А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(7 часть)
Страница 1 из 1
А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(7 часть)
Продолжение.
Ответы на упражнения, задачи
и контрольные вопросы к главе 3 (окончание)
Урок 24
1. Тепловым эффектом химической реакции называют выделение или поглощение теплоты при химическом превращении.
2. Теплоту, которая выделяется или поглощается в химической реакции, обозначают латинской буквой Q и измеряют в джоулях (Дж) и килоджоулях (кДж).
3. Знак и величина теплового эффекта реакции зависят от энергии (), затрачиваемой на разрыв химических связей в исходных веществах, и энергии (), выделяющейся при образовании новых химических связей в продуктах реакции. Если – > 0, то тепло в реакции выделяется, Q > 0. Численные значения теплового эффекта зависят от следующих факторов: 1) природы реагирующих веществ; 2) массы реагирующих веществ; 3) температуры; 4) агрегатного состояния; 5) аллотропных модификаций реагирующих веществ.
4. В термохимических уравнениях указывают тепловой эффект:
СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О (пар) + 392 кДж.
Тепловые эффекты обычно указывают относительно 1 моль какого-либо исходного вещества или продукта реакции. Стандартной называется температура исходных веществ и продуктов реакции, равная 25 °С.
5. Удельная теплота сгорания топлива – это количество теплоты, выделяющееся при сжигании 1 г топлива.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Гремучий газ объемом 25,2 л получится при смешивании 16,8 л Н2 и 8,4 л О2.
16,8 л Н2 дает х кДж теплоты,
22,4 л Н2 » » 242 кДж теплоты.
Отсюда х = 16,8•242/22,4 = 181,5 кДж.
Урок 25
1. Изотопы водорода – протий 1Н, дейтерий 2Н (D) и тритий 3Н (Т). Они различаются числом нейтронов в ядре: 1Н не содержит нейтронов (n), 2Н имеет 1n, 3Н – 2n. Общее у этих изотопов – одинаковое число (по одному) протонов и электронов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Схема строения
ядер изотопов водорода
2. Водород встречается в природе в виде молекул Н2. Другие простые вещества, имеющие молекулы из двух атомов, – это N2, O2, F2, Cl2, Br2 и I2.
3. Баланс водорода на нашей планете устанавливается следующим образом. Сколько водорода от вулканических газов и химических производств покидает пределы атмосферы и теряется в космосе, столько же и нагнетается с солнечным ветром.
4. Распространенность элемента водорода в земной коре (в составе соединений) по массе – 0,88%, по числу атомов – около 10%.
5. Сложные вещества, содержащие в составе водород: метан СН4, вода Н2О, серная кислота H2SO4, этиловый спирт С2Н5ОН, хлороводород НСl.
6. В молекуле Н2 ковалентная неполярная связь.
7. Для С4Н10 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н) = 17,24%, ответ – б.
8. Один из способов расчета относительной плотности:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2) = [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2)/[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](О2) = 0,090/1,43 = 0,063.
Другой способ:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2) = М(Н2)/М(О2) = 2/32 = 0,063.
Урок 26
1. Zn + H2SO4 (разб.) = ZnSO4 + H2 (замещение),
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
CH4 + O2 = 2H2 + CO2 (замещение).
2. Газы SO2 и H2S можно распознать по запаху: у SO2 – резкий, напоминающий запах хлорки, у H2S – неприятный запах тухлых яиц. Сернистый газ обесцвечивает многие органические красители, например фуксин. Пропуская газы в окрашенный раствор, по исчезновению окраски мы можем определить газ SO2.
3. V(H2) = 3,4 л.
4. V(H2S) = 0,86 л.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Отсюда х = 8,00/22,4 = 0,357 г.
Составим пропорцию:
100 г LiH стоит 900 руб.,
0,357 г LiH » » y руб,
у = 0,357•900/100 = 32 руб.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проведя расчеты по уравнению реакции, найдем: а = 2,86 г Zn, b = 4,3 г H2SO4.
Оценим стоимость реагентов в этой реакции:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответ. Цена 1 л Н2 из LiH (по себестоимости исходных веществ) – 32 руб., а из Zn и
H2SO4 – 2,5 руб.
6. См. предыдущую задачу. При стоимости водорода из баллона 30 руб. за 1 л примерно в 10 раз выгоднее получать его самим (тогда цена за 1 л Н2 3 руб.).
