Яблуновская М. С.Комплексные соединения.Программа элективного курса • 11 клас
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Яблуновская М. С.Комплексные соединения.Программа элективного курса • 11 клас
Комплексные соединения
Программа элективного курса • 11 класс
М.С.ЯБЛУНОВСКАЯ,
учитель химии,
Г.В.КОВАЛЕНКО,
учитель биологии
школы № 5
(г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий
автономный округ)
Пояснительная записка
Данный курс призван восполнить недостаток химических знаний учащихся о комплексных соединениях. Изучение этой темы исключено из школьного курса химии, несмотря на то, что комплексные соединения – наиболее обширный и разнообразный класс неорганических веществ. Кроме того, в биологических системах комплексные соединения являются основной формой действия ионов металлов, выполняющих разнообразные функции. Бывшие выпускники школы, которые на данный момент обучаются в высших учебных заведениях медицинского профиля, отмечают, что на 1-м курсе они испытывают затруднения в изучении комплексных соединений, т.к. имеют очень скудные представления о них.
Предлагаемый курс – межпредметный, рассчитан на учащихся, интересующихся химией и биологией, направлен на углубление и расширение знаний, способствует выработке практических умений в решении задач и написании химических формул комплексных соединений, готовит к сознательному выбору будущей специальности. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении комплексных соединений в различных областях народного хозяйства, в быту, в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников бионеорганической химией, повышает познавательную активность, развивает аналитические способности.
Программа курса рассчитана на 16 ч.
Цели курса. Изучить состав и строение комплексных соединений, их основные свойства, номенклатуру, координационное число, пространственную структуру, роль в биологических системах; развивать у учащихся познавательный интерес к химии, внутреннюю мотивацию учения; ориентировать школьников на сознательный выбор будущей специальности.
Задачи курса. Изучить комплексные соединения; формировать представления о роли комплексных соединений в биологических системах и различных областях народного хозяйства; развивать умения решать задачи по химии; расширять кругозор учащихся; развивать общеучебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы; использовать и развивать межпредметные связи химии с биологией.
Содержательная часть программы
Тема 1. Строение комплексных соединений (1 ч)
Тема 2. Классификация и номенклатура комплексных соединений (3 ч)
Соединения с: а) комплексными катионами; б) комплексными анионами; в) комплексными катионами и анионами.
Тема 3. Равновесие в системах, содержащих комплексные соединения (2 ч)
Диссоциация комплексных соединений. Константа нестойкости.
Тема 4. Решение задач (4 ч)
1. Определение концентрации ионов комплексообразователя в растворах.
2. Вычисление зарядов комплексных ионов.
Тема 5. Комплексные соединения в биологических системах (4 ч)
Комплексные соединения – основная форма присутствия ионов металлов в биологических системах. Функции ионов металлов в живых системах: каталитическая, транспортная, перенос электронов, передача нервных импульсов, регуляторная.
Основные аспекты бионеорганической химии некоторых металлов в биологических системах:
• роль железа и меди в энергетике клетки: металлопорфирины гем – белки, медьсодержащие оксидазы;
• магний и фотосинтез: металлопорфирин хлорофилл;
• фиксация атмосферного азота при помощи нитрогеназы – комплекса белков, содержащих железо и молибден;
• многофункциональные ионы (Co2+, Ca2+, K+, Na+): кобаламин, его производное витамин В12; роль кальция в функционировании костно-мышечной системы и свертывании крови; роль ионов K+ и Na+ в распространении нервных импульсов.
Тема 6. Применение комплексных соединений (2 ч)
Применение комплексных соединений в сельском хозяйстве, производстве минеральных красок, пиротехнике.
Л и т е р а т у р а
Васильев В.П., Кочергина Л.А., Орлова Т.Д. Аналитическая химия. Сборник вопросов, упражнений и задач. М.: Дрофа, 2004; Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия. Ленингр. отд-ние, 1985; Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Высшая школа, 1986; Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Основы неорганической химии. М.: Мир, 1979; Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997; Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986.
