спиртового раствора гидроксида калия при нагревании. При этом был получен углеводород Б, который вступает в реакцию с водой в присутствии соли ртути с образованием вещества В. При нагревании вещества Б с активированным углем при 600°С выделено два изомерных углеводорода Г и Д. При бромировании в присутствии хлорида железа(III) вещество Г образует одно монобромпроизводное, а Д — три монобромпроизводных. Определите строение веществ А—Д, напишите уравнения упомянутых реакций. Какие изомеры возможны для вещества А?
Решения
10-1
а. Реактив готовят обычно растворением нитрата серебра в водном растворе аммиака, то есть слова "аммиачный раствор" не соответствуют действительности, так как растворителем является вода.
В растворе также находится не оксид серебра, а комплексное соединение: [Ag(NH3)2]OH
б. RCHO + 2 [Ag(NH3)2]OH = RCOONH4 + 2 Ag + 3 NH3 + H2O
расчет: 21,6 г серебра составляют 0,2 моль. Значит альдегида было взято 0,1 моль. Таким образом, его молярная масса 1,5 ? 10 = 15. Очевидно, что такого не может быть.
Остается предположить, что речь идет о формальдегиде, который окисляется по обеим карбонильным группам
HCHO + 4 [Ag(NH3)2]OH = (NH4)2CO3 + 6 NH3 + 2 H2O + 4 Ag
Проверим предположение: 0,2 моль серебра получается из 0,05 моль формальдегида. Тогда его молярная масса должна составить 30 г/моль, что соответствует условию.
10-2.
Условно считаем металл одновалентным, т.е. определяем эквивалент
MH R MOH, MOH + HCl = MCl + H2O
0,5 M2O R MOH, MOH + HCl = MCl + H2O
Расчет: определяем массу HCl (у) на m г оксида металла. Пусть х - атомная масса металла.
Тогда (х + / m = 36,5 / y y = 36,5 m /(x + .
Аналогично для гидрида металла
(х + 1) / m = 36,5 / 1,625 y y = 36,5 m /1,625 (x + 1).
Решение системы относительно х дает 10,2 - такого металла не существует.
Остается предположить, что соединение с кислородом является не оксидом, а пероксидом. Тогда 0,5 M2O2RMOH, MOH + HCl = MCl + H2O
Тогда (х + 16) / m = 36,5 / y y = 36,5 m /(x + 16), y = 36,5 m /1,625 (x + 1).
Решение дает х = 23, неизвестный металл - натрий.
Уравнения реакций
NaH + H2O = NaOH + H2
Na2O2 + H2O = оцениваются любые разумные продукты - H2O2 или О2.
10-3.
NH3R NO RHNO3R (NH4)2SO4 R NH4Cl RN2
(1) 1 стадия, окисление с кат.
(2) 1-2 стадии
(3) Mg + HNO3 = NH4NO3 + Mg(NO3)2
NH4NO3 + NaOH = NH3 + NaNO3
2 NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4
(4) (NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 NH4Cl
(5) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
4 NH3 + 3 O2 = 2 N2 + 6 H2O
10-4.
(1) колба 1 + колба 2 = газ.
Газ образуется только при реакции карбоната с кислотой.
Значит первая и вторая колбы - это карбонат калия и соляная кислота. При этом карбонат калия не может находиться во второй колбе, так как на ней написано "карбонат калия", а все надписи не соответствуют действительности.
Поэтому карбонат калия находится в первой колбе, а соляная кислота - во второй.
колба 1 + колба 3 = белый осадок.
K2CO3 + колба 3 = белый осадок.
Единственный возможный вариант для третьей колбы - гидроксид бария (CuCl2 образует с карбонатом зеленый осадок, а иодид калия не образует с ним осадка).
Надписи на четвертой и пятой колбе остается просто поменять местами, так как все растворы подписаны неправильно.
Таким образом, мы получили.
1. K2CO3, 2. HCl, 3. Ba(OH)2, 4. KI, 5. CuCl2
(2) Реакции, упомянутые в условии: K2CO3 + 2 HCl = 2 KCl+ H2O + CO2,
K2CO3 + Ba(OH)2 = BaCO3 + 2 KOH
(3) Кроме того, указанные вещества могут вступать в следующие реакции:
2 CuCl2 + 2 K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + 4 KCl + CO2
Ba(OH)2 + 2 HCl = BaCl2 + 2 H2O
CuCl2 +Ba(OH)2 = Cu(OH)2 + BaCl2
2 CuCl2 + 4 KI = 2 CuI + I2 + 4 KCl
10-5.