7. m(Zn) = 2,9 г, m(25%-й HCl) = 13 г.
8. Металл – литий Li.
Урок 27
1.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
2. Из-за прочности связи Н–Н.
3. Чтобы испытать водород на чистоту, его собирают в пробирку, перевернутую вверх дном (см. рисунок а в № 13/2007). Легкий водород вытесняет воздух и заполняет пробирку. Далее пробирку, не переворачивая и прикрыв ее отверстие большим пальцем, подносят к горящей спиртовке. Убирают палец и, немного наклонив пробирку, вносят ее в пламя (см. рисунок б). Если при этом раздается «лающий» хлопок, водород содержит примесь кислорода, если же при внесении пробирки в пламя будет слышен глухой хлопок, чистота водорода достаточна.
4. Вода. Водород дороже природного газа.
5. Гремучий газ.
6.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Цифрами на схеме прибора обозначены:
1 – пробирка с раствором кислоты и гранулами цинка;
2 – Г-образная стеклянная трубка;
3 – соединительный резиновый шланг;
4 – стеклянная трубка;
5 – фарфоровая лодочка с порошком CuO;
6 – резиновые пробки со вставленными в них стеклянными трубками;
7 – пробирка для сбора водорода с целью проверки его на чистоту;
8 – спиртовка;
9 – штатив.
7.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
8. V(Н2) = 448 л.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Урок 28
1. О содержании в воде примесей можно судить по ее непрозрачности, наличию цвета, вкуса или запаха. Температуры кипения и замерзания, а также плотность воды, содержащей растворенные вещества, отличаются от соответствующих констант чистой воды. После упаривания раствора соли обнаруживается твердый остаток.
2. Дистиллированной называют воду, очищенную переводом в пар с последующей конденсацией паров в жидкость.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Схема получения дистиллированной воды перегонкой:
1 – колба с исходной водой;
2 – прямой холодильник для конденсации паров воды;
3 – колба для сбора дистиллированной воды;
4 – горелка
3. Вещество должно не разлагаться при нагревании.
4. Жидкости – ацетон, спирт, подсолнечное масло, бензин, ртуть, уксусная кислота.
5. Водородные связи – это силы межмолекулярного притяжения. Они возникают между атомами Н, соединенными с атомами N, О или F одной молекулы, и атомами N, О или F другой молекулы. Например:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Водородные связи показаны точками, это межмолекулярные связи.
6. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2О) (в FeSO4•7Н2О) = 0,45, ответ – б.
7.
a) CuSO4 + 5H2O = CuSO4•5H2O;
б) SO3 + H2O = H2SO4;
в) CaO + H2O = Ca(OH)2.
8.
a) 2H2 + O2 = 2H2O;
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;
в) CuO + H2 = Cu + H2O;
г) Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O.
Урок 29
1. Пресная вода содержит до 5 г соли в 100 г (например, после упаривания). Запасы пресной воды в гидросфере Земли составляют примерно 2%.
Соленая вода содержит от 5 г и более солей в 100 г раствора.
2. Вода – растворитель, в ней растворяются соль и сахар, углекислый газ (газировка) и кислород (им дышат рыбы), акварельные краски, а в мыльной воде – жиры.
Вода – химический реагент: картофель и мясо варят, чтобы они стали съедобными. При варке большие сложные молекулы расщепляются на сравнительно маленькие, удобоваримые.
Вода – разбавитель (сиропов, соков, концентратов).
Вода – терморегулятор: жарким летним днем вода испаряется, при этом она забирает тепло у окружающего воздуха; вечером воздух становится прохладнее, и вода отдает свое тепло воздуху.
Благодаря этому разница дневных и ночных температур невелика.
3. При нагревании растворимость твердых веществ возрастает, а газов – уменьшается.
4.
а) Хорошо растворимые – NaCl, KOH;
б) малорастворимые – CaSO4, Ca(OH)2;
в) нерастворимые – AgCl, BaSO4.
5. Вода – пресная.
6. Области применения воды как:
а) хладагента – в обратных и прямых холодильниках;
б) переносчика теплоты – в батареях парового отопления;
в) моющего средства – при стирке и умывании;
г) растворителя – в напитках, акварельных красках;
д) транспортной артерии – реки, озера, моря и океаны.
Урок 30
1. В печати периодически появляются сообщения о загрязнении воды, возникающем в результате деятельности людей. Например, сброс в реки вод с птицефабрик и свиноферм, прорывы канализации.