Программа элективного курса • 11 класс
М.С.ЯБЛУНОВСКАЯ,
учитель химии,
Г.В.КОВАЛЕНКО,
учитель биологии
школы № 5
(г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий
автономный округ)
Пояснительная записка
Данный курс призван восполнить недостаток химических знаний учащихся о комплексных соединениях. Изучение этой темы исключено из школьного курса химии, несмотря на то, что комплексные соединения – наиболее обширный и разнообразный класс неорганических веществ. Кроме того, в биологических системах комплексные соединения являются основной формой действия ионов металлов, выполняющих разнообразные функции. Бывшие выпускники школы, которые на данный момент обучаются в высших учебных заведениях медицинского профиля, отмечают, что на 1-м курсе они испытывают затруднения в изучении комплексных соединений, т.к. имеют очень скудные представления о них.
Предлагаемый курс – межпредметный, рассчитан на учащихся, интересующихся химией и биологией, направлен на углубление и расширение знаний, способствует выработке практических умений в решении задач и написании химических формул комплексных соединений, готовит к сознательному выбору будущей специальности. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении комплексных соединений в различных областях народного хозяйства, в быту, в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников бионеорганической химией, повышает познавательную активность, развивает аналитические способности.
Программа курса рассчитана на 16 ч.
Цели курса. Изучить состав и строение комплексных соединений, их основные свойства, номенклатуру, координационное число, пространственную структуру, роль в биологических системах; развивать у учащихся познавательный интерес к химии, внутреннюю мотивацию учения; ориентировать школьников на сознательный выбор будущей специальности.
Задачи курса. Изучить комплексные соединения; формировать представления о роли комплексных соединений в биологических системах и различных областях народного хозяйства; развивать умения решать задачи по химии; расширять кругозор учащихся; развивать общеучебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы; использовать и развивать межпредметные связи химии с биологией.
Содержательная часть программы
Тема 1. Строение комплексных соединений (1 ч)
Тема 2. Классификация и номенклатура комплексных соединений (3 ч)
Соединения с: а) комплексными катионами; б) комплексными анионами; в) комплексными катионами и анионами.
Тема 3. Равновесие в системах, содержащих комплексные соединения (2 ч)
Диссоциация комплексных соединений. Константа нестойкости.
Тема 4. Решение задач (4 ч)
1. Определение концентрации ионов комплексообразователя в растворах.
2. Вычисление зарядов комплексных ионов.
Тема 5. Комплексные соединения в биологических системах (4 ч)
Комплексные соединения – основная форма присутствия ионов металлов в биологических системах. Функции ионов металлов в живых системах: каталитическая, транспортная, перенос электронов, передача нервных импульсов, регуляторная.
Основные аспекты бионеорганической химии некоторых металлов в биологических системах:
• роль железа и меди в энергетике клетки: металлопорфирины гем – белки, медьсодержащие оксидазы;
• магний и фотосинтез: металлопорфирин хлорофилл;
• фиксация атмосферного азота при помощи нитрогеназы – комплекса белков, содержащих железо и молибден;
• многофункциональные ионы (Co2+, Ca2+, K+, Na+): кобаламин, его производное витамин В12; роль кальция в функционировании костно-мышечной системы и свертывании крови; роль ионов K+ и Na+ в распространении нервных импульсов.
Тема 6. Применение комплексных соединений (2 ч)
Применение комплексных соединений в сельском хозяйстве, производстве минеральных красок, пиротехнике.
Л и т е р а т у р а
Васильев В.П., Кочергина Л.А., Орлова Т.Д. Аналитическая химия. Сборник вопросов, упражнений и задач. М.: Дрофа, 2004; Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия. Ленингр. отд-ние, 1985; Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Высшая школа, 1986; Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Основы неорганической химии. М.: Мир, 1979; Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997; Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Аспицкая А.Ф.Программа элективного курса «История развития химии»
» Ухова Э. Р.Начинающему агроному Программа элективного курса • 9 класс
» Габриелян .С.,Десятниченко О.А. Химия вокруг нас.Программа элективного курса
» Матвеева Л. В.Программа элективного курса "Учимся решать задачи" для 9-х классов
» Ким Н.В. Программа элективного курса. 10 класс.Механизмы реакций в органической химии
» Ухова Э. Р.Начинающему агроному Программа элективного курса • 9 класс
» Габриелян .С.,Десятниченко О.А. Химия вокруг нас.Программа элективного курса
» Матвеева Л. В.Программа элективного курса "Учимся решать задачи" для 9-х классов
» Ким Н.В. Программа элективного курса. 10 класс.Механизмы реакций в органической химии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42