T2 R 2 3He + b
Пусть N исходное число молекул трития.
При распаде образуется 2N молекул газа. За один период полураспада распадается N/2 молекул и получается N/2 ? 2 = N (Всего в смеси находится N/2 + N молекул) После второго периода полураспада снова распадается половина имеющегося трития, т.е. N/4. Остается N/4 молекул трития. Получается N/2 молекул гелия. Общее число молекул в смеси N/4 + N + N/2 = 7/4 N. Давление увеличилось в 7/4 раза.
10-6.
Судя по реакции с водой в присутствии солей ртути, углеводород Б содержит тройную связь. Следующая реакция представляет собой тримеризацию, при которой образуется бензольное кольцо. Всю схему реакций можно изобразить следующим образом:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Возможные изомеры вещества А, которые при отщеплении способны дать углеводород Б:
CHBr2-CH2-CH3 и CH2Br-CHBr-CH3
1. Какие химические неточности содержатся в названии "аммиачный раствор оксида серебра?". Что в действительности представляет собой этот реактив?
2. Неизвестный альдегид маccой 1,5 г ввели в реакцию с избытком аммиачного раствора оксида серебра. При этом было получено 21,6 г металлического серебра. Какой альдегид был взят?
10-2. Одинаковые навески двух веществ — соединений одного и того же металла с кислородом и с водородом — полностью прореагировали с водой с образованием растворов 1 и 2. На нейтрализацию раствора 1 израсходовано в 1,625 раз больше соляной кислоты, чем на нейтрализацию раствора 2. Определите неизвестный металл и напишите уравнения упомянутых реакций.
10-3. Предложите химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения и выделить все указанные вещества в индивидуальном виде. Каждая стрелка может соответствовать как одной стадии, так и нескольким.
NH3 NO HNO3 (NH4)2SO4 NH4Cl N2
10-4.В лаборатории стоят пять колб с водными растворами различных веществ. На каждой колбе имеется этикетка с названием. На первой колбе написано "иодид калия", на второй – "карбонат калия", на третьей – "соляная кислота", на четвертой – "хлорид меди" и на пятой – "гидроксид бария". К сожалению, этикетки перепутаны, так что ни один из растворов не подписан правильно. При сливании раствора из первой колбы с раствором из второй колбы выделяется газ, а при сливании содержимого первой колбы с содержимым третьей колбы образуется белый осадок.
1. Какие растворы в действительности находятся в каждой из колб?
2. Напишите уравнения реакций, упомянутых в условии.
3. Какие еще реакции можно провести между указанными веществами?
10-5.Газообразный тритий T2подвергается радиоактивному b-распаду с образованием газообразного гелия (изотопа 3He). Во сколько раз изменится давление в сосуде по истечении двух периодов полураспада трития? Температуру считать постоянной.
10-6. Вещество А состава C3H6Br2 ввели в реакцию с избытком спиртового раствора гидроксида калия при нагревании. При этом был получен углеводород Б, который вступает в реакцию с водой в присутствии соли ртути с образованием вещества В. При нагревании вещества Б с активированным углем при 600°С выделено два изомерных углеводорода Г и Д. При бромировании в присутствии хлорида железа(III) вещество Г образует одно монобромпроизводное, а Д — три монобромпроизводных. Определите строение веществ А—Д, напишите уравнения упомянутых реакций. Какие изомеры возможны для вещества А?
Решения
10-1
а. Реактив готовят обычно растворением нитрата серебра в водном растворе аммиака, то есть слова "аммиачный раствор" не соответствуют действительности, так как растворителем является вода.
В растворе также находится не оксид серебра, а комплексное соединение: [Ag(NH3)2]OH
б. RCHO + 2 [Ag(NH3)2]OH = RCOONH4 + 2 Ag + 3 NH3 + H2O
расчет: 21,6 г серебра составляют 0,2 моль. Значит альдегида было взято 0,1 моль. Таким образом, его молярная масса 1,5 ? 10 = 15. Очевидно, что такого не может быть.
Остается предположить, что речь идет о формальдегиде, который окисляется по обеим карбонильным группам
HCHO + 4 [Ag(NH3)2]OH = (NH4)2CO3 + 6 NH3 + 2 H2O + 4 Ag
Проверим предположение: 0,2 моль серебра получается из 0,05 моль формальдегида. Тогда его молярная масса должна составить 30 г/моль, что соответствует условию.
10-2.