Возможные меры по сохранению водных ресурсов – серьезное, бережное отношение к воде как к национальному богатству и достоянию.
2. По причине неудержимого технического прогресса решение проблемы сохранения водных ресурсов весьма затруднительно. Однако это вполне возможно и наглядно проявляется, например, в водоснабжении больших городов.
3. Вода из глубоких артезианских скважин чистая, потому что, проникая на глубину, она проходит через слои естественных почвенных очистителей – песка, глины, гравия. Однако постепенно земные горизонты загрязняются (как фильтры в очистителях воды). В будущем даже глубинные воды могут стать грязными.
4. В дома Москвы вода поступает из водохранилищ на Москва-реке. Из домов использованная вода с канализационными стоками направляется на станции водоочистки. Очищенную воду (она все равно непригодна для питья) опять сливают в реки (ниже по течению от мест водозабора).
5. На производстве используют замкнутые циклы с регенерацией (многократным использованием) воды. Но все равно расход воды в промышленности и в сельском хозяйстве очень велик. Чтобы получить 1 т продукции, расходуются сотни и тысячи тонн воды (на 1 т стали – 150 т воды, 1 т бумаги – 250 т, 1 т химических волокон – до 4000 т воды, 1 т пшеницы – 1500 т).
В химической промышленности воду часто используют как растворитель, например при проведении реакций в растворах. В сельском хозяйстве вода необходима для полива растений, растворения удобрений и средств борьбы с вредителями.
6. Для сохранения водных ресурсов необходима система мер и правил, обязательная как для всего мирового сообщества и государств, так и для районов и каждого человека в отдельности. Надо беречь воду, экономно и умело ею распоряжаться.
Ответы на контрольные вопросы к главе 3
1. Оксид алюминия – Al2O3, оксид меди(II) – CuO, сульфат цинка – ZnSO4, негашеная известь – СаО, гашеная известь – Са(ОН)2, углекислый газ – СО2, серная кислота – H2SO4,
медный купорос – СuSO4•5H2O.
2. Реакцию разложения воды электрическим током можно использовать, если в кабинете есть источник постоянного тока мощностью 20–30 Вт:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Разложение марганцовки – самый неприхотливый (хотя и весьма дорогой) способ получения кислорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При разложении азотной кислоты наряду с кислородом получается едкий газ NO2, такой способ непригоден для получения кислорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Бертолетовой соли KСlО3 из-за ее взрывоопасности, скорее всего, не найдется в лаборатории:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Разложение нитратов – малоэффективный способ, он не дает устойчивого тока кислорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Однако уголь и сера сгорают в расплавленной селитре с выделением большого количества тепла:
С + О2 = СО2,
S + O2 = SO2.
3. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]1(О) (в KMnO4) = 64/158 = 0,405;
2[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](O) (в MnO2) = 32/87 = 0,368;
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]1 > [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]2.
4. В 500 л воды при 20 °С растворяется 22,5 г О2.
5. В 500 л воды Н2О содержится 444 кг связанного элемента кислорода.
6. С + О2 = СО2,
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3,
2Cu + O2 = 2CuO,
CH4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
7. Виды химической связи: О2 и О3 – ковалентная неполярная, Н2О и СО2 – ковалентная полярная, Fe2O3 и CuO – ионная.
8. Аллотропия.
9. При сжигании 5,4 г Al выделится 167,5 кДж теплоты.
10.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Реакции а, б – получение водорода; реакции в, г – его превращения.
11. Использование водорода:
а) получение сложных веществ (НСl, H2S, NH3);
б) получение металлов (Fe, Cu) из их оксидов (Fe2O3, CuO);
в) синтез маргарина из жидких растительных масел; г) топливо.
12. Вода нужна живым клеткам для нормальной жизнедеятельности. Вода растворяет многие вещества и участвует в питании клеток, обмене веществ, выделительных функциях. Вода участвует как исходное вещество в реакциях, происходящих в живых организмах, например при расщеплении белков, жиров и углеводов.
Из воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза получаются углеводы СхНуОz и кислород О2.
Вода – среда обитания рыб, водорослей и др.
Замерзая, вода превращается в лед. Лед легче воды, он покрывает водоемы сверху и не дает им промерзнуть до дна (жизнь в воде зимой не останавливается).
Ответы на упражнения, задачи
и контрольные вопросы к главе 3 (окончание)
Урок 24
1. Тепловым эффектом химической реакции называют выделение или поглощение теплоты при химическом превращении.
2. Теплоту, которая выделяется или поглощается в химической реакции, обозначают латинской буквой Q и измеряют в джоулях (Дж) и килоджоулях (кДж).
3. Знак и величина теплового эффекта реакции зависят от энергии (), затрачиваемой на разрыв химических связей в исходных веществах, и энергии (), выделяющейся при образовании новых химических связей в продуктах реакции. Если – > 0, то тепло в реакции выделяется, Q > 0. Численные значения теплового эффекта зависят от следующих факторов: 1) природы реагирующих веществ; 2) массы реагирующих веществ; 3) температуры; 4) агрегатного состояния; 5) аллотропных модификаций реагирующих веществ.
4. В термохимических уравнениях указывают тепловой эффект:
СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О (пар) + 392 кДж.
Тепловые эффекты обычно указывают относительно 1 моль какого-либо исходного вещества или продукта реакции. Стандартной называется температура исходных веществ и продуктов реакции, равная 25 °С.
5. Удельная теплота сгорания топлива – это количество теплоты, выделяющееся при сжигании 1 г топлива.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Гремучий газ объемом 25,2 л получится при смешивании 16,8 л Н2 и 8,4 л О2.
16,8 л Н2 дает х кДж теплоты,
22,4 л Н2 » » 242 кДж теплоты.
Отсюда х = 16,8•242/22,4 = 181,5 кДж.
Урок 25
1. Изотопы водорода – протий 1Н, дейтерий 2Н (D) и тритий 3Н (Т). Они различаются числом нейтронов в ядре: 1Н не содержит нейтронов (n), 2Н имеет 1n, 3Н – 2n. Общее у этих изотопов – одинаковое число (по одному) протонов и электронов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Схема строения
ядер изотопов водорода
2. Водород встречается в природе в виде молекул Н2. Другие простые вещества, имеющие молекулы из двух атомов, – это N2, O2, F2, Cl2, Br2 и I2.
3. Баланс водорода на нашей планете устанавливается следующим образом. Сколько водорода от вулканических газов и химических производств покидает пределы атмосферы и теряется в космосе, столько же и нагнетается с солнечным ветром.
4. Распространенность элемента водорода в земной коре (в составе соединений) по массе – 0,88%, по числу атомов – около 10%.
5. Сложные вещества, содержащие в составе водород: метан СН4, вода Н2О, серная кислота H2SO4, этиловый спирт С2Н5ОН, хлороводород НСl.
6. В молекуле Н2 ковалентная неполярная связь.
7. Для С4Н10 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н) = 17,24%, ответ – б.
8. Один из способов расчета относительной плотности:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2) = [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2)/[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](О2) = 0,090/1,43 = 0,063.
Другой способ:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2) = М(Н2)/М(О2) = 2/32 = 0,063.
Урок 26
1. Zn + H2SO4 (разб.) = ZnSO4 + H2 (замещение),
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
CH4 + O2 = 2H2 + CO2 (замещение).
2. Газы SO2 и H2S можно распознать по запаху: у SO2 – резкий, напоминающий запах хлорки, у H2S – неприятный запах тухлых яиц. Сернистый газ обесцвечивает многие органические красители, например фуксин. Пропуская газы в окрашенный раствор, по исчезновению окраски мы можем определить газ SO2.
3. V(H2) = 3,4 л.
4. V(H2S) = 0,86 л.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Отсюда х = 8,00/22,4 = 0,357 г.
Составим пропорцию:
100 г LiH стоит 900 руб.,
0,357 г LiH » » y руб,
у = 0,357•900/100 = 32 руб.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проведя расчеты по уравнению реакции, найдем: а = 2,86 г Zn, b = 4,3 г H2SO4.
Оценим стоимость реагентов в этой реакции:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответ. Цена 1 л Н2 из LiH (по себестоимости исходных веществ) – 32 руб., а из Zn и
H2SO4 – 2,5 руб.
6. См. предыдущую задачу. При стоимости водорода из баллона 30 руб. за 1 л примерно в 10 раз выгоднее получать его самим (тогда цена за 1 л Н2 3 руб.).
7. m(Zn) = 2,9 г, m(25%-й HCl) = 13 г.
8. Металл – литий Li.
Урок 27
1.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
2. Из-за прочности связи Н–Н.