Условно считаем металл одновалентным, т.е. определяем эквивалент
MH R MOH, MOH + HCl = MCl + H2O
0,5 M2O R MOH, MOH + HCl = MCl + H2O
Расчет: определяем массу HCl (у) на m г оксида металла. Пусть х - атомная масса металла.
Тогда (х + / m = 36,5 / y y = 36,5 m /(x + .
Аналогично для гидрида металла
(х + 1) / m = 36,5 / 1,625 y y = 36,5 m /1,625 (x + 1).
Решение системы относительно х дает 10,2 - такого металла не существует.
Остается предположить, что соединение с кислородом является не оксидом, а пероксидом. Тогда 0,5 M2O2RMOH, MOH + HCl = MCl + H2O
Тогда (х + 16) / m = 36,5 / y y = 36,5 m /(x + 16), y = 36,5 m /1,625 (x + 1).
Решение дает х = 23, неизвестный металл - натрий.
Уравнения реакций
NaH + H2O = NaOH + H2
Na2O2 + H2O = оцениваются любые разумные продукты - H2O2 или О2.
10-3.
NH3R NO RHNO3R (NH4)2SO4 R NH4Cl RN2
(1) 1 стадия, окисление с кат.
(2) 1-2 стадии
(3) Mg + HNO3 = NH4NO3 + Mg(NO3)2
NH4NO3 + NaOH = NH3 + NaNO3
2 NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4
(4) (NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 NH4Cl
(5) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
4 NH3 + 3 O2 = 2 N2 + 6 H2O
10-4.
(1) колба 1 + колба 2 = газ.
Газ образуется только при реакции карбоната с кислотой.
Значит первая и вторая колбы - это карбонат калия и соляная кислота. При этом карбонат калия не может находиться во второй колбе, так как на ней написано "карбонат калия", а все надписи не соответствуют действительности.
Поэтому карбонат калия находится в первой колбе, а соляная кислота - во второй.
колба 1 + колба 3 = белый осадок.
K2CO3 + колба 3 = белый осадок.
Единственный возможный вариант для третьей колбы - гидроксид бария (CuCl2 образует с карбонатом зеленый осадок, а иодид калия не образует с ним осадка).
Надписи на четвертой и пятой колбе остается просто поменять местами, так как все растворы подписаны неправильно.
Таким образом, мы получили.
1. K2CO3, 2. HCl, 3. Ba(OH)2, 4. KI, 5. CuCl2
(2) Реакции, упомянутые в условии: K2CO3 + 2 HCl = 2 KCl+ H2O + CO2,
K2CO3 + Ba(OH)2 = BaCO3 + 2 KOH
(3) Кроме того, указанные вещества могут вступать в следующие реакции:
2 CuCl2 + 2 K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + 4 KCl + CO2
Ba(OH)2 + 2 HCl = BaCl2 + 2 H2O
CuCl2 +Ba(OH)2 = Cu(OH)2 + BaCl2
2 CuCl2 + 4 KI = 2 CuI + I2 + 4 KCl
10-5.
T2 R 2 3He + b
Пусть N исходное число молекул трития.
При распаде образуется 2N молекул газа. За один период полураспада распадается N/2 молекул и получается N/2 ? 2 = N (Всего в смеси находится N/2 + N молекул) После второго периода полураспада снова распадается половина имеющегося трития, т.е. N/4. Остается N/4 молекул трития. Получается N/2 молекул гелия. Общее число молекул в смеси N/4 + N + N/2 = 7/4 N. Давление увеличилось в 7/4 раза.
10-6.
Судя по реакции с водой в присутствии солей ртути, углеводород Б содержит тройную связь. Следующая реакция представляет собой тримеризацию, при которой образуется бензольное кольцо. Всю схему реакций можно изобразить следующим образом:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Возможные изомеры вещества А, которые при отщеплении способны дать углеводород Б:
CHBr2-CH2-CH3 и CH2Br-CHBr-CH3
Re: Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
Что-то тут не то в картинке по п. 10-6! А нельзя ли поправить, а то дети не поймут?
Reddragon- новичок
- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2010-05-08
Место жительства : Полтава
Возраст : 74
Re: Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 10 класс
Уважаемый,Reddragon.
Досодная оплошность,которую мы уже исправили.
Спасибо за помощь.
Досодная оплошность,которую мы уже исправили.
Спасибо за помощь.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2004/ 2005 уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 11 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии 2005/ 2006уч. год / Городской этап / Задания и решения/ 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42