3. Чтобы испытать водород на чистоту, его собирают в пробирку, перевернутую вверх дном (см. рисунок а в № 13/2007). Легкий водород вытесняет воздух и заполняет пробирку. Далее пробирку, не переворачивая и прикрыв ее отверстие большим пальцем, подносят к горящей спиртовке. Убирают палец и, немного наклонив пробирку, вносят ее в пламя (см. рисунок б). Если при этом раздается «лающий» хлопок, водород содержит примесь кислорода, если же при внесении пробирки в пламя будет слышен глухой хлопок, чистота водорода достаточна.
4. Вода. Водород дороже природного газа.
5. Гремучий газ.
6.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Цифрами на схеме прибора обозначены:
1 – пробирка с раствором кислоты и гранулами цинка;
2 – Г-образная стеклянная трубка;
3 – соединительный резиновый шланг;
4 – стеклянная трубка;
5 – фарфоровая лодочка с порошком CuO;
6 – резиновые пробки со вставленными в них стеклянными трубками;
7 – пробирка для сбора водорода с целью проверки его на чистоту;
8 – спиртовка;
9 – штатив.
7.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
8. V(Н2) = 448 л.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Урок 28
1. О содержании в воде примесей можно судить по ее непрозрачности, наличию цвета, вкуса или запаха. Температуры кипения и замерзания, а также плотность воды, содержащей растворенные вещества, отличаются от соответствующих констант чистой воды. После упаривания раствора соли обнаруживается твердый остаток.
2. Дистиллированной называют воду, очищенную переводом в пар с последующей конденсацией паров в жидкость.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Схема получения дистиллированной воды перегонкой:
1 – колба с исходной водой;
2 – прямой холодильник для конденсации паров воды;
3 – колба для сбора дистиллированной воды;
4 – горелка
3. Вещество должно не разлагаться при нагревании.
4. Жидкости – ацетон, спирт, подсолнечное масло, бензин, ртуть, уксусная кислота.
5. Водородные связи – это силы межмолекулярного притяжения. Они возникают между атомами Н, соединенными с атомами N, О или F одной молекулы, и атомами N, О или F другой молекулы. Например:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Водородные связи показаны точками, это межмолекулярные связи.
6. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Н2О) (в FeSO4•7Н2О) = 0,45, ответ – б.
7.
a) CuSO4 + 5H2O = CuSO4•5H2O;
б) SO3 + H2O = H2SO4;
в) CaO + H2O = Ca(OH)2.
8.
a) 2H2 + O2 = 2H2O;
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;
в) CuO + H2 = Cu + H2O;
г) Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O.
Урок 29
1. Пресная вода содержит до 5 г соли в 100 г (например, после упаривания). Запасы пресной воды в гидросфере Земли составляют примерно 2%.
Соленая вода содержит от 5 г и более солей в 100 г раствора.
2. Вода – растворитель, в ней растворяются соль и сахар, углекислый газ (газировка) и кислород (им дышат рыбы), акварельные краски, а в мыльной воде – жиры.
Вода – химический реагент: картофель и мясо варят, чтобы они стали съедобными. При варке большие сложные молекулы расщепляются на сравнительно маленькие, удобоваримые.
Вода – разбавитель (сиропов, соков, концентратов).
Вода – терморегулятор: жарким летним днем вода испаряется, при этом она забирает тепло у окружающего воздуха; вечером воздух становится прохладнее, и вода отдает свое тепло воздуху.
Благодаря этому разница дневных и ночных температур невелика.
3. При нагревании растворимость твердых веществ возрастает, а газов – уменьшается.
4.
а) Хорошо растворимые – NaCl, KOH;
б) малорастворимые – CaSO4, Ca(OH)2;
в) нерастворимые – AgCl, BaSO4.
5. Вода – пресная.
6. Области применения воды как:
а) хладагента – в обратных и прямых холодильниках;
б) переносчика теплоты – в батареях парового отопления;
в) моющего средства – при стирке и умывании;
г) растворителя – в напитках, акварельных красках;
д) транспортной артерии – реки, озера, моря и океаны.
Урок 30
1. В печати периодически появляются сообщения о загрязнении воды, возникающем в результате деятельности людей. Например, сброс в реки вод с птицефабрик и свиноферм, прорывы канализации.
Возможные меры по сохранению водных ресурсов – серьезное, бережное отношение к воде как к национальному богатству и достоянию.
2. По причине неудержимого технического прогресса решение проблемы сохранения водных ресурсов весьма затруднительно. Однако это вполне возможно и наглядно проявляется, например, в водоснабжении больших городов.
3. Вода из глубоких артезианских скважин чистая, потому что, проникая на глубину, она проходит через слои естественных почвенных очистителей – песка, глины, гравия. Однако постепенно земные горизонты загрязняются (как фильтры в очистителях воды). В будущем даже глубинные воды могут стать грязными.
4. В дома Москвы вода поступает из водохранилищ на Москва-реке. Из домов использованная вода с канализационными стоками направляется на станции водоочистки. Очищенную воду (она все равно непригодна для питья) опять сливают в реки (ниже по течению от мест водозабора).
5. На производстве используют замкнутые циклы с регенерацией (многократным использованием) воды. Но все равно расход воды в промышленности и в сельском хозяйстве очень велик. Чтобы получить 1 т продукции, расходуются сотни и тысячи тонн воды (на 1 т стали – 150 т воды, 1 т бумаги – 250 т, 1 т химических волокон – до 4000 т воды, 1 т пшеницы – 1500 т).
В химической промышленности воду часто используют как растворитель, например при проведении реакций в растворах. В сельском хозяйстве вода необходима для полива растений, растворения удобрений и средств борьбы с вредителями.
6. Для сохранения водных ресурсов необходима система мер и правил, обязательная как для всего мирового сообщества и государств, так и для районов и каждого человека в отдельности. Надо беречь воду, экономно и умело ею распоряжаться.
Ответы на контрольные вопросы к главе 3
1. Оксид алюминия – Al2O3, оксид меди(II) – CuO, сульфат цинка – ZnSO4, негашеная известь – СаО, гашеная известь – Са(ОН)2, углекислый газ – СО2, серная кислота – H2SO4,
медный купорос – СuSO4•5H2O.
2. Реакцию разложения воды электрическим током можно использовать, если в кабинете есть источник постоянного тока мощностью 20–30 Вт:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Разложение марганцовки – самый неприхотливый (хотя и весьма дорогой) способ получения кислорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При разложении азотной кислоты наряду с кислородом получается едкий газ NO2, такой способ непригоден для получения кислорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Бертолетовой соли KСlО3 из-за ее взрывоопасности, скорее всего, не найдется в лаборатории:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Разложение нитратов – малоэффективный способ, он не дает устойчивого тока кислорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Однако уголь и сера сгорают в расплавленной селитре с выделением большого количества тепла:
С + О2 = СО2,
S + O2 = SO2.
3. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]1(О) (в KMnO4) = 64/158 = 0,405;
2[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](O) (в MnO2) = 32/87 = 0,368;
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]1 > [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]2.
4. В 500 л воды при 20 °С растворяется 22,5 г О2.
5. В 500 л воды Н2О содержится 444 кг связанного элемента кислорода.
6. С + О2 = СО2,
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3,
2Cu + O2 = 2CuO,
CH4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
7. Виды химической связи: О2 и О3 – ковалентная неполярная, Н2О и СО2 – ковалентная полярная, Fe2O3 и CuO – ионная.
8. Аллотропия.
9. При сжигании 5,4 г Al выделится 167,5 кДж теплоты.
10.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Реакции а, б – получение водорода; реакции в, г – его превращения.
11. Использование водорода:
а) получение сложных веществ (НСl, H2S, NH3);
б) получение металлов (Fe, Cu) из их оксидов (Fe2O3, CuO);
в) синтез маргарина из жидких растительных масел; г) топливо.
12. Вода нужна живым клеткам для нормальной жизнедеятельности. Вода растворяет многие вещества и участвует в питании клеток, обмене веществ, выделительных функциях. Вода участвует как исходное вещество в реакциях, происходящих в живых организмах, например при расщеплении белков, жиров и углеводов.
Из воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза получаются углеводы СхНуОz и кислород О2.
Вода – среда обитания рыб, водорослей и др.
Замерзая, вода превращается в лед. Лед легче воды, он покрывает водоемы сверху и не дает им промерзнуть до дна (жизнь в воде зимой не останавливается).
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 38

» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(9 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(часть 2)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(3 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(часть 4)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(14 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(часть 2)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(3 часть)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(часть 4)
» А.Д.Вяземский.Рабочая тетрадь по химии 8 класс(14 часть)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» Программа Изоляция
